Оздоровительная работа в ДОУ
методическая разработка по теме

Сорокина Людмила Алексеевна

Оздоровительная работа в ДОУ.

Технологии сохранения и стимурования здоровья дошкольников в условиях ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оздоровительная работа

в ДОУ

В систему оздоровительной работы в детском саду входят: создание условий, способствующих благоприятному развитию организма; организация рациональной двигательной активности детей; проведение специфической и неспецифической иммунопрофилактики.

Для эффективного оздоровления воспитанников в детском саду необходимо соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы и правила. Кроме того, особое внимание следует уделять следующим мероприятиям:

  1. проветривать в соответствии с графиком помещения, в которых находятся дети;
  2. дважды в день проводить влажную уборку групповых помещений;
  3. укоротить шторы на окнах для обеспечения естественного освещения;
  4. не загромождать групповые и спальные помещения мебелью;
  5. дважды в год выносить постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) на солнце и мороз;
  6. дважды в год чистить ковровые изделия (летом – стирка, зимой – чистка снегом);
  7. правильно подбирать и расставлять комнатные растения;
  8. своевременно (до начала цветения) производить покос газонов и участков;
  9. соблюдать правила применения (хлорирования) и хранения моющих средств;
  10. во время карантинных мероприятий строго придерживаться санэпидрежима.

Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей. Двигательная активность способствует:

  1. повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
  2. росту физической работоспособности;
  3. нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
  4. появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Можно выделить следующие формы организации двигательной активности:

  1. занятия в физкультурном зале и на спортивной площадке;
  2. плавание в бассейне;
  3. утренняя гимнастика;
  4. физкультминутки;
  5. оздоровительный бег;
  6. подвижные игры и физические упражнения на прогулках и в группе;
  7. физкультурные досуги, праздники, "Дни здоровья" и т. п.

Для укрепления здоровья воспитанников в детском саду проводится специфическая и неспецифическая иммунопрофилактика.

Цель специфической иммунопрофилактики – усилить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Ведущим методом борьбы с инфекционными заболеваниями является вакцинопрофилактика. Вакцинация детей осуществляется в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, утв. приказом Минздрава России от 27.06.2001 № 229.

Неспецифическая иммунопрофилактика представляет собой совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. К средствам повышения неспецифической резистентности организма относятся:

  1. фито- и витаминотерапия, которые проводятся в соответствии с годовым планом;
  2. закаливающие мероприятия;
  3. физиопроцедуры;
  4. дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж.

Одним из основных направлений оздоровления детей является закаливание. Закаливающий эффект достигается систематическим, многократным воздействием на организм ребенка того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки.

В ДОУ используются следующие методы закаливания:

  1. контрастные температурные воздействия (контрастно-воздушные и воздушные ванны). Обязательным условием проведения воздушных ванн является поддержание оптимальной температуры воздуха в помещениях: 18–20 °C;
  2. хождение босиком;
  3. циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде;
  4. полоскание горла (с 2,5–3 лет).

Для поддержания хорошего самочувствия дети должны научиться правильно дышать. Правильным принято считать медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание, при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних. Такое дыхание позволяет ускорить кровообращение и газообмен, обеспечить вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению организма.

Универсальным является обучение детей четырехфазовым дыхательным упражнениям. Каждое упражнение состоит из равных по времени этапов:

1-й – вдох (расслабить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед; наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц; приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких);

2-й – пауза;

3-й – выдох (приподнять диафрагму вверх и втянуть живот; опустить ребра, используя группу межреберных мышц; опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких);

4-й – пауза.

В начале обучения продолжительность каждого этапа может составлять 2–3 сек, затем – до 7 сек.

Комплекс дыхательных упражнений необходимо выполнять сначала лежа, потом сидя и, наконец, стоя (скачать документ). Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется во время занятий класть одну его руку на грудь, другую – на живот (сверху зафиксировав их руками взрослого – педагога, медицинского работника, родителя) для контроля полноты дыхательных движений. При выполнении упражнения в положении сидя или стоя нельзя нагибаться вперед. Все упражнения делаются по 3–5 раз.

После выполнения упражнений рекомендуется приступать к самомассажу.

Обучение воспитанников рекомендуется проводить в несколько этапов. Сначала тело ребенка массирует взрослый, затем, положив свои руки на руки ребенка, он продолжает массаж. После совместного выполнения процедуры воспитанник может делать массаж самостоятельно. Важно попросить ребенка описать свои ощущения до и после массажа.

Комплекс дыхательных упражнений.

Дыхательные упражнения для детей

Источник:  Журнал "Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ", №0 2010 год

Комплекс дыхательных упражнений

  1. Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяется. На 2–5 сек задержать воздух, затем начать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая толчков.
  2. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, с закрытым ртом сделать глубокий, без напряжения вдох носом. Затем пауза (задержать грудную клетку в расширенном состоянии). Сделать полный выдох, медленно и плавно выпуская воздух через нос. Пауза.
  3. После выдоха начать дыхание через нос, следя, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота, спокойны ли плечи. Выдержав паузу, начать постепенный, плавный выдох через узкое отверстие, образованное губами. При этом должно возникнуть ощущение, будто струя воздуха является продолжением воздушного потока, идущего от диафрагмы. Необходимо следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шее. При ощущении напряжения следует, расслабившись, медленно покачать головой вправо-влево, вперед-назад, по кругу.
  4. "Шарик". Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря использованию образного представления, подключению воображения, так хорошо развитого у детей. Например, можно предложить ребенку представить желтый или оранжевый теплый шарик, расположенный в животе (соответственно надувающийся и сдувающийся в ритме дыхания). Ребенку также предлагается на выдохе напевать отдельные звуки ("а", "о", "у", "щ", "х") и их сочетания ("з" – "с", "о" – "у", "ш" – "г", "ц", "х" и т. п.).
  5. "Ветер". На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прервать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.
  6. Сесть или встать прямо. Сделать медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу (перышко, воздушный шарик), которая стоит перед ребенком. Голову вперед не тянуть. Пламя должно плавно отклониться по ходу воздушной струи. Затем немного отодвинуть свечу и повторить упражнение; еще больше увеличить расстояние и т. д. Следует обратить внимание ребенка на напряжение мышц живота при удалении свечи.

 После усвоения ребенком первых 6 упражнений можно переходить к упражнениям, в которых дыхание согласуется с движением. Они выполняются на фазе вдоха и выдоха, во время пауз удерживается поза.

Исходное положение (далее – и. п.) – лежа на спине. По инструкции ребенок медленно поднимает одну руку (правую, левую), ногу (левую, правую), затем две конечности одновременно на вдохе и удерживает в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы. После этого упражнение выполняется лежа на животе.

И. п. – сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом.

И. п. то же, либо встать на колени и сесть на пятки, ноги вместе. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев. С вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом – вниз. Вариант: руки вытянуты вперед, и большие пальцы поворачиваются в такт дыханию налево и направо.

И. п. то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в лучезапястном суставе). С выдохом левая кисть идет вниз, правая – вверх.

И. п. то же. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю. При этом правую ноздрю закрывают большим пальцем, а левую – мизинцем правой руки. Дыхание медленное, глубокое. Как утверждают специалисты в области восточных оздоровительных практик, в первом случае активизируется работа правого полушария головного мозга, что способствует успокоению и релаксации. Во втором случае активизируется работа левого полушария головного мозга, повышая рациональный (познавательный) потенциал ребенка.

И. п. – встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На быстром вдохе руки притягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленном выдохе опускаются вдоль тела ладонями вниз. Такой тип дыхания быстро снимает психоэмоциональное напряжение.

И. п. то же. На медленном вдохе руки плавно разводятся в стороны и поднимаются вверх (или в стороны и к груди) – "притягивающее движение". На выдохе – "отталкивающее движение" – опускаются вдоль тела ладонями вниз. Это упражнение гармонично сочетается с представлением о втягивании в себя солнечного света и тепла, распространении его сверху вниз по всему телу.

И. п. – встать, ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно поднять расслабленные руки вверх, постепенно "растягивая" все тело (не отрывать пятки от пола); задержать дыхание. На выдохе, постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице; задержать дыхание. Вернуться в и. п.

Упражнения для самомассажа.

Самомассаж в детском саду

Источник:  Журнал "Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ", №0 2010 год

Комплекс упражнений для самомассажа

1. "Мытье головы".

А. Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке; 2) ото лба до затылка; 3) от ушей к шее.

Б. Пальцы слегка согнуть, чтобы поверхность ногтей и первых фаланг плотно соприкасалась с поверхностью головы за ушами. Массаж производить обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

2. "Обезьяна расчесывается". Пальцами правой руки массировать голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем пальцами левой руки – от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы – по средней линии). В такой позе интенсивно массировать голову ото лба к шее и обратно,

3. "Ушки". Растирать уши ладонями, как будто они замерзли; разминать три раза сверху вниз (по вертикали); растирать возвратно-поступательным движением в другом направлении (по горизонтали). Пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед. Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.

4. "Глазки отдыхают". Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3–5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз. Повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

5. "Веселые носики". Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3–5 раз. После этого проделать 3–5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз, с обеих сторон. Это упражнение защищает от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.

6. "Рыбки". Рот немного приоткрыть. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой – нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.

7. "Расслабленное лицо". Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3–5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; "разгладить" лоб от центра к вискам.

8. "Гибкая шея, свободные плечи". Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающими, похлопывающими, пощипывающими, спиралевидными движениями.

А. Правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой – правое плечо.

Б. Правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5–10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее; то же – левой рукой, затем обеими руками одновременно.

9. "Сова". Поднять вверх правое плечо и повернуть голову вправо, одновременно делая глубокий вдох. Левой рукой захватить правую надкостную мышцу и на выдохе опустить плечо. Разминать захваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и глядя как можно дальше за спину. То же – с левым плечом правой рукой.

10. "Теплые ручки". Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, оказывая сопротивление движению и одновременно массируя. Затем руки меняются.

Растирать и разминать пальцы рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно. Особое внимание следует уделить большим пальцам.

11. "Домик". Сложить пальцы "домиком" перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.

12. "Теплые ножки". Сидя, энергично растирать (разминать, пощипывать) правой рукой подошву, пальцы и тыльную сторону стопы у межпальцевых промежутков левой ноги, то же – левой рукой со стопой правой ноги. После этого потереть (побарабанить) стопы друг об друга, а также о пол.

Фито- и витаминотерапия

  1. Поливитаминный фиточай по 50 мл после еды.        

  1. Витамин В6 по 1 таблетке 1 раз в день.        

  1. Сироп шиповника "Кудесник" по 1 столовой ложке 1 раз в день.        

  1. Эликсир "Бодрость" (витамин C с глюкозой) по 0,05 г 1 раз в день.

  1. Дрожжевой напиток "Изюминка" по 50 мл 2 раза в неделю.        

  1. Оксолиновая мазь "Чудесница" 2 раза в день.

  1. Аскорутин по 1 таблетке 1 раз в день.        

  1. Целебная пилюля "Растишка" (глюконат кальция) по 1 таблетке 1 раз в день.

  1. Оксолиновая мазь "Чудесница" 2 раза в день.        

  1. Капли "Крепыш" (элеутерококк) по 1 капле.

  1. Дрожжевой напиток "Изюминка" по 50 мл 2 раза в неделю        .

  1. Эликсир "Бодрость" (витамин С с глюкозой) по 0,05 г 1 раз в день.        

  1. Гематоген "Целебный росточек" по 1 дольке 1 раз в день.        

  1. Целебная пилюля "Здоровейка" (витамин В6) по 1 таблетке 1 раз в день.        

  1. Эликсир "Бодрость" (витамин С с глюкозой) по 0,05 г 1 раз в день.        

  1. Гематоген "Целебный росточек" по 1 дольке 1 раз в день.        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.

.В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться  к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нар...

Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.

В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться  к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нарушение осанки и плоскостопие», а...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм р...

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ С ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ БЕГОМ ПОД МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ФОРМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

В настоящее время  актуальна  проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной ак...

Методическое пособие к опыту работы "Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми"

Методическое пособие представлено в мультимедийном формате, состоит из двух частей:1.Теоретическая: текстовый файл – теоретическое обоснование, методические рекомендации по организации утренней гимнас...

Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми

В последнее время отмечается тендения к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большенстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнас...