ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЁЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ.
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме

Панкратова Елена Васильевна

 

Перспективный план разработан с опорой на примерный план работы  по экспериментальной региональной программе«Воспитание маленького волжанина»,задачи которой решаются во взаимодействии в диадах «ребёнок+родители» и триаде «педагоги+дети+родители»

Развитие взаимодействия с семьей стимулируется разными формами с учетом возможностей и традиций детского  сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЁЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ.

СТАРШАЯ ГРУППА.

Пояснительная записка

Перспективный план разработан с опорой на примерный план работы  по экспериментальной региональной программе«Воспитание маленького волжанина»,задачи которой решаются во взаимодействии в диадах «ребёнок+родители» и триаде «педагоги+дети+родители»

Развитие взаимодействия с семьей стимулируется разными формами с учетом возможностей и традиций детского  сада :

  • практические
  • теоретические
  • занятия- игры
  • тренинги
  • развлечения
  • конкурсы
  • интегрированные занятия и др.
  • семейные праздники
  • экскурсии
  • проектирование летнего отдыха
  • проектирование семейного отдыха
  • маршруты выходного дня
  • участие в тематических выставках
  • семейные календари

     Диалог с семьей поддерживается благодаря использованию Семейного календаря.

     Важную роль играет в детском саду и семье развивающая среда. Взрослые ответственны за ее проектирование.

В старшей группе в связи с развивающимся у детей интересом к познанию окружающего мира, получает дальнейшее развитие  уголок краеведения. Он организуется совместными усилиями воспитывающих взрослых в групповом помещении. Уголок краеведения позволяет держать фокус внимания на исследуемой проблеме, и стимулирует детей к самостоятельному поиску способов информации о природе родного края.

Сентябрь.

 Организация предметно- развивающей среды при участии родителей

Ребёнок в семье

Семья + детский сад

Размещение репродукций картин Прокопенко «Летний день на Хопре»

Н. Арефьевой «Дары Донского края» , «Хлеб всему голова»

Работа по созданию многофункционального панно «Природа Поволжья»

Деятельность в творческом проекте:

«Как мы отдыхали и трудились летом».

Поездки на дачу. Сбор урожая. Совместные с детьми поделки из овощей, фруктов, цветов, соломки, сопровождающиеся  сочинением рассказов и сказок.

Выпечка хлеба (пирога) бабушками (мамами) при участии внуков

Изготовление книжки- малышки «Что снится дереву»

Опытно-экспериментальная деятельность в семье: «Насос для полива цветов»; «Веселые медузы»(Сила ветра).

Наблюдение «Деревья нашего двора осенью».

Подведение итогов летнего отдыха в форме творческого проекта: «Как мы отдыхали и трудились летом». Презентация семейных календарей на осень

(включение в него материала, в соответствии с тематикой каждого  месяца осени).

Подведение итогов летней выставки «Все птицы в гости к нам…»

Семейные прогулки в сквер, парк, лес: наблюдения за растениями, птицами, насекомыми .

Встреча в краеведческом музее: «Как Аленушка каравай пекла»

Разработка содержания семейных календарей на осень.

Отразить в семейном календаре праздники:

 «Осенины», и др.

Наблюдения + труд в природе на даче + на берегу рек, озер + конкурс овощных поделок и сказок 

Выставка альбомов фотографий, рисунков, семейных газет  «Вот оно какое наше лето»

Октябрь.

 

Организация предметно- развивающей среды при участии родителей

Ребёнок в семье

Семья + детский сад

Работа по созданию многофункционального панно «Природа Поволжья»

Презентация дидактической игры «Кто поможет малышу?» выполненной родителями

Подготовка атрибутов к занятию «Растительный мир Волгоградской области»

Изготовление вместе с ребенком подарков родным (дарение в ходе встреч, праздников).

Организация опытно- эксперимен -тальной деятельности в семье: «Фонтаны».

Поездки к бабушкам и дедушкам (др. родственникам),фотографирование (зарисовки) двора, улицы.

Наблюдение: «Птицы нашего двора»

Составление рассказов «Для кого деревья- Дом?»

Заготовка разноцветных листьев для последующего выполнения коллажей.

Прогулки в парк, сквер (наблюдения за насекомыми + беседы).

Встречи по поводу организации в детском саду семейного праздника.

Проведение семейного праздника «День огородника»

Игра-хоровод «Здравствуй, осень»

Встреча в краеведческом музее: «Как Аленушка сарафан шила»

Рассматривание городского и сельского пейзажей - фотографий и репродукций картин местных художников:В.Ракитин «Деревушка», В.Круцкевич «Серино»

Игровое упражнение  «Осень в гости к нам пришла…»(дорисуй картину)

Открытое занятие с участием родителей «На телевидении»

Ноябрь.  

         

Организация предметно- развивающей среды при участии родителей

Ребёнок в семье

Семья + детский сад

Семейные прогулки, сопровождающиеся исследованием пространства двора, наблюдением за объектами во дворе: например, за птицами, прилетающими во двор (воробьи, синички);  совместное с ребенком оформление результатов прогулок (фото, рисунки.

Установление кормушек для птиц во дворе родного дома(12 ноября).

Семейное чтение: Ю.Щербаков «Утро»

Опытно-экспериментальная деятельность: «Как устроены перья птиц», «Почему птицы могут  летать».

Игры дома в соответствии с рекомендациями педагогов (на основе буклетов).

Установление на участке детского сада кормушек  (12 ноября  - «Синичкин день»)

Собрание-встреча с родителями на актуальную тему… (вкл. Презентацию семейного календаря на зимние месяцы

День работников сельского хозяйства;

Викторина «Птички- невилички»

Занятие с участием родителей «Синичкин день»

Чтение рассказа «Звери наряжаются в зимние шубы» Г. Скребицкого

       

Декабрь

Организация предметно- развивающей среды при участии родителей

Ребёнок в семье

Семья + детский сад

Внесение пейзажа Н.Арефьевой «Мороз и солнце».

Семейное чтение: Л.И.Чеботарева «Тряпичная Настя»; Ю.Щербаков «Зимним утром» (разучивание наизусть)

Вл.Овчинцев «Зима в городе»;

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Турбина», «Энергия воды».

Зимние прогулки в парк, сквер, семейные игры-забавы со снегом, льдом.

Изготовление  аппликаций «Деревья и город зимой»

Работа творческой группы педагогов и родителей по подготовке новогоднего праздника.

Семейная гостиная: «Праздник зеленой елки»

(Знакомство с произведением И.Данилова «Праздник зеленой елки»)

 Словесно-дид. игра «Кому нужна вода?».

Чтение: «Как люди речку обидели» (Н. Рыжов «Волшебница вода». М., 1997. С. 51).

Игровое упражнение с разрезными картинками «Составь животное».

Январь

Организация предметно- развивающей среды при участии родителей

Ребёнок в семье

Семья + детский сад

Обновление уголка изобразительного творчества листами для раскрасок на темы: «Зима», «Новый год».

Организация выставки, детских рисунков, поделок, выполненных при содействии членов семьи «Как звери Новый год втречали».

Внесение фотографий скульптуры В.Фетисова, О.Дедова - «Урюпинская коза» , пейзажа Н.Арефьевой «Расстелила покрывало белая метель», репродукции картины Н.Черниковой«Снегири»  

 Семейное чтение:; Вл.Зайцев «Живые яблоки» , Е.Иванникова «Метель»; Н.Самарский  «В метель».

Совместная с детьми организация выставки «Праздники в моей семье» (фотографии, рисунки Нового года и Рождества).

Опытно-экспериментальная деятельность: «Расплавляем лед», «Иней».

Опыт:  «Уводы нет вкуса, нет запаха»

Совместная деятельность взрослых и детей (игровая, художественно-речевая, художественно-продуктивная, познавательная, трудовая) в соответствии с рекомендациями семейного календаря; постоянный фоторепортаж + видеосъемка для последующей презентации в семье и д/с.

Среди рекомендаций:

Игры – забавы во дворе (катание на санках, игры в снежки и пр.);  

Рассматривание альбомов, книг, поделок, обмен впечатлениями.

Семейный праздник «Калядки»

Февраль  

Организация предметно- развивающей среды при участии родителей

Ребёнок в семье

Семья + детский сад

Выставка репродукций картин:  «Дети на Набережной», «Волгари»

Прогулка в парк, наблюдение за птицами

    Рассматривание веток деревьев.

Опыт: «Зеленые веточки» (для деревьев нужно тепло и вода).

Встреча  в краеведческом музее: «Масленица»

Презентация семейного календаря на весенние месяцы.

Работа творческой группы педагогов и родителей по подготовке семейного праздника 8 марта

 Дидактическая  игра  «С какой ветки детки?».

Д/игра «Магазин «Семена»» (семена деревьев).

Придумывание сказки о дереве, её иллюстрирование.

Март.

Организация предметно- развивающей среды при участии родителей

Ребёнок в семье

Семья + детский сад

Выставка детских работ к празднику 8 марта

Иллюстрации на тему:

«Весна в природе».

Наблюдения за изменениями в природе  Рассматривание репродукций картин: Э.Завьялова «Весенние воды», «Март» 

Чтение: Ю.Щербаков «Весной».

Чтение рассказа В. Бианки «Голубые лягушки»

Работа творческой группы педагогов и родителей по подготовке семейного праздника 8 марта

Посещение выставки «Диво-дивное»

Семейные праздники «Масленица», «Мамин день», «Сороки».

Водоемы родного края.

Загадки-описания  «Мы живём в воде …».

Открытие «Весеннего кафе»

Апрель.

Организация предметно- развивающей среды при участии родителей

Ребёнок в семье

Семья + детский сад

Внесение в группу репродукции картин Н.Арефьевой «Хлеб всему голова», «Щедрость земли»

Организация выставки рисунков и фотографий

Прогулки по весеннему парку, поездки на дачу, совместное рисование (фотосессия) «Первые цветы»

Семейное чтение: Н.Кузнецова «Волшебный сундучок»; Ю.Щербаков «На проталинке», «Бегут ручьи»,

Совместное со взрослыми проращивание семян с последующей высадкой в грунт.

Опытно -экспериментальная деятельность: «Быть зеленым непросто», «Почва: живая земля», «Наблюдаем за букашками». 

Деятельность в проекте «Секреты хлеба»:

чтение: И.Данилов «Сказ о пшеничном колосе» (фрагменты).

«Международный день Земли» (в прошлом - «День дерева» - с 1840 по 1970 гг.)

Совместное со взрослыми проращивание семян с последующей высадкой в грунт.

Игровое упражнение «Назови части растений» (корень, стебель, лист, цветок, бутон, плод).

Май.

Организация предметно- развивающей среды при участии родителей

Ребёнок в семье

Семья + детский сад

Репродукций  картин: Н.Арефьева «Весенние воды», «Цветут донские сады».

Наблюдения за изменениями во дворе дома, парке, на дачном участке (зарисовки, фото).

 (цветение растений). Наблюдение за одуванчиками.

Пришвин «Золотой луг»

Наблюдение за птицами.  

Разучивание приговорок, адресованных насекомым и птицам.

Семейное чтение произведений: М.Агашина, «Мой город», «На берегу»; Ю.Щербаков «На лодке», «Тополиный пух».

  Привлечение к диагностике родителей.

Встреча-собрание «Проектируем летний отдых».

Презентация семейных календарей на летние месяцы

Июнь-август. ТЕМА 8. КРАЙ ТЫ МОЙ, ПОВОЛЖЬЕ

(Что такое край и почему его называют: «Поволжье»?

Организация предметно- развивающей среды при участии родителей

Ребёнок в семье

Семья + детский сад

репродукций картин: Н.Арефьевой, В.Круцкевич, Н. Черниковой  

Информационно-исследовательские проекты: «Край ты мой, Поволжье», «Зеленая аптека»

Поездки с родными по туристическим маршрутам родного края и за его пределы.

Наблюдения за насекомыми, птицами во дворе дома, парке/сквере, степи, водоемах, на дачном участке (зарисовки, фото). Наблюдение за ростом растений, сбор лекарственных растений (проект «Зеленая аптека»).

Ведение семейных дневников летнего труда и отдыха: «Лето на реке», «Лето на даче», «Летнее путешествие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе приобщения дошкольника к природному наследию родного края.

В настоящее время экологическая проблема в масштабе человеческой цивилизации представлена настолько актуально, что практически все eё основные аспекты уже осмыслены  в ряде наук. Тем не мен...

Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».

Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста  в процессе ознакомления их с природой родного края»....

Опыт работы воспитателя детского сада по теме «Экологическое воспитание дошкольников через изучение природы родного края».

  Сегодня экологическое образование официально признано одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных учреждений. Экологическое мировоззрение, экологичес...

Из опыта работы по реализации образовательной области художественно – эстетического развития: «Развитие детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности, через приобщение люби к природе родного края».

Из опыта работы по реализации образовательной области художественно – эстетического  развития: «Развитие детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности,  чер...

Презентация "Приобщение детей к истории родного края через взаимодействие с родителями""

Семья - главная ценность человека.  Интересы, традиции, мировозрение передаются ребенку. В презентации сделаны акценты, на которые стоит обратить внимание,  в процессе сотрудничества с родит...

Формы взаимодействия детского сада с семьёй по приобщению здорового образа жизни

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в образовательной области «Физическое развитие» предполагает становление ценностей здорового образа жизни, овла...

Взаимодействие с родителями в процессе ознакомления детей с историей Родного края и творчеством карельских писателей. Доклад. Из опыта работы..

Так как мы работаем в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, то большое место в своей проектной деятельности отводим на чтение детям художественной литературы. И, конечно же,  привлекаем ...