Творческая работа учителя - дефектолога
материал по теме

Тема "Эффективные формы работы с родителями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль педагогических идей

«Открой себя»

Творческая работа

 

Эффективные формы  взаимодействия  педагогов с семьей

 ребенка  дошкольного возраста

с особыми образовательными потребностями.

Ромашкина Елена Николаевна

учитель – дефектолог

Ярославль, 2012

План-оглавление.

Введение ………………………………………………………………………4          

Глава 1.  Проблемы   семьи  ребенка с  ограниченными

                возможностями   здоровья………………………………………...7

Глава 2. Формы  работы с семьей дошкольника  

               с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности……10

Заключение…………………………………………………………………..16

Список  литературы…………………………………………………………18

Введение.

          В последние годы в специальной дошкольной педагогике, как в России, так и за рубежом много внимания уделяется обучению детей с нарушениями в интеллектуальном развитии и такому немаловажному направлению коррекционно-педагогического процесса, как работа с родителями.  Это обусловлено следующими факторами:

  1. ранним выявлением проблемных детей  и  возможностью своевременного  начала  коррекционной работы с ними;
  2. появлением различных новых форм организации коррекционно-педагогического процесса, что требует  нового содержания и новых педагогических технологий;
  3. активностью самих родителей, желающих понять проблемы развития своих детей и помочь им адаптироваться в социуме.

        Адаптация в социуме ребенка с особыми образовательными потребностями – это первостепенная задача педагогов, работающих в дошкольном учреждении компенсирующего вида. Для  того, чтобы достичь максимального эффекта в процессе адаптации ребенка в социуме, необходимы полная коррекция и компенсация  дефектов его развития,                           а также максимальное приближение всего психического развития                             к нормальному состоянию. [1, c.57] Следовательно, эффективность  адаптации «особого» ребенка  напрямую зависит от  педагогического просвещения его родителей,  о своевременности начала коррекционной работы с ним. Вопросам адаптации в социуме детей с особыми образовательными потребностями   посвящены  исследования  таких ученых, как Маллер А.Р., Мастюкова Е.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. и др

         В России  на протяжении многих лет вырабатывались организационные формы работы с умственно отсталыми детьми, совершенствовались принципы их воспитания и обучения. [3;10]  В настоящее время для детей                          с интеллектуальной недостаточностью  создана сеть образовательных учреждений компенсирующего вида, а также компенсирующие группы                      в составе   комбинированных   образовательных   учреждений.

           В основе  современного дошкольного образования лежит               концепция  психологического возраста,  как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст включает в себя особые, качественно отличающиеся  специфические   отношения   между   ребенком   и   взрослым. Взаимоотношения «особого»  ребенка с родителями  значительно отличаются от отношений в обычной семье. Чаще всего родители хотят, но не знают, как  ввести ребенка в мир  социальной действительности. [4;6,c.8] Причиной этого факта  становятся особенности развития ребенка, а именно его беспомощность, которая проявляется  даже  внешне.   Ребенок  с  интеллектуальной  недостаточностью  – это молчащий или плохо говорящий ребенок  с нарушенной осанкой, отсутствием пластичности и эмоциональной выразительности, плохо координированными движениями, нарушенной мелкой моторикой. Руки такого ребенка непрочно удерживают                    предметы:  ложку,  чашку,  игрушку. В  такой  ситуации    родители  приходят   в  отчаяние,  а   попытки  научить  ребенка самостоятельности резко   сокращаются.  Этот факт впоследствии приводит еще к более сложным проблемам взаимодействия родителей со своим ребенком.

           Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей, имеющими особые образовательные потребности. Специалисты дошкольных              образовательных учреждений используют  различные формы и  постоянно совершенствуют содержание  этой   работы, стремясь добиться                 органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка, как в дошкольном учреждении так  и в семье. [7; 9]  Ведь как бы серьезно                       ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных                 учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация специалистов дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей                                                в  воспитательном  процессе.

          Актуальность   выбранной   темы заключается  том, что дошкольное учреждение – это  первое  образовательное учреждение, первый               внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт                  родители  «особого» ребенка и где начинается их систематическое  педагогическое  просвещение. Следовательно,  цель  исследования –  выявление актуальных форм работы с родителями в дошкольном  учреждении    компенсирующего   вида.

         

       

Глава 1. Проблемы   семьи  ребенка

с  ограниченными  возможностями  здоровья.

         Известно, что главное событие семейной жизни – это рождение ребенка.  И все складывается в большинстве  семей  замечательно, если малыш появился на свет  здоровым. А если ребенок родился с отклонениями               в развитии, то и семья испытывает значительные трудности.  Если уже             при рождении  известно, что малыш нездоров, и врачи сообщают                         об этом маме, то мама  сначала испытывает шок и  боль. И вместо слов поддержки,  в первую  очередь,  чаще  всего  слышит предложение                          об отказе от малыша. Это является самой первой проблемой семьи  «особого» ребенка. Впоследствии все родители по-разному                                          относятся к своему малышу. Кто-то полон решимости и пытается                             с первых дней помочь ребенку и для этого не просто ждут,  а ищут помощи извне и как результат находят её. Другие  просто  замыкаются                                 в своей беде, пытаются скрыть от окружающих и живут с мыслью                       «будь, что будет». Еще один тип поведения родителей – это                            поиск виноватого, где родители чаще всего обвиняют либо друг друга,                либо всех кто вокруг. Выбор  линии   поведения в данной жизненной ситуации – это вторая проблема семьи.

         Исходя  из  выше  сказанного, можно сделать вывод, что первостепенная задача  специалистов дошкольного образовательного учреждения   доступно объяснить родителям, что дети с  интеллектуальной недостаточностью, как и все другие дети развиваются на протяжении                 всей жизни, но вследствие поражения центральной нервной                          системы     это развитие осуществляется на дефектной основе. И затруднено                          оно не только внутренними, но и внешними неблагоприятными              факторами. Ведущими неблагоприятными факторами развития оказывается слабая любознательность и замедленная,  затрудненная обучаемость ребенка. А, именно, восприимчивость    ко всему новому, неизвестному. Вот что писал Л.С. Выготский в своей теории: «Основной отличительной чертой психического   развития ненормального ребенка является дивергенция – расхождение обоих планов развития, слияние  которых характерно для нормального  ребенка».  [1, c.175]        

         Родители должны понять, что именно   дошкольное детство, является  основой возникновения всех психологических  новообразований и становления личности ребенка лежат игра, общение, продуктивные виды деятельности. Однако не стоит забывать, что у умственно отсталых детей            все процессы формируются с опозданием и отклонением на всех                     этапах развития. Поэтому предпосылкой развития ребенка                                         с интеллектуальной недостаточностью  является  искусственно                      созданная мотивация  к появлению потребностей и интересов. А для появления предпосылок необходима  помощь     специалистов определенной квалификации, которую они могут получить  в специальном образовательном учреждении.

          В настоящее время педагоги дошкольных образовательных   учреждений компенсирующего вида,  в которых   воспитываются дети                       с ограниченными возможностями, а также  дети - инвалиды, успешно решают  ряд   коррекционно – развивающих  задач.  Среди  которых, одной из приоритетных,  стоит задача  максимально успешной  адаптации  «особого» ребенка в социуме,  или интеграция его в общество.   Под этим  выражением   понимается  формирование  автономного, то есть независимого, поведения ребенка с патологией развития. И, кроме                    того, формирование   системы  взаимосвязей такого  ребенка  с социальным миром. То есть,  включение его в систему  социальных отношений                          общества, расширение его статуса и компетентности, ослабление конфликтов, устранение социальных блокировок, осознание социальной  принадлежности и идентичности или социальной дистанции   в   случае   опасности.  

          От понимания родителями вышеизложенной информации зависит эффективность  процесса  социальной адаптации  ребенка с нарушением интеллекта умеренной степени. [8,c.10-13] Кроме того,  адаптация ребенка в социуме напрямую зависит от  своевременного начала коррекционной  работы и тесного взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения с семьей дошкольника.  Родители должны стать активными участниками педагогического процесса.

       Вывод. Таким образом, изучив  вышеизложенное,  можно выделить следующие проблемы семьи ребенка с особыми образовательными потребностями:

  1. проблема получения и восприятия родителями первой негативной информации о состоянии психофизического здоровья ребенка;
  2. проблема выбора стратегии поведения  в социуме  семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями;
  3. проблема недостаточной информированности  родителей  в вопросах социальной и психолого-педагогической помощи  ребенку с интеллектуальной недостаточностью;
  4. проблема недостаточной компетенции родителей в вопросах защиты прав и  интересов ребенка.

Глава 2. Формы  работы с семьей дошкольника

с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности.

        Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что  современное  образование рассматривает семью, как субъект, имеющий собственное отношение к воспитательно-образовательной деятельности и к собственному месту в этой деятельности.  К такому выводу                            в своих научных трудах пришли ученые: Маллер А.Р., ЗакрепинаА.В., Мишина Г.А.  Но всестороннее взаимодействие  дошкольного образовательного  учреждения и семьи должно проходить целенаправлено и поэтапно.  В научно-методической литературе [4; 5, c.4; 8] рассматриваются следующие этапы работы с родителями.

        Первый этап - ознакомительный, который подразумевает пропаганду дошкольного учреждения, рекламу собственных педагогических кадров и образовательных услуг.  В образовательном учреждении чаще всего это представлено стендами с фотографиями сотрудников и воспитанников, основными направлениями педагогической деятельности коллектива, отделами дополнительного образования; доской достижений и наград. Одним из современных рекламных средств  каждого учреждения является презентация образовательного учреждения в электронном виде и наличие собственного сайта в интернете.

        Второй  этап  – диагностический. Этот этап включает социологическое, психологическое исследование семей, тематическое анкетирование и опросы, беседы и  интервью. Работа педагога на данном этапе позволяет определить направление взаимодействия с конкретной семьей,  выявить проблемы семьи и  выбрать адекватные  способы и средства помощи.

      Третий этап – психолого-педагогическое просвещение.  Работа на данном этапе представляет планирование форм, направлений  взаимодействия с родителями. То есть,  это и тематическая наглядная пропаганда, родительские собрания, заседания, досуговых клубов, консультирование, семинары и конференции родителей.

      Четвертый этап – этап практической деятельности родителей в образовательном процессе учреждения. Он включает совместные мероприятия для детей,  поддержка и помощь в благоустройстве учреждения, воспитательно-образовательная и досуговая работа с детьми.

         В настоящее время в условиях специальных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида используются  всевозможные формы педагогического  просвещения  родителей:

- наглядная пропаганда;

- посещение семей;

- коллективные беседы, собрания, семинары, конференции;

- индивидуальные беседы, консультирование;

- мероприятия;

- родительские клубы и объединения.

         Рассмотрим   перечисленные  формы  работы с родителями  более подробно.

         Наглядная пропаганда – это печатная информационная  продукция  для родителей. То есть стенды, папки - передвижки, фотовыставки, буклеты, памятки, визитки. Данная  форма работы с родителями требует серьезного к себе отношения. Необходимо правильно осознавать роль наглядной пропаганды в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывать содержание, художественное оформление, стремиться к единству текстового и иллюстративного материала. Именно наглядная пропаганда  в  первую  очередь   создает   впечатление  об                      образовательном учреждении, об уровне  профессиональной подготовки   специалистов.

         Беседы – вербальная  форма общения  двух или более лиц,  имеющая определенную тему, с обсуждением мнений общающихся.   Беседы, как и собрания могут быть: ознакомительные, информационные, рекомендательные,  профилактические.

       Основной целью  ознакомительной  беседы является  двустороннее знакомство педагога с семьей  ребенка. То есть, данный вид беседы             позволит не только познакомиться в буквальном смысле друг с другом,               но выяснить статус семьи, отношения в семье, проблемы данной                     конкретной семьи; с другой стороны такая беседа поможет родителям познакомиться с педагогическим коллективом учреждения, с правилами посещения и требованиями специалистов, с направлениями                    коррекционной работы образовательного учреждения. Иногда                          только в индивидуальной беседе  родители могут «раскрыться»                               в своей проблеме,  рассказать о какой – то особенности своего ребенка, которую они пытаются скрыть от всех остальных. Только такая ознакомительная беседа позволит понять психологию родителей,                           их   переживания   и   даже  амбиции  по  отношению  к  будущему                ребенка.     

           Основной  целью информационной  беседы является  сообщение,      какой либо информации родителям. Это может быть информация о закономерностях  формирования психики, уровне развития ребенка, о приемах и методах коррекции и компенсации  нарушенных функций.                Кроме того, это может быть беседа  - тему, которой определили сами родители,  интересующими их вопросами обучения и воспитания                     своего чада.

        Рекомендательная беседа,  в основе своей содержит  рекомендации  специалистов по  воспитанию и обучению  ребенка   дома. В данной беседе педагог может порекомендовать  родителям, как лучше организовать дома  рабочее место, игровую зону для ребенка, чтобы условия были                                не только комфортными,   но  и развивающими. Кроме того, беседы рекомендательного характера могут носить и психотерапевтическую направленность,  а именно получить ценные рекомендации о своем поведении в той или иной ситуации, при решении какой либо                     проблемы.

          Профилактические беседы  направлены на предупреждение     различных проблемных ситуаций:  соматических заболеваний,               семейных  конфликтов,  усугубления  сопутствующего  заболевания,  нарушения прав и интересов  ребенка.

Семинары  и  конференции  для  родителей  в  специальном дошкольном  образовательном учреждении   предполагают  активное участие таких специалистов, как  учитель-дефектолог,  врач – психоневролог, психолог,  социальный педагог, инспектор по охране прав                                         и интересов дошкольников, представители  инспекции по делам несовершеннолетних    районного   отдела   внутренних    дел.     Семинары                   и конференции интересны   для родителей тем, что здесь они                                    не       просто     могут  слушать       предлагаемую   им   информацию,  но и задавать вопросы,  а соответственно и получить конкретные ответы на   интересующие   их   вопросы.

         Другая широко распространенная форма работы с родителями                         в образовательном учреждении компенсирующего вида  - это индивидуальные или   коллективные   консультации,  которые   можно     разделить   на   две группы:   определяющие   и   направляющие.

          Определяющие консультации,  позволят донести до родителей                     цель педагогической деятельности, к которой они  вместе                                       со специалистами  учреждения   должны  стремиться.  Кроме того,              данный вид консультаций должен быть направлен на анализ              деятельности ребенка и прогноз дальнейшего обучения. Здесь  педагоги                    вместе с родителями определяют, чего уже достигли чего ещё               необходимо  достичь  в  процессе    коррекционно – развивающего    обучения.

           Направляющие консультации, должны отвечать, прежде всего,                      на вопросы:  как?  каким образом?  достичь  намеченной цели.     То есть,  этот вид консультирования поможет наметить путь комплексного преодоления имеющихся у ребенка проблем в развитии, в усвоении программного материала, особенностей поведения и других                   затруднений.

           Еще одна форма работы с родителями – это мероприятия, которые            могут  быть   показательными   или  совместными.  

            Показательные     мероприятия – это  мероприятия, направленные                 на демонстрацию  чего – либо. То есть, это может быть день                     открытых дверей, где родители будущих воспитанников  и  воспитанников уже  посещающих дошкольное учреждение имеют возможность познакомиться с учреждением образования, с образовательной           программой по которой оно работает, с работой системы                  дополнительного образования, с деятельностью специалистов                  учреждения,  с достижениями   педагогического  и  детского  коллектива.               В   процессе такого мероприятия родители чаще всего получают                              на память, какую – либо наглядную печатную продукцию: памятки,                  буклеты,  визитки.    Кроме дня открытых дверей это могут   быть индивидуальные мероприятия, направленные на демонстрацию знаний, умений и навыков ребенка.

          Совместные   мероприятия – это  детские праздники, развлечения, выставки творчества, организованные совместными   усилиями педагогов            и  родителей.   Задача педагогов  при организации мероприятий,                     должна сводиться  в координирующей работе над родителями.                             То есть, организационную  работу необходимо  выстроить таким                      образом, чтобы родители  могли не просто оценить успехи своих                       детей, но и сами принять активное участие в мероприятии.  Для                       многих родителей такая активная деятельность станет открытием                              и своих возможностей. Родители  смогут  попробовать свои силы                             в научении  своего ребенка чему – либо, и даже ответить на вопросы:                  смогу ли я? Возможно ли?

          В  последнее время внимание родителей привлекают                                  объединения, клубы, центры, открывающиеся на базе дошкольных учреждений,  которые направлены на  сближение  родителей между                собой, обмен  опытом воспитания ребенка в семье, коллективное                 решение сходных семейных проблем, организацию досуговой                 деятельности  вне   стен   учреждения.  

        Вывод.  Рассмотрев формы работы с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения необходимо отметить,                      что  ни одна из форм не должна использоваться изолированно.                           Они  используются в сочетании, объединяются  тематикой  и            подкрепляются наглядностью. Только  тогда  взаимодействие                 педагогов с родителями сможет эффективно способствовать решению проблем, которые имеют место в семье ребенка дошкольного                      возраста  с   патологией    психофизического  развития.

 

Заключение.

       Для создания  в семье  благоприятных условий воспитания                                    и развития детей дошкольного возраста  с особыми образовательными потребностями родителям необходимо прежде всего овладеть                        полным объемом определенных  психолого - педагогических  знаний, практическими навыками   взаимодействия  с ребенком.  Получить и                знания и навыки родители могут только с помощью                                специалистов  дошкольного образовательного учреждения, с которыми               они часто встречаются   и  которые  знают  проблему  их  ребенка. Следовательно,  развитие    всех процессов  дошкольника  напрямую                зависит от  эффективности взаимодействия  педагогов с  родителями.

         Анализ  научно – методической литературы  по  теме, а также практический  опыт  позволил определить основные проблемы                       семьи    ребенка   с  особыми  образовательными  потребностями.  Проведенное исследование по теме способствовало выявлению                 актуальных форм взаимодействия педагогов  с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего                            вида.

         Вышеизложенные   формы  работы  педагогов  дошкольного учреждения с родителями, воспитывающими ребенка с нарушениями психофизического развития являются актуальными в современной коррекционной педагогике, так как   дают возможность   решать  следующие  задачи:

  1. оказать квалифицированную поддержку  родителям (социально-правовую, психолого-педагогическую);
  2. помочь близким взрослым создать комфортную,  для развития               ребенка семейную среду;
  3. создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
  4. формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

       Таким образом, цель нашего реферата – выявление  актуальных форм работы с родителями в дошкольном  учреждении компенсирующего вида, достигнута.

       В перспективе  мы намерены  продолжить  изучение  по данной  теме. Но особое внимание хотелось бы  обратить на исследование проблемы формирования здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении компенсирующего  вида и в семье, воспитывающей ребенка с особыми образовательными проблемами.

Список литературы.

  1. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций». – М.: Просвещение. 1960г.
  2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / сост. Лифанова Т.М. – М.: Просвещение. 1995. – 527с.
  3. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». – М.: Просвещение 2003г.
  4. Закрепина А.В. Организация индивидуальной педагогической работы с родителями в условиях групп кратковременного пребывания. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №, 2009г. с.21.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А.  Как  помочь  «особому» ребенку.:  3-е изд. – СПб.: «Детство – пресс». 2001г. –128с.
  6. Маллер А.Р.  Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.: 2-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2002. –176 с.
  7. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание дошкольников  с  ограниченными  возможностями.
  8. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушением психофизического развития. //Дефектология №1 2001г. 60 - 62с.
  9. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007г. – 80с.
  10. Солодянкина О.В. Педагогические основы взаимодействия образовательного учреждения и семьи: теория и практика: монография. – Екатеринбург – Ижевск: Институт экономики УрО РАН, 2004г.
  11.  Стребелева Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. № 2 1997г

           

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

преемственность в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда

В данной работе представлены виды работ по отработке обобщающего понятия "Мебель"....

Дефектолог - это кто? В чем заключается работа учителя-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом?

Дефектолог - это кто? В чем заключается работа учителя-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом? Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И ...

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Творческая работа учителя-дефектолога совместно с ребёнком со сложным дефектом развития

Учитель-дефектолог, работая с детьми аутистами, может развить их воображение, обучить способам общения, а следовательно, и адаптировать ребёнка к условиям окружающего мира. Занятия по художествен...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""

Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....

Поэтапно – творческий план работы учителя-дефектолога 2020-2021

Поэтапно – творческий план работы  учителя-дефектолога  Точилкиной Оксаны Ивановны  на 2020-2021 учебный год...

Поэтапно – творческий план работы учителя-дефектолога 2019-2020

Поэтапно – творческий план работы  учителя-дефектолога  Точилкиной Оксаны Ивановны 2019-2020 учебный год...