Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
план-конспект урока по теме

Фонарева Нина Владимировна

Развитие творческих способностей

детей средствами театрализованной

деятельности.

 

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторую ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

     Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых будущих первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворение игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Я считаю, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрал. Деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает  художественное творчество с личными переживаниями» (Выготский Л.С.) Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств  - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

    Для развития детей по театрализованной деятельности я взяла себе в помощь программу «Арт – фантазия». Это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (воспитателей, родителей) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использования программы, в моей работе, позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей природы), которое развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истинны одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учиться преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Театральные занятия провожу со всеми детьми. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

     Моя задача формируется следующим образом:

-развитие эстетических способностей;

-развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

-активизация мысленного процесса и познавательного интереса;

-овладения навыкам общения и коллективного творчества.

Основной целью воспитания является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к  творческой деятельности в любой области.

    Если игра для ребенка – это способ существования, то театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка. В своей работе я использую основной принцип развивающей деятельности – это принцип расширения возможностей ребенка, работа в «зоне ближайшего развития» (Л.С.Выготский), а не тактика доступности. В основу реализации театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.

    Я считаю, что успешность и результативность театральных занятий зависит, прежде  всего  от сотрудничества с музыкальным руководителем, поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве не возможно.

    В своей работе я использую общеразвивающие игры. Через эти игры я формирую у ребенка готовность к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами. Решая все это, общеразвивающие игры не только готовят ребенка к худ. деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей

детей средствами театрализованной

деятельности.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторую ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

     Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых будущих первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворение игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Я считаю, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрал. Деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает  художественное творчество с личными переживаниями» (Выготский Л.С.) Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств  - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

    Для развития детей по театрализованной деятельности я взяла себе в помощь программу «Арт – фантазия». Это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (воспитателей, родителей) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использования программы, в моей работе, позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей природы), которое развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истинны одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учиться преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Театральные занятия провожу со всеми детьми. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

     Моя задача формируется следующим образом:

-развитие эстетических способностей;

-развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

-активизация мысленного процесса и познавательного интереса;

-овладения навыкам общения и коллективного творчества.

Основной целью воспитания является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к  творческой деятельности в любой области.

    Если игра для ребенка – это способ существования, то театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка. В своей работе я использую основной принцип развивающей деятельности – это принцип расширения возможностей ребенка, работа в «зоне ближайшего развития» (Л.С.Выготский), а не тактика доступности. В основу реализации театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.

    Я считаю, что успешность и результативность театральных занятий зависит, прежде  всего  от сотрудничества с музыкальным руководителем, поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве не возможно.

    В своей работе я использую общеразвивающие игры. Через эти игры я формирую у ребенка готовность к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами. Решая все это, общеразвивающие игры не только готовят ребенка к худ. деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы.

 

Что ты слышишь?

Цель: тренировать слуховое внимание.

Ход: сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате в течение определенного времени.

Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

Руки – ноги.

Цель: развивать активное внимание и быстроту реакции.

Ход: по одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам – встать. Если руки подняты: по одному – опустить руки, по двум -  сесть.

Передай позу.

Цель: развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.

Ход: дети сидят на стульях в полукруге и на полу по турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.

След в след.

Цель: развивать внимание, согласованность действий, ориентироваться в пространстве.

Ход: дети идут по залу цепочкой, ставя ногу только в освободившийся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему так идут, какие препятствия преодолевают.

Например: хитрая лиса ведет своих лисят по тропинке, на которой охотники установили капканы; разведчики идут через болото по кочкам; туристы перебираются по камушкам через ручей и т. п.

Обязательно делить детей на команды, причем каждая команда придумывает свой вариант.

Летает – не летает. Растет – не растет.

Цель: развивать внимание, координацию.

Ход: педагог водящий называет предмет, если он летает – дети машут руками, как крыльями; если не летает – опускают руки вниз. Если растет – поднимают руки вверх, не растет – охватывают себя двумя руками.

Живой телефон.

Цель: развивать память, слуховое внимание, согласованность действий.

Ход: между детьми распределяются цифры от 0 до 9. Затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с соответствующими цифрами выходят вперед и строятся по порядку цифр в названном номере.

Так же в своей работе я знакомлю детей со спецификой и видами театрального искусства, общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятия по культуре и технике речи полезны всем детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусств. Для того, чтобы перейти от театральных игр к работе над этюдами и спектаклями, необходимы специальные театральные игры, развивающие главным образом воображение и фантазию. Они готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре. Поставленные в ряд стулья мы превращаем в салон автобуса или самолета, мамино платье – в бальный наряд принцессы, а комната становится то сказочным лесом, то королевским замком. Но почему – то, перед зрителем, ребята утрачивают свои способности.

    Таким образом, передо мной стоит сложная задача – сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которая проявляется в игре при выступлении на сцене перед зрителями.  Для этого необходимо, прежде всего опираясь на личный практический опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых сказок.  Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти, придумать ответы на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю? Развиваю эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами).

Угадай: что я делаю?

Цель: оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход: педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

  1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов; кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку, украшаю елку и т. п.
  2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.
  3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.
  4. Наклонись вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок; срываю цветок.

Кругосветное путешествие.

Цель: развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход: Детям предлагается оправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь – по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле – и соответственно изменить свое поведение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности".

В данном материале говорится о важности и необходимости развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности....

ПРОГРАММА. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в НОД.

ПРОГРАММА.Развитие творческих способностей детей средствами  театрализованной деятельности в НОД....

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Данная презентация о создании оптимальных условий для развития эмоционально-волевой,познавательной,двигательной сферы,речи,развитие позитивных качеств личности каждого ребенка....

Консультация для педагогов «Методика развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру...

Консультация «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»

Заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка...

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования и развития выразительной стороны речи, интеллектуального и художественно...

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности     В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим с...