Разработки занятий о зиме
материал по теме

занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotki_1.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

   Задачи: закрепить представления детей о зиме. Учить находить заданный звук в словах. Закрепить технику рисования карандашом и вырезания снежинок из бумаги.  Развивать абстрактное мышление и речь детей; воспитывать эстетическое чувство, развивать творческие способности и фантазию.

Предварительная работа: вырезание снежинок, разучивание стихов о зиме, задания на дом.

Методическое обеспечение: листы бумаги, карандаши, картина, изображающая зиму. Запись «Вальса снежных хлопьев» П.И. Чайковского, синяя цветная бумага, ножницы, салфетки, фишки, корзина, медали для  победителей, фигурки животных.

Методика проведения занятия

Формирование команд

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы проведем соревнование, а теперь будет зимнее. У вас было домашнее задание. Сейчас я узнаю, как вы с ним справились. Формировать команды будем по пословицам о труде. Кто первый назовет пословицу, тои и будет капитаном. Он возьмет одну из фигурок животных, которые стоят на столе, -это будут название команд и ваш символ. Потом капитан выбирает себе команду из трех человек и усаживает команду за любой стол. Вам понятно? Тогда начинаем выбирать капитанов и команды.

Пословицы о труде

  1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  2. Любишь кататься – люби и саночки возить.
  3. Труд кормит, а лень портит.
  4. Дружно за дело взяться – пустыня зацветет.
  5. Куй железо, пока горячо.
  6. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  7. Дело мастера боится.
  8. Делу – время , потехе час

Отгадывание загадок

Кто поляны белит

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасив все витрины? (Зима)

Без рук, без ног,

По ветру рыщет,

Поет да свищет. (Ветер)

Старик у ворот

Тепло уволок.

Сам не бежит

И стоят не велит. (Мороз)

Рыбам на зиму жить тепло

Крыша – теплое стекло. (Лед)

Бел да не сахар,

Ног нет, да идет. (Снег)

С неба звезды падают,

Лягут на поля,

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек

Тонких,  как стекло.

Звездочки холодные,

А земле тепло.  (Снежинки)

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все с рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры,

Помчались с горы. (Санки)

Два коня у меня

Два коня.

По воде они возят меня,

А вода тверда,

Словно каменная.  (Лед, коньки)

Хоть сама и снег, и лед,

А уходит –слезы льет.  (Зима)

(За отгаданную загадку выдается фишки)

Работа на листах бумаги

Альбомный лист разделить на три части. В каждой части нарисовать по одной геометрической фигуре.

Теперь эти фигуры нужно превратить в предметы.

За выполненное задание вручается фишка.

Работа по картине о зиме

Воспитатель: Назовите предметы, которые нарисованы на картинке, в них есть звук «с». Ответы говорить мне на ушко. За каждое  правильное названное слово я даю вам фишку.

Волшебная палочка

Воспитатель. Кому даю палочку, тот называет «зимнее слово» и передает палочку соседу. Слова не повторять. За каждое  правильно названное слово –фишка   для команды. (Снег, лыжи, сугроб, санки, зима и т.д.)

Прослушивание музыки

Воспитатель: Сейчас мы с вами немного отдохнем. Давайте послушаем музыку П,И,Чайковского  «вальс снежных хлопьев». Можно слушать с закрытыми глазами, чтобы лучше представить, что хотел музыкой выразить композитор.

Работа с бумагой

Воспитатель: Теперь предлагаю каждой команде вырезать из бумаги красивые снежинки, какие вы себе представляли под музыку П.И. Чайковского. У вас на столах есть ножницы и бумага. Кто выполнит работу, сразу наводит порядок на своем рабочем месте. Приступаем к работе.

(Дети выполняют задание)

Вальс снежинок

Воспитатель: Возьмите свою снежинку в руки и почувствуйте, какая она легкая и как вы превращаетесь в снежинку.

(Воспитатель включает музыку)

Снежинки воздушные, легкие. Они кружатся в воздухе и медленно опускаются на землю.

Вьюга снежная лети,

Всех снежинок преврати!

(Дети танцуют вальс снежинок)

Стихи о зиме

Вы танцевали красиво, а теперь, как снежинки, опуститесь на свои стульчики.

Внимание! Внимание! Продолжаем соревнование. Вспомним стихи о зиме. Кто уже вспомнил?

(Дети читают стихи)

Кто быстрее соберет снежинку

Для каждой команды снежинки разрезаны на части. Нужно из кусочков собрать целую снежинку. Ко мне подойдут по одному человеку от команды. Я устраиваю снегопад… На счет раз, два, три –снежинку собери, нужно будет из кусочков сложить снежинку. Кто это сделает быстрее, тот заработает фишку своей команде.

Определение команды-победительницы

Подсчет фишек, распределение мест, круг почета команде-победительнице, вручение медалей.

         

Цели: учить располагать картинки по заданной линии; развивать сюжетный

замысел; воспитывать заботливое отношение к окружающему.

Предварительная работа: рассматривание с детьми одежды для девочек и

мальчиков (название, детали, цвет, назначение); дидактические игры: «Уложим

куклу спать», «Большая стирка» и др.

Оборудование: планшет с липкой основой, игрушка медведь, цветные верёвочки;

силуэты одежды, вырезанные из различных видов тканей; небольшие тазики

(для каждого ребенка) и детское мыло.

Ход занятия:

Воспитатель: (читает детям стихотворение «Мишка» А.Барто)

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу –

Потому что он хороший.

Воспитатель: Шла я сегодня по улице и вдруг вижу лежащего на дороге мишку

в грязных штанишках. (Показывает игрушку медведя.) Я его спросила, как он

здесь оказался.

Мишка: Играли со мной ребята, пошел дождик. Ребята убежали, а меня здесь

забыли.

 

Воспитатель: Пойдем к нам в детский сад. Там дети приведут тебя в порядок.

    Ребята, давайте поможем мишке постирать штанишки. А еще у меня есть

Катино платье, юбочка, Антошкины брючки и рубашечка.

Воспитатель сопровождает свои действия словами. На мольберт выставляется

планшет. Дети стоят вокруг стола, где для каждого приготовлены атрибуты для

занятия: небольшой тазик, мыло и силуэты одежды, вырезанные из ткани.

Сначала давайте натянем веревки, на которые будем вешать постиранную одежду.

Воспитатель предлагает одному из детей помочь «натянуть» веревочку на

планшете (веревочка прикладывается к планшету).

Я беру мыло и хорошенько намыливаю штанишки. Вот так. Теперь надо

Потереть штанишки руками. Хорошенько потереть, чтобы отстиралась вся грязь.

А теперь прополаскаем и повесим на веревочку, чтобы они высохли.

Детям предлагается самостоятельно постирать одежду и повесить её на веревочку.

Воспитатель оказывает помощь, если возникают затруднения.

Посмотри, мишка, сколько одежды ребята постирали: штанишки, платьица и т.д.

Да какие они все чистые! И на веревочку аккуратно повесили.

Мишка: Спасибо вам, ребята, за чистые штанишки! А теперь

Мне надо с вами прощаться. Дождик уже кончился. Мне надо идти. Мне ребята,

наверное уже ищут. До свидания!

После занятия проводятся рисование «Юбка в полоску», складывание разрезных

картинок «Матрешка», конструирование на тему «Нарядим куклу» (учить по

трафарету куклы примерять различные виды одежды.)

Цель: учить группировать предметы в определенном месте (располагать яблоки около корзины); закреплять знания о различных цветах и форме (сенсорное воспитание); развивать чувство композиции.

Предварительная работа: повторение темы «Фрукты» (уточнение их названия, формы, вкусовых качеств); дидактическая игра «Приготовим сок из яблок»; проведение занятия по конструированию «Ворота и забор для сада».

Оборудование: фланелеграф; изображение корзины и яблок; коллаж «Яблочки румяные», выполненный детьми ранее; вырезанный силуэт ёжика.

 

Ход занятия:

Дети сидят полукругом напротив фланелеграфа. Воспитатель выставляет коллаж «Яблочки румяные», который дети делали ранее.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие яблочки выросли на яблоньке. Яблочки румяные, сочные, ароматные. Давайте мы их с вами сорвем и положим в корзинку.

За дверью раздается шуршание и фырканье.

Кто это к нам пришел? Ребята, давайте посмотрим.

Воспитатель вносит фигурку ежика.

Посмотрите, ребята. Это ёжик Колючка пришел к нам в гости. Ёжик,  может быть,  и ты к нам поможешь собрать яблочки в корзинку?

Ёжик: Конечно, помогу. Смотрите, ребята, берем яблочко и аккуратно кладем его в корзину. Вот так. Даяна, и ты тоже попробуй. Молодец!

Дети по очереди берут яблоки и располагают их на фланелеграфе.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы с вами собрали целую корзину яблок. Несколько яблок мы положим рядом с корзиной. Ребята, давайте мы ими и ёжика угостим.

 

Воспитатель просит одного ребенка несколько яблочек положить на колючки ежику.

Кушай, ёжик.

Ёжик: Спасибо, ребята, за угощение. Побегу домой, угощу своих ежат яблочками. До свидания! Еще встретимся с вами когда-нибудь.

Проводится пальчиковая гимнастика «Яблоко».

Воспитатель: (читает русскую народную потешку)

Катилось яблочко по огороду

Дети складывают руки в кулак и крутят им.

И упало прямо в воду –

Бульк!

Дети опускают руки.

После занятия проводятся дидактические игры «Чудесный мешочек», «Соберем фрукты в саду» и занятие по рисованию «Дорожки в саду».

Программные задачи:

  1. Продолжать формировать у детей приемы логического мышления (анализ. синтез, сравнение, обобщение) в процессе решения логических задач
  2. Упражнять дошкольников в прямом счете в пределах двадцати и в обратном счете от заданного числа, в определении и назывании смежных чисел;
  3. Закреплять знание геометрических фигур;
  4. Развивать зрительно-моторную координацию;
  5. Воспитывать настойчивость и аккуратность в работе.

Демонстрационный материал: наборы «Восемь снеговиков», имеющих сходства и различия; карточки-символы; схематическое изображение пеньков и елочек.

Раздаточный материал: игра «Танграм», и силуэтные образцы (по одному на стол). Печатный лист с заданием (математическая тетрадь).

  1. Вводная часть

Воспитатель: Дети, я вам расскажу одну историю. Было это в то время, когда…

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла снегом.

Так, когда это было?

Дети. Зимой.

Воспитатель: А что это – три белых коня?

Дети. Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: И было это в тот месяц, который зиму открывает, а год закрывает?

Дети: Декабрь.

Воспитатель: Почему вы так решили? Сколько месяцев в году?

Дети: Двенадцать.

Воспитатель: Какой по счету декабрь?

Дети: Двенадцатый.

Упражнение в счете

Воспитатель: Выполните задания:

-посчитайте от 1 до20;

-посчитайте обратным счетом от 10, 14, 16;

-назовите «соседей» числа.., число следующее за…

Дети отвечают.

Вот и окончен наш счет, история дальше нас ждет

Дети садятся за столы.

  1. Основная часть

Определение сходства и различия

Воспитатель: Жили-были  снеговики. (Выставляет набор «Восемь снеговиков».) Сколько их было?

Однажды к ним ворона и спрашивает: «Вы братья близнецы?»

А снеговики ответили, что они все разные и совсем и не похожи друг на друга. И они начали спорить. Помогите им разрешить спор.

Дети: они отличаются размером, количеством пуговиц, цветом шапки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему ворона решила, что они близнецы?  Дети называют признаки сходства: трех круглых комков, сделаны из снега. Есть глаза, нос, рот, шапки одинаковой формы.

Так кто был прав – снеговики или ворона?

Дети: Никто, у них есть признаки сходства и признаки отличия.

Воспитатель: А сейчас отгадайте, какого снеговика я загадала и сколько их? (Показывает карточки-символы, на которых указаны размер, цвет шапочки, количество пуговиц.)

Дети: (показывают соответствующего снеговика)

  Большой, шапочка синяя (2)

  Маленький, шапочка красная (2)

  Большой, шапочка синяя, с тремя пуговицами (1)

  Маленький, шапочка красная, с двумя пуговицами (1)

Воспитатель: Вспомнили снеговики, что скоро будет праздник. Какой?

Дети. Новый год.

Воспитатель: Пошли они в лес за ёлкой, но сначала им попались пеньки,которые были видны из-под снега.

Упражнение «Продолжи ряд»

Воспитатель: Внимательно посмотрите и скажите, сколько пеньков будет в следующем ряду? А дальше?

Дети: Сначала 1 пенек. Потом 2,3,4.

Воспитатель: Как изменяется количество пеньков в каждом ряду?

Дети: Увеличивается на 1.        

Воспитатель: шли снеговики, шли и, наконец, показались елочки. Они одинаковые? (Отличаются количеством веток.)

Снеговикам больше всего понравилась елочка, которую забыл нарисовать художник.

Задание: постройте эту елочку их счетных палочек.

Конструирование из счетных палочек.

Воспитатель: Сколько веточек с каждой стороны и почему? (Четыре, потому что количество уменьшается на 1.)

-Сколько всего веток у вашей елочки? (Восемь.) Сколько вам понадобилось палочек для вашей елочки? (Количество может быть различным, так как для ствола дети могут выбрать разное количество палочек.)

-Захотели снеговики елку украсить , да вот беда –игрушек у них нет. Давайте нарисуем гирлянды.

Работа в тетрадях

Задание: продолжи ряд на рисунке до конца строчки.

Воспитатель: Снеговики украсили елочку и так устали, что пошли отдыхать. Давайте и мы с вами отдохнем.

Физкультминутка

Воспитатель:

Закрутились, завертелись

Покружится, руки – «фонарики».

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей

Медленно поднять руки вверх, не отводя взгляда от ладоней.

Легкие пушинки.

Чуть затихла злая вьюга–

Улеглись повсюду.

Медленно опустить руки, проследить взглядом.

Заблистали, словно жемчуг,

Все дивятся чуду.

Развести поочередно руки в стороны и проследить за ладонями взглядом.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Показать, как летят снежинки.

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком.

Показать руками перед собой толстый ком.

И станет ком снеговиком.        

Поставить руки на пояс, покачать над головой.

Его улыбка так светла!

Улыбнутся.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Руками показать глаза, шляпу, нос, метлу – руку вытянуть вверх –раздвинув пальцы.

-Отдохнули снеговики и пошли на елку в детский сад помогать Деду Морозу раздавать подарки.

Словесные логические задачи.

Дед Мороз (дает задания)

  1. Антону и Денису я приготовил кубики и машину. Антону машина не нужна. Что подарить Денису? Антону?
  2. Вике и Кате подарите краски и карандаши. Вика не любит рисовать красками. Что надо подарить Кате? Вике?
  3. Для Пети, Вани, Димы я приготовил мячи: красный, желтый, зеленый. Пете дайте не красный и не зеленый. Ване не зеленый и желтый. Кокой мяч подарили Диме? Ване? Пете?

Воспитатель: Ребята на празднике веселились, танцевали, а снеговики сфотографировали их, но снимки получились черно-белые. Давайте мы сделаем цветные фотографии «Танграм».

Составление силуэтов – игра «Танграм»

Воспитатель: Сколько геометрических фигур в наборе? (Семь.)  Какие? (Два больших треугольника, один средний, два маленьких треугольника, квадрат и четырехугольник.)

Посмотрите на силуэт внимательно и подумайте, из каких фигур могут быть составлены части картинки?

Дети самостоятельно складывают силуэты.

  1. Заключительная часть

Воспитатель: Вот и  закончилась эта история. Она стала интересной благодаря вам, ведь вы выполнили много заданий, чтобы помочь снеговикам.

Вспомните, какие были задания? Какие вам понравились больше, какие задания были трудными? Все ли у вас получилось?

Дети отвечают.

Покажите, как вы сегодня потрудились.

Дети показывают карточки-эмоции, объясняя свой выбор.

Цели: развивать коммуникативные способности детей; создавать у детей эмоционально-положительный настрой, развивать эстетические чувства, умение стремиться к победе, поддерживая друг друга; дать детям возможность радостно и содержательно прожить детство, привлекая к этому процессу родителей.

Предварительная работа: Мамы и даже некоторые папы творчески подошли к подготовке конкурса: сочинили приветствия в стихотворной форме, частушки, учили девочек двигаться подобно моделям, вырезать из цветной бумаги сердечко и завязывать банты любимым игрушкам.

Ход проведения

Ведущий: Занавес открыт, и это значит,

                  Что на сцене бал весенний начат.

                   И должны добавить мы, что он

                   Милым нашим мамам посвящен.

Добрый день! Мы рады вас приветствовать в этом зале. Сегодня мы проводим праздничный конкурс «А, ну-ка, девочки!». Девочки вместе с мамами готовилась к нему, ведь это первый конкурс в их жизни и, кто знает, может быть, и не последний. Наши участницы очень волнуются, поэтому прошу вас всех поддержать их. И сейчас с большим удовольствием хочу представить вам наших маленьких конкурсанток.

Под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» конкурсантки входят в зал.

Ведущий называет каждую из участниц.  После чего представляет жюри

Уважаемое жюри программа конкурса перед вами, каждый конкурс оценивается в 3 балла.

У всех участниц в зале есть своя группа поддержки, к ним большая просьба –дружнее  поддерживайте девочек. А мне сегодня будут помогать наши мальчики.

Группа мальчиков исполняет песню для девочек.

1-й мальчик

В этот праздничный день весны

Девочек наших поздравим мы.

2-й мальчик

Милые девочки, вас поздравляем,

Счастья и радости вам желаем.

3-й мальчик

Если дразнили мы вас обидно,

Честное слово, нам очень стыдно.

4-й мальчик

И не от злости, а по привычке

Дергаем часто вас за косички.

5-й мальчик

Все мы задиры, знаете сами,

Но обижать вас больше не станем.

6-й мальчик

Мы вам желаем победы сейчас.

Больших успехов вам!

В добрый час!

Ведущий. Я объявляю начало первого конкурса. Он называется «Знакомство». Девочки должны немного рассказать о себе, своих занятиях, своей семье. Жюри будет обращать внимание на оригинальность рассказа!

№1 Куулар Аялга.

Зовут меня Куулар Аялга,

Я обожаю всех вокруг,

Поверьте мне , друзья.

Люблю свою я мамочку родимую мою.

Кто ж почитает сказочку,

Когда порой не сплю?

Люблю я папу строгого –

Привозит он мне многое…

Как не полюбишь тут!

Люблю играть в компьютер,

И петь и танцевать,

Люблю играть я в куклы,

Наряды примерять.

Скоро будет мне семь лет –

Буду ученицей.

Только жаль, что с детским садом

Придется мне проститься.

№2 Аптыы Сайзана

Я девчонка озорная с черными волосами

А зовут меня Сайзана.

Очень я люблю играть,

Бегать, прыгать, гулять,

А еще я люблю читать –

Скоро в школу поступать.

У меня семья большая:

Мама, папа, сестры, брат и я.

Вместе мы праздники встречаем

Ездим в гости к бабушке и дедушке.

Поздравляем вас, друзья,

Наша дружная семья.

№3 Кара-Сал Ай-шет

Ай-Шет Кара-Сал зовут меня.

Не правда ль редкая фаимлия?

Люблю я с удовольствием читать,

Очень люблю рисовать, друзья.

Семь лет мне исполнится скоро

И осенью пойду я в школу.

№4 Ооржак Олча

Здравствуйте, друзья!

Я Ооржак Олча.

Очень садик я люблю,

Про себя вам расскажу.

Я девчонка-хохотушка

И немножко озорнушка

Песни звонкие пою.

Хороводы я пою.

В группе первая всегда,

Заводила иногда.

Я бываю очень умной,

Очень ласковой, разумной.

Вот на конкурс к вам пришла,

Посмотрите на меня.

Победить пытаться буду,

Но подруг я не забуду.

Голосуйте за меня,

Всем понравлюсь очень я.

Ведущий: Пока наши девочки отдохнут, а жюри поставит оценки, мальчики помогут мне развлечь публику. 

1-й мальчик

Сегодня день особенный –

Сегодня праздник мам,

На юге и на севере,

Везде –и тут и там.

Звенят ручьи весенние

И подпевают нам,

И ярче светит солнышко

В честь наших милых мам.

2-й мальчик

Мамам, самым близким в мире людям,

Мило улыбаемся подчас,

Но сказать о том, что их любим,

Не хватает времени у нас.

Все дети исполняют песню «Ты на свете лучше всех» (муз. Е.Птичкина, сл.М.Пляцковского).

Ведущий: Я объявляю начало второго конкурса, который называется «Грация».

Участницы пройдут по дорожке, как модели, демонстрируя свои наряды. Прически, свое умение двигаться. На все это будет обращать внимание жюри. Болельщики, поддерживайте!

Звучит музыка Л.Бетховена «К Элизе».Участницы проходят по очереди по дорожке.

Если жюри успело оценить выполнение второго конкурса, то объявляю следующий конкурс «Завяжи бант игрушке». Девочки продемонстрируют нам свое умение завязать бант, так как, я дума., что все они играют в куклы и должны это уметь. Жюри будет обращать внимание на красоту банта и на быстроту выполнения задания. Милые участницы, если кому-то нужно поддержать ваши любимые игрушки, мальчики вам помочь.

Звучит мелодия песни Е.Крылова «Лесной олень». Девочки выполняют задание.

А теперь я предлагаю детям потанцевать. Все дети исполняют танец «Смени пару!» (муз. Т.Богинич).

Пятый конкурс называется «Доброе сердце». Участницам предоставляется возможность показать свое умение работать с бумагой. Они должны вырезать из цветной бумаги сердечко, которое смогут подарить своим любимым мамам. А жюри оценит их умение.

Звучит мелодия Ю. Энтина «Где водятся волшебники?». Девочки вырезывают сердечки, показывают жюри, а затем дарят мамам.

1-й мальчик

Спорить с вами не хочу,

Вы мне так поверьте:

Моя мама лучше всех,

Лучше всех на свете

Мама жарит пирожки,

Мама склеит маску

И рассказывает мне

Каждый вечер сказку!

А еще известна ей

Песня «Баю-баю».

Мама только запоет –

Сразу засыпаю!

2-й мальчик

Много слов о бабушке

Хочется сказать,

Крепкого здоровья

В жизни пожелать,

Сердцем и душою

Вечно не стареть

И прожить на свете

Много-много лет.

Все дети исполняют песню «Про бабушку» (муз и сл. Л. Вахрушевой).

Ведущий. Наш последний конкурс «Танцевальный». Наши участницы будут танцевать сразу вместе. Жюри будет обращать внимание на красоту, грацию и умение девочек двигаться в танце.

Девочки исполняют танец на современную музыку.

А  теперь девочки отдохнут, а мальчики вам песню «Спасибо!» (муз.И.Арсева, сл.З.Петровой).

Ведущий:

Мам дорогих в этот день поздравляем.

Подарки чудесные мы им вручаем!

Примите подарки от ваших ребят,

Их сделал наш дружный, веселый детский сад!

Дети вручают подарки своим мамам и бабушкам. А теперь я передаю слово нашему уважаемому жюри. Мы ждем результатов конкурса.

Председатель жюри объявляет результаты конкурса, мальчики вручают подарки конкурсантам.

 

Цель: формировать навыки безопасного поведения в быту, учить адекватным действиям.

Задачи:

  1. Углублять и расширять знания детей о безопасном поведении.
  2. Систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения.
  3. Формировать навыки самостоятельности и умения принимать решения в опасной ситуации.

Методическое обеспечение: пеноплен , металлическая пластина, лучины (тонкие палочки), спички. Предметные картинки, две деревянные ложки, две емкости с водой, две пустые емкости, карточки с цифрами номеров телефонов служб: 01,02, 03 на каждого ребенка.

Мотивация личной заинтересованности: отгадай загадку.

Методика проведения занятия

Отгадывание загадки

Воспитатель: Я вам  хочу загадать загадку. Можно?

(Ответы детей)

Спасибо. О чем речь в загадке?

Все ест - не наестся

А пьет – умирает.

А вы можете придумать свою загадку про огонь?

(Придумывание загадок)

Как вы думаете, как получается огонь?

(Предположения детей)

Проблемный вопрос по ТРИЗу, прием «хорошо – плохо»

Дети, а огонь –это хорошо или плохо?

(Предположения детей)

Вывод воспитателя: огонь – это хорошо, потому что в холодное время он согревает человека, дает ему тепло, пищу, свет; огонь –огонь это плохо, потому что от огня человек может погибнуть.

А почему происходит так, что от огня можно погибнуть?

(Рассказы детей)

Рассказ воспитателя

Когда я была маленькой, то жила с родителями в деревне. В деревенском доме есть печь, которая обогревает дом при помощи угля и дров. На такой печи готовят еду. (Показ рисунка деревенской печи)

Эту печь нужно растапливать каждый день. Мама пошла за углем во двор. А я сидела на окне. Чтобы мне было тепло, мама подстелила на подоконник полотенце. Я смотрела в окно и ждала, когда вернется мама. Мне стало скучно. Потом я увидела коробок спичек, взяла его и стала играть с ним. Я вытащила спичку и решила её зажечь. Я видела, как это делала мама, когда растапливала печь. Спичка вспыхнула ярким пламенем и обожгла мне руку. От боли я уронила спичку на полотенце. Как вы думаете, что произошло с махровым полотенцем, когда на него упала горящая спичка?

(Ответы детей)

Правильно, оно загорелось. Я сидела и испуганно смотрела на огонь. Потом стала на него дуть, чтобы потушить. Но полотенце загорелось еще сильнее. Потом я схватила большую тряпку, которой мама вытирала печь, и накрала горящее полотенце. Огонь потух. Но я так испугалась, что спички не брала до тех пор, пока не стала взрослой.

Беседа по рассказу

Как вы думаете, почему, когда дуешь на огонь, он разгорается еще сильнее еще сильнее?

(От поступления кислорода, который находится в воздухе, огонь разгорается сильнее)

Почему, накрыв тряпкой огонь, я его потушила?

(Был перекрыт доступ кислорода)

Эксперимент с огнем

На пеноплен положена металлическая пластина. На ней из лучин сложены небольшие кучки. Дети стоят на расстоянии 1 метра от опытной площадки.

Воспитатель (Поджигает первую кучку и спрашивает у детей): Как можно потушить огонь?

(Ответы детей)

Воспитатель (предлагает задуть огонь): Что происходит с огнем? Почему?

Когда мы дуем на огонь, то помогаем ему разгореться еще сильнее. Если на огонь дуть, мы его никогда не потушим. Как же потушить огонь?

(Предположения детей)

Потом огонь тушится при помощи воды, мокрой ткани. Делается вывод, чем же быстрее  всего потушить огонь.

Дидактическая игра «Горит –не горит»

Воспитатель показывает нарисованные картинкти, а дети говорят, горят или не горят эти предметы.

Решение проблемных ситуаций «Что произойдет в доме, если…»

  1. Ребенок будет играть со спичками?
  2. Бабушка забыла выключить утюг?
  3. Мама поставила варить кофе, а сама пошла в магазин?
  4. Сестра решила быстрее высушить кофточку над газовой конфоркой?
  5. Смотреть телевизор, когда гремит гром и сверкает молния?
  6. Близко от елки зажигать бенгальские огни?

 

Правила поведения при пожаре

  1. Если огонь небольшой, затуши его при помощи воды или мокрой ткани, если  
  2. пожара– не электричество
  3. Вызови пожарную службу 01. Для этого необходимо знать домашний адрес.
  4. Привлеки внимание взрослых при помощи крика: «Пожар!»
  5. Покинь квартиру. Нельзя прятаться в шкафы, под кровать, так как можно задохнутся от угарного газа и пожарным будет трудно вас найти.
  6. Если в квартире много дыма, нужно намочить полотенце (или любую ткань) и дышать через него.
  7. Покинув горящую квартиру, сообщи соседям, что у вас в квартире пожар. Если в квартире много дыма, лучше покидать ползком, внизу меньше дыма.
  8. Не пользуйся лифтом, его могут отключить.

Но чтобы этими правилами никогда не пользоваться, помните:

Дома, на улице,

Ночью и днем

Будьте всегда

Осторожны с огнем.

Игра-тренинг «Диалог с диспетчером пожарной службы или службы спасения»

(Роль диспетчера исполняет воспитатель, а дети учатся вызывать пожарную службу)

Отгадывание загадок

Красный Ивашка любит скакать по деревяшкам. (Огонь)

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает. (Огонь)

То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе:

Продырявит море. (Утюг)

Четыре солнца у бабушки на кухне,

Четыре солнца грели и потухли.

Готовы щи, компот, блины –

До завтра солнце не нужны.  (Газовая плита)

Без рук, без ног, а на гору ползет.  (Огонь)

Жевать не жую, а все поедаю.  (Огонь)

В маленьком амбаре держат сто пожаров.  (Спички)

Игра-эстафета «Затуши огонь»

Детей делят на две команды. Команды выстраиваются в линию. С одной стороны находится емкость с водой. С другой – пустая емкостью какая команда быстрее при помощи большой деревянной ложки вычерпает воду из полной емкости, передавая друг другу, и перельет воду в пустую емкость.

Дидактическая игра «Вызови службу»

У детей карточки с цифрами 01,02, 03.

Воспитатель: Если в доме пожар, какой номер вы будете набирать?

А если у вас кто-то заболел, то какой номер нужно набрать?

А если к вам в квартиру лезут воры?

Запомните, если с вами происходит несчастный случай, всегда можно звонить по номеру 01 –телефон службы спасения и ваш звонок переадресуется в соответствующую службу.

Чтение стихотворения Е.Ильина

Нам без доброго огня

Обойтись нельзя ни дня.

Он надежно дружит с нами:

Гонит голод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Нам огонь хороший нужен.

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печет.

Рисование на тему «Добрый огонь»

Детям предлагается сделать рисунок, где огонь является другом. Потом изготавливается книжка-самоделка «Огонь – друг человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Открытого интегрированного занятия (совместно с логопедом) Авторская разработка на тему: «Зимующие птицы»

Дети отправляются на экскурсию в лес.Встречаются с препятствиями и играют в игры совместно с логопедом....

Методическая разработка занятия с детьми старшей группы на тему «Перелётные и зимующие птицы нашего города»

Занятие на тему «Перелётные и зимующие птицы нашего города» имеет экологообразовательную направленность, так как знакомит детей старшего дошкольного возраста с разнообразием представителей класса «Пти...

Методическая разработка занятия по плаванию для подготовительной группы детского сада «Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Занятие помогает совершенствовать способность детей проявлять выносливость и силу во время выполнения упражнений в воде, повышать активность и работоспособность детского организма....

Методическая разработка интегрированного занятия «Зимушка-зима» в подготовительной речевой группе с использованием интерактивной доски (SMART)

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе детского сада.НОД интегрированная. Проводилась совместно с учителем-логопедом в рамках подведения итогов по лексической те...

Методическая разработка занятия в младшей группе " Зима в гости к нам пришла

Цель: закрепление представлений о зиме на основе наиболее ярких впечатлений детей.Задачи:Образовательные: обогащать и закреплять знания о зиме, её характерных признаках; уточнить знания о зимней...

Методическая разработка занятия по развитию речи для старшей группы на тему "Зима пришла. Зимующие птицы"

Рассказ о зимующих птицах, сравнение снегиря и синицы, описателоьные и сюжетные рассказы о зиме....