Главные вкладки

    Статья по теме:
    Психолого-педагогическое сопровождение ребенка дошкольного возраста

    Бондаренко Валентина Петровна

    Психолого-педагогическое сопровождение ребенка дошкольного возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    В.П. Бондаренко

            Успех в воспитании в значительной мере зависит от умения взрослых общаться с детьми, устанавливать с ними личные и деловые контакты. От умения за внешним обликом, внешней картиной поведения ребёнка увидеть его внутреннюю сущность развития.

            Родителям часто не хватает времени на полноценное общение с детьми. «Что вы сегодня ели в детском саду?», «Чем занимались?»…спрашивают родители на бегу по дороге домой. Когда же малыш начинает с увлечением рассказывать  о событиях дня, взрослый, ссылаясь на занятость и усталость, поторапливают его, перебивают, не дослушав до конца. А через несколько лет ребёнок сам не захочет рассказывать родителям о своих увлечениях. Главная же причина, не сложившихся отношений кроется в другом. В отсутствии эмоционально-личностных контактов, так необходимых для ребёнка ещё с дошкольного возраста. К сожалению, многие взрослые этого не признают.

             Уметь слушать ребенка -  большое достоинство взрослого человека. В диалоге рождаются доверие и понимание. Возникающая между собеседниками обратная связь способствует формированию рефлексии, т.е. способности оценить себя с позиции партнёра. В этой ситуации взрослый как бы проецирует переживания ребёнка на свой собственный социально-эмоциональный, житейский опыт. Что в свою очередь активизирует хранимые в памяти события детства. Создаётся ситуация  глубокого принятия  и переживания  проблемы ребёнка, осознаётся её значимость.

    Проблема предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей встала в настоящее время особенно остро. Чувство эмоционального комфорта  и психологической защищённости особенно важно детям, испытывающим неуверенность  в общении как со сверстниками, так и  с взрослыми. В ДОУ такие дети  чувствуют себя особенно одинокими, покинутыми. Поэтому родителям следует каждый раз интересоваться: хорошо ли ребёнку в детском саду? Выслушивать его, делится своим опытом, давать советы.

            Учет психического состояния ребенка является одной из актуальных проблем современной педагогической практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье детей. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы.

    Кроме подавленного настроения исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в состоянии  нервно - эмоционального напряжения. Об этом свидетельствует его настроение (часто плачет, капризничает, мало положительных эмоций, гневлив); некоммуникабельность (с трудом вступает в контакт, либо наоборот конфликтен) сниженная познавательная деятельность (не охотно занимается, не ищет нового) сниженная игровая и двигательная активность либо бесцельная двигательная активность, нарушенный аппетит и сон.

    Чтобы наблюдать и контролировать  психическое и эмоциональное развитие детей. На каждого ребёнка заводится индивидуальная психологическая карта. Она ведётся по годам. Карта включает  данные о родителях, типе семьи,  индивидуальных особенностях ребёнка, мотивах, интересах, особенностях характера и поведения.

    В карту заносят данные о психологических свойствах личности: эмоциональной возбудимости, самооценке, тревожности, активности, о коммуникативном развитии ребёнка, поведении в семье, ДОУ, отношении к старшим, к самому себе, социальный статус в группе сверстников. Данные для этих разделов получают с помощью  наблюдения за детьми, бесед с родителями и воспитателями. Анкетирование родителей.

    Так же в карту вносятся все результаты психологических обследований умственного развития выявленных с помощью методик: на  восприятие «Залатай коврик», «Чего не хватает на этих рисунках», определение объёма внимания « Запомни и расставь точки », « Корректурная проба», диагностика распределения внимания. Память  слуховая « Запомни слова», зрительная «картинки», произвольное запоминание « Методика 10 слов», воображение «Волшебные картинки». Эмоциональное благополучие с помощью рисуночных методик «Рисунок семьи»  (эмоциональное благополучие в семье),  эмоционально волевая сфера « Тест сказка».  Существует большое количество методов психологической диагностики эмоционального состояния ребёнка и эмоциональной сферы. Основной метод для оценки  является наблюдение. Основные направления и результаты психологической работы с ребёнком фиксируются и заносятся в карту. По всем разделам проводимой работы  даётся заключение, общая характеристика и рекомендации.

      Результаты психологического обследования свидетельствуют о том, что все же в детском саду остается, хотя и незначительный процент детей, страдающих психологическим неблагополучием и нуждающихся в психокоррекции. Так, 7,1% детей в детском саду  отличаются несвойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью и невнимательностью. 6,4% - страдают тревожностью, испытывают различные страхи, 3,8% - демонстративные дети, у 7,1% детей проявляются признаки неадекватного поведения, беспричинная злость и враждебность. Если сравнивать эти показатели со средними по стране, то они не высоки, но нас настораживают эти цифры. Психологом детского сада разработаны индивидуальные коррекционные программы для работы с такими детьми. Проводимая работа дает положительные результаты, уменьшилось количество детей с неадекватным поведением (3,5%) – в течение года.      

          Для коррекции и профилактики психоэмоционального напряжения у детей, имеются разнообразные методы, которые мы  используем в своей работе, которые направленные на коррекцию  и устранение психоэмоциона-льного напряжения. К ним относятся: упражнения на снятие напряжения во время интеллектуальной деятельности , упражнения на снятие мышечного напряжения;  релаксация , песочная терапия;  арттерапия; ароматерапия; игротерапия;    сказкотерапия;  

     Чаще всего коррекционно-развивающие упражнения связаны со снятием мышечного и эмоционального напряжения, но и зачастую требуются игры, которые повышают эмоциональный тонус ребенка, и поэтому я хочу познакомить вас с системой игр и упражнений, позволяющих как поднимать эмоциональный тонус, так и снимать мышечное и эмоциональное напряжение.    Для поднятия эмоционального тонуса можно используем в своей практике игры: «За что я себя люблю»,«Зеркало»,«Воздушный шарик» «Какой я хороший» и т.д.  игры повышающие авторитет, значимость и уникальность детей, сплоченность детского коллектива, поднимает эмоциональный тонус.   Для снятия эмоционального и мышечного напряжения рекомендую проводить с детьми игры: «Театр масок» - расслабление мышц лица, снять мышечное напряжение, усталость; «Ласковый мелок»- способствует сплочению детского коллектива, научить детей расслабляться с помощью массажа разными способами.

    При необходимости  нужно поговорить воспитателю с родителями. Для положительного психологического комфорта можно создавать в группах выставку фотографий членов семей воспитанников. Семейные фотографии станут важнейшей поддержкой, символом присутствия родителей, их любви. Можно предложить родителям, чтобы вкладывали ребёнку в карман «записочки» от мамы или папы. Ни чего что малыш не умеет читать, для него необходимо само наличие «записочки», символ присутствия взрослого, (рисунки могут быть разные.) Понимая ребёнка таким, какой он есть, взрослый формирует у него чувства собственного достоинства, способность понимать свои чувства. Учит, с уважением относится к чувствам окружающих его люде.    

    Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в дошкольном учреждении предполагает устранение и предупреждение различного рода угроз и опасностей, способствующих возникновению психоэмоционального напряжения детей, снижающих их уровень естественной активности и настроения. Психологический дискомфорт может быть вызван различными причинами: действиями педагога с недостаточной психологической подготовкой; неподготовленностью детей к предполагаемым физическим и учебным нагрузкам; завышенными ожиданиями со стороны взрослых в отношении детей; отрицательной оценкой воспитателя, передается детям и состояние нервного напряжения педагогов. Поэтому в работе мы ориентируемся на личностно-ориентированную модель воспитания.  Длительность и количество занятий в детском саду  соответствует  разработанным СанПином нормам «Об учебной нагрузке». Педагоги исключают превышение учебных и физических нагрузок.        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

        В данной работе содержится анализ данных научной литературы по теме, результаты исследования особенностей психических процессов детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

    Статья Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.

    Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда ...

    творческий отчет "Использование наглядного моделирования в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста"

    Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории  Я.А.Камен...

    Программа дополнительного образования по психолого – педагогическому развитию детей раннего дошкольного возраста (1,5 – 3 года) «Развивай – ка!»

    Пояснительная записка Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в проц...

    Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста. Педагогическое сопровождение воспитателей.

    В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э...

    Психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста

    Психолого-педагогическая характеристика на ребенка среднего дошкольного возраста...