Народ - великий воспитатель
материал по теме

Народ - великий воспитатель. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narod.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Народ - великий воспитатель. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

Первые художественные произведения, которые слышит ребенок - это народные песенки, байки, сказки, потешки. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность, малые формы фольклора привлекают детей, вызывают желание повторять их, заучивать, что в свою очередь способствуют формированию разговорной речи, оказывает влияние на развитие словесного творчества.

Работу по знакомству с фольклором мы начали со второй младшей группы, и велась эта работа в основном в свободное от занятий время: это и «водичка-водичка...», это и «баю, баю, бай...», это и «чему, чему волосыньки ...», это и «расти, коса, не путайся...» и т.д.

Дети повзрослели. Мы стараемся подбирать для них потешки, сказки, байки, считалки, напевки с более сложным смыслом (согласно программам «Детство» и «Волдоня»), при этом у них воспитывается вдумчивость, возникает сопереживание с героями произведений. Дети уже могут дать оценку событиям, описываемым в сказке; скажут хорошо это или плохо, они помнят ход действий и их последовательность; могут рассказать «чем все закончилось», а также провести сравнения и сопоставления с собственными поступками.

Используя фольклор в своей работе, мы стараемся формировать у детей желание пытливо вглядываться в окружающий мир, учим слушать художественное произведение, сравнивать, обобщать свои впечатления, высказывать свое мнение.

В свои 5 лет дети понимают фольклор более объемно, образно. Например: их уже не удивляет поведение сороки-белобоки, козы-дерезы, курочки-рябушечки и т.д., они могут самостоятельно при обыгрывании сказок или потешек придумывать движения, поведения персонажей.

Дети уже понимают сказочность и забавность сюжетов сказок и потешек, они просто «включаются» в игру со взрослыми, легко откликаются на любое предложение развернуть игровое действие в ролях. Они могут изобразить и козлика, и собачку, и петушка, и кисоньку-мурысеньку.

Если в младшем возрасте через фольклор дети познавали отдельные действия людей в различных ситуациях (бытовой, игровой, трудовой, художественной), то старшие дети понимают различные виды деятельности человека, которые выстраиваются в систему.

Здесь особо следует остановиться на сказках. Сказки понятны детям, потому что герои их (в основном животные) разговаривают и действуют, как люди, выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай...), или бытовые (убирают дом, пекут пироги...), художественные (пляшут, поют ...) или игровые (играют в прятки, бегут наперегонки).

Стишки, песенки, потешки, сказки помогают детям накопить представления о животном мире. Новым является то, что дети усваивают их условия жизни, более детально воспринимают внешние особенности и повадки. Например: если разговор о петушке, то дети могут описать не только его внешний вид, но скажут, что петушок раньше всех встает, будит всех по утрам:

Петушок у нас горластый По утрам кричит он: «Здравствуй!».

Детям также знакома познавательная роль, место и значение животных в жизни человека и его отношение к ним, например:

Ты коровушка, ступай,

 В чисто поле погуляй,

 А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

Образность фольклора позволяет донести до сознания детей в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова, как средства познания окружающего мира.

Старшие дети знают не только животных, птиц, но и их детенышей. Через сказку у детей сформировались представления о диких животных, птицах и их повадках, например:

Зайчишка-трусишка,

По полю бегал,

В огород забегал,

Морковку нашел,

Капусту нашел,

Сидит, грызет. или:

Вдоль по реченьки лебедушка плывет,

 Выше бережка головушку несет,

 Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Заучивая с детьми песенки, прибаутки, считалки, заклички, попевки, потешки, мы ставим задачу заложить в душе детей первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Дети учатся понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к братьям нашим меньшим.

Мордовский фольклор также несет в себе черты национальных традиций, а также содержит много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас детей.

Средствами русского и мордовского фольклора в детях с самого раннего возраста воспитываем активное отношение к окружающему миру, желание совершать хорошие поступки: чувствовать радость, если удастся сделать что-то доброе.

С целью закрепления:

  1. Дид. игры «Узнай потешку» - дети по содержанию картинки вспоминали потешку,
  2. Дид. игра «Узнай сказку».

3. В «Книжном магазине» - дети покупали игрушку-персонаж, если прочитали потешку, прибаутку об этой игрушке; или пересказали отрывок из сказки, персонажа которого они захотели купить.

Средства малого фольклора уже в. дошкольном возрасте составляют тот фундамент познавательной деятельности, на котором будут строиться все дальнейшее ее развития, усложнение и осознание.

В народном поэтическом слове нет никаких назиданий, однако между строчек читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения - народная дидактика, школа материнства. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста; ребенок для матери, но уже не для нее, а для мира. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Единый народ - Великая сила"

Сценарий праздника "Единый народ - Великая сила", посвященный Дню народного единства...

Познавательный, творческий среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста "Народ- великий мастер слова"

Дошкольный период жизни ребенка – время формирования нравственных и духовных качеств человека. И будут ли эти качества сформированы в душе ребёнка, зависит от нас, взрослых.  Мы должны напо...

Конспект квест-игры ко Дню народного Единства «В единстве народа — великая сила»

Цель: формирование у детей представления о празднике «День народного единства» и его значимости для нашей страны через совместную досуговую деятельность.Задачи:- обобщить и ...

Квест - игра в старшей группе ко дню народного единства "Единство народа - великая сила"

Квест - игра для детей старшей группы "Единство народа - великая сила" направлена на формирование у детей представления о празднике "Дня народного единства" и о его значимости для ...

Сценарий развлечения квест-игры с детьми старшей группы"Единство народа-великая сила"

Формирование у детей представления о празднике «День народного единства» и его значимости для нашей страны через совместную досуговую деятельность.Задачи:1. Уточнить знания детей о п...

Проведении спортивного квеста в старшей группе «В единстве народа — великая сила»

Проведении спортивного квеста в старшей группе «В единстве народа — великая сила»Автор: Рябикова Виктория Валерьевна, воспитательМесто работы: МБДОУ №5 " Сказка&q...

Конспект квест-игры ко Дню народного единства "В единстве народа - великая сила!"

Цель: формирование у детей представления о празднике «День народногоединства» и его значимости для нашей страны через совместную досуговуюдеятельность.Задачи:- обобщить и систематизировать...