Организация самостоятельной двигательной активности детей
статья по теме

Сорокина Людмила Алексеевна

Консультация "Организация самостоятельной двигательной активности детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_dvigatelnaya_aktivnost.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается движений для физического и психического развития ребёнка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей. И действительно невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей всё чаще и чаще можно встретить среди воспитанников детских садов, не говоря о школьниках. Ребёнок уже в дошкольном детстве испытывает вредное воздействие гиподинамии.

Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней. Движение – это эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель!                            И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания.

Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка.

Сегодня жизнь предъявляет повышенные требования к детям. Это означает, что необходимо формировать поколение с более высокой моралью, умственными способностями и физически развитыми. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, как уже выяснилось, является двигательная активность детей (далее – ДА).

  1. Как помочь дошкольникам укрепить здоровье, стать более сильными, ловкими, выносливыми?
  2. Как научить их владеть своим телом, чтобы противостоять различным недугам?
  3. Какие новые формы работы необходимо разработать?
  4. Как заинтересовать детей, педагогов и родителей?
  5. Как сделать работу эффективной?

Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении, – важнейший  оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня. Положительное влияние оптимального объёма двигательной  активности в режиме дня проявляется у детей в работе всех органов и физиологических систем. Однако физкультурные занятия, предусмотренные программами физического воспитания дошкольников, не могут  восполнить дефицит их двигательной активности. Таким образом, возникает необходимость  введения различных форм физической активности в образовательный процесс.

При реализации двигательного режима важно:

  1.   позаботиться об удовлетворении биологической потребности детей в реализации ДА, являющейся основным источником полноценного развития детского организма, в разнообразии,  выполнении основных задач и требований к ее содержанию;
  2.   рациональное соотношение разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Любая ДА только тогда приобретает характер внутренней жизненно необходимой потребности, когда она становится сознательной и произвольной. Параллельно с совершенствованием моторики, обогащением двигательного опыта ребенка необходимо обращать серьезное внимание на всестороннее развитие личности. Формируя сознательное управление движениями, мы помогает становлению личности ребенка – творца, а не простого исполнителя чьих-то заданий.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.

Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на веранде можно создать «полосы препятствий», чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель и др.)

Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены обще развивающие игры, основные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.

Работа с карточками может помочь детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, научит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.

В дверных проёмах можно укрепить тренажёр "Попади в кольцо", на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в "Классики".

Желательно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр.

Для повышения интереса к движениям можно продумать обозначения-значки ("серебряный", "бронзовый", "золотой") и обозначить показатели этих нормативов (например, для получения "серебряного" значка необходимо отжаться 7-10 раз, а для "золотого" - 10-20 раз). Размещаются карточки-нормативы на каждого ребёнка на наборном полотне в группе. После выполнения заданий на прогулке, в свободной игровой деятельности дети под руководством воспитателя дети режут полоски соответствующего цвета и укрепляют их на своей карточке.

 Для повышения заинтересованности детей в улучшении результатов в беге, прыжках, метании и других видов деятельности целесообразно оформить "Доску чемпионов" с фотографиями воспитанников "Лучший бегун", "Лучший прыгун", фотомонтаж (выполнение детьми различных упражнений), выпуск стенгазеты "Папа, мама, я - спортивная семья".

В группе необходимо собрать библиотеку книг о спорте, различные журналы, открытки.

Углублению знаний о физической культуре может способствовать решение детьми кроссвордов, собирание разрезных картинок с изображением знакомого вида спорта, спортивного инвентаря.

Все перечисленные выше факторы способствуют формированию у детей знаний о здоровом образе жизни и потребности в движениях.

Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

Использование тренажёров повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, активизирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах, суставах.

Массажеры можно использовать в процессе выполнения общеразвивающих упражнений.

  1. Массажёр "Орешки" 

Состоит из плотно нанизанных на леску (длина 21см) капсул "киндер-сюрпризов", по бокам две ручки (использованные фломастеры).

  1. Дорожка "Апельсиновая"

Состоит из клеёнки шириной 35см, длиной 2,5м с прикреплёнными к ней внутренней поверхностью вверх пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок.

 

  1. Тренажёр "Поймай мяч ловушкой"

Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска (длина от 40см до 1м) с капсулой от "киндер-сюрприза" на конце.

Цель - забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной лески.

  1. Тренажёр "Попади в кольцо"

Деревянное кольцо (диаметр - 40см) крепится в дверном проёме на расстоянии около 1,5м от земли. К кольцу пришивается тесьма            (около 2 м) с мягким шариком.

Ребёнок должен попасть шариком в кольцо. Играющих может быть двое. Они располагаются по разные стороны от кольца. В этом случае задача усложняется: играющие должны не только бросать, но и ловить.

  1. "Лыжи" 

Изготавливаются из использованных пластиковых бутылок. Вдоль бутылки вырезается отверстие в форме стопы, край которого оклеивается тканью или бумагой. Ребёнок, надев "лыжи", выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника.

  1. "Напольные шашки" 

Полотно размером 1х1м расшито квадратами двух цветов, расположенных в шахматном порядке. Роль шашек выполняют стаканчики из-под йогурта. Дети играют в шашки, лёжа на полу, что позволяет разгрузить позвоночник.

Обязательными формами работы, способствующими активному отдыху и повышению работоспособности, были и остаются утренняя гимнастика (традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов, ритмическая гимнастика), физкультурные занятия, физминутки на занятиях, динамические паузы в перерывах между занятиями, «бодрящая гимнастика» после дневного сна, подвижные игры.

Обязательным условием при организации самостоятельной двигательной деятельности детей является учет состояния здоровья и физического развития детей, индивидуальный подход к ребенку, создание гигиенической обстановки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация самостоятельной двигательной активности детей"

Презентация предназначена для педагогов по организации самостоятельной двигательной активности детей....

Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях детского сада

Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях детского сада...

Доклад Тема: «Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях детского сада»

ДокладТема: «Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях детского сада»Гармоничное развитие ребенка невозможно без правильно организованной и достаточной для детей...

Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства ДОУ.

При применении разнообразных развивающих игр, методических рекомендаций в ограниченном пространстве группы дети будут отдавать предпочтение активному времяпрепровождению. Значительно во...

Консультация для родителей по организации самостоятельной двигательной активности детей дошкольного возраста

Двигательная активность,  физическая культура и спорт-эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорово...

"Организация самостоятельной двигательной активности детей в детском саду"

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, пусть он находится в постоянном движении....

Из опыта работы «Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства »

Дошкольный возраст — решающий в формировании фундамента физического и психологического здоровья. Известно, что для растущего организма огромное значение имеет двигательная активность, служащая в...