ПРОЕКТ «Ладушки - ладушки, любим потешки да сказочки»
проект по развитию речи (младшая группа)

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.Я считаю, что проектный метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.  Всю работу я  решила проводить через интеграцию, то есть, через все виды деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное  Дошкольное Образовательное Учреждение

«Центр Развития Ребенка - детский сад №13 г.Россоши

ПРОЕКТ

«Ладушки - ладушки,

любим потешки да сказочки»

Возрастная группа:

первая младшая группа (возраст 2- 3года).

                                                                                        Подготовила воспитатель:

Коструб Н.Г.

Актуальность проекта:

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

В настоящее время в существующих пособиях очень мало внимания уделяется проектно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста. Это объясняется тем, что дети раннего и младшего дошкольного возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому активная роль в проекте принадлежит мне, как педагогу. Я определяю проблему, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым.

 «Программа воспитания и обучения в детском саду» нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а так же на воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу.

В течение двух месяцев я реализовала  проект на тему «Ладушки, ладушки, любим потешки да сказочки».

Я считаю, что проектный метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.  Всю работу я  решила проводить через интеграцию, то есть, через все виды деятельности.

На основном этапе была организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.    

 Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих  задач: воспитание звуковой культуры речи,  обогащение словаря. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение.  Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

 

Цель:

Знакомить детей с потешками, как жанром устного русского народного творчества. Воспитывать у детей любовь к книге.

Задачи:

1.Повышать интерес к русским народным потешкам.

2.Учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя, внимательно рассматривать иллюстрации.

3.Развивать речевой слух ребенка: различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

4.Развивать мышление, умение подхватывать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки.

5.Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.

6.Побуждать детей активно включаться в игровые действия.

Тип проекта: познавательно - игровой.

Продолжительность: краткосрочный (2 месяца).

Методы и приемы, используемые при реализации проекта:

1. Обыгрывание сюжета потешки.  

2. Словесные игры.

3. Подвижные и хороводные игры.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций.

6. Логоритмика.

 Участники проекта: воспитатель группы, родители и дети первой младшей группы.

Ресурсы проекта:

-книжки  с иллюстрациями к потешкам;  

-подборка стихов и потешек по привитию культурно – гигиенических навыков, на все случаи жизни;

-подборка музыкальных игр – потешек для детей раннего возраста;

-подборка логоритмических упражнений.

                               Совместная деятельность с детьми:

1.Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.

В ходе ООД с детьми использую наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации), с помощью которых создается развернутая картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. С помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке).

2.Беседы по содержанию потешек.

3.Заучивание потешек.

4.Дидактические и развивающие игры.

5.Продуктивная деятельность детей: рисование, лепка, конструирование.

6.Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.

7. НОД.

                             Совместная деятельность с родителями.

1.Чтение потешек детям дома.

2.Заучивание потешек вместе с детьми.

3.Участие в подборе иллюстраций по ознакомлению с потешками.

4.Консультации для родителей.

                                              Ожидаемый  результат:

Дети заинтересованно рассматривают иллюстрации, слушают и проговаривают потешки и стихи за взрослым; активно участвуют в играх - занятиях по развитию речи; более мягко проходит адаптация к детскому саду; дети доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым; малыши стали более подвижны, раскрепощены.

1-й этап - план работы по подготовке проекта.

-подобрать фольклорный материал, адекватно возрасту детей;

-составить альбом потешек для всех режимных моментов;

-подобрать иллюстрированный материал к фольклорным произведениям.

-заключительное занятие.

-презентация проекта.

2-ой этап - реализация проекта.

- составление тематического плана  «Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста»  на основе программы под редакцией М. А. Васильевой с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных нами задач включили в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность, формирование культурно - гигиенических навыков и систематизировали работу.

Очень важно создать развивающую среду. Подобрали соответствующие настольно - печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.

В книжном уголке разместили книжки - игрушки с иллюстрациями к потешкам; иллюстрации картинок к потешкам для детей раннего возраста. Книжки-малышки «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба».  Стараемся, чтобы книжный уголок по обновлялся новыми книгами. Здесь же поместили маски животных - курочка, петушок, кошечка, собачка; пальчиковый театр-«Теремок», «Репка». Дидактические игры этих же произведений, фланелеграф (иллюстрации к потешкам).  Всё это привлекает внимание детей.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание . Такие потешки я использовала в адаптационный период.

 В группе игрушки подбирались так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Это были ласковые и успокаивающие потешки. Через несколько дней мы заметили, что дети уже сами с большой охотой шли в группу, просили прочитать потешку про петушка или другую наиболее понравившуюся.

Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с ребенком, для этого мы ещё используеммузыкальные игры - потешки , на аудиодисках представлены песенки-игры, которые порадуют малышей и окажут положительное влияние на их сенсорно- моторное и эмоциональное развитие. Выполняя подражательные действия под музыку, дети получают возможность лучше осознавать различные ситуации и роли, развивают крупную и мелкую моторику, речь, а музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух и память. Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха.

Хорошие положительные эмоции можно вызвать у детей путем пальчиковых игр или логоритмических упражнений.

Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии. Простые движения рук помогают убрать напряжение, не только снимают умственную усталость, эмоциональное напряжение, повышают положительные эмоции. Такие пальчиковые игры, логоритмические упражнения помогают малышу овладевать простыми, но жизненно важными умениям - правильно держать ложку, чашку, умываться.

В своей работе я использую малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность, привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи.

Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться.  В этих случаях я  стараюсь ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит .

 Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты : когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).

Укладывая детей спать детям в тихий час, стараюсь создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки. Подходя к каждому ребенку, поправляем одеяло, гладим по головке. Если кто-то из малышей беспокоится, присядем рядом, стараемся успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой.

 Используя  такие приемы  укладывания, я заметила, что дети стали намного спокойнее быстрее засыпают, не тревожатся во сне.

Также были подобраны потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуем их пробуждение ласковой  улыбкой.

Малые формы фольклора я также использую и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться после сна, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называем предметы одежды, обуви и читаем соответствующую потешку.

Приучая детей мыть руки, лицо, стараюсь вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаю  потешками. Все это помогло малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. А в дальнейшем дети уже сами использовали народные потешки во время игры  

При игре мы рассматриваем с детьми разные сюжетные картинки, стараемся комментировать эти картинки так же стихами или потешками. Детям это очень нравится и они с удовольствием рассматривают картинки, повторяя за воспитателем слова и просят вновь повторить игру.

При разучивании потешки «Кисонька - мурысонька» сопровождали слова определенными действиями. Дети старались копировать эти действия, интонацию обращения, ответа.  Чтобы потешки, песенки прочно вошли в жизнь ребенка, старались каждому из детей помочь осознать её содержание. Мы не просто читали ту или иную потешку или песенку, а продумывали в какой форме преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. Вносили шапочки персонажей, яркие игрушки, картинки.

Проводились также подвижные игры.

В своей работе я  использую музыкальные аудиодиски, где представлены песенки - игры, которые порадуют малышей и окажут положительное влияние на их сенсорно - моторное и эмоциональное развитие . Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха. Эти игры можно использовать во всех режимных моментах.  

На занятиях по конструированию дети строили домики - теремки, и при обыгрывание постройки отвечали на вопросы: «кто постучался в твой теремок?», «как он просится жить в домик?», «что он стал делать там?». Старались, чтобы ребенок отвечал словами из сказки.

                               3 –ий этап – заключительный.

При реализации 3этапа, происходило осуществление следующих видов деятельности:

-проведение  итового развлечения; 

- презентация проекта .

Результатом реализации проекта стало:

- проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ;

- безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада;

 Значит, наш проект действует, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены.  

Благодаря проекту уровень речевого развития показал хорошую динамику. Многие дети самостоятельно рассказывают потешки в процессе своих игр.

Список используемой  литературы.

  1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» — М.: Просвещение, 1991.
  2. Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СП:  Детство - пресс, 2001.
  3. Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе» — М.: Мозаика — Синтез, 2010.
  4. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» — М.: ТЦ Сфера, 2008.

                                         

Приложение.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБУЧАЛОЧКИ.

« Топ- топ, хлоп- хлоп».

И я по ней хлоп! Начнем урок.

Начнем урок, начнем урок, мы все уже пришли – хлопки в ладоши.

Поднимем вверх игрушечки, какие принесли – поднимаем игрушки над голо-

вой.

А Костя где? А Костя здесь – на слово «здесь», показываем открытой ладонью на ре-

бенка ,чье имя произносится .

Ему привет споем – качаем раскрытой ладонью( приветственный жест).

Похлопаем ему сейчас,- ритмичные хлопки.

Рукой ему махнем.- жест «до свидания».

А Зина где? А Зина здесь.

Мы ей привет споем,

Мы Зине хлопаем сейчас

И ручкой ей махнем. И так далее, вставляя имена детей или игрушки.

Все на ножки становитесь.

Все на ножки становитесь и в кружочек соберитесь - 2 раза(идем по кругу).

Вместе ручками помашем, вместе и споем и спляшем – 2 раза

Все мы Кати очень рады, нам похлопать Кате надо – 2 раза

Нас без Кати было мало, Кати очень не хватало – 2 раза

Все Наташе очень рады, нам Наташе хлопать надо – 2 раза

Без Наташи нас так мало, нам Наташи не хватало – 2 раза

Все Сереже очень рады, нам Сереже хлопать надо – 2 раза

Без Сережи нас так мало, нам Сережи не хватало – 2 раза

Ну-ка все, встали в круг.

Ну-ка все встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять,

Ручками махать.

Начинаем заниматься,

Будем весь урок стараться,

Повторять, не зевать, все запоминать.

Хлоп.

Вот носик, вот ушки,

Вот щечки, вот рот,

Вот ручка, вот ножка,

Вот грудь, вот живот,

Вот спинка, вот шейка.

Вот брови, вот лоб,

А вот и ладошка,

Носик, где ты?

Носик, где ты? Носик пропал.

Носик куда-то сам убежал.

Ротик, где ты? Ротик пропал.

------------------------------------

Лобик, где ты? Лобик пропал.

----------------------------------------

Машина.

Я еду, еду, еду, я руль кручу, кручу.

Везет меня машина – 3 раза

Туда куда хочу.

Удобное сиденье и музыка звучит.

Машина быстро едет – 3 раза

И в ней мотор стучит.

Теперь быстрей мы едим,

Мотор стучит сильней.

Ещё быстрей поехали – 3 раза

Ещё, ещё быстрей.

Свернули мы направо,

А впереди канава.

И нас тресет, тресет – 3 раза

Но едим мы вперед.

На тормоз мы нажали,

И вот уже стоим.

Гудеть машины стали – 3 раза

Мы громче всех гудим.

Я еду, еду. еду, я руль кручу, кручу.

Везет меня машина – 3 раза

Туда куда хочу.

Ну-ка повторяйте.

Ну-ка повторяйте: Да! Да! Да! Ла! Ла! Ла! Га! Га! Га! Ва!

И не отставайте: Да! Да! Да! Ла! Ла! Ла! Га! Га! Га! Ва!

Надо обязательно, слушать все внимательно,

Повторять старайтесь: Да! Да! Да! Ла! Ла! Ла! Га! Га!Га! Ва!

Дети подпевают окончания фраз, сочетая подпевания с движениями- хлопками, шлепками, щелчками и т.д.

По кругу мы шагаем.

По кругу мы шагаем и громко распеваем

Тра-ля-ля-ля-ля-ля------3 раза

Подружек догоните и за руки возьмите

Тра-ля-ля-ля-ля-ля-------3 раза

Вот все бегут по кругу и смотрят друг на друга

Тра-ля-ля-ля-ля-ля-------3 раза

Но чтоб не закружиться, пора остановиться

Тра-ля-ля-ля-ля-ля!

Игра с мишкой.

Мишку на руки возьми и повыше подними.

Маме лапочкой одной помаши над головой – 2 раза.

Мишку на пол посади и один гулять иди,

По всей комнате пройдись, а потом к нему вернись- 2 раза

Мишка все сидел и ждал никуда не убежал.

На руки его возьми, крепко-крепко обними – 2 раза

Мишке хочется поспать, мишку надо укачать,

Баю-баю, баю-бай! Поскорее засыпай!- 2 раза

Соседи.

Соседей можно потолкать – 2 раза

Соседей можно щекотать – 2 раза

Соседей можно пошептать – 2 раза

Соседей можно обнимать – 2 раза.

Прошел урок.

Прошел урок и я, и вы,

Мы все идем домой.

И на прощанье малышам

Мы все махнем рукой.

А Леша, где? А Леша здесь.

Уже идет гулять.

С тобой нам весело играть,

Мы ждем тебя опять. И так дальше про всех детей.

Лидия Раздобарина

ИГРУШЕЧНЫЕ ПЕСЕНКИ.

Колобок.

Покатился колобок через поле и лесок!

Но не попадись, милок, ты зайчишке на зубок!

Покатился колобок через поле и лесок!

Но не попадись, милок, ты медведю на зубок!

Покатился колобок через поле и лесок!

Но не попадись, милок, злому волку на зубок!

Покатился колобок через поле и лесок!

Но не попадись, милок, хитрой лиске на зубок!

Кукла под дождем.

Кукла под дождем ходила,

Платье кукла замочила.

Будем куклу раздевать, чтобы платье постирать!

Кукла под дождем ходила,

Кофту кукла замочила.

Будем куклу раздевать, чтобы кофту постирать!

Кукла под дождем ходила,

Юбку кукла замочила.

Будем куклу раздевать, чтобы юбку постирать!

Кукла под дождем ходила,

И носочки замочила.

Будем куклу раздевать, чтоб носочки постирать!

Кукла под дождем ходила,

Шляпку кукла замочила.

Будем куклу раздевать, чтобы шляпку постирать!

Живот болит.

Мишка плюшевый грустит, Показываем то, о чем поем.

У него живот болит. В других куплетах- изображаем вначале

Кашку вкусную не ел- разных животных, о которых поем.

Потому и заболел! (зайка,котик,ежик).

Паровозик.

Паровозик чух-чух-чух, слово «мамочка» меняется на

Ты куда помчался вдруг? дедушку, на бабушку, на дяденьку

Мамочке помашем, весело попляшем!

Тук-тук.

Тук-тук мы стучим, Стучим игрушечными молоточками сначало

Мишку напугать хотим, громко, потом- тихо.

А теперь потише,

Чтоб не пугались мыши!

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБУЧАЛОЧКИ.

Аэробика для малышей.

Танец червяков.

-Хоть у нас есть две руки, две руки, две руки

Мы совсем как червяки – совсем как червяки.

-И у нас уже готов, уж готов, уж готов

Новый танец червяков, танец червяков.

- Будем хвостиком вилять, все вилять и вилять,

Извиваться, приседать, .немножко приседать.

- Ручки можем раскачать, раскачать, раскачать,

- Ножки можем помахать, можем помахать.

- Пальчиками поболтать, поболтать, поболтать,

- Каблучками постучать, немножко постучать.

- Носиками помотать, помотать, помотать,

- Головами покивать, можем покивать!

- Хоть у нас есть две руки, две руки, две руки,

Мы совсем как червяки – совсем как червяки.

- Можем снова показать, показать, показать

Как умеем танцевать- умеем танцевать!

Пора начинать.

*Мы все уже в сборе – пора начинать.

*Садитесь прямей – и, чур, не отставать.

*Закрыли глаза и тихонько сидим,

*Пусть мамы поверят, что мы уже спим,

*Все глазки моргают – вот так, и вот так,

* Головки кивают – вот так, и вот так,

* Все носиком водят – вот так, и вот так,

* И носик находят – Вот так, и вот так.

*Теперь поднимитесь – вот так, и вот так,

*Теперь покружитесь – вот так, и вот так,

* Теперь потянитесь – вот так, и вот так,

* На место садитесь – вот так, и вот так.

* Закрыли глаза и тихонько сидим,

*Пусть мамы поверят, что мы снова спим.

*Глаза открываем – теперь можно встать,

*Пора заниматься и в игры играть!

***Мороз.***

* Вот так холод, вот мороз -

* Больно щиплет нос, больно щиплет нос!

* Чтоб согреть его скорей надо потереть сильней,

Чтоб согреть его скорей потереть сильней!

* Будем ножки согревать,

* Прыгать и скакать, прыгать и скакать!

Очень холодно стоять, ножки стали замерзать.

Очень холодно стоять, стали замерзать.

* Крепче стал мороз никак -

Мерзнем стоя так, мерзнем стоя так!

* Нам нельзя идти пешком, нам пор бежать бегом,

Нам нельзя идти пешком, пора бежать бегом!

* Чтобы ручки согревать,

Будем мы махать, будем мы махать!

* И в ладоши будем бить,

* И локтями шевелить,

И в ладоши будем бить, локтями шевелить!

* Мы на месте не стоим,

Мы бежим, бежим, бежим, мы бежим, бежим!

Чтоб согреться поскорей

Надо нам бежать быстрей,

Чтоб согреться поскорей, побежим быстрей!

*** Шарики ***

* Наши шарики берем и( трясем- 3 раза),

Ведь каждый шарик – не простой

с горохом, с рисом и крупой!

* Поднимите шарик свой высоко над головой...

* На носик можно положить,

но только, чур, не уронить!

* Наши шарики берем......

* Прыгай, прыгай высоко, прыгать с шариком легко,

Так прыгай, прыгай веселей

и даже ножки не жалей...

* Наши шарики берем....

* Шар перед собой кладем и вокруг него идем

И даже можно проскакать,

но только шар не задевать,

* Наши шарики берем....

* На ладощке шар несем, а другой ладошкой бьем

И дружно говорим слова:

и раз – и два, и раз – и два.

* Наши шарики берем....

*** У жирафов ***

* У жирафов (пятна- 3раза), пятнышки везде:

* На лбу, ушах, на шеи, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

* У слонов есть складки,

складки, складки, складочки везде:

* На лбу, ушах...

* У котяток шёрстка,

шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде:

* На лбу, ушах...

* А у зебры есть полоски, есть полосочки везде:

* На лбу, ушах....

*** Вместе с нами ***

* Ты похлопай вместе с нами хлоп и хлоп ( 2 раза)

Ты похлопай вместе с нами (3 раза) хлоп и хлоп.

* Ты потопай вместе с нами топ и топ...

* Ты попрыгай вместе с нами прыг и прыг...

* А теперь ты будешь с нами танцевать ( 2 раза)

А теперь ты будешь с нами (3 раза) – танцевать.

*** Мы попрыгаем ***.

* Мы попрыг, прыг, прыг, попрыгаем,

прыг, прыг, прыг, попрыгаем – 2 раза,

чтобы лень стряхнуть.

* Мы ножкой дрыг, дрыг, дрыг подрыгаем,

Дрыг, дрыг, дрыг подрыгаем – 2раза, чтобы лень лягнуть.

* И нам пора-а-а, пора зевать,

рот пора... поразевать,

Рот пора.... Поразевать, чтоб лень напугать!

*** Зайка ***

* Зайка прыгал – 4 раза и устал,

* Хвостиком пошевелил,

* ушки вверх поднял.

* И услышал зайка тихий, очень тихий звук.

* Посмотрел по сторонам и

* И в норку прыгнул вдруг!

« СЯДЕМ РЯДКОМ, ПОГОВОРИМ ЛАДКОМ»

- Кто у нас хороший, - Наша доченька в дому,

- Кто у нас пригожий? - Что оладышек в меду,

- Ванечка - хороший, - Красно яблочко в саду.

- Ванечка - пригожий!

- Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

- Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

- Киса, кисонька, кисуля! – - Детка хлопать так умеет,

Позвала котёнка Юля. – - Своих ручек не жалеть.

Не спеши домой, постой! – - Вот так, вот так- так,

И погладила рукой. – Своих ручек не жалеет!

- Раз, два, три, четыре, пять, - Где же, где же наши ручки,

Вышел зайчик поскакать. – Где же наши пальчики?

- Огляделся, повертелся, - Вот, вот наши ручки,

Посмотрел наверх и вниз. – Вот наши ручки!

- Пробежался, забоялся... - Пляшут, пляшут наши ручки,

Где ты, зайчик, отзовись? - Пляшут наши ручки!

- На горе стояли зайцы - Мы веселые ребята,

- И кричали: - Любим бегать и играть!

- «Прячьте пальцы! - Ну попробуй нас догнать,

- Цап!» - Раз, два, три, четыре, пять!

- Мишка косолапый - По лесной лужайке

- По лесу идет. – Разбежались зайки.

- Шишки собирает, - Вот какие зайки,

- Песенку поет. – Зайки – побегайки.

- Вдруг упала шишка - Сели зайчики в кружок,

- Прямо мишке в лоб! - Роют лапкой корешок.

- Мишка рассердился - Вот какие зайки,

- и ногою – топ! - Зайки – побегайки.

- Мы ногами топ- топ- топ! - Ой, мой маленький,

- А в ладоши хлоп- хлоп- хлоп! - Ненаглядненький,

- Ай да малыши! - Мой хорошенький,

- ай да крепыши! - Мой пригоженький.

« ВМЕСТЕ МЫ ПОПРЫГАЕМ, ВМЕСТЕ МЫ ПОДРЫГАЕМ».

Пальчиковые и логоритмические упражнения.

Тихо- громко.

Тихо мы в ладоши ударим( 2раза), Тихие хлопки в ладоши.

Люли- люли, ударим (2 раза),

Громко мы в ладоши ударим ( 2 раза) Громкие хлопки в ладоши.

Люли- люли, ударим ( 2 раза).

Ручки мы вверх поднимаем, Поднимаем руки вверх.

Ручки на коленки опускаем, Опускаем их на колени.

Люли- люли, опускаем (2 раза)

Ручки за спину мы спрячем, Руки прячут за спину,

Ручки мы тете покажем, затем протягивают их вперед.

Люли- люли, покажем ( 2раза).

Ножки мы тете покажем, Вытягивают вперед ноги,

Ножки наши весело плясали, притопывают ногами, сидя на месте.

Люли- люли, плясали ( 2раза)

Топ- топ, топотушки!

Топ- топ, топотушки! Стучать ладонями по коленки, чередуя удары.

Пляшет зайка на опушке! Держать руки на уровне груди и поочередно слегка

поднимать и опускать их

Пляшет ежик на пеньке! Соединить ладони в замок, поднимать и опускать

пальцы.

Пляшет козочка на горке! Сжимать руки в кулаки, выпрямлять указательные

пальцы и подносить руки к ушам- « рожки».

Пляшет утка на реке! Соединить ладони, и хлопать , не разъединяя

Запястий.

Топ- топ, топотушки! Стучать ладонями по коленям, чередуя удары.

Пляшут лапки! Располагать руки на уровне груди и поочередно

слегка поднимать и опускать их.

Пляшут ушки! Подносить ладони к голове.

Пляшут рожки и хвосты! Сжимать одну руку в кулак, выпрямлять указательны

палец и подносить руку к голове- «рожки». Другую

ладонь подносить к нижней части спины-«хвостик».

Что стоишь? Разводить руки в стороны.

Пляши и ты! Вращать ладони в разные стороны.

Снежок.

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок.

Мы потопаем, мы потопаем. Топать ножками.

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем. Хлопать в ладоши.

Будем прыгать веселей,

Чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем. Прыгать на месте.

Все захлопали в ладоши.

Все захлопали в ладоши дружно веселее.

Застучали наши ножки громче и быстрее.

По коленочкам ударим, тише, тише, тише...

Ручки, ручки поднимаем выше, выше, выше...

Завертелись наши ручки, снова опустились.

Покружились, покружились и остановились.

Лады- лады.

Ой, лады, лады, лады! Показываем ладошки или хлопаем в ладошки.

Не боимся мы воды! Мотаем головой.

Часто умываемся, «Умываемся» плавными движениями рук.

Маме ( папе, бабе) Улыбаемся, разводим руки в стороны.

Улыбаемся!

Вышли пальчики гулятью.

Раз, два, три, четыре, пять! По очереди загибать пальчики правой руки.

Вышли пальчики гулять! Сжимают- разжимают пальцы.

Раз, два, три, четыре, пять! Прячут пальчики по очереди в кулачок.

В домик спрятались опять! Вращают кулачками.

Пальчиковая игра.

Руки в кулаки сожмем и немножко подождем.

На ладошечки подуем, все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмем, сильно на него нажмем.

По дорожке мы пойдем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Отправляемся гулять,

По извилистым дорожкам

Мы пройдем совсем немножко.

Влево – вправо посмотрели

И на корточки присели.

Встали, дружно потянулись

И как кошечки прогнулись.

А теперь прыжки на месте,

И похлопаем все вместе.

Пальчиковая гимнастика « Домашние птицы».

Есть у курицы цыпленок, Большим пальцем поочередно касаются

У гусыни есть гусенок, остальных, начиная с мизинца.

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

У каждой мамы – малыши. Сжимают и разжимают пальцы.

Все красивы, хороши.

Вышла курочка гулять.

Вышла курочка гулять, Двигаться по кругу, высоко поднимая ноги.

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

Ко –ко –ко, ко –ко – ко, Грозить указательным пальцем, стоя у кругу.

Не ходите далеко,

Лапками гребите, Изображать движение руками.

Зернышки ищите.

Съели толстого жука, Гладить ручками живот.

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Целое корытце. Руки разводить в стороны.

ПОТЕШКИ « НА СОН ГРЯДУЩИ».

Люли, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели гули ворковать,

Тихо Машу усыплять

Спи, малютка почивай.

Глаз своих не открывай.

Вот и люди спят

Вот и звери спят

Птицы спят на веточках,

Лисы на горочках

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке.

Детки все по люлечкам.

Спят поспят – всем миру спать велят!

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька не лай

И в гудочек не гуди –

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

Они спят подольше,

Вырастут побольше.

Баю, баю, баюшок,

Кладу Машу на пушок –

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

ПОСЛЕ СНА.

На кота потягушки, Вот проснулся петушок,

На дитя порастушки, Встала курочка.

А в ручки хватушки, Подымайся, мой дружок,

А в ножки ходушки, Встань, мой Юрочка.

А в роток говорунок,

А в голову разумок!

ПРИ УМЫВАНИИ

Ай, лады – лады – лады, Чистая водичка

Не боимся мы воды, Умоет Саше личико,

Чисто умываемся, Анечке – ладошки,

Маме улыбаемся. А пальчики – Антошке.

Водичка, водичка, Закатаем рукава,

Умой моё личико, Открываем кран – вода.

Чтобы глазки блестели, Моем глазки, моем щечки,

Чтобы щечки краснели, Моем уши и ладошки!

Чтоб смеялся роток, - Посмотрите, крошки,

Чтоб кусался зубок. На свои ладошки.

- Ах, какие ладошки!

Чистые ладошки!

Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут плещется вода.

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Умываемся мы быстро,

Вытираемся мы чисто,

Так опрятны, аккуратны,

Всем смотреть на нас приятно.

ПРИ КОРМЛЕНИИ,

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Травка- муравка со сна поднялась,

Птица- синица за зерна взялась,

Зайка - за капусту,

Мышка - за корку,

Детки - за молоко.

ИГРОВЫЕ ПОТЕШКИ,

Уходи с дороги, кот, Наша Танечка идет!

Наша Танечка идет. Ни за что не упадет.

Топ- -топ, топ – топ, Топ – топ, топ – топ,

Топ – топ – топ! Топ – топ – топ!

ДЛЯ ТЕХ, КТО ПЛАЧЕТ

Не плачь, не плачь, детка, У лисы боли, у медведя боли. -

Прискачет к тебе белка, А Петенькины боли

Принесет орешки – Уйдите за горы.

Для Машиной потешки.

Это что за рев? Цыть, цыть, не плачь,

Уж не стало ли коров? Несет котик калач.

Это не коровушка – Недалечко на мостике -

Это Вова – ревушка. Несет калач на хвостике.

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Что ты плачешь. «ы» да «ы», Сынок, не плач – испеку калач!

Слезы поскорей утри. Сынок, не вой – испеку другой!

Будем мы с тобой играть, Сынок, не реви – испеку все три!

Песни петь и танцевать.

ДЛЯ НЕСЛОЖНЫХ ИГР,

Стань-ка на дорожке, Скачет зайка маленький

Хлопни – ка в ладошки, Около заваленки.

Топни каблучками, Быстро скачет зайка,

Потанцуй – ка с нами! Ты его поймай – ка!

Всем, Надюша, расскажи, Ехал Тит на дрожках

Да проворней покажи, По ровненькой дорожке,

Как девчата пляшут. По кочкам, по кочкам,

Да бух!

Катя, Катя маленька, Ротик – клюковка,

Катенька удаленька, Носик – пуговка,

Пройди по дороженьке, Глазки – луковка,

Топни, Катя, ноженькой! Дочка моя – куколка.

НА ПРОГУЛКЕ.

Гром гремучий, Бабочка – коробочка.

Тресни тучи, Полети на облачко,

Дай дождя Там твои детки -

С небесной кручи. На березовой ветке.

Улитка, улитка, Ветер – ветерцо,

Высунь ножки! Не дуй мне в лицо,

Дадим лепешки, А дуй мне в спину,

Свиные ножки, Чтоб идти было в силу.

Каши горшок,

Хлеба ворошок!

Дождик, дождик, не дожди,

Не дожди ты, подожди!

Выйди, выйди, солнышко,

Золотое донышко!

Умываемся.

Рано утром мы проснулись, Капельки водички

Сладко – сладко потянулись, На длинные реснички,

Улыбнулись мамочке Дождь из доброй тучки

И надели тапочки. На ушки и на ручки,

На горшок заторопились, Тёплые росинки

А потом водой умылись: В кудряшки – волосинки.

Чудо – ручеёчки Вытри, полотенчико,

На розовые щечки, Маминого птенчика!

Чистим зубки.

Рано утром звери встали, Серый волк зубастый

Зубки чистить побежали. Чистят зубки пастой.

Чистят зубки мышки Чистят поросенок

Щёточкой из шишки. И смешной лосенок.

Белка в рыжей шубке Чтобы зубки не болели,

Тоже чистят зубки. Как снежинки чтоб белели,

Серые мышата, Чистить вкусной пастой

Веселые ежата, Надо зубки часто!

Купаемся.

Льется в ванночку вода. Я пример вам всем подам

Эй, игрушки, все сюда! И теперь помоюсь сам.

Утки, зайчики и кошки, Весело и ловко

Я помою вас немножко! Мою я головку!

Лапочки и ушки Мылю я мочалку -

Обольём из душа. Мыла мне не жалко!

Ну – ка, не лениться! Посмотри – кА! Посмотри!

Кто не хочет мыться? Ах, какие пузыри!

А теперь ополоснусь

В полотенце завернусь.

Вот какой я чистый, розовый, душистый!

Подстригаем ногти.

Пальчик, пальчик! Где ты был?

Милый мальчик, где бродил?

Покажи – ка ноготок!

Подстрижем его: цок – цок!

Стриг да стриг, цок да цок!

Аккуратный ноготок!

Учимся есть.

Птичка зернышки клюет, Косточку щенок грызет,

Колет белочка орешки, У пчелы кусок зефира,

Травку козочка жует, Сено ест смешной теленок,

Ест улитка сыроежки, Кролик скушал лист капустный.

Молоко котенок пьет, Что же любит наш ребенок?

У мышат – головка сыру, Кашку? Ах, как это вкусно.

ПЕТУШОК, ПЕТУШОК – ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК.

Цель: Развивать интерес детей к произведениям устного народного творчества

Задачи: - формировать навык рассказывать потешку вместе с воспитателем.

- развивать активную речь ( яркий хвост, красный гребень, бородка,

клюв); звукоподражание.

- помочь детям понять содержание потешки.

- развивать мелкую моторику пальцев, расширять чувственный опыт

при действии с предметами разного размера.

- вызвать желание послушать потешку ещё раз.

Материалы: игрушка- петушок; картинка по теме; 2 пирамидки «петушок» с кольцами разного размера.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением «петушка».

Организационный момент.

Показываю игрушку- петушок.

Говорю: « К нам в гости пришел петушок.У него есть красный гребешок, бородка, клюв, красивый хвост. Утром он встает раньше всех и начинает кукарекать: « Ку-ка-ре-ку!». Поднимайтесь! Просыпайтесь! А теперь послушайте песенку про петушка.

« Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Щелкова бородушка.

Что ты рано встаешь,

Громко поешь.

Детям спать не даешь?»

В процессе чтения показываю гребешок, головушку, бородушку, затем предлагаю детям рассмотреть иллюстрацию к песенке и ответить на вопросы: Что нарисовано на картинке? ( ответ); Где у петушка гребешок, головушка, бородушка?; Как петушок кукарекает? Повторяю песенку, затем повторяем вместе песенку.

Физкультминутка « Петухи- курицы».

Развиваем произвольное внимание и игровые навыки.

Читаю потешку. « На улице две курицы

С петухом дерутся.

Две курицы – красавицы

Смотрят и смеются».

Говорю: « Дети, сейчас мы будем курочками. Как курочки машут крыльями? ( машем « крыльями» и говорим: « Ко –ко –ко»). А теперь мы петушки, будем высоко поднимать ноги и кричать,как петушки: « Ку – ка – ре – ку!» (показываю).

Дидактическая игра « Две пирамидки – петушок».

Развиваем мелкую моторику пальцев пальцев, расширяем чувственный опыт при действии с предметами разного размера.

Садимся за стол, по очереди снимаем кольцо с первой пирамидки, а затем в той же последовательности надеваем кольца на стержень. Оъясняю, что сначало надеваем самое большое колечко. Оно синего цвета. У Даши колечко поменьше, желтое и т.д. Отмечаю, что все кольца лежат ровно, от большого к маленькому, чтобы получилась ровненькая пирамидка. Другую пирамидку предлагаю собрать в любой последовательности. Дети собирают её, я отмечаю, что пирамидка не ровная и не аккуратная. Сравниваю её с первой пирамидкой. Предлагаю детям ещё раз снять кольца и правильно нанизить кольца на стержень. Говорю, что вот теперь красивый петушок получился у нас. Петушок поблагодарит вас! Скажет: « Ку –ка – ре –ку!». ( Дети повторяют «ку –ка –ре – ку!»). Поем ещё раз песенку про петушка.

ПУТЕШЕСТВИЕ НА АВТОБУСЕ.

Цель: Проявления сочувствия к положительным действиям, поступкам по отношению ко всему окружающему, через художественное слово.

Задачи: - формировать умение выражать свои чувства и понимать чувства

других.

- расширять словарный запас детей.

- воспитывать умение общаться, вовремя прийти на помощь.

Материалы: макет- автобус « Малышок»; игрушки- котенок, зайчик; платок, фартук для бабушки.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением автобуса и животных – котенка, зайчика.

Организационный момент.

Ребята, сегодня мы покатаемся на автобусе. Зовут его « Малышок». Он очень добрый и веселый, любит путешествовать вместе с детьми. Куда мы поедем сегодня? Я думаю, что к бабушке. Да? (ответ).

Наш автобус отправляется, давайте мы ему улыбнемся и займем места в автобусе. Пою песню:

По дороге автобус едет

На пути котенок спит

Автобус остановился,

И котенку говорит:

- Ты, котенок, ты, котенок!

Открывай машине путь!

А котенок отвечает:

- Ты проедешь как- нибудь!

Дети, котенок плачет. Давайте подойдем к нему и узнаем почему он плачет?

Дети: Здравствуй, котенок! Почему ты плачешь?

Котенок: Все мои братья- котята умеют умываться и мама- кошка их взяла с собой погулять, а меня не взяла, потому что я грязный- неумытый.

Воспит: Дети, научим котенка умываться? Как умывается котенок? (лапкой).

Котенок, смотри, что делают дети и повторяй за нами.

Физкультминутка « Водичка...».

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб касался зубок.

Показывают все.

Котенок: Спасибо, ребятки! Научили меня умываться. Сейчас я чистый, и меня можно взять в гости.

Дети берут котенка в автобус.

Воспит: наш автобус едет дальше.

« тра – та – та! Тра – та – та! Мы везем с собой кота!».

Наш автобус остановился. Кто это на дороге плачет? ( ответ). Это зайчик.

Воспит. и дети: Здравствуй, зайчик! Что случилось с тобой?

Зайчонок: Я очень хотел поиграть с зайчатами, но никого нет. Все зайчата разбежались.

Воспит: Тогда мы с тобой поиграем! Дети, будем играть с зайчиком? ( ответ).

Подвижная игра « Заинька....»

Заинька походи, серенький походи,

Вот так, вот так походи!

Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой,

Вот так, вот так топни ножкой!

Заинька попляши, серенький попляши,

Вот так, вот так попляши!

Заинька поклонись, серенький поклонись,

Вот так, вот так поклонись!

Зайчик благодарит детей за игру.

Воспит: Давайте, дети , и зайчика возьмем в гости к бабушке.

Дети соглашаются.

Пою песню: « Мы едем, едем, едем,

В далекие края,

Хорошие соседи, надежные друзья!

Тра – та – та! Тра – та – та! Тра – та –та!»

Вот мы и приехали к бабушке ( одеваю платок, фартук). Приветствую всех детей. Приглашаю всех на чаепитие.

КАК У НАШЕГО КОТА...

Цель: развивать интерес детей к произведениям устного народного

творчества.

Задачи: - познакомить с содержанием потешки.

- формировать умение слушать текст.

- формировать умение проговаривать звукоподражательные слова,

отвечать на вопросы.

- развивать мелкую моторику пальцев, расширять чувственный опыт

при действии с предметом.

- вызвать желание послушать ещё раз.

Материалы: рисунок- иллюстрация к потешке, игрушка – кот, пирамидка- кот с одинаковыми кольцами.

Организационный момент.

Воспит.- К нам сегодня на огонек заглянул один зверек. Он мягкий,

Пушистый, его боятся мышки. Кто это? ( Кот). (Ставлю на стол

игрушку).

Посмотрите, какой красивый кот! Я знаю про него песенку.

Как у нашего кота шубка очень хороша,

Как у котика усы удивительной красы,

Глазки смелые, зубки белые.

Показываю детям иллюстрацию к потешкам.

- Посмотрите на картинку. Кто картинке нарисован? ( Котик). Какая у котика

шубка? ( шубка у котика мягкая). Покажите, где у котика глазки, усы, зубки.

(Дети выполняют задание). Как котик мяукает? (Дети произносят звукоподражание).

Физкультминутка.

У кошки Лушки Показывать ушки, ладошками прикладывая

Ушки на макушки к голове.

И пушистый хвост трубой. Поднять руки вверх.

« Кис – кис – кис –иди домой!» Идут на месте.

Кошка любит молочко, Показывать язычком как лакает кошка.

Его лакает язычком,

Выпьет все и ляжет спать, Кладут ладошки под щечку.

Мы не будем ей мешать! Идут на носочках.

Используемые интернет-ресурсы:

https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2018/07/16/proekt-ladushki-ladushki-lyubim-poteshki-da

http://zorenka-30.ucoz.ru/Glavn/Dlya_vas_rodit/hedagogi/proekt_ladushki.pdf

https://multiurok.ru/files/proiekt-ladushki-ladushki-dlia-dietiei-ranniegho-v.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»

Главная роль в воспитании ребенка при нынешней социокультурной ситуации отведена семье и дошкольному учреждению. Воспитатель, не только воплощает задачу приобщения детей к фольклору и чтению сказок, р...

"Проект "Ладушки, ладушки" (для детей раннего возраста)

Паспорт педагогического проекта.Тема: «Ладушки, ладушки...»Адресация проекта: воспитатели дошкольного учреждения, дети раннего возраста и их родители.Руководитель проекта: Лысова Елена Николаевна - во...

Проект "Ладушки-ладушки" для детей раннего возраста

Проект создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с боль...

"Проект "Ладушки, ладушки" (для детей раннего возраста)

Паспорт педагогического проекта.Тема: «Ладушки, ладушки...»Адресация проекта: воспитатели дошкольного учреждения, дети раннего возраста и их родители.Руководитель проекта: Скляренко Вера В...

Проект "Ладушки- ладушки, любим потешки да сказочки"

Образовательный  проект  «Ладушки, ладушки, любим потешки да сказочки» разработан для детей первой младшей  группы и носит краткосрочный характер. Его актуальность не вызыва...

ПРОЕКТ «Ладушки- ладушки, любим потешки да сказочки». В первой ранней группе.

ПРОЕКТ «Ладушки- ладушки,любим потешки да сказочки».В первой ранней группе....