Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
методическая разработка по теме

Шведчикова Татьяна Сергеевна

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников методическая разработка из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-_patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

            Нравственно- патриотическое  воспитание

                            (опыт работы)

.В проекте, «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и региональную терпимость ». От 4.10.2000г  № 751

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры помогает в дальнейшем с уважением и интересом к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно- патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно- патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желанием сохранять и приумножать богатство своей страны.

 Исходя из этого наша работа включает целый комплекс задач:

  1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  3. Воспитания уважения к труду;
  4. Развития интереса к русским традициям и промыслам;
  5. Формирование элементарных знаний о правах человека;
  6. Расширение представления о городах России;
  7. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  9. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.       Чувство Родины...   Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым

близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

     Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики,  - писал К.Д.Ушинский,- и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д.Ушинский подчеркивал, что «...воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

              Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.  

           Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

         Система и последовательность работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом: семья_         детский сад_         родная улица, район_         родной город_        страна, ее столица, символика_        права и обязанности (конституция).

           Задача педагога отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной личности или данного края.

      Любой край, область, даже небольшая деревня  неповторимы.    В каждом

 месте своя природа, свои традиции и быт.       Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.  

Родной город... Надо показать ребенку то, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

  1. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
  2. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их  назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
  3. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсия по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

                      В нравственно- патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.

                       На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны и фронтовых, трудовых подвигах) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

                      Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность к своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, что их дедушка и бабушка получили медали?  Знают ли знаменитых предков?  И т.д.).

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей- вот что важно для воспитания нравственно- патриотических чувств. Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране. Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город- частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких есть много общего:

  1. Повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
  2. Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
  3. Повсюду живут люди разных национальностей; совместно трудятся и помогают друг другу;
  4. Люди берегут и охраняют природу;
  5. Есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

             Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

           Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д. Так нашу группу посещает мальчик азербайджанец. Когда Сарвар появился у нас в группе, была проведена огромная работа , чтобы ребенок безболезненно влился в коллектив группы.

          К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.                                     Таким образом, решая задачи нравственно- патриотического воспитания, мы строим свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  1. «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  2. Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  3. Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  4. Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  5. Деятельный подход;
  6. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

      Планирование данной работы ведем по следующим темам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад». Включаем по каждой теме занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам- праздникам.        Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например знакомство с правами и обязанностями - перед Днем Конституции, Богатыри земли Русской - перед Днем защитника Отечества и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

          Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагаем определить где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес у детей вызывают игры в «Поездки и путешествия» (в прошлое, города и т.д.).

        Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно- образное мышление. Поэтому используем не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и«живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, посуду, орудия труда и т.д.) посещение музеев. Именно в музее для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.                

        Не менее важным условием нравственно- патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

       Привлечение семьи к нравственно- патриотическому воспитанию детей требует от нас, воспитателей, особого такта, внимания и чуткости каждому ребенку. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

  1. Корни каждого в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
  2. Семья- ячейка общества, хранительница национальных традиций;
  3. Счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.  

           Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, району, селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района, города и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке или снятом фильме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников»

Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческо...

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Консультация для воспитателей "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, с...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...