ПРОГРАММА. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в НОД.
рабочая программа (музыкально-ритмическое занятие) по теме

Воробьева Диана Автандиловна

ПРОГРАММА.

Развитие творческих способностей детей средствами  театрализованной деятельности в НОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_teatr_dlya_starshey.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА.

Развитие творческих способностей детей средствами                       театрализованной деятельности в НОД.

                                                             Введение.
В современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребенка.

Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для детей и сотрудников. Во многих семьях книги не актуальны, их место заняли диски с мультфильмами, сомнительными по своему содержанию, телевизор, просмотр которого не всегда контролируется со стороны родителей, компьютерные игры. Родители увлечены идеей интеллектуального воспитания ребенка. Они хотят видеть своих детей усидчивыми, внимательными, собранными, целеустремленными, желающими учиться, то есть наделенными такими качествами, которые способствуют умственному развитию и облегчают процесс обучения. Современные дети быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, творят. 

Прогрессивные тенденции современной детской психологии и педагогики, определяющие продуктивную деятельность, как условие развития личности, как движущую силу формирования психической готовности к жизни выявляют значимость творчества в развитии дошкольников. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Творческая деятельность-  это деятельность , рождающая нечто новое; свободное отражение личностного «Я». Любое творчество для ребенка - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И. Венгер, Н.А. Ветлунина, Б.М.теплов и многие другие.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Именно через театрализованную деятельность каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. Поэтому в свою работу по музыкальному воспитанию я включаю разнообразные театральные игры, игровые упражнения, этюды и театральные постановки.

На мой взгляд, систематическое вовлечение дошкольников в театральную деятельность приводит к значительным сдвигам в развитии музыкальных творческих способностей у детей.

Специфика театрализованной деятельности в процессе музыкального развития детей

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. Во время НОД театрализация должна занимать весомое место, так как наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка музыкальных творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.

Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях. В процессе музыкального воспитания детей, постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере.

Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие дошкольника, его открытость, раскрепощенности, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное в выполнении действие, т.к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

Музыкальный компонент театрализации расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).

Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т.д.), все это может быть обыграно при помощи театрализации.

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов :

- основы кукловождения,

- актерское мастерство,

- игровое творчество,

- имитирование на музыкальных инструментах,

- песенное и танцевальное творчество детей,

- проведение праздников и развлечений.

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. В качестве примера можно предложить ребенку показать образ вкусной конфеты, трусливого зайчика и тд.

Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения. Способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет.

Таким образом, театрализованная деятельность, в процессе музыкального развития детей исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к развитию музыкальных творческих способностей ребенка.

Программные задачи:

Театральная игра.

- Учить детей ориентироваться в пространстве;

- равномерно размещаться на площадке;

- строить диалог с партнером на заданную тему;

- развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;

- запоминать слова героев спектаклей;

- развивать зрительное , слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству.

- упражнять в четком произношении слов;

- воспитывать нравственно-эстетические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

Ритмопластика:

- развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал;

- развивать координацию движений;

- учить запоминать заданные позы и образно передавать их;

- развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;

- добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений;

- воспитывать гуманные чувства.

Культура и техника речи:

- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;

- развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;

- учить произносить скороговорки и стих, тренировать четкое произношение согласных в конце слова;

- учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

- пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры:

- познакомить детей с театральной терминологией;

- познакомить с основными видами театрального искусства;  
- воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем:

- учить сочинять этюды по сказкам, басням;

- развивать навыки действия с воображаемыми предметами;

- учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;

- развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;

- пополнять словарный запас, образный строй речи.


Практическая часть

Описание опыта.

Спросила  как-то малыша:

«Малыш, ты веришь в сказку?» 

Он мне ответил, чуть дыша:

«О да, она прекрасна»!

Д. Воробьева. 

Музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребёнка. Она понятна ребёнку, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребёнок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое основное - учится творить. Музыкально-театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней ребёнка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него. Любая работа с детьми подразумевает работу с педагогами и родителями, так как ребёнок на музыкальном занятии находится всего 20 -25 минут, а всё остальное время он проводит в группе и дома, поэтому свою работу я строила в тесной взаимосвязи, как с педагогами, так и с родителями моих воспитанников. 

В своей работе я использовала различные формы организации театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Возможность высказаться предоставляла каждому ребенку. Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях, были направлены на то, чтобы помочь ребёнку лучше понять музыку, глубже проникнуть в её содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.
Чтобы ребенок овладел необходимыми знаниями и умениями, проявил творческие способности, ему необходимы яркие впечатления. Чем богаче опыт малыша, тем ярче проявятся его творческие данные. Поэтому, я считаю, очень важным с самого раннего детства приобщить ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать творческие способности детей, тем больших результатов можно достичь. 

Театрализацию в работе с детьми я использовала с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображали в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложнялись, дети инсценировали небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации я обязательно привлекала воспитателей, которые с удовольствием брали на себя роли героев сказок. Приобщала родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых и  воспитанников создавали обоюдный интерес к театральному виду деятельности.
Я работала над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание я уделяла речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю. Таким образом проходят занятия на начальном этапе воплощения этого большого раздела программы. 
В танцевальном творчестве, на занятиях по сцендвижению внимание я уделяла воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах. Добиваясь яркой передачи разнопланового образа, использовала игры на внимание, фантазию. В танцевальном творчестве ребенок приобретает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы. 
Мои воспитанники научились исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать действия с применением разнообразных движений, умеют согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслоняя их, находить выразительные средства исполнения роли. Этому способствовали специальные упражнения, направленные на выработку выразительности жестов.
Для стимуляции и развития детского музыкального творчества я всегда поддерживала инициативы импровизации на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности, что, в свою очередь, позволило развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление. 
Занимаясь с детьми, я старалась вызвать у них положительные эмоции, думаю, что тем самым, незаметно для себя, дети включались в театральные игры, что помогает ученикам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. 
На занятиях я использую театральные этюды. Театральные игры-этюды развивают у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие, память. В процессе игр дети вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Для развития у детей эмоций я также включала в занятии по музыкальному воспитанию соответствующие упражнения. Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка, который становится не пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.
В театральных постановках дети поют, исполняют знакомые и специально выученные песни и танцы. Я стараюсь разнообразить сюжет и вовлекать в спектакль больше детей. Часто сама сочиняю песни, попевки, музыкальные монологи героев, сценарии. 
Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети, положительно влияют на качество исполнительской деятельности маленьких актёров. Работая над выражением лица, постигая язык тела , дети постепенно овладевали и средствами выразительности, которые им помогали добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в себе и в своих возможностях. 
На выступлениях ребята проявляют творческую самостоятельность и часто вносят в исполнение ролей что-то личное, своеобразное. Исполняя роль, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа. 
Для достижения сценической выразительности я выбирала такой темп спектакля, который вызывал наибольший эффект у зрителей. Декорации тоже имеют большое значение для постановки спектакля, но если действия актёров не заставили зрителя поверить в происходящее, то и никакие декорации не помогут.
Анализируя усвоение детьми содержания сказок, я пришла к выводу, что стихотворный текст запоминается детьми легче, и поэтому стала предлагать им сказки для постановки в стихотворной форме. Учитывая возрастные особенности детей, я старалась не допустить их перегрузки и заранее распределяла обязанности между всеми, кто готовит постановку. Участие детей в действиях, которые происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности.

В своей работе я стремлюсь:
– воспитывать у детей любовь и интерес к сказке; 
– развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, которые дают возможность широко использовать воспитательное воздействие сказки; 
– обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными сказками и средствами их выразительной сценической трактовки; 
– пополнять словарный запас детей и развивать выразительность речи, правильность произношения; 
– развивать артистические способности детей и взрослых через театрализованную деятельность; 
– развивать воображение и веру в сценический вымысел; 
– прививать навыки вежливого поведения; 
– совершенствовать двигательные способности детей, вырабатывать гибкость и выносливость. 

Структура занятий:

В работе с детьми я использую различные способы организации музыкально-театральной деятельности: 
- воспроизвожу текст сказки (рассказа); 
- предлагаю детям повторять слова за всех героев сказки;
- дети выполняют ряд творческих заданий (выразить страх, радость, удивление и т.п.); 
- читаем сказку по ролям; 
- учимся двигаться в своей роли;

- коллективное исполнение .
Методы и приемы обучения:

• артикуляционная гимнастика;

• упражнения на развитие речевого дыхания;

• разучивание скороговорок и чистоговорок; словесные игры;

• приемы релаксации;

• пальчиковая гимнастика;

• этюды на развитие выразительности движений и жестов;

• приемы, развивающие звуковую культуру речи;

• этюды на отображение положительных и отрицательных черт характера;

• этюды на различные виды эмоций;

• игры-инсценировки;

• музыкально-дидактические игры;

• пантомима;

• экскурсии за кулисы театра, просмотры спектаклей

Ожидаемые результаты:

Как конечный результат у детей должны развиться следующие качества:

- творческая фантазия и воображение;

- наблюдательность;

- внимание и память;

- ассоциативное и образное мышление;

- выразительность в движениях, пластика тела;

- перевоплощение в игровой образ навыки диалогической и монологической речи;

- коммуникабельность, партнерские отношения в группе;

Заключение
Счастливые улыбки и радостные лица детей после театрализованного представления говорят о том, что этот вид деятельности им очень нравится. 

Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, научиться творить, необходимо пройти длинный путь накопления эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений. Очень важно создать условия для определенного развития эмоциональных и познавательных процессов у дошкольников, в том числе и при помощи театрализации в НОД.

В будущем планирую:
1. Продолжить знакомство детей с различными видами театра.
2. Разнообразить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей.
3. Совершенствовать артистические навыки детей посредством переживания и воплощения образов в сказках.
4. Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.
5. Привлекать родителей воспитанников к активному участию в процессе подготовки и показа спектакля (родители – исполнители взрослых ролей).

Список использованных источников

Брызгалова, А. Н. «Театрально-игровая деятельность младших школьников» А. Н. Брызгалова.   Минск, 2000.
ВыготскийЛ.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». -М.,1991.
Горшкова Е. В.  «О музыкально – двигательном творчестве в танце»-М.,1991.
Никашина, Г. А. «Воспитание эстетических чувств у младших школьников на музыкальных занятиях »Г. А. Никашина.   Минск: «Беларусь», 2002.
Радынова, О. П. «Музыкальное воспитание школьников» О. П. Радынова. – Москва, 1994;
Савицкая Л.В. «Развитие творческих способностей детей средствами музыкально – театрального искусства: Пособ. для педагогов учреждений образованияи музыкальных руководителей» Авт.-сост. Л.В.Савицкая. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. – (Серия «Из опыта работы дошкольных учреждений»);
Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», М. 2001г.

А. В.Щеткин . «Театрализованная деятельность в детском саду»  Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности

Развитие творческих способностейдетей средствами театрализованнойдеятельности. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление да...

Доклад на тему "Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности".

В данном материале говорится о важности и необходимости развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности....

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Данная презентация о создании оптимальных условий для развития эмоционально-волевой,познавательной,двигательной сферы,речи,развитие позитивных качеств личности каждого ребенка....

Консультация для педагогов «Методика развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру...

Консультация «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»

Заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка...

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования и развития выразительной стороны речи, интеллектуального и художественно...

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности     В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим с...