школа этикета
материал по теме

Ридель Елена Петровна

"Обращение и просьба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_etiketa.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школа этикета: «Обращение и просьба».

Главным отличием человека от всего живого является речевое общение. Каждый из видов общения, за исключением телефонного и письменного, начинается задолго до произнесения отдельных фраз и слов. Первое впечатление о предстоящем разговоре складывается от того, как человек сидит, как он сморит на окружающих.

Речевое общение разных народов имеет свою специфику. Так, например, импульсивные итальянцы сильно жестикулируют, а американцы, постоянно улыбаясь, разграничивают своё пространство и чужое.

Русскую речевую культуру прежде всего отличают способы обращения к лицам. Нашему менталитету свойственна трёхчленная система наименования лица, т.е. фамилия, имя, отчество. Такая система свойственна только нашей культуре и оформилась ещё в Киевской Руси под влиянием Византии. Эта система обращения характерна прежде всего для официальных документов и в ходе обращения к незнакомым лицам не только в официальной среде.

Таким образом, в России в сообщениях любого рода называют полное имя, отчество и фамилию. Например, Иванова Иван Иванович.

В письмах или письменных официальных сообщениях употребляют сокращенную форму обращения, т.е. фамилия и инициалы имени и отчества. Например, Иванов И.И.

Для обращения к молодым людям и детям в официальной и неофициальной среде употребляют только имя и фамилию. Причём детей называют неполным именем, а по отношению к молодёжи употребляют полную форму имени. Например, Иванов Иван.

Виды обращений.

Любой человек, общаясь так или иначе называет своего собеседника. Слова или их сочетание, при помощи которых это осуществляется, называется обращением. Они могут быть самыми разными – всё зависит от того, к кому обращаются, кто их произносит, а так же от формы отношений между собеседниками, от того, где происходит общение.

Далеко не всегда обращение несёт информацию о человеке. Если к человеку обратились «доктор», то становится известным хотя бы род его занятий , но о человеке к которому обращаются «голубчик», «браток» и т.д. практически ничего сказать нельзя. Адресат в данном случае не назван, по обращению можно судить об отношению к нему.

В качестве обращений в малознакомом коллективе используют нейтральные обращения типа «Простите…», «Извините…», «Будьте добры…», «Скажите пожалуйста…»

В официальной среде и в обращение к малознакомому человеку используют обращение «вы» независимо от того, к какому социальному статусу человек относится, к какой возрастной группе и независимо от симпатий.

Обращаются на «вы» и близкие люди и коллеги по работе в том случае, если есть посторонние лица или посетители.

В официальной обстановке обращение на вы сопровождается обращением по имени-отчеству к человеку, достигшему 25 лет. К людям от 15 до 25 лет также обращаются на вы, но используют в обращении только полную форму имени.

Ты-обращение до сих пор используют в школе. Оно может употребляться до 9 лет, пока ребёнок учится в младшей школе.

Просьба.

Правила этикетных жанров на первый взгляд очень просты, но в них много деталей, игнорирование которых может быть воспринято как недостаточная вежливость. Например, обращение с просьбой можно представить как развертывающуюся цепочку этикетных этапов: этикетное предварение — собственно просьба — мотивировка — благодарность. В этой цепочке важно каждое звено: например, не рекомендуется начинать беседу с собственно просьбы. Сначала следует сделать этикетное предварение (надо проявить внимание к собеседнику, выяснить его настроение и отношение к проблеме, добиться сочувственного отношения). Не менее важна мотивировка просьбы: нужно сделать так, чтобы человек захотел помочь, чтобы понял, насколько это важно для собеседника, чтобы почувствовал свою значимость (только он — настоящий друг, добрый и отзывчивый, умный и могущественный — сможет по-настоящему помочь собеседнику). Наконец, необходимо выразить благодарность за согласие (или хотя бы желание) помочь. Можно подчеркнуть при этом, что добрые дела надолго запоминаются, что согласившийся помочь может рассчитывать на ответную услугу.

В зависимости от реакции собеседника (согласие помочь, вежливый отказ, неопределенный ответ) развертывание этикетной цепочки продолжается по специальным схемам: это может быть отказ от просьбы, уточнение деталей помощи, настаивание, минимализация просьбы, изменение темы разговора и т. п.

Процесс развертывания просьбы во многом зависит от ее характера: просьба может быть скрытой, скромной, вежливой, настойчивой; в виде просьбы может быть оформлено категорическое требование. Просьба может быть выражена множеством разнообразных способов. Сравним, например, несколько способов оформления просьбы прекратить курение в комнате: «Не курите, пожалуйста, в комнате», «Не могли бы вы по курить в коридоре?», «Что-то голова заболела от дыма», «Не могли бы вы поменьше курить в комнате?», «У ваших сигарет слишком сильный запах», «Вы не возражаете, если я открою окно?», «Надо все-таки думать и о других людях!».

Правила этикетного жанра «просьба» требуют определенных этикетных действий от каждого из собеседников. Вежливый человек не просто согласится помочь, но обязательно найдет хороший ответ на слова благодарности: подчеркнет малую значимость своей помощи («Не стоит благодарности», «Это мелочи»), подчеркнет естественность своего поведения («Мы же друзья...», «Это моя работа»), напомнит о добрых поступках собеседника («Вы в таких ситуациях всегда помогаете людям», «Я перед вами в долгу» и т. п.). Соответственно плохо воспитанный человек в ответ на слова благодарности лишний раз подчеркивает собственную значимость или просит надолго запомнить, свой благородный поступок, не забыть оказать ответную услугу. Плохо воспитанный человек не забудет и впоследствии напомнить о своей помощи.

Не всегда есть возможность помочь собеседнику, но воспитанный человек обязательно объяснит причины отказа, предложит какую-то иную помощь, даст добрый совет, пообещает помочь в следующий раз. Обращение к нему с просьбой для воспитанного человека — это определенный знак доверия, тогда как для невоспитанного — попытка решить свои проблемы за чужой счет.

Энциклопедия этикета. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации по теме "Школа этикета для взрослых".

Консультации для педагогов ДОУ и родителей по обучению детей правилам хорошегот тона, культуры поведения, речевого этикета....

Школа этикета

Школа этикета:Сетевой этикет....

Досуг "Школа этикета для дошколят" для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

В данном сценарии досуга "Школа этикета для дошколят" для детей старшего и среднего дошкольного возраста, представлен материал, который будет полезен воспитателям и музыкальным руководителям...

Рабочая программа кружка "Школа этикета" для детей среднего дошкольного возраста ( 4- 5 лет)

Кружок «Школа этикета» на основе дополнительной образовательной программы «Школа вежливости» направлена на изучение культуры поведения, культуры общения и повседневного этикета...

Проект на тему «Этикет с детских лет. Что такое этикет?» в подготовительной к школе группе

Проект  на тему «Этикет с детских лет. Что такое этикет?» в подготовительной к школе группе...

Мастер класс " Школа Этикета"

Мастер класс: Занятие в средней группе "Что такое этикет?" Задачи: познакомить с понятием «этикет»;учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;совершенствовать культ...

Досуг для детей старшего дошкольного возраста «Школа Этикета».

Сценарий досуга для старшего дошкольного возраста "Школа этикета", поможет воспитателям познакомить детей с правилами культурного поведения....