Преемственность общественного и семейного воспитания в развитии игрового опыта детей
статья по теме


Скачать:


Предварительный просмотр:

«Преемственность общественного и семейного воспитания

 в  развитии игрового опыта детей»

                                                            Е.А.Кукушкина, воспитатель

                                                             МБДОУ детский сад  № 430

                                                             Е.В.Полюхова, заместитель заведующего по

                                                             воспитательной и методической работе

                                                             

Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных  изменений.
             В Федеральных государственных требованиях  к структуре основной общеобразовательной     программы      дошкольного   образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.09 г. № 655)    сформулирован   социальный заказ общества, отраженный в описании  интегративных качеств личности дошкольника, которые он должен приобрести к концу дошкольного детства.
В последнее время и родители стали больше внимания уделять развитию детей. Они   пытаются    научить ребенка  с ранних   лет  читать и считать, записывают его во всевозможные кружки – рисования, танца, музыки, стремятся обучать иностранному языку, в жизнь дошкольника прочно вошел компьютер.

Повышенное внимание к дошкольному образованию неслучайно. Ведь дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. В то же время родители, да и часть педагогов, не всегда понимают, что  важнейшим условием полноценного развития ребенка является не накопление большого объема знаний, а в первую очередь - освоение им игровой деятельности. В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Анализируя собственную деятельность, мы также отмечаем  противоречие между признанием  роли игры в развитии ребенка-дошкольника и явным перевесом в сторону обучения детей, раннего вовлечения их в систему дополнительного образования.  А ведь именно игра, особенно творческая ролевая игра, готовят ребенка к переходу на новую ступень развития, является важнейшим институтом  социализации дошкольников.

              Ежедневно, наблюдая за играми наших воспитанников, изучая особенности освоения игровой деятельности детьми в ходе педагогической диагностики, мы убедились, что игра не достигает нужного уровня развития.  Жизнь ребенка дома заполнена телевидением, видеофильмами, компьютерными программами, общением со взрослыми, кружками и секциями. В детском саду много внимания уделяется непосредственной образовательной деятельности, дополнительному образованию ребенка. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем, дети хотят играть, считают игру самым любимым видом деятельности и дома и в детском саду. В этом мы убедились в ходе бесед с детьми, анкетирования родителей. Парадокс заключается в том, что часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Наблюдая, как играют наши дети, мы  замечаем, что сюжеты часто повторяются, дети от возраста к возрасту используют одни и те же игровые действия.  Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих так же, как он сам. Общение детей во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от  старших играющих детей к более младшим, дети не успевают в полной мере проникнуться «духом игры». Современному дошкольнику негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передавать взрослый. И в первую очередь эта миссия принадлежит воспитателю детского сада. Следовательно, мы должны научить ребенка играть. Но каким же образом? Ведь игра – свободная деятельность детей, и содействовать развитию игры надо, ни в коем случае не стесняя при этом инициативы самих детей.

Опираясь на исследования таких известных ученых, как А.П.Усова, С.Л.Новоселова, П.Г. Саморукова, Е.В. Зворыгина,  мы определили, что основные пути в руководстве игровой деятельностью детей должны быть направлены на:

  1. Обогащение способов предметных и ролевых действий;
  2. Формирование положительных взаимоотношений между детьми;
  3. Последовательность развития у детей самостоятельности и самоорганизации в игре, развитие активности и творческой инициативы при помощи прямых и косвенных приемов.

                Находясь в творческом поиске наиболее эффективных методов и приемов для решения задач, направленных на обогащение и развитие детской игры, мы остановились на методе проектов. Суть данного метода заключается в том, что в процессе обучения дети создают некий проект игры, при работе над которым используют как теоретические знания, полученные в непосредственной образовательной деятельности, так и практические, полученные ранее в процессе игры или личного опыта.  Так же метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

                Осваивая проектный метод,  мы действовали в такой последовательности:

1. Сначала некоторое количество времени  в непосредственно образовательной деятельности посвящали теоретическому материалу, по которому будет создаваться проект.

В процессе подачи теоретического материала уделяли внимание формированию проблемы, которую дети смогут решить при помощи полученных знаний. Например, «Что нужно сделать, чтобы отправить письмо?», «Что интересного можно показать гостям нашего города?», «Какие бывают профессии?» и др. В дальнейшем эти темы могут быть использованы при проектировании различных сюжетно - ролевых игр.

         2.Когда задача сформулирована, она предлагается детям. Часто предлагаем проблему либо сложившейся паре детей, или одному ребенку вместе с родителями. Работа в паре очень полезна, т.к. дети приобретают опыт общения, учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, приобретают опыт совместного поиска путей решения.

       3.Далее группа, работающая над проектом, совместно с педагогом по возможности планирует работу и приступает к ее выполнению.  Именно на данном этапе работы особая  роль отводится  родителям наших воспитанников. Ведь по ходу работы обязательно возникает потребность в дополнительной информации по предмету, которые дети могут получить из книг, интернета, других специалистов или каких либо других источников. И здесь необходима  активная помощь родителей.

        4.Созданный в результате этой деятельности проект является демонстрацией глубины усвоения предмета детьми. Продуктом проекта становится самостоятельно развернутая детская игра.

       Прежде  чем  приступить  к работе  с  детьми  по  методу   проектов,   мы   провели целенаправленную просветительскую работу с родителями. Используя разные формы работы с родителями (групповое родительское собрание, консультации, информация на родительском стенде и др.), познакомили их с инновационной  технологией, раскрыли ее преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Отметили необходимость участия родителей в реализации проектов. 
         Работая со старшими  дошкольниками,  мы  разработали несколько  проектов,   о   которых хотим коротко рассказать. Как уже говорилось, что в ходе наблюдений за играми наших воспитанников, мы убедились, что большинство детей предпочитают играть в игры с хорошо знакомым сюжетом, который является отражением опыта повседневной жизни детей. Например, «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости» - это любимые игры наших девочек. Мальчики любят играть в такие игры, как «Корабль», «Машинки», в строительные игры. В тоже время, игры детей мало изменялись со временем, мало появлялось новых игровых действий и сюжетов. Мы решили пойти по пути обогащения содержания любимых детских игр, делая его более современным. В настоящее время появилось много новых профессий: менеджер, программист, рекламный агент, консультант, кассир, охранник и др. Многие родители наших воспитанников имеют данные профессии. Однако для детей остается загадкой, что же конкретно делает на работе мама или папа, и естественно, современные профессии никак не отражаются в самостоятельных играх дошкольников. Поэтому и появилась идея реализации совместных игровых проектов «Труд. Современные профессии».

                Познакомив родителей с особенностями работы по «методу проектов», мы вовлекли их в активное творческое участие. Родители помогали собирать материалы по темам проекта, рассказывали детям о своей профессии, при возможности брали ребенка на свое рабочее место, демонстрировали орудия своего труда, трудовые действия. Готовили вместе с детьми творческие задания (например, самодельные книги, буклеты о профессиях родителей, сочиняли рассказы, приносили фотографии и т.д.).  При возможности помогали изготавливать атрибуты для игр,  макеты,  небольшие многофункциональные ширмы (автозаправка и автомастерская; регистратура – кабинет врача, дом мод - ателье и другие).  Радовались вместе с детьми результатам, удивлялись глубинам любознательности, которые открылись у их детей в результате работы над проектом. В результате мы стали замечать, что у детей стали появляться  новые игровые действия. Например,  «кассир» в игре в «Магазин» не только принимает деньги, выдает чек, дает сдачу, но и предлагает рекламу продуктов, товаров, предлагает расплатиться банковской карточкой, дети «оформляют документы, заказы на «компьютере» и др.

          Одной из любимых игр детей является игра-путешествие, когда детям предоставляется возможность «проживания» интересного для них материала. Путешествия  мы организуем  самые разные: в лес, на речку, в сказку (например, к Смешарикам), на Север, в Африку и т.д. В этих играх могут решаться самые различные задачи – от психологических до познавательных. «Путешествуя», дети помогают своим друзьям, выручают кого-нибудь из беды, узнают интересные факты из жизни своего города, других стран. Готовясь к «путешествиям», дети рисуют, лепят, конструируют. В данном случае подготовка к игре скорее напоминает подготовку к театральному спектаклю. Главное отличие – это отсутствие зрителей: здесь есть только участники, причем число их не ограниченно.

          Традиционно в начале сентября мы уделяем большое внимание теме ознакомления детей с родным городом.  Ведется большая работа по реализации проекта «Путешествие по Нижнему Новгороду».  Перед детьми была сформулирована проблема: «К нам на празднование Дня города прибывает много иностранных делегаций. Что интересного можно показать и рассказать гостям нашего города?».

Цель данного проекта: создание условий для активной, самостоятельной и творческой  игровой деятельности детей   на основе ознакомления с явлениями социальной действительности и расширения представлений о родном городе.

Задачи данного проекта:

1. Способствовать  развитию навыков исследовательской деятельности в ходе ознакомления детей с родным городом.

2. Создавать условия для отражения детских впечатлений в игровой деятельности.

3. Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет («Экскурсионное бюро»).

4.Способствовать развитию у детей умений налаживать контакты с детьми и взрослыми в ходе реализации игрового проекта.

Этапы  работы над проектом:

1 этап. Выбор темы.

На данном этапе особое внимание уделяли проблеме привлечения всех детей к участию в обсуждении общей темы. Старались соблюсти баланс инициатив взрослых и детей, т.к. уверены, что более успешным будет тот проект, который предложен самими детьми и основан на их интересе.

Положительному выбору темы «Путешествие по Нижнему Новгороду» способствовало то, что в этот момент шла активная работа по ознакомлению с родным городом, была совершена автобусная экскурсия по ознакомлению с достопримечательностями родного города, костюмированная экскурсия «Сказ про диво кремлевское» в Нижегородский кремль. Итак, тема выбрана, проблема сформулирована. Далее идет следующий этап -

2 этап.  Планирование реализации проекта.

а) Совместное составление педагогом и детьми плана реализации проекта. Используются такие формы работы с детьми, как ситуации общения в утренние и вечерние часы, как коллективные, так и индивидуальные.  Задавали детям вопросы: Что мы знаем о Нижнем Новгороде? Достаточно ли этих знаний, чтобы провести экскурсию с гостями Нижнего Новгорода? Что хотим узнать? Как это будем делать?

Вместе выбирали способы сбора информации:

- поиск и чтение книг;

- вопросы, обращение к родителям;

- проведение экскурсий;

- просмотры видеофильмов и др.

б) Подготовительная работа с отдельными группами детей и родителей:

-определение темы будущей «экскурсии»;

- разъяснительная работа с родителями, информация о проекте;

- пошаговое планирование, т.е. устное обсуждение с ребенком последовательности его действий (что ты будешь делать вначале, а что потом).

3 этап -  Реализация проекта.

 На данном этапе родители и другие члены семей наших воспитанников активно включаются в работу по предложенному проекту. На данном этапе дети с родителями:

- составили карту маршрута экскурсии, нарисовали этот маршрут на бумаге;

- должны были запомнить и описать достопримечательности, которые встречались по ходу выбранного маршрута;

- найти с помощью родителей или интернета интересные сведения о том, что входило в экскурсию;

- сделать рисунки, фотографии, макеты (по возможности), другие атрибуты, необходимые  экскурсоводу;

- издать самодельную книгу с описанием своей экскурсии.

В ходе реализации проекта были разработаны экскурсии: «В музей боевой техники в Нижегородском кремле», «История Нижегородского кремля», «Прогулка в зоопарк «Лимпопо», «Речная прогулка».

   4 этап – Презентация проекта.

На презентацию обязательно приглашаются и родители. В ходе презентации дети – экскурсоводы демонстрировали остальным воспитанникам группы и родителям то, что они узнали нового, чему научились, что сделали своими руками, «проводили экскурсии», используя наработанный материал.

Таким образом, игровой познавательный проект представлял собой не только форму организации педагогического процесса по ознакомлению детей с родным городом, но и одновременно являлся подготовкой к игре «Экскурсионное бюро», в которой  первоначально  роль директора экскурсионного бюро выполняет воспитатель, который «набирает» сотрудников: экскурсоводов, водителей автобусов, капитана речного экскурсионного судна, менеджера по рекламе. Затем эту роль выполняют дети. В ходе игры дети имеют возможность использовать все полученные знания и навыки, весь наработанный материал.

Результаты работы по внедрению метода проектов:

  1. Мы убедились, что игровая проектная деятельность дошкольников,

решая задачи образовательной программы, делает привлекательным для отображения в игре познавательного содержания.

  1. Взрослые лучше начинают понимать ребёнка, родители больше

интересуются проблемами дошкольного учреждения и принимают активное участие в жизни детского сада.

  1. В результате такого успешного сотрудничества у нас создалась

уникальная атмосфера домашнего уюта, когда родители спокойны, воспитатели удовлетворены, а дети с радостью идут в детский сад познавать новое и чувствовать себя свободными и готовыми к созиданию и творчеству. Родители наших воспитанников стали постоянными участниками творческих встреч, музыкальных гостиных, детских утренников. На таких встречах родители приобретают опыт игрового общения с детьми, а главное, многие родители по-иному стали относиться к проблеме развития детской игры,  стараются создать условия для организации игровой деятельности дома, активнее стали принимать участие в детских играх.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проектов способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.