Главные вкладки

    Проект «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»
    методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

    Аносова Ирина Владимировна

    Главная роль в воспитании ребенка при нынешней социокультурной ситуации отведена семье и дошкольному учреждению. Воспитатель, не только воплощает задачу приобщения детей к фольклору и чтению сказок, рождения в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания ими содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, как пропагандист книги и книжного знания, как социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к фольклору и процессу чтения сказок, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием текста на детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ira_proekt.doc82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»

    Автор проекта: Аносова Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл

    Проблемно – ориентированный анализ

    Не утихают споры о роли фольклора в жизни детей, о том, какая её функция – воспитательная, развлекательная или художественная – должна быть ведущей.

    Главная роль в воспитании ребенка при нынешней социокультурной ситуации отведена семье и дошкольному учреждению. Воспитатель, не только воплощает задачу приобщения детей к фольклору и чтению сказок, рождения в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания ими содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, как пропагандист книги и книжного знания, как социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к фольклору и процессу чтения сказок, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием текста на детей.

    Актуальностью является, то что фольклор и сказки адресованные ребенку, нельзя изучать вне самого ребенка, особенностей его возраста и восприятия, которое способствует развитию социализации, коммуникации и художественного творчества.

    Важнейшим средством речевого развития является фольклор и сказки. Они используются для формирования звуковой культуры речи, усвоению морфологических закономерностей и синтаксической конструкции. Произведения являются образцом обогащения словаря ребенка и построения связного высказывания, который закрепляется при пересказе, творческом рассказывании.

    Успешная реализация проекта зависит от ряда факторов и прежде всего от той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной продуманной развевающей среды.

    Эффективность воспитания и обучения достигается путем работы педагога с детьми данного возраста в течение дня.

    Система педагогической работы связанна с обучением детей родному языку, ознакомлением с фольклором, то есть с произведениями русского народа и народами других культур предоставлена в работах В.В.Гербовой: «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозайка – Синтез, 2005)

    Данный проект написан на основе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная  общеобразовательная программа / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2012. – 336С.

    Цель:

    Содействовать развитию речи у детей 2-3 лет, на основе приобщения к фольклору и сказкам в соответствии с новыми требованиями (ФГТ).

    Задачи:

    1. формировать интерес к фольклору и сказкам.
    2. учить детей различным видам запоминания.
    3. знакомит детей с потешками и сказками разных народов.
    4. развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь.
    5. формировать умение слушать и понимать услышанное, учить потешки, сказки и понимать выученное, рассказывать и пересказывать их наизусть, понимать их.

    Вид проекта: 

    практико-ориентированный.

    Участники:

    Воспитатели группы.

    Целевая группа:

    Дети 2-3 лет, родители детей.

    Масштаб проекта:

    Один год

    Образ конечного результата

    Критерии оценки

    Повышение уровня развития психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи)

    Психологическая диагностика Начальная, итоговая

    Интегративное качество: любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «социализации»,  в образовательной области «коммуникация», в образовательной области «чтение художественной литературы», в образовательной области «художественное творчество».

    Участниками проекта выполнены рисунки - «подсказки», лепка.

    Конспекты итоговых занятий по блокам

    Открытые занятия для педагогов и родителей

    Повышение уровня знаний в направление «Познавательно – речевое развитие», образовательная область «Коммуникация»

    Опрос детей по потешкам и сказкам до начала проекта и после окончания работы, сравнительный анализ

    Отзывы родителей и самих детей о проделанной работе по проекту

    Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками».

    Рассказывание потешок и пересказ сказок в ролях

    Отзывы родителей и коллег

    Аудио и видеозаписи занятий по работе проекта

    Риски:

    1) Слабая заинтересованность детей и родителей.

    Пути преодоления: 

    Преподносить фольклорный материал  на позитиве, не перегружая объемом детей и родителей, педагогам проявлять большую заинтересованность проектом, делиться результатами работы на каждом этапе проекта. Приглашать родителей на итоговые занятия. Создать папку для родителей «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»

    2) Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие.

    Пути преодоления: 

    Индивидуальная работа с детьми и родителями.

    Этапы работы:

    1 этап:

    Организационный

    -подбор фольклорного материала

    -первичная диагностика детей

    -ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта

    -подбор дидактического и методического оснащения проекта

    -консультации со специалистами ДОУ

    2 этап:

    Практический

    - цикл мероприятий по реализации проекта (4 блока)

    - открытые занятия, инсценировки, рассказывание потешек и пересказывание сказок по ролям, выставки книг и работ детей, просмотр мультфильмов.

    -мероприятия с родителями, паки для родителей по реализации проекта

    3 этап:

    Заключительный

    -Итоговая диагностика познавательных процессов.

    Сравнительный анализ.

    -рефлексия создателей проекта

    -отчет о реализации проекта

    -сбор полученного материала по проекту, монтаж

    Реализация проекта

    Для удобства реализации проекта, планирования работы, контроля и самоконтроля, анализа и рефлексии весь материал для ознакомления был разделен на «блоки». Использование аудио и видео записи, кукольные и настольные театры, картинок на фланелиграф.

    1. Из большого по содержанию материала  для ознакомления заучивания берется с учетом возрастных особенностей детей.
    2. Потешки и сказки выбраны не случайно, это «яркие», «понятные» произведения с характерными героями.
    3. В проект включены потешки, песни и сказки разных народов и культур.
    4. Фольклор,  сопровождающийся словесно -  стихотворным стилем способствующий развитию в областях: социализации, коммуникации, художественного творчества.

    Стратегия и механизмы реализации проекта

    Тема 1 блока (сентябрь -  ноябрь)

    Малый фольклор (потешки)

    Задачи:

    1.Познакомить детей с потешками.

    2. Провести предварительную словарную работу.

    3. Способствовать заучиванию наизусть.

    4.Закреплять выученный материал.

    5.Рассматривание иллюстраций.

    Потешки:

    «Сорока, сорока…»

    «Петушок, петушок…»

    «Заяц Егорка…»

    «Наши уточки с утра…»

    «Водичка, водичка…»

    «Ладушки, ладушки!»

    «Пошел котик на торжок,..»

    «Большие ноги…»

    «Из – за леса, из – за гор…»

    «Киска, киска, киска, брысь!»

    «Тили – бом! Тили – бом!»

    « - Курочка – рябушечка, …»

    Развивающая среда

    Рассказывание потешек по ролям, инсценировка потешек

    Выставка книг

    Самостоятельная деятельность детей

    Рассматривание иллюстраций

    Рассматривание книг

    Рассказывание потешек себе, друг другу, родителям

    Совместная деятельность

    «литературная минутки» - каждый день

    Открытое занятие по фольклору

    Инсценировка потешки

    Ответственный

    Воспитатель

    Работа с родителями

    Памятка для родителей «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»

    Тема 2 блока (декабрь– февраль)

    Малый фольклор (сказки)

    Задачи:

    1. Познакомить детей со сказками.
    2. Провести предварительную словарную работу.
    3. Способствовать пересказыванию наизусть сюжет сказки.
    4. Закреплять выученный материал.

    Сказки:

    «Золотое яичко» (обработка К.Ушинского)

    «Репка» (обработка К.Ушинского)

    «Петушок и бобовое зернышко» (обработка О. Капицы)

    «Волк и козлята» (обработка Л.Н.Толстого)

    «Маша и медведь» (обработка  М.Булатова)

    «У страха глаза велики» (обработка М.Серовой)

    «Ворона» (обработка В.Даля)

    «Гуси – лебеди» (обработка М.Булатова)

    «Как коза избушку построила» (обработка М.Булатова)

    «Бычок – черный бочок, белые копытца (обработка  М.Булатова)

    «Кот, петух и лиса» (обработка  М. Боголюбской)

    Развивающая среда

    Выставка книг

    Рассказывание по ролям, инсценировка сказок

    Самостоятельная деятельность детей

    Рассматривание иллюстраций к сказкам

    Рассматривание выставки книг

    Пересказывание сказок себе, друг другу, родителям

    Совместная деятельность

    «литературная минутки» - каждый день

    Открытое занятие по сказке

    Инсценировка сказки

    Творческая работа «Зернышки для Петушка» -лепим из пластилина

    Ответственный

    Воспитатель

    Работа с родителями

    Памятка для родителей «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»

    Тема 3 блока (март - апрель)

    Русский народный фольклор

    Задачи:

    1. Познакомить детей с рус.нар. фольклором.
    2. Провести предварительную словарную работу.
    3. Способствовать рассказыванию и пересказыванию наизусть.
    4. Закреплять выученный материал

    Потешки :

    «Как на нашем на лугу…»

    «Сидит белка на тележке…»

     «Вот и люди спят…»

    «Жили у бабуси…»

    Познакомить со сказками:

    «Колобок»

    «Теремок»

    «Козлятки и волк»

    «Снегурушка и лиса»

    Развивающая среда

    Выставка книг

    Рассказыванию потешек и пересказыванию сказок по ролям, инсценировка сказок

    Просмотр мультфильма « Два веселых гуся»

    Самостоятельная деятельность детей

    Рассматривание иллюстраций к потешкам и сказкам

    Рассматривание выставки книг

    Рассказывание и пересказывание произведений себе, друг другу, родителям

    Совместная деятельность

    «литературная минутки» - каждый день

    Открытое занятие по фолклору

    Инсценировка потешек и сказок

    Творческая работа «Колобок» - рисунки

    Ответственный

    Воспитатель

    Работа с родителями

    Памятка для родителей «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»

    Тема 4 блока (май)

    Фольклор народов мира

    Задачи:

    1. Познакомить детей с фольклором.
    2. Провести предварительную словарную работу.
    3. Способствовать рассказыванию и пересказыванию наизусть.
    4. Закреплять выученный материал.

    Песенки:

    Маленькие феи ((англ. С.Маршак)

    Котауси и Мауси (англ. К.Чуковский)

    Знаешь, мама, где я был? (грузинская)

    Снегирек (немецкая)

    Сказки:

    Упрямые козы (узбекская)

    Га –га - га! (англ. Д.Биссета)

    Как лисичка бычка обидела (эскимосская)

    Крошка – Малышка (шотландская)

    Развивающая среда

    Выставка книг

    Рассказыванию потешек и пересказыванию сказок по ролям, инсценировка сказок

    Самостоятельная деятельность детей

    Рассматривание иллюстраций к потешкам и сказкам

    Рассматривание выставки книг

    Рассказывание и пересказывание произведений себе, друг другу, родителям

    Совместная деятельность

    «литературная минутки» - каждый день.

    Открытое занятие по теме блока №4

    Творческая работа «Упрямые козы» - инсценировка сказки

    Ответственный

    Воспитатель

    Работа с родителями

    Памятка для родителей «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»

     В течение всего дошкольного детства основным "источником" развития личности ребенка выступает воспитатель. Именно он осуществляет стимуляцию и поддержку постоянного личностного роста, непрерывного творческого и духовного развития детей. Это фокусирует внимание исследователей и практиков на процессе личностного развития воспитателя, творческий потенциал которого составляет реальный вклад в потенциальное развитие взаимодействующих с ним детей, а также становится очевидным вопрос о необходимости формирования сущностных основ профессионального творчества педагога.

    Проведение презентации по открытым блочным занятиям за год.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Проект "Ладушки, ладушки" (для детей раннего возраста)

    Паспорт педагогического проекта.Тема: «Ладушки, ладушки...»Адресация проекта: воспитатели дошкольного учреждения, дети раннего возраста и их родители.Руководитель проекта: Лысова Елена Николаевна - во...

    Проект "Ладушки-ладушки" для детей раннего возраста

    Проект создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с боль...

    "Проект "Ладушки, ладушки" (для детей раннего возраста)

    Паспорт педагогического проекта.Тема: «Ладушки, ладушки...»Адресация проекта: воспитатели дошкольного учреждения, дети раннего возраста и их родители.Руководитель проекта: Скляренко Вера В...

    Проект "Ладушки- ладушки, любим потешки да сказочки"

    Образовательный  проект  «Ладушки, ладушки, любим потешки да сказочки» разработан для детей первой младшей  группы и носит краткосрочный характер. Его актуальность не вызыва...

    Презентация проекта "Ладушки,ладушки..."

    Формирование интереса малышей к народному фольклору....

    ПРОЕКТ «Ладушки - ладушки, любим потешки да сказочки»

    Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в...