Консультация "Умную речь приятно слушать"
материал по теме

Консультация для воспитателей по теме "Умную речь приятно слушать"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_vospitateley.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

на тему: «Умную речь приятно слушать»

                                                                        Подготовила:

воспитатель

   Петерс Т.Е.

2012


Умную речь приятно слушать

           

            Говорить умеют почти все , но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей. Мы делаем это потому, что речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она дана нам природой и отличает нас от всех других представителей живого мира. Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную , красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образом для подражания у своих воспитанников . И сколько бы воспитатель не учил своих детей говорить правильно, например кладу, а не ложу, а сам эти слова употребляет неверно, все усилия будут тщетны.

            Не секрет, что уровень культуры речи в последнее время снижается, и в тоже время возрастает число людей, для которых эти навыки являются профессиональной потребностью. Ошибки допускаемые людьми , вступившими в устный контакт друг с другом, режут слух, подрывают взаимное доверие, раздражают собеседника, создают впечатление некомпетентности , непрофессионализма говорящих.

            Многочисленные ошибки, допускаемые в речи на телевидении, в выступлениях политических деятелей, безграмотные объявления, реклама, непроизвольно запоминаются и тем самым «тиражируются» получают дальнейшее распространение. Таким образом по уровню развития речи судят о самом человеке. Развитая личность обладает достаточно высоким уровнем речевой культуры , то есть владеет умением правильно выражать свои мысли, пользоваться достаточно обширным и постоянно расширяющимся словарным запасом, умеет правильно строить предложения, взаимодействовать в разговоре другим человеком, слушать и понимать собеседника, управлять своими эмоциями в разговоре и так далее.

           Так как речь воспитателя является образцом для детей, к ней предъявляются высокие требования: содержательность, точность, логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам. Важно умело использовать и невербальные средства общения(жесты, мимика, пантомимические движения).

           К сожалению в роли современного воспитателя много штампов, речь недостаточно образна и выразительна( в смысловом аспекте), преобладают простые предложения, встречаются грамматические ошибки, диалектизмы. Культура речи педагога определяется уровнем его общей культуры. Постоянная работа педагога над собой, повышение уровня общей культуры будут способствовать и росту его педагогического мастерства.

            В течение всего дня педагогу следует быть более внимательным как к своей речи, так и к речи детей. Необходимо учить детей говорить спокойно, без крика, отвечать по одному, не перебивать говорящего, быть сдержанным, уметь терпеливо выслушать других .

           Дети должны чаще слышать и использовать в своей речи общепринятые выражения: «Доброе утро», «Благодарю», «Извините». Следует учить детей деликатности в общении: «Мне кажется», «Я думаю», «Наверное» и т.п.

 

                                                Типичные ошибки в работе воспитателя

 

            Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, воспитатели не дают ребёнку подумать, торопятся ответить или наоборот «вытягивают» ответ. Важно обеспечивать речевую активность всех детей, а не только активных, приходить на помощь затрудняющемуся ребёнку.

             У детей не формируется, в должной мере умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать и понимать речь, обращённую ко всем, слышать педагога с первого раза. Не следует повторять один и тот же вопрос несколько раз.

             Воспитатели повторяют детские отрывки, и дети не привыкаю говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей. «Воспитатель повторит, и все меня услышат…». Целесообразно эмоционально откликаться на детские высказывания и обобщать сказанное детьми, используя образную лексику.

            Очень часто педагоги требуют от ребенка только полных ответов. Ответы детей могут быть и краткими и развернутыми. Характер ответа зависит от вопроса: на репродуктивный вопрос – краткий ответ, подчас однословный(«какое сейчас время года? – Осень ! »), на поисковый вопрос – развернутый ответ. Вопросы типа: «Почему? Как ты считаешь? Что тебе особенно запомнилось… понравилось… расскажи об этом?

          Предполагают развернутые высказывания детей, состоящие из одного или нескольких предложений. Каковы же требования к речи специалиста ДОУ:

 1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

 2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.

 3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.

 4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.

 5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренною громкостью голоса.

 6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции(соответственно возрасту детей).

 7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

            В настоящие время существует карта анализа речевого поведения воспитателя, которую используют для определения степени подготовленности педагога при приеме на работу например, смотрят коммуникативное умение и т.д.