Выбор игрушек.
материал по теме

Шепелева Анастасия Николаевна

Как правильно выбирать игрушки своим детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushki.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие игрушки. Выбор игрушки.

        Игрушка - великое изобретение человечества, в ней не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности того или иного народа, той или иной эпохи, передаваемые другим поколениям.

         Игрушка - инструмент познания всего богатства человеческой культуры для ребенка, она же показатель тенденций развития самой культуры - для взрослого. Поэтому очень важно для нас, родителей, педагогов, людей самых разных профессий знать эти тенденции, их ценностный духовный смысл, определяющий наше движение с детьми в направлении добра, красоты и истины или в противоположную сторону.

         Зафиксированные в образах современных игр и игрушек архетипы плотского бытия, насилия и разврата как главного, как побеждающего начала в человеке воплощают, формируют новый мировой порядок - все они создают картину мира последних времен, при которой игрушки превращаются в антиигрушки. И от нас, взрослых зависит, что окажется сегодня в руках наших детей - игрушки или антиигрушки.

         Специалисты детских социальных учреждений (психологи, педагоги, социальные педагоги и др.) должны разбираться в «бездонном океане» игрушечного разнообразия, комплектуя игротеку учреждения такими игрушками, которые бы действительно воспитывали, помогали усваивать социальный опыт и развивать позитивные качества у детей.

Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства коррекционной психолого-педагогической работы. А для этого он должен понимать, какая роль отведена игрушке в процессе социализации детей, какое влияние она оказывает на развитие психики, особенностей личности и поведения ребенка. Ответить на все эти вопросы невозможно, не рассмотрев историю возникновения игрушки, ее назначение, а также современные подходы к классификации игрушки, психолого-педагогические и гигиенические требования к ней.

        Выбрать игрушку ребенку с каждым годом становится все сложнее. Если раньше специалисты предупреждали лишь о физическом ущербе, который могут нанести малышу кукла или машинка, изготовленные из некачественных материалов, то сейчас тревогу забили психологи.

 «Не все игрушки одинаково полезны», - считают специалисты.

 Чем руководствуются родители, отправляясь за подарком ребенку в «Детский мир»? Как показывают опросы, они ориентируются на внешние, поверхностные признаки: цену, размер, дизайн. Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. К чему это может привести, рассказывают специалисты.

         Ирина Казунина, директор Межрегиональной общественной организации «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей»: «Любая игрушка является развивающей. Вопрос в том, что она развивает: память, мышление, внимание или агрессию, страх, неврозы? Какой будет взрослая жизнь ребенка, играющего классической бензопилой маньяка? Или, например, сейчас в магазинах продаются говорящие игрушки. Педагоги-логопеды в школе ставят ребенку дикцию. А после занятий он приходит домой, общается со звуковой игрушкой, которая непонятно что и как произносит, и все возвращается на круги своя. Особая проблема - это возраст. Маркировка, которая стоит на игрушках, подчас не соответствует тем развивающим функциям, которые заложены в игрушке. Можно встретить товар, на котором указан такой возрастной диапазон: от полутора до десяти лет. Представьте себе полуторагодовалого ребенка и десятилетнего! Как им можно давать одну и ту же игрушку? Сейчас на рынке появилось очень много обучающих игр. Родители им доверяют. Но возьмем, к примеру, игры по обучению грамоте. Сколько же они содержат ляпов! Производители путают понятие «звук» и «буква», допускают орфографические, грамматические ошибки. И ребенок, пообщавшись с такой «обучающей» игрушкой, все это запоминает и с этими проблемами приходит в школу».

         Елена Смирнова, доктор психологических наук, руководитель Центра игры и игрушки Московского психолого-педагогического университета:

 «Чтобы ребенок правильно развивался, он должен вкладывать в игру свои слова, мысли и переживания. А если игрушка сама его обнимает, сама с ним разговаривает, сама по себе движется, пользы от нее не будет. Но такой товар дороже, привлекательнее и пользуется большим спросом. А главный критерий для производителей - продаваемость. Вот такой тупик.

        Разобраться, что такое «хорошо» и что такое «плохо» в игрушечных магазинах, поможет книга доктора психологических наук Веры Абраменковой «Во что играют наши дети: Игрушка и антиигрушка».

 Что такое «антиигрушка»? Это не просто «некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями» вещь. «Антиигрушка, - пишет Вера Абраменкова, - специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности, представляющее опасность для жизни и здоровья детей». Как ее распознать? Она либо очень реалистична, как кукла Барби, вследствие чего «не несет творческого начала». Либо, наоборот, совсем абстрактна, как «покемон» или «телепузик», и приводит к утрате «чувства реальности». Типичные «антиценности» несут в себе монстроподобные куклы. Большая черная обезьяна или чертик могут спровоцировать у ребенка тяжелый невроз. Впрочем, опасной в психологическом отношении может быть и милая плюшевая собачка. Если у игрушки грустное выражение «лица» - «с близко поставленными зрачками или с полузакрытыми веками», - она будет нагонять на ребенка депрессию. Такой же эффект может получиться от игрушки фиолетового или серого цвета.

 Вера Абраменкова подсказывает, какие опасности могут таиться даже в полезных играх. И речь идет не только о компьютерных программах. Есть такие игрушки - «шнуровки». Это картонки с дырочками, через которые надо протаскивать веревочку. Такая игрушка призвана разрабатывать мелкую мускулатуру пальцев. Внуку Веры Абраменковой подарили шнуровку в виде фигуры мальчика: «и голова, и живот, и руки картонного ребенка - все в дырках, через которые живой ребенок-сверстник игрушечного - протягивает шнурок». «Баба, а можно мальчика протыкать?», - спросил четырехлетний ребёнок. Бабушка-психолог спохватилась и забрала у ребенка безнравственную игрушку.

 Получается, что «антиигрушки» просто оккупировали полки магазинов. Что же делать? Абраменкова предлагает самим смастерить игры, «какие в магазине не купишь». Подойдет любой материал, даже старые колготки. А выкройки есть в книге.

        Самое главное, при покупке игрушки то, что она должна быть безопасной. Нужно проверить ее производителя, качество и материал, из которого она сделана. Игрушка должна эстетично выглядеть, чтобы ребенок мог понять, что это за игрушка. Ведь в наше время немало таких игрушек, глядя на которые не понятно зайчик это или лиса. Игрушка должна соответствовать возрасту ребенка. Игрушка должна включать в себя множество функций. Чем больше действий ребёнок произведет с ней, тем она для него будет ценнее и лучше. Игрушки надо выбирать, а не собирать!