Программа гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста "Наш край – Уральский регион"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Алексеева Валентина Анатольевна

В настоящее время согласно Закону РФ «Об образовании» воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из главных принципов государственной политики в области образования. Конкретные задачи формирования патриотизма, патриотических чувств и патриотического сознания у граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества определены в Государственной программе Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_grazhdansko.docx24.4 КБ
Office presentation icon programma_gpv.ppt868.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Наш край – Уральский регион» разработана в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом результатов анкетирования родителей воспитанников группы, возрастных особенностей детей.

В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»  отмечен аспект в воспитании подрастающего поколения – низкий уровень этического, гражданско-патриотического развития детей, проблема, связанная с влиянием западной культуры и сети Интернет. В документе говорится о необходимости формирования новой общегосударственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение, а также внедрения современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на создание российской гражданской идентичности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом объем обязательной части должен составлять не менее 60% времени, необходимого для реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а части, формируемой участниками образовательных отношений – не более 40% общего объема. Программа позволяет определить целевые ориентиры, содержание, средства и условия образования, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в части формируемой участниками образовательных отношений основной образовательной программы дошкольного образования каждой дошкольной образовательной организации, и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, создана с опорой на лучшие традиции российского дошкольного образования, что нашло свое отражение в содержании основных направлений (областей) развития детей, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, а также с учетом климатических, демографических условий, национально-культурных традиций народов Среднего Урала.

Воспитание в каждом ребёнке качеств патриота, гражданина становится первоочередной задачей детского сада в современных условиях модернизации образования и инновационной деятельности образовательной организации.

Программа «Наш край – Уральский регион» предназначена для детей 5-7 лет. Реализация Программы рассчитана на 1 год.

Основными компонентами содержания образовательной программы являются: ознакомление с природой и культурой родного края и приобщение к народным традициям; формирование знаний о своей национальной принадлежности; учет региональных (природных, географических и т.д.) и этнических особенностей; использование средств народного воспитания (устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство и т.д.).

К рабочей программе разработаны Приложения.

Актуальность программы

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Актуальность проблемы связана с  выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, представляющего собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, и определяет два таких основных принципа дошкольного образования, как: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей.

Цель программы - воспитание  гражданственности, патриотизма, формирование ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь детей дошкольного возраста, разнообразные виды деятельности.

Подход к разработке части, формируемой участниками образовательного процесса.

В разделе ФГОС дошкольного образования в части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы.

Первый этап. Мониторинг учета образовательных потребностей, интересов и мотивов воспитанников, членов их семей и педагогов.

Второй этап. Реализация программы.

Заключительный этап. Анализ и корректировка.

Для успешной реализации программы и формированию базовых национальных ценностей воспитанников  предусмотрены следующие формы работы:

  • непосредственно-образовательная деятельность;
  • физкультурные и музыкальные занятия;
  • игровая, творческая, проектная  деятельность;
  • беседы, викторины;
  • конкурсы, праздники и развлечения, тематические досуги;
  • рассматривание репродукций картин художников;
  • прослушивание песен;
  • ознакомление с пословицами и поговорками;
  • встречи с интересными людьми, ветеранами;
  • просмотры видеофильмов, презентаций и их обсуждение;
  • самостоятельная деятельность в Центрах;
  • создание коллекций;
  • экскурсии и походы, целевые прогулки, наблюдения в природе.

Работа с родителями.

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Образовательный процесс предполагает вовлеченность семей воспитанников. Старшим членам семьи предоставляется возможность стать участником образовательного процесса в жизнедеятельности дошкольников. В наше время родители имеют много источников для получения информации о воспитании: это педагогическая и психологическая литература, информация с интернета и т.д.

С целью выявления знаний родителей по патриотическому воспитанию, а также повышения заинтересованности в данном вопросе были составлены анкеты.

Родители в ходе анкетирования показали высокий уровень знаний, однако не проявили особого желания знакомить детей с русским героическим эпосом, приобщать к народной культуре. Поэтому информирование, просвещение родителей по этим вопросам – это функция дошкольных учреждений. 

В результате реализации программы:

Ребенок:

  • знает свое имя, фамилию, свой адрес;
  • сформированы представления о родственных отношениях, о родословной;
  • знает название села, района, области, края, страны;
  • называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, 4- 5 улиц;
  • знает и узнает флаг, герб, гимн России;
  • знает  герб, флаг района, области;
  • называет  народные праздники,  игрушки,  предметы быта;
  • умеет играть в русские народные игры, некоторые игры народов Урала;
  • знание фольклора (литературного, музыкального) и умение его использовать в жизни;
  • называет знаменитых земляков, народных умельцев Урала;
  • называет природные богатства России, Урала;
  • знание национально-региональной  культуры;
  • заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей,  умеет договориться со сверстниками,  анализирует поступки;
  • знание и соблюдение норм общества;
  • развитие связной речи, обогащение словаря;
  • активное участие и интерес детей в различных видах деятельности;
  • мониторинг участия детей в конкурсах различного уровня

Воспитатели:

  • Разработка конспектов занятий, досугов и т.д.
  • Разработка и изготовление практического материала по всем видам детской деятельности, дидактических игр, картотек, презентаций, видеоматериала
  • Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников
  • Разработка плана взаимодействия с родителями
  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды
  • Оформление, обобщение и распространение опыта

Родители:

  • Повышение интереса к работе ДОУ.
  • Помощь и активное участие в реализации программы.

Новизна программы заключается в реализации принципа интеграции федерального и регионального содержания дошкольного образования в образовательном процессе. Создание системы социализации ребенка, формирования основ краеведения, ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду, воспитание  гражданственности, патриотизма у ребенка  от 5 до 7 лет и вовлечения детей дошкольного возраста в процессе познания родного края.

В программе предусматривается поддержка индивидуальности ребенка.

В программе определены основные направления и задачи этнопедагогизации воспитательного процесса в ДОО.

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства бесконечной любви к Родине.

В. А. Сухомлинский


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста "Наш край – Уральский регион" Автор: Алексеева В. А., воспитатель МКДОУ «Маминский детский сад»

Слайд 2

Проблемы: низкий уровень этического и гражданско-патриотического развития детей влияние западной культуры и сети Интернет (Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы)

Слайд 3

Актуальность: Результаты опроса показывают, что идея патриотического воспитания молодежи сегодня крайне востребована в обществе

Слайд 4

Цель программы Воспитание гражданственности, патриотизма, формирование ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду.

Слайд 5

Задачи воспитания: Воспитывать чувство любви и гордости за свое село. Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду, формирование бережного отношения к результатам труда. Воспитывать чувства достоинства, честности, совестливости, уважительного отношения к старшим, родителям, сверстникам, другим людям.

Слайд 6

Задачи развития: Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей через знакомства с подвижными играми. Формирование устойчивого осознания своего происхождения: моя семья – мой народ – я - россиянин. Формировать чувство гордости за культурное наследие родного края. Способствовать развитию интереса к родному селу, району в котором мы живем, к взаимоотношениям людей и природы, предметам культуры

Слайд 7

Задачи образования: Расширить представления о родном селе, названиях улиц, закреплять знания о достопримечательностях села и уральского края. Обобщить знания детей об истории села. Вызвать интерес, положительное отношение к изучению истории родного села, края, его символах . Подвести детей к пониманию того, что история родного села, региона неразрывно связана с историей России. Помогать ориентироваться в многообразии предметов материальной культуры. Формирование элементарных представлений о правах человека.

Слайд 8

Принципы: Личностно-ориентированный принцип. Этнопедагогический принцип Принцип вариативности. Принцип индивидуализации

Слайд 9

Первый этап Изучение программы всеми участниками образовательного процесса Родительское собрание «Воспитание патриотов» Изучение результатов диагностического обследования воспитанников Разработать модель предметно-развивающей среды. Разработать систему контрольно-диагностической работы

Слайд 10

Второй этап Укрепление материально- технической базы в ДОУ Совершенствование системы патриотического воспитания всех разделов программы Организация совместной деятельности детей и педагогов. Взаимодействие с родителями, специалистами и социумом

Слайд 11

Заключительный этап Проведение анализа и оценки результатов реализуемой Программы. Анализ деятельности по реализации программы. Анализ эффективности мероприятий. Внесение коррективов в программу на основе полученных результатов.

Слайд 12

Формы работы с детьми НОД игровая, творческая, проектная деятельность конкурсы, праздники и развлечения, тематические досуги просмотры видеофильмов, презентаций экскурсии и походы, целевые прогулки, наблюдения в природе. встречи с интересными людьми, ветеранами; самостоятельная деятельность в Центрах

Слайд 13

Используемые технологии Технология развивающего обучения Метод проектов «Коллекционирование» Календарь. Успех Информационно-коммуникационные Музыкотерапия

Слайд 14

Работа с родителями Консультации, беседы, семинары Родительские собрания Анкетирование, опросы, интервью Памятки, советы Участие в проектной деятельности, конкурсах, создании мини-музеев, творческих работах Совместное проведение экскурсий, праздников, встреч

Слайд 15

Результаты освоения программы К концу года у ребенка сформированы (в ЗБР): Самостоятельность Инициативность Произвольность (умение регулировать свое поведение) Компетентность Креативность Образованность

Слайд 16

Нормативные правовые акты : Конституция РФ. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. No761). Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО). Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ФГОС ДО. - Федеральное государственное учреждение Федеральный институт развития образования, 2014. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Проект от 13 января 2015 года. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года №124-ФЗ. Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г. № 32 – ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года)

Слайд 17

Библиографический список Круглова Н. Б. Система патриотического воспитания в дошкольном учреждении // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. Лопатина, Е. Г. Серия конспектов занятий по изобразительной деятельности «Уральская роспись» \\Наш дом – Южный Урал. – Челябинск: Взгляд, 2007. – С. 155-175. Моя родословная /авт.-сост. Р. А. Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005. Народный календарь: Методическое пособие. Подвижные игры народов Урала\ под ред. О. В. Толстиковой. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. Ривина, Е. К. Российская символика. – М.: Аркти, 2004. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: Конспекты занятий и сценарии праздников/ Под ред. А. В. Орловой. – Владимир, 1995. Смирнова, З. И., Толстикова, О. В. Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала. Система занятий. – Екатеринбург: ИРРО, 2003. Толстикова О.В., Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие – Екатеринбург: ИРО, 2013. Толстикова, О. В.Музыкально-творческое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие.- Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)Тема: «День народного единства»Описание материала: познавательное занятие по о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по духовно нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Край мой северный»

Предлагаемая программа «Край мой северный» направлена на воспитание духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. В ходе различных видов детской деятельности ...

Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории малой родины»

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисцип...

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста Тема: «Во имя жизни на земле».

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возрастаТема: «Во имя жизни на земле».Цель: Обогащение духовного мира детей через обращение к ге...

Конспект занятия с использованием ИКТ по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста

Продолжать обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны, продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к родине, ко всем кто з...

Конспект ООД по формированию основ гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории родного города в средней возрастной группе

Тема: «Мой родной город».Цель:воспитание у детей чувств любви к малой Родине, родному городу.Задачи:1. Уточнить представления детей о родном городе, продолжать знакомить с некоторыми его д...