Главные вкладки

    Дидактические игры по ФЭМП
    материал на тему

    Формирование элементарных математических представлений через дидактическую игру

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование элементарных математических представлений через дидактическую игру в первой младшей группе.

    Игра «Овощной магазин»

    Дидактическая задача. Расширять представления о форме и величине; развивать навыки сравнения предметов.

    Ход игры

    Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить товар по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.

    Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).

    Игра «Строим дом»

    Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме; учить соотносить количество (один — много).

    Ход игры

    Воспитатель приносит в группу собачку и кошку (игрушки), сообщает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает детям помочь в строительстве: «Собачка хочет домик из кирпичиков, кошка — из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара».

    Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков — собачке, из кубиков — кошке.

    В ходе игры воспитатель спрашивает у детей: «Сколько кубиков в машине?» (Много.)

    Снова спрашивает, когда кубики выгрузили и остался один кубик: «Сколько теперь стало кубиков?» (Один.)

    Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке и кошке их домики. Животные радуются и весело пляшут.

    Игра «Разные кружки для зайца и лисы»

    Дидактическая задача. Развивать представления о цвете и форме.

     

    Ход игры

    Воспитатель приносит два домика и говорит детям, что один домик для лисы, другой — для зайца. Звери делают в домиках ремонт, купили мебель, а на пол решили постелить новые коврики. Предлагает детям помочь зверятам выбрать коврики— лиса и заяц любят коврики, похожие на кружки. Воспитатель показывает коврики: зеленые и красные (пластины из строительного набора или листочки цветной бумаги). Лисичке сразу понравились коврики красного цвета, зайцу — зеленого. Дети должны отобрать коврики, и погрузить их для лисички — на красную машину, для зайки — на зеленую.

    Вариант игры. Предложить детям отобрать коврики большие и маленькие одного цвета; разных цветов.

    Игра «Большие и маленькие мячики»

    Дидактическая задача. Учить различать цвет и величину (большой — маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

    Ход игры

    Воспитатель дает детям рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они подпрыгивают, и ритмично приговаривает:

    Прыг да прыг. Все прыг да прыг. Спать наш мячик не привык.

    Воспитатель выносит две куклы — большую и маленькую — и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле — большой мяч, маленькой кукле — маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, такой, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

    Игра «Найди нужное ведерко»

    Дидактическая задача: Учить детей обращать внимание на величину предметов, фиксировать внимание на их размере; раскладывать однородные предметы разной величины на две группы. Обучать пониманию и называнию слов «большой», «маленький».

    Материал. Плоскостные изображения ведерок большого и маленького размера. Набор больших и маленьких квадратов.

    Ход игры

    Перед ребенком лежат два ведерка (большое и маленькое) и произвольно перемешанные большие и маленькие квадраты. Педагог показывает на ведерки, поясняет, что они разные: одно – большое, другое - маленькое. А это игрушки, они тоже разные. Большие игрушки (показывает большой квадрат) будем класть в большое ведерко (кладет на большое ведро), а маленькие игрушки (показывает маленький квадратик) будем класть в маленькое ведерко (кладет на маленькое ведро). Ребенку предлагается на выбор взять квадрат. Педагог спрашивает: «Эта игрушка, какая? (маленькая). В какое ведро, ты ее положишь? (В маленькое). Ребенок выполняет действие.

    Игра  «Соберем урожай»

    Дидактическая задача: Учить детей различать однородные предметы по размеру. Продолжать учить раскладывать однородные предметы разной величины на две группы.

    Материал: Макет грядки. В прорези макета вставлены плоскостные изображения морковок большого и маленького размера.

    Ход игры

    Воспитатель обращает внимание детей на макет грядки и говорит: «Это грядка. На ней выросла морковка большая и маленькая (показывает). Большую морковку мы будем складывать в большую корзину (показывает), а маленькую морковку – в маленькую корзину (показывает). Воспитатель предлагает ребенку вытащить любую понравившуюся морковку. Ребенок выполняет действие, педагог задает вопрос: «Какую морковку ты вытащил – маленькую или большую? Куда ты положишь большую морковку? Эта корзина, какая? (большая)». Игра продолжается, пока вся морковка с грядки не будет убрана.

    Игра «Потрогайте и угадайте, что я вам дала»

    Дидактическая задача: Учить определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.

    Материал. Мелкие предметы, знакомые детям (шарик, кубик, карандаш и др.). Количество предметов соответствует количеству детей.

    Ход игры

    Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитательница предлагает детям положить руки за спину, показывает мешочек с мелкими игрушками и говорит: «Сейчас я каждому из этого мешочка что-то положу в руку. Вы не смотрите, а потрогайте и узнайте. Потом я спрошу, у кого что есть». Обращается по очереди к детям: «…, что у тебя в руках? Не смотри,  и скажи». - … называет.- «Теперь покажи. Правильно. У тебя шарик, положи его в мешочек». Так по очереди опрашивает каждого.

    Формирование элементарных математических представлений через дидактическую игру во второй младшей группе.

    Игра «Подбери, такие же»

    Дидактическая задача. Учить выделять общий признак предмета.

     Ход игры

    Воспитатель показывает картинку, на которой изображены играющие в лесу зверята . У зверят кубики разных цветов. Мамы зовут  зверят  обедать, и те уходят, оставив кубики в корзине. Потом звери возвращаются и хотят разобраться,  где  чьи кубики. Медвежонок Миша хочет взять себе кубики красного цвета, лисичка — желтого, ежик — зеленого. Воспитатель предлагает детям помочь зверятам .

    На стол ставят корзины — вырезанные из картона большие круги желтого (для лисички), зеленого (для ежика) и красного (для медвежонка) цветов, в которые поочередно дети складывают маленькие квадратики («кубики») соответствующих цветов. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся. Воспитатель хвалит детей.

    Игра «Длинный — короткий»

    Дидактическая задача. Учить детей соотносить предметы путем наложения их друг на друга.

    Ход игры

    Воспитатель приносит двух кукол и мишку. Мишка зовет кукол на праздник, но они никак не могут выбрать себе бантики для платьев. Кукла Ляля хочет надеть розовый бантик. Кукла Надя хочет надеть голубой бантик. Воспитатель предлагает детям помочь мишке нарядить кукол на праздник.

    Дети видят, что бантик у Ляли плохо завязывается — его ленточка короче, чем ленточка у бантика Нади. Дети выясняют это путем наложения (или приложения). Они ищут другой, такой же красивый бантик для куклы Ляли. Путем наложения (или приложения) дети находят новый бантик, который удобно завязывать; этот бантик такой же длины, как и бантик у Нади. Дети завязывают бантики куклам. Куклы и мишка благодарят детей.

    Игра «Утро вечера мудренее»

    Дидактическая задача. Формировать понятие времени, представление о частях суток.

    Ход игры

    Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены эпизоды истории про ежика Топа.

    Воспитатель. Пришло утро, встало солнышко и осветило комнату ежика Топа, но ежик еще спал. Солнышко стало будить ежика, но он не просыпался. Все ежики уже давно вышли из своих домиков, но ежик Топ все спал. Ежики сделали зарядку, позавтракали, а ежик Топ все еще спал. Солнышко встало высоко на небе, и на улице началась такая жара, что все ежики ушли в дом и стали плавать в бассейне, а ежик Топ все спал.

    Наступил вечер, все ежики поужинали, умылись и легли в кроватки спать. Тут ежик Топ проснулся, стал зевать и смотреть по сторонам: «Что, уже утро?» Ежик вышел на улицу, но кругом было так темно, что ничего не было видно. «Почему так темно?» — подумал ежик Топ. Но ему никто не ответил — все спали. Так ежик проспал весь светлый день и не увидел его.

    Воспитатель предлагает детям вспомнить, сколько ежик спал, и чего он не увидел: он проспал утро, день, вечер и проснулся только

    ночью. Дети находят соответствующие картинки и рассказывают, что в это время суток можно делать: утром—делать зарядку, умываться, завтракать; днем — играть, купаться в бассейне; вечером — гулять; ночью — спать.

    Утром выйдем мы гулять,

     Полежать на травке,

    Станем дружно приседать,

     Прыгать на зарядке.

    А потом придем домой.

    Будем умываться,

    И холодною водой

     В душе обливаться.

    После завтрака идем, на лужайку бегать,

     Будем мы играть с мячом.

    И скакать, и прыгать.

    Днем бежим мы на обед,

    И мячи уносим.

    Суп съедим и винегрет

    И добавки спросим.

    Днем ложимся отдыхать,

    Быстро засыпаем,

    А потом идем гулять,

    В салочки играем.

    Только вечер подойдет.

    Солнышко заходит,

    Мама нас домой зовет —

    Вот и день проходит.

    Ночью спит вся детвора,

    В маленьких кроватках,

    И до самого утра

    Спит спокойно, сладко.

    Можно разыграть с детьми содержание этого стихотворения.

    Затем дети и воспитатель советуют ежику успевать за день и гулять, и играть, и трудиться. Ежик обещает ложиться спать вовремя, чтобы на следующее утро, выспавшись, встать на зарядку.

    Формирование элементарных математических представлений через дидактическую игру в средней  группе.

    Игра «Встречаем гостей»

    Дидактическая задача. Учить детей отсчитывать предметы правильным способом; отсчитывать нужное количество предметов из общего количества.

    Ход игры

      Воспитатель приносит медведя и от его имени просит детей помочь мишке подготовиться к встрече гостей. Дети накрывают на стол. Чтобы поставить приборы, надо знать, сколько будет гостей.

    Мишка:                               Я позвал на день рожденья

    Волка, цаплю и крота,

    Приготовил угощенье-

    Накормлю всех досыта.

    Я тарелки расставляю,

    Чай по чашкам разолью,

    Всех за стол я приглашаю,

    Всех обедом накормлю!

    Кто тут сидит? Волк.

    Ему одну чашку,

    Пусть кушает торт.

    Кто тут сидит? Крот.

    Ему одну чашку

    И бутерброд.

    Кто тут сидит? Цапля.

    Ей одну чашечку

    И зернышек самую капельку.

    Кто тут сидит? Я?

    А где же тарелка моя?

    Побольше мне меду,

    Побольше малины!

    Скажу вам, друзья, -

    Удались именины!

             Дети подсчитывают, сколько будет гостей (трое), ставит три стула, проговаривая: «Это стул для цапли, это стул для волка…» Потом от общего количества стоящей на столе посуды отсчитывают нужное для именин количество (тарелки и чашки): Одна, две, три. Во время игры, как правило, забывают про самого хозяина, медведя. Поэтому после вопроса медведя («А где же тарелка моя?») дети отсчитывают и ему посуду.

             В конце игры дети встречают мишкиных гостей (игрушки) и усаживают их за стол, следя за тем, чтобы всем хватило посуды.      

                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Значение дидактической игры в ФЭМП у детей дошкольного возраста

    Данная статья рассказывает о значении дидактических игр  в ФЭМП у детей дошкольного возраста...

    Дидактические игры по ФЭМП во второй младшей группе

    В данной статье представлены методы и приемы организации дидактических игр по ФЭМП во второй младшей группе...

    Дидактические игры по ФЭМП в средней группе

    Рекомендации по подбору и проведению дидактических игр в средней группе...

    Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе

    В данной статье даны методические рекомендации по подботу и проведению дидактических игр в старшей группе...

    Дидактические игры по ФЭМП в подготовительной к школе группе

    В этой статье я разместила игры и рекомендации для детей подготовительной группы...

    Дидактические игры по ФЭМП

    Дидактические игры по математике,рекомендуемые для проведения их дома...

    Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе

    Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе могут быть использованы воспитателями на занятиях по математике в таршей группе....