Предшкольное образование.
статья по теме

Маликова Наталия Александровна

«Предшкола» – это система работы с неорганизованными детьми, не посещающими по тем или иным причинам дошкольные учреждения. В идее предшкольного образования воплощается гуманный подход к ребенку с целью помочь ему легче адаптироваться к школе.

         Укрепление преемственных связей именно между дошкольным образованием и образованием на начальной ступени школы имеет важное значение для развития системы образования в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_predshkola.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Предшкольное образование.

«Предшкола» – это система работы с неорганизованными детьми, не посещающими по тем или иным причинам дошкольные учреждения. В идее предшкольного образования воплощается гуманный подход к ребенку с целью помочь ему легче адаптироваться к школе.

        Укрепление преемственных связей именно между дошкольным образованием и образованием на начальной ступени школы имеет важное значение для развития системы образования в целом.

        При этом, независимо от того, оказывается ли лидирующей в системе предшкольной подготовки школа, детский сад или другая образовательная структура, сама система должна ориентироваться на дошкольные методы работы с детьми седьмого года жизни и препятствовать трансляции школьных методов.

        На наш взгляд, наиболее подготовлены к решению задач предшкольного образования на сегодняшний момент специалисты дошкольных образовательных учреждений. Они значительно лучше, чем педагоги дополнительного образования и учителя начальных классов, понимают особенности и закономерности развития детей старшего дошкольного возраста, знают методику воспитания и обучения дошкольников, могут более эффективно и безболезненно для детей осуществлять предшкольное образование. Тем самым представляют наиболее благоприятную профессиональную группу для повышения квалификации, тогда как специалистам учреждений дополнительного образования и начальной школы необходима профпереподготовка.

        Условиями эффективного предшкольного образования должны стать:

- учет разнотемповости и разноуровневости развития каждого ребенка;

- адекватное медико-психологическое сопровождение;

- предоставление широкого спектра деятельности для выбора ребенку и его семье.

Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию, появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире.

        Под содержанием предшкольного образования понимаются те сферы человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином виде и объеме усваиваются (точнее, присваиваются) старшим дошкольником в ходе образования. Это, прежде всего, то в образовании, что обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка.

Программы для обучения детей старшего дошкольного возраста.

        В настоящее время дошкольное учреждение самостоятельно выбирает программу для обучения детей старшего дошкольного возраста.  Можно назвать некоторые из них.

        Программа реализации преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе.

(Авторы: Р.А.Должиков, Г.М.Федосимов, Н.Н.Кулинич, И.П.Ищенко)
Цель:обеспечение преемственности образования детей в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения и 1 классе начальной школы.

        Программа предшкольной подготовки детей 6 лет «Школа АБВГДейка»(Автор: А.Н.Овечкина)

 Основу программы составляет обучение дошкольников по методике Н.А.Зайцева. В программе освещена актуальность проблемы, показаны цели и задачи обучения и развития дошкольников. Представлены организация и содержание образовательного процесса и технология его реализации, методы и приемы воспитания и обучения детей по различным направлениям развития с учетом возрастных особенностей дошкольников. Дается подробное тематическое планирование занятий по развитию речи и формированию навыков чтения, развитию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, физическому развитию и здоровью. Показан предполагаемый результат воспитательно-образовательной работы – портрет выпускника предшкольной подготовки.

«Академия дошкольных наук: программа предшкольного образования детей 5-7 лет» (Авторский коллектив - сотрудники Рыбинского педагогического колледжа под общей редакцией А.П.Щербака)

Цели программы:

1. Обеспечение равных стартовых возможностей для детей, поступающих в школу.
2. Обеспечение преемственности образования ребенка в семье, дошкольном образовательном учреждении и школе.

3. Содействие формированию обшей и специальной готовности детей к обучению.

        "Введение в школьную жизнь". Авторы: Г.А.Цукерман, К.Н.Поливанова

Курс "Введение в школьную жизнь" создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольном и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ "настоящего школьника".

        "Предшкольная пора" Авторы Виноградова Н.Ф., член-корреспондент РАО, руководитель проекта, доктор пед.наук, Журова Л.Е., кандидат псих.наук, Козлова С.А., доктор пед.наук, Куликова Т.А., кандидат пед. наук, Салмина Н.Г., доктор психол наук, Щербакова Е.И., кандидат пед. наук.

Цель программы:

-социальная - обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;

-педагогическая - развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

        "Дошкольная группа" Авторы О.П. Гаврилушкина, Г.В. Глушкова, Т.Н. Доронова, Т.И. Ерофеева, Л.Н. Комиссарова, Н.А. Короткова, С.И. Мусиенко. Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст.

Цель программы:

-Обеспечение запросов родителей

-Социализация детей

-Гармоничное личностное - психическое и физическое развитие

-Общая психологическая подготовка к школьному обучению

        Программа "Преемственность". Подготовка к школе. Авторы Н.А.Федосова, Т.С.Комарова, С.С.Колесина, В.Г.Большенков, В.Н.Бальсевич, А.А.Плешаков, Т.Я.Шпикалова и др. Руководитель проекта "Преемственность" Федосова Н.А. Рекомендована Департаментом общего и среднего образования Министерства Образования РФ.

Цель программы: всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

        Концепция предшкольного образования в образовательной программе  «Школа 2100»

Концепция предшкольного образования (образование детей старшего дошкольного возраста) в комплексной программе «Детский сад 2100» базируется на основных положениях образовательной системы «Школа 2100», созданной под руководством академика РАО А.А.Леонтьева.

        Примерные модели предшкольной подготовки в России

1.        Центр развития ребенка (ЦРР) - организация на его базе предшкольных групп с 5 до 7 лет.

2.        Предшкольное образование на базе ДОУ, как вид группы кратковременного пребывания для получения базисного компонента со школьным учителем (на основании договора со школой).

3.        Предшкольное образование на базе школы ― (4 часа) + на базе ДОУ как вид группы кратковременного пребывания (для реализации воспитательно-образовательных целей).

4.        УВК: начальная школа-детский сад, прогимназии.

5.        Центры образования

  1. Общеобразовательные школы.

7.        Домашнее образование (система гувернерской службы на базе ЦРР).

8.        Семейное образование (под патронатом ДОУ или органов образования, осуществляющих эту деятельность (Школа матерей).

9.        На базе учреждений дополнительного образования.

10.        Открытие Лекотек и Центров игровой поддержки ребенка.

        Лекотеки, которые будут создаваться в дошкольных образовательных учреждениях, призваны обеспечить психолго-педагогическое сопровождение детей с ослабленным здоровьем и особыми образовательными потребностями и их семей с использованием игро- и арт-терапевтических методов для социализации, поддержки развития личности детей и формирования предпосылок учебной деятельности, а Центры игровой поддержки ребенка ― психопрофилактику и психокоррекцию нарушений развития личности ребенка на основе использования в практике выравнивания стартовых возможностей будущих школьников.

Охват детей предшкольным образованием в городе Сургуте

        По имеющимся данным, в городе Сургуте 28 884 ребенка в возрасте от 0 до 6 лет включительно. Из них 12 871 ребенок посещает МДОУ, охват дошкольным образованием в городе составляет 54.3% детей от 1.5 до 7 лет.

Детей в возрасте 5-ти, 6-ти лет в городе насчитывается 7112 детей, из них посещают дошкольное учреждение – 5 959 детей. Более 1000 детей не охвачены получением предшкольного образования. Причин, порождающих такую ситуацию много: дефицит свободных мест в дошкольных учреждениях, желание родителей воспитывать ребенка дома, отсутствие у родителей возможности вносить оплату за детский сад, наличие неблагополучных семей и педагогически запущенных детей, наличие детей с ослабленным здоровьем, с хроническими заболеваниями, которым противопоказан режим дошкольного учреждения, отсутствие дошкольного учреждения по месту жительства. Вследствие этого дети приходят в школу с разным уровнем развития качеств личности, необходимых для успешной адаптации к школе.

        Исходя из выше названных проблем, стратегия развития муниципальной системы образования города Сургут до 2020 ставит одну из задач внедрение моделей предшкольного образования, что направлено на выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения в получении качественного общего образования, на обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.  

Результаты мониторинга в городе Сургуте показали следующее: 44 муниципальных дошкольных образовательных учреждений (МДОУ), МОУ гимназия «Лаборатория Салахова», МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Сезам», «Прогимназия», начальные школы-детские сады №2, 37, 39, 42, 43. Во второй половине 2010 г. сеть ДОУ расширится на 5 детских садов. В МДОУ функционирует 107 групп для детей 5-6 лет (2349 детей) и 124 группы для детей 6-7 лет (2724 ребенка); в МОУ НОШ функционирует 21 группа для детей 5-6 лет (442 ребенка) и 20 групп для детей 6-7 лет (444 ребенка). Всего на территории школ города Сургута действует 41 группа с охватом 886 детей.

        Для успешной адаптации детей к школьному обучению и выравнивания стартовых возможностей при поступлении в школу действуют вариативные модели предшкольного образования:

Модель 1. Реорганизация образовательных учреждений. На данный момент пять начальных школ реорганизованы путем присоединения к ним дошкольных учреждений.

Модель 2. Группы полного дня для детей с 5 до 7 лет на базе школ: открыты 34 группы с охватом 819 детей в 8 образовательных учреждениях.

Модель 3. Группы кратковременного пребывания детей с 5 до 7 лет в образовательных учреждениях.

        В 40 общеобразовательных учреждениях работают группы по подготовке детей к школе («Школа будущего первоклассника», «Мамина школа», детская дошкольная группа «Малышок», школа развития детей шестилетнего возраста). Занятия проводятся 1-2 раза в неделю (по 2-3 занятия длительностью 25-30 минут) с октября по май.

Модель 4. Занятия по подготовке к школе в учреждениях дополнительного образования детей. В МОУ ДОД открыты 9 групп с охватом 48 детей.

Модель 5. Оказание платных дополнительных услуг в образовательных учреждениях.

        У каждой модели есть свои преимущества и недостатки. Однако считаем, что лучше всего эта проблема решается в дошкольных образовательных учреждениях, где ребенок проходит все ступени образования и развития, начиная с младшего дошкольного возраста. В данном случае наилучшим образом реализуется идея непрерывности образования, преемственности во всех звеньях системы образования.

Литература:

  1. Сайт интернета: www.revolution.ru 
  2. Краткая версия доклада «Итоги развития муниципальной системы образования города Сургута в 2009-2010 учебном году», 2010
  3. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе. №1, июль 2007, с.4
  4. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.  Проблемы предшкольного образования. №5, май 2008, с.30
  5. Стожарова М. Ю. Предшкольное образование: модели и реальность. М.: Феникс, 2008.
  6. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. - М.: АРКТИ, 2004.

Маликова Наталия Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по опытно-экспериментальной деятельности предшкольного образования

У нас в детском саду в 2006 году была открыта экспериментальная площадка по реализации региональной модели предшкольного образования. Я работала в этом эксперименте. Также я являюсь муниципальным тьют...

программа предшкольного образования

Новая форма образования еще не дала обильного материала для работы, я попытаюсь поделиться своими наработками. Программа предшкольного образования 5-7 лет, сетка занятий, режим группы....

программа предшкольного образования

Новая форма образования еще не дала обильного материала для работы, я попытаюсь поделиться своими наработками. Программа предшкольного образования 5-7 лет, сетка занятий, режим группы....

Проблемы предшкольного образования и пути их решения

Статья о назревших проблемах в системе предшкольного образовария. Представлена новая модель предшкольного образования и условия, обеспечивающие эффективность работы данной модели. «Общество заинтересо...

Организационные формы предшкольного образования

Формы организации предшкольного образования, условия организации предшкольного образования...

Предшкольное образование в МДОУ д/с № 6.г.Ковров

В материале дан полный анализ системы предшкольного образования, которая реализуется в МДОУ д/с № 6 комбинированного вида. г.Ковров. 2011г....

ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в  преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня  стоит задача: выравнивание стар...