Профессиональность воспитателя.
план-конспект урока по теме

Тарасова Антонина Владимировна

В этой публикации описана "Профессионально - педагогическая культура воспитателя ДОУ."
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatel.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться. 
Действительно важно понять какому воспитателю общество в целом и семья в частности готово доверить воспитание самого ценного «стратегического ресурса страны»-ребенка.
Особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач. Современные условия, в которых мы живем и трудимся, принципиально отличаются от тех, какие были раньше. А в новых условиях нам следует вести себя и жить по-другому, соразмерно иным моделям поведения. Современный дошкольный воспитатель должен сочетать в себе как черты собственно воспитателя (опека, замена матери) так и черты учителя.
Выделим основные составляющие имиджа воспитателя:

-визуальная привлекательность;

-вербальное поведение; 
-манеры,этикет; 
- обаяние.

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом. Воспитатель своим внешним обликом располагает к себе детей и взрослых. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых и, прежде всего, у любимого воспитателя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают воспитателю улучшить свой профессиональный имидж, добиться успеха.

Имидж дошкольного воспитателя оказывает на нервную систему детей младшего возраста особое формирующее воздействие, которое вырабатывает ответные действия на внешние раздражители. 
В дошкольном возрасте социальное пространство осваивается постепенно, через стремление ребёнка реализовать свою потребность в любви и эмоциональной поддержке. Потребность в любви и одобрении, являясь условием обретения эмоционального комфорта и чувства привязанности к взрослому. В силу возрастной незащищённости, ребёнок несёт в себе потребность встретить доброту и внимание. Доброта, искренность, убеждённость и нравственная чистота воспитателя имеют обаятельное влияние на юные души воспитанников. Эти качества в чрезвычайной степени облегчают ребёнку процесс тонкого и глубокого восприятия и усвоения впечатлений, формирует в его психике установку на ожидание соответствующего образа воспитателя.

В беседе с родителями о значении обаятельного имиджа воспитателя бытуют следующие мнения: «Обаятельный воспитатель порождает симпатию, через которую устанавливаются доверительные отношения с ребёнком, а это очень важно», «Обаятельный воспитатель необходим в детском саду и детям и родителям, он вселяет чувство доверия и уверенности за ребёнка», «Обаятельный воспитатель вызывает желание к сотрудничеству и определяет дальнейшее отношение к детскому саду». 
Таким образом, дошкольному воспитателю необходимо быть обаятельным. Малыши благополучно развиваются и воспитываются в атмосфере любви и доброжелательности. Такая атмосфера создаёт благоприятные условия, для формирования эффекта психологического комфорта, без него ребёнок не может полноценно реализовывать свои возможности как развивающаяся личность. Ребёнок, представляя собой неповторимую личность, требует и особых, индивидуализированных способов воздействия. Значит, современный воспитатель поставлен перед необходимостью творчески взаимодействовать со своими воспитанниками, творчески преобразовывать их. 
Воспитательный процесс в дошкольной практике - явление сложное, многогранное и динамичное. О том, что педагогическое действие сродни искусству, известно давно. Многие философы древности смотрели на педагогику как на искусство вести ребёнка по жизни.

Воспитатель, должен владеть педагогической техникой, это:
1. Умения, позволяющие воспитателю управлять своим поведением, управление эмоциями, техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).
2. Умения, связанные с воздействием на личность ребёнка: управление педагогическим общением, технологические приёмы предъявления требований; коммуникативные, организаторские и конструктивные. 
Педагогическое искусство часто называется театром одного актёра.
В овладении мастерством актёрского воздействия на детский социум решающую роль играют как природные задатки личности воспитателя, так и способность совершенствовать свой талант, приобретаемая в процессе обучения, воспитания, профессионального самосовершенствования.
К. С. Станиславский на поставленный собой вопрос: "Что такое талант?" - отвечает: "Талант - это счастливая комбинация многих творческих способностей человека в соединении с творческой волей". Далее он перечисляет, в чём состоят творческие способности актёра (что вполне правомерно и для воспитателя) : "...наблюдательность, впечатлительность, память (аффективная), темперамент, фантазия, воображение, внутреннее и внешнее воздействие, перевоплощение, вкус, ум, чувство внутреннего и внешнего ритма и темпа, музыкальность, искренность, непосредственность, самообладание, находчивость, сценичность и пр.". И добавляет: "Нужны выразительные данные, чтобы воплощать создания таланта, то есть, нужен хороший голос, выразительные глаза, лицо, мимика, линии тела, пластика и пр."
Безусловно, эти свойства необходимы педагогу-воспитателю - главному действующему лицу в театре одного актёра при построении своего имиджа. Как показывает опыт, за каждым педагогическим достижением стоит неповторимая личность воспитателя, которая несет в практику нечто своеобразное, отличающее эту личность от других, что правомерно находит отражение в личном имидже. Но самое необходимое в работе воспитателя это - внутренняя энергия и умение заражать ею людей, вдохновить, повести за собой. Именно благодаря заразительности срабатывает основной закон межличностного общения - совместимость общающихся.
Каждый ребёнок сам по себе уникален, он живой концентрат перспектив.

Дети - необычайные раздражители. Не каждый из взрослых может выдержать подобное испытание в общении с ними. Вот почему так важно, чтобы профессиональные воспитатели любили чужих детей, эмоционально были с ними совместимы.
Все более острой становится потребность в воспитателе-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей ситуации в системе образования самостоятельно принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия, способном к сотрудничеству. Это педагог, отличающийся мобильностью, динамизмом. В период развития общества требования, предъявляемые к любой форме общественной деятельности, неизменно связано с культурой. Высокий уровень культуры является необходимым условием эффективности любого труда, а особенно педагогического. Профессионально - педагогическая культура воспитателя ДОУ в значительной степени определяется уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности.
В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности воспитателя являются не столько специальные знания, владение информацией, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности.
Но, в первую очередь, воспитатель - это человек, любящий детей (это просто залог выживания в данной профессии). Общество, порождая требования к профессиональному имиджу воспитателя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный проект воспитателя ДОУ «Профессиональное мастерство, как условие развития театрального творчества»

Формирование духовно развитой личности не происходит само по себе и не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются на создание условий и на реализацию нов...

Профессиональные качества воспитателя в свете «Профессионального стандарта педагога»

Профессиональный стандарт педагога–документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятель...

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на 2015 – 2020 год старшего профессионального уровня на 2015 – 2020 год старшего воспитателя МБДОУ № 7 «Чебурашка» ЗМР РТ Яшиной Евгении Георгиевны

Методическая тема:  «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов»Технология, по которой работаю: технология системно-деятельностного метода обучения.  Общественно-педагог...

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта " Педагог".

В данном материале содержатся методические рекомендации планирования профессионального развития педагогов образовательной организации и включает в себя последовательное выполнение определенных этапов....

Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»

Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»...

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Дошкольный период развития ребенка, определяет его дальнейшее развитие, как личности, поэтому требования к воспитателю в современном мире очень высоки. В данной статье освещается понимание качества об...