Формирование сенсорной сферы старших дошкольников
материал (подготовительная группа) по теме

Вакуева Елена Михайловна

     Сенсорная сфера дошкольника совершенствуется на протяжении всего дошкольного возраста. К концу старшего дошкольного возраста особенностью выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других ориентировочных действий, зрительное восприятие становится одним из ведущих, ребёнок осваивает сенсорные эталоны, возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознать восприятия, с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется. Формирование сенсорной сферы осуществятся в игре, поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad-1_-_kopiya.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Теорию и практику сенсорного воспитания рассматривали такие выдающиеся педагоги и психологи как: А.В. Запорожец [17], А.П. Усова, Н.П. Акулина, Л.А. Венгер [7], В.С. Мухина [23] и др. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование развития у детей сенсорных процессов.  Н.Н. Поддьяков, В.Н. Аванесова [32] отмечают, что проблемы сенсорных вопросов, составляющих исходный уровень психологического отражения и психической регуляции, так же занимает существенное место в системе психологической проблематики. Разработка этих проблем важна не только для понимания закономерности психических явлений, но и для решения ряда практических задач: в создании «воспринимающих» и «опознающих» технических устройств, средств отображения информации рационализации трудовой и учебной деятельности дошкольника.

Цель настоящего исследования является изучение влияния игровых предпочтений детей 6-7 лет на формирования сенсорной сферы.

        Предметом исследования являются игровые предпочтения и сенсорная сфера (сенсорные эталоны) у детей 6-7 лет.

       Объект исследования процесс формирования сенсорной сферы у детей 6-7 лет.

        Таким образом, определив цель, объект и предмет исследования, можно выдвинуть гипотеза исследования, состоящую из двух утверждений:

  1. мы предполагаем, что существует зависимость между игровыми предпочтениями и сенсорной сферой у детей 6-7 лет: у детей, которые отдают предпочтение логическим играм будут более высокие показатели восприятия сенсорных эталонов в отличие от детей, которые отдают предпочтение сюжетно-ролевым играм.
  2. целенаправленное использование игр с интеллектуальным содержанием у детей 6-7 лет будет оказывать влияние на формирование сенсорных эталонов.        

Исходя из цели  исследования, были определены  задачи:

1.  Изучение и анализ литературы по теме дипломной работы: «Влияние игровых предпочтений детей 6-7 лет на формирования сенсорной сферы».

2. Осуществить подбор методик на изучение игровых предпочтений, ориентировки в величине, пространственных представлений, восприятия картины. Формирование экспериментальных групп.

3. Изучить особенности игровых предпочтений детей 6-7 лет.

4.Изучить особенности развития ориентировки в величине, пространственных представлений, восприятия картины у детей 6-7 лет

5. Проанализировать данные эмпирического исследования, сделать выводы об особенностях влияния игровых предпочтений детей 6-7 лет на формирования сенсорной сферы.

6. Разработать и апробировать систему  работы по развитию  игровых предпочтений  у детей 6-7 лет к настольным играм.

7. Провести повторное исследование, направленное на выявление влияния игровых предпочтений детей 6-7 лет на формирования сенсорной сферы.

8. Обработать полученные в ходе контрольного эксперимента данные по проблеме влияния игровых предпочтений детей 6-7 лет на формирования сенсорной сферы.

9. На основе анализа результатов констатирующего и контрольного эксперимента сделать выводы и сформировать заключение о влиянии игровых предпочтений детей 6-7 лет на формирования сенсорной сферы.

10.Разработать рекомендации для воспитателей ДОУ с целью формирования сенсорной сферы у детей 6-7 лет.

Цель экспериментального исследования: изучить влияние игровых предпочтений детей 6-7 лет на формирования сенсорной сферы.

Первый этап экспериментального исследования – констатирующий эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента: изучить влияние игровых предпочтений детей 6-7 лет на формирования сенсорной сферы.

Исход из цели, были определены задачи констатирующего эксперимента:

 1. Осуществить подбор методик на изучение игровых предпочтений и сформированности сенсорной сферы у детей 6-7 лет. Формирование экспериментальных групп.

2. Изучить особенности игровых предпочтений детей 6-7 лет.

3. Проанализировать данные эмпирического исследования, сделать выводы об особенностях сформированности игровых предпочтений детей 6-7 лет.

4. Изучить особенности сформированности сенсорной сферы у детей 6-7 лет.

В результате выборки в экспериментальном исследования принимали участие 20 испытуемых 6-7 лет. Из них 10 мальчиков и девочек 6-7 лет с предпочтением в сюжетно-ролевые игры и 10 мальчиков и девочек 6-7 лет с предпочтениями в настольные игры (логические игры, лото, домино, пазлы, игры с правилами, шашки).

Критерии деления испытуемых на группы: игровые предпочтения детей 6-7 лет.

Группа К (контрольная группа, КГ) - 10 мальчиков и девочек 6-7 лет с предпочтениями в настольно-печатные игры (логические игры, лото, домино, пазлы).

Группа Э (экспериментальная группа, ЭГ) – 10 мальчиков и девочек 6-7 лет с предпочтением в сюжетно-ролевые игры.

Для реализации поставленной цели были определены методики исследования:

1. Наблюдение за игровой деятельностью детей 6-7 лет.

Цель: изучить предпочтения детей 6-7 лет в игровой деятельности.

2. Методика «Изучение ориентировки в величине» (Урунтаева Г.А. Практикум по возрастной психологии. – М., 1995. – С. 251)

Цель: изучить особенности развития ориентировки в величине у детей 6-7 лет.

3. Методика «Изучение пространственных представлений» (Урунтаева Г.А. Практикум по возрастной психологии. – М., 1995. – С. 252)

Цель: изучить особенности развития пространственных представлений у детей 6-7 лет.

4. Методика «Изучение восприятия картины» (Урунтаева Г.А. Практикум по возрастной психологии. – М., 1995. – С. 253)

Цель: изучить особенности развития восприятия картины у детей 6-7 лет.

Второй этап экспериментального исследования – формирующий эксперимент.

Цель формирующего эксперимента – способствовать формированию  сенсорной сферы у детей 6-7 лет.

Исходя из цели формирующего эксперимента, нами были определены задачи формирующего эксперимента:

1. Разработать программу формирующего эксперимента.

2.Разработать цикл занятий с использованием игр, способствующих развитию   игровых предпочтений к настольным играм.

Третьей этап экспериментального исследования – контрольный этап.

Изучение проблемы исследования продолжили с проведением методик из 1 этапа  программы исследования.

Рассмотрим результаты изучения игровых предпочтений у детей 6-7 лет.

1. Результаты изучения игровых предпочтений детей 6-7 лет в контрольной экспериментальной группах.

На основании наблюдений проведенных в течение 10 дней за детьми 6-7 лет во время игровой деятельности мы смогли определить игровые предпочтения детей 6-7 лет

Произведенный анализ Таблицы 1 позволил определить, что  у детей 6-7 лет можно определить ярко выраженные предпочтения в игровой деятельности.

КГ (контрольная группа) – 10 детей 6-7 лет из них 6 мальчиков и 4 девочки 6-7 лет с предпочтениями в настольно-печатные игры (логические игры, лото, домино, пазлы). Дети с увлечением по одному, а также в небольших группах по 2-3 человека играют в логические игры. За правилами игры следят самостоятельно и стараются их выполнять. Распределяют роли (ведущий и другие участники если есть) в игре самостоятельно.  Длительность игры может достигать 35-40 минут.

ЭГ (экспериментальная группа) – 10 детей 6-7 лет из них  4 мальчика и 6 девочек, которые отдают предпочтение сюжетно-ролевой игре. Дети с увлечением в группах, а также в диадах и триадах строят сюжет игры. Сюжет игры достаточно развернутый, где есть роли и правила придуманные участниками игры. Сюжет игры может быть устойчивым, а также может менять свое содержание. Распределяют роли в игре самостоятельно, мальчики и девочки в зависимости от содержания игры отделяют предпочтение мужским и женским ролям соответственно.  Длительность игры может достигать 35 минут.

2. С целью исследования особенностей развития ориентировки в величине у испытуемых в контрольной и экспериментальной группах мы использовали  методику «Изучение ориентировки в величине», в результате чего были получены следующие результаты:  

Для испытуемых КГ характерно выполнять задание на основе зрительного анализа длины палочек, а также сравнивая палочки путем прикладывания их друг к другу. Для испытуемых контрольной группы не свойственно выполнять задание путем проб и ошибок или же нецеленаправленных действий.

Для испытуемых ЭГ характерно выполнять задание сравнивая палочки путем прикладывания их друг к другу, путем проб и ошибок или же нецеленаправленных действий. В данной группе нет испытуемых, которые выполняют задание на основе зрительного анализа длины палочек.

С целью изучения особенностей развития пространственных представлений у детей 6-7 лет была использована методика «Изучение пространственных представлений»

анализируя полученные данные в ходе экспериментального исследования при изучении развития пространственных представлений у испытуемых в контрольной группе позволили отметить следующее:, что у детей КГ сформирована ориентировка на собственном теле, среди близко расположенных игрушек, ориентировка в групповой комнате. Допускают ошибки, но при этом сами исправляют их в процессе определения ориентировки относительно себя и на улице, ориентировки относительно предметов.  

Анализируя полученные данные в ходе экспериментального исследования при изучении развития пространственных представлений у испытуемых в экспериментальной группе позволили отметить, что у детей ЭГ не сформирована ориентировка на собственном теле, среди близко расположенных игрушек, ориентировка в групповой комнате, часто допускают ошибки, но при этом сами исправляют их в процессе определения ориентировки относительно себя и на улице, ориентировки относительно предметов.  

С целью изучения особенностей развития восприятия картины у детей 6-7 лет, нами была использован методика «Изучение восприятия картины».

на основании проведенного трехсерийного эксперимента, мы можем сделать вывод о том, что у 70% детей КГ наблюдается осознанная оценка (высокий уровень). Это проявилось в том, что дети мотивируют свой выбор, отмечая особенности содержания и выразительные средства картины. 20% детей КГ со средним уровнем. У детей малоосознанная картина, ребенок отвечает, но затрудняется объяснить почему. У 10% детей КГ низкий уровень восприятия картины. Это проявилось в том, что у ребенка отсутствует эстетическая оценка картины.

на основании проведенного трехсерийного эксперимента, мы можем сделать вывод о том, что у 50% детей ЭГ наблюдается осознанная оценка (высокий уровень). Это проявилось в том, что дети мотивируют свой выбор, отмечая особенности содержания и выразительные средства картины. 20% детей ЭГ со средним уровнем. У детей малоосознанная картина, ребенок отвечает, но затрудняется объяснить почему. У 30% детей ЭГ низкий уровень восприятия картины. Это проявилось в том, что у ребенка отсутствует эстетическая оценка картины.

1. Для детей КГ характерно выполнять задание на основе зрительного анализа и производить сравнительный анализ путем прикладывания их друг к другу. У детей сформированы представления ориентировки окружающего:  ориентировка на собственном теле, среди близко расположенных игрушек, ориентировка в групповой комнате. Допускают ошибки, но при этом сами исправляют их в процессе определения ориентировки относительно себя и на улице, ориентировки относительно предметов. При восприятии картины дети характеризуют картину эстетической оценкой, мотивируя свой выбор.

2. Для детей ЭГ характерно выполнять задание производят сравнения путем прикладывания друг к другу предметов, путем проб и ошибок или же нецеленаправленных действий. Не сформированы представления ориентировки: ориентировка на собственном теле, среди близко расположенных игрушек, ориентировка в групповой комнате, часто допускают ошибки, но при этом сами исправляют их в процессе определения ориентировки относительно себя и на улице, ориентировки относительно предметов. При восприятии картины дети способны дать как осознанную эстетическую оценку, так и не осознанную, ничем не мотивируя свой выбор.

3. Сходств, характерных для испытуемых группы КГ и ЭГ не выявлено.

4. Развития для детей КГ и ЭГ заключаются в том, что дети экспериментальных групп по-разному производят сравнения предметов. Дети КГ на основе зрительного анализа и производить сравнительный анализ путем прикладывания их друг к другу. Сформирована ориентировка в пространстве, проявляют способность дать эстетическую оценку картине мотивируя свой выбор.

Дети ЭГ производят сравнения путем прикладывания друг к другу предметов, путем проб и ошибок или же нецеленаправленных действий. Не сформирована ориентировка в пространстве, проявляют способность дать эстетическую оценку картине мотивируя свой выбор, но при этом у большинства детей он производится не осознанно.

5. Результаты констатирующего эксперимента позволяют отметить отличия в игровых предпочтеньях детей КГ и ЭГ влияют на формирование сенсорной сферы.


Цель формирующего эксперимента –устойчивого интереса у детей 6-7 лет к настольным играм,  влияющего на их игровые предпочтения.

Исходя из цели формирующего эксперимента, нами были определены задачи формирующего эксперимента:

1. Разработать программу формирующего эксперимента.

2.Разработать занятия с использованием настольных игр, влияющих на интерес детей к данным играм изменение игровых предпочтений у детей 6-7 лет.

Разработать комплекс занятий, направленных на развитие игровых предпочтений  детей 6-7 лет к настольным играм.

Программа формирующего этапа исследования строилась на следующих принципах:

1. Единства диагностики и коррекции. Данный принцип предполагал, что основа формирующего эксперимента основана на результатах констатирующего эксперимента.

2. Научности. Выбор методов для формирующей работы определялся его методической основой, которая определяет особенности применения метода и интерпретации его результатов.

3. Последовательности предложенных заданий от простого к сложному. Данный принцип можно проследить в том, что изначально ребенку предлагались более легкие задания, которые к концу проведения формирующей работы имеют значительные  усложнения.

4. Наглядности. На формирующем этапе при  организации  упражнений или  игр, нами  была внесена  наглядность: картинки с играми, раздаточный  материал, карточки  с заданиями.

        Реализация цели формирующего этапа, направленной на изменение игровых предпочтений будет осуществляться посредством занятий с использованием настольно-печатных и дидактических игр.

        Структура программы.        Комплекс занятий включал в себя 10 занятий (см. Приложение 2). Каждое занятие  включало в себя игры, направленные на изменение игровых предпочтений у детей 6-7 лет. Они коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию. Игры построены  с учетом  возрастных особенностей детей 6-7 лет: в дошкольном  возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и  впечатлительностью, нуждаются  в частой  смене  занятия. Занятия длились 25-30 минут. Продолжительность зависела от качества внимания, возраста, поведения детей. Процесс проведения занятий предполагал гибкость и  творчество педагога. Виды заданий, составляющие  занятия имеют повторы с усложнением, группируются в зависимости  от  проблем и  успехов  детей.

        При составлении занятий по формированию сенсорной сферы мы опирались на разработки Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Р.И. Бардиной, Л.И. Цеханской.

        Каждое  занятие состоит из 3 частей.

1 часть занятия. Вводная часть

        Цель: подготовка  детей  к предстоящему занятию. Создание мотивации к предстающей игре

2 часть занятия. Основная часть

Цель: развитие игровых предпочтений к настольным  играм.

В  этой части  занятий  проводятся дидактические и настольно-печатные игры для детей 6-7 лет.

        3 часть занятия. Заключительная (рефлексия).

        Цель:  закрепить  полученные  знания  у детей.

Подробное содержание каждого занятия размещено в Приложении 2

В процессе проведения каждого занятия, мы наблюдали за деятельностью детей, повышением интереса к играм (настольно -печатным).

При организации первого занятия, мы предложили детям игру «Отгадай фигуру». В данной игре учили детей некоторым способам обозначения: 3 свойства разных геометрических фигур (форма, величина, цвет) обозначаются различными предметами. Форма: треугольник, квадрат, круг—зонтик, дом, мяч. Величина: больший, маленький — взрослый человек, ребенок. Цвет: красный, синий, зеленый — флажок, слива, листок. Учили детей обозначать каждую фигуру, называть ее признаки, пользуясь условным изображением. Учили описывать геометрические фигуры с помощью принятых условных обозначений.

Наблюдая за деятельностью детей в ходе игры можно было отметить, что интерес к игре возник у всех участников, поскольку приход сказочного персонажа заинтересовал каждого ребенка к участию игры.

В ход игры мы могли наблюдать, что в первый раз, когда Фея проверяла результаты работы каждого ребенка, чтобы убедиться, что условия игры приняты и выполнены, не все дети верно дали ответы. Тогда Фея вновь объяснила задание каждому ребенку, у которого потерялся интерес к игре, а также при этом активизировала детей, которые правильно выполнили его.

Участие сказочного персонажа (использование проблемных вопросов) позволило усвоить принцип замещения. «Какая фигура спрятана, если выложены домик, мама, слива?» или «Какие картинки надо выложить, если у нас имеется маленький красный кружок?».

В заключение занятия было предложено ребятам самим придумать, какими другими картинками можно обозначить каждую фигуру. Как показали наблюдения Таня Н., Света Ш., Варя Р. сразу после проведения игры приступили к выполнению задания, предложенного Феей страны Геометрии.

Во время проведения второго занятия, мы учили детей анализировать контурную схему, для этого детям предложили игру «Подбери детали».  Использование соревновательного момента позволило поддержать до конца игры у каждого ребенка. Все дети стремились первыми правильно сложить фигуру. Дети складывали из своих деталей картинки, а Фея наблюдала за ходом выполнения задания, т.е. следит за соответствием схематическому, образцу. В конце занятия мы могли наблюдать, что каждый ребенок, участник игры был отмечен Феей. О том, что дети хотели научить играть своих родителей, братьев и сестер в игры «Подбери детали» констатировало то, что интерес к данному виду игр повышался.

Интерес к третьей игре позволил удержать сюрпризный момент – в гости приходит почтальон и приносит письмо от жителей страны Геометрии. Воспитатель раскрывает письмо – а там новая игра «Подбери картинку». Воспитатель предлагает рассмотреть интересные картинки к игре, рассказывает о правилах игры участникам. Содержание данной игры позволило научить детей анализировать строение предмета по его контурному изображению.

Детям предлагаюсь поиграть в игру «Строим дом». В ходе игры мы напоминали, что строители всегда строят дом точно по чертежу. И сейчас они получат чертеж и будут подбирать, какой из домов точно подходит к чертежу. А потом они будут строить машину, детскую песочницу и другие вещи, а строителями будут все по очереди.

Мы показывали детям схему дома для каждого ребенка. Ребенок-строитель выбирает нужный дом. Остальные дети поправляют его, если он допустил ошибки. Если выбор был правильным, то фишку получает строитель. Если нет, то тот ребенок, который заметил и исправил ошибку.

Интерес к выполнению данного задания также удерживали с помощью соревновательного мотива.

Анализ третьей игры позволил отметить, что Антон Л, Сергей П., Полина П., Кирилл Б., Захар С., во второю половину дня попросили вновь поиграть в игру, что свидетельствует о том, что интерес к данной игре достаточно устойчив.

Проведение четвертого занятия с использованием игры – домино с хитрыми картинками, позволило научить детей соотносить схематические изображения предметов с детальными.

Дети впервые увидели необычное домино, сами пришли к выводу о том, что все же с помощью этих картинок можно играть в игру.

Содержание данного занятия позволило отметить, что интерес к игре в домино повысился у всех детей, после того как Таня Л. Предложила сделать подобную игру, заменив картинки самостоятельно придуманными изображениями. Во вторую половину дня дети вместе воспитателем сделали игру «Домино» с заколдованными катанками.

О том, что у детей интерес к играм повышается отмечается тот факт, что дети стали самостоятельно придумывать содержание настольных игр

Интерес к проведению пятой игры позволило повысить с помощью необычной зарядки. При выполнении действий воспитатель не давал словесные указания, а поднимала карточки, на которых было изображено схематичное изображение человека, выполнение данного задания позволило научить детей анализировать элементарную схему. Выполнение детьми точного изображения согласно схеме, позволило активизировать всех детей группы.

Таким образом, уже в ходе пятого занятия мы могли наблюдать то, что у детей интерес к заданиям повысился, и его устойчивость в принципе не надо было сопровождать игровыми и сюрпризными моментами, оставили соревновательную мотивацию.

В ходе шестого занятия была организована игра «Чего не хватает!», содержание позволило научить детей анализировать схему предмета и соотношение предметов в пространстве. Мы могли наблюдать то, что содержание игры позволило увлеченно и длительно играть (23 мин) всех участников игры, соблюдая правила и четко выполняя их.

Наблюдение, проведенное в ходе седьмого занятия,  позволил отметить устойчивость интереса к дидактическим играм. В игру «Магазин одежды» играли 20 мин, после чего дополнили карточки совместно с воспитателем и продолжили играть.

Следующее занятие позволило не только научить детей использовать схему последовательности действий, но и удерживать интерес к дидактической игре посредством двигательных действий. Рассматривая действия, которые изображены на карточке, дети выполняли заданные действия. Анализ деятельности позволил отметить, что дети предложили придумать карточки, на которых самостоятельно придумывали маршрут выполнения здания.  

Девятое занятие, было проведено в рамках обучения детей правилам дородного движения. Игру «Водители» гости (инспекторы дорожно-патрульной службы), которые пришли рассказать о правилах безопасного поведения на дороге.

У детей наблюдался интерес к игре. Когда каждый участник увидел карточки, дети стали предполагать, какие правила могут быть в данной игре, рассматривая знаки, говорил о том, что каждый знак может обозначать. В результате мы могли наблюдать, что интерес к занятию повысился у всех детей, в ходе выполнения игры дети познакомились с дорожными знаками, научились ориентироваться по схеме пути.

В рамках десятого занятия мы использовали проблемную ситуацию – расшифровки плана групповой комнаты и определения места, где спрятан карандаш. Анализ выполнения действий в игре позволил отметить, что в заключении дети пришли к тому, что можно придумать самостоятельно игру с секретом. Далее дети сами придумывали правила и содержание игры.

Таким образом, анализ формирующего этапа работы позволил отметить, что интерес к настольным играм у детей повысился. Тот факт, что дети изменяют и придумывают содержание и правила игры самостоятельно по аналогии заданному, констатирует то, что интерес и предпочтения к играм с дидактическим содержанием повысился. Активность, интерес и внимание каждого ребенка повысилась в ходе проведении серии игр.  

После проведения формирующего этапа работы, был проведен контрольный эксперимент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНЧЕСКУЮ СФЕРУ» (ИЗ ОПЫТА)

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕТЕМА:«ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНЧЕСКУЮ СФЕРУ» (ИЗ ОПЫТА) 2009 год...

Формирование взаимоотношений у старших дошкольников, их влияние на повседневную сферу.

В условиях детского сада игра – одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, т.к. в игре прослеживается взаимосвязь разных видов...

Игры для формирования сенсорной сферы и перцептивных умений дошкольников

Цель:Создание  условия личного пространства для формирования психологической стабильности ребенка и развития мелкой моторики рук....

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНЧЕСКУЮ СФЕРУ»

Консультация по формированию взаимоотношений у старших дошкольников,их влияние на поведенческую сферу...

«Формирование взаимоотношений у старших дошкольников, их влияние на поведенческую сферу»

В старшем возрасте дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры.В этих играх складываются благоприятные условия для формированиявзаимоотношений между детьми, как партнёров, товарищей, выпо...

Формирование эмоциональной сферы старшего дошкольника через использование музыкальных сказок

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование музыкальных сказок. Огромная роль в развитии и воспитании реб...