Моё общение с детьми (из опыта работы)
статья по теме

Екимова Галина Дмитриевна

Статья о моей повседневной работе  и общению с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_obshchenie_s_detmi.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 95 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

МОЁ ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ

(из опыта работы воспитателя ясельной группы)

Составила воспитатель

1-ой квалификационной категории

Екимова Галина Дмитриевна

Санкт-Петербург

2012 г.

Моё общение с детьми начинается с момента приёма детей в группу. Я не веду приём детей в раздевалке, но всегда выхожу туда, чтобы встретить каждого ребёнка. Здороваюсь с родителями и отдельно с ребёнком, обязательно называя его уменьшительно-ласкательным именем – Димочка, Светочка. Ребёнок не обязательно отвечает на моё приветствие, даже если мама настаивает, но уже чувствует моё внимание к нему. Я стараюсь что-нибудь спросить у ребёнка или сказать ему что-нибудь приятное: «Как настроение? Какие румяные щёчки с мороза! Какое красивое у тебя платье или костюмчик!». Приглашаю ребёнка в группу, говорю, что ждала его и ребята тоже, что игрушки скучают без него и т. д.

Следует иметь в виду, что маленькие дети очень эмоционально заражаемы. Поэтому эмоциональное состояние является показателем испытываемого комфорта или дискомфорта.

Я стараюсь создавать условия для бодрого жизнерадостного настроения у детей. Поэтому в первую очередь моими средствами общения с детьми является улыбка, ласка, внимание, а потом уже показ действия, упражнения в нём, совместные действия с детьми, поручения и т. д. В процессе эмоционального общения удовлетворяется потребность ребёнка в доброте, ласке, внимании взрослого, формируется потребность в общении с воспитателем на познавательные темы.

Дети склонны к подражанию. Они чутко реагируют на состояние окружающих взрослых. Окружённые доброжелательным вниманием и лаской они становятся более общительными со взрослыми и между собой. А в атмосфере раздражительности, когда ребёнок видит сердитые лица взрослых, слышит раздражённые голоса, он замыкается в себе, становится озлобленным, не проявляет интереса к окружающему. Это раздражение и плохое расположение духа как бы передаётся и детям.

Поэтому я стараюсь разговаривать с детьми и другими взрослыми ровным,  спокойным тоном, обращая внимание на положительные стороны в поведении детей, которые могут служить образцом для подражания.

Каждый ребёнок имеет свои индивидуальные особенности в сфере общения. Есть дети, которые уверенно вступают в новое для них окружение. Быстро запоминают, как зовут воспитателя, обращаются к воспитателю с просьбой, просят обратить внимание на свою одежду. Например: «Посмотрите, какое у меня красивое платье. Это мне мама купила или подарила». Спокойно отдают игрушку или берут протянутую другим ребёнком.

Другие дети долгое время сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза.

В общении с детьми большую роль играют вопросы воспитателя. Отвечая на них, у детей формируется умение высказывать элементарное суждение. Он с удовольствием вспоминает о недавних событиях его жизни, о прошедшем празднике, выходном дне, прогулке.

Общение с детьми происходит постоянно в течении всего дня. Я своими словами настраиваю детей на предстоящий процесс: будь это режимный момент, занятие или игра.

Обязательно речевое общение перед едой. Я говорю детям, как называется блюдо, кто его приготовил, что это очень вкусно. Иногда дети спрашивают это сами. Настраиваю ребят на то, чтобы они всё съедали, а то мама расстроится. Потом они часто говорят друг другу за столом  эти слова: «Кушай всё, а то мамочка расстроится».

Словарная работа во время умывания осуществляется во время непосредственных действий с водой и мылом. У нас было занятие «Купание куклы Кати», на котором мы знакомились со всеми предметами для умывания, и я прочитала детям стихотворные строчки «будет мыло пениться, грязь куда-то денется», которые потом часто повторяла при умывании детей. Теперь, когда дети мылят руки, им нравится повторять эти слова. После мытья держат руки над ванной, чтобы я обливала, говорят «будем закаляться», очень любят говорить при этом слова «холодную водичку льём на нашу птичку».

Во время одевания детей на прогулку формируются не только навыки одевания, но и происходит речевое общение с детьми. Я учу детей обращаться за помощью, излагая просьбу в словах, спрашивая: «Что ты хочешь? Чем тебе помочь? Что мне сделать для тебя?». В ответ дети просят: «Застегните! Помогите снять куртку! Достаньте шапку!» и т. д. Учу детей благодарить за помощь, говорить «спасибо». Спрашиваю детей о последовательности одевания, стараюсь похвалить каждого, кто одевается самостоятельно или кто старается, но не получается.

Больше возможности для общения предоставляют самостоятельные игры детей. Здесь создаются самые разнообразные ситуации, способствующие обращениям детей к воспитателю. Особое внимание уделяю играм детей с куклами, воспитанию доброго и заботливого отношения к ним, как к маленьким детям («Искупаем куклу», «Напоим куклу чаем», «Сварим кукле обед», «Кукла заболела, её надо лечить», «Покажем кукле картинки»). При этом даю детям речевые упражнения: «Что можно гладить? Что мы стираем? Что можно варить в кастрюле, жарить на сковороде? Что можно пить из чашки?». Этот момент игры детям очень близок и знаком. Они вспоминают и активно рассказывают впечатлительные моменты из семейной жизни.

Также общение с детьми происходит на занятиях по развитию речи. Первый приём общения – вопросы: предметные - «Кто это? Что это?», действенные - «Что делает? Во что одет? Что везёт? », качественные «Какой? Какая? Какого цвета, размера?» и т. д. Второй приём – договаривание слов в знакомых сказках, при заучивании стихов. Третий приём общения - в игре. Например, собирая куклу Машу на прогулку спрашиваю у детей: «Что она надела?» Или готовим Мишке-топтыжке обед и зовём его за стол, а я задаю вопрос: «Что Мишутке надо сделать перед обедом?». Четвёртый приём – поручения, требующие от ребёнка ответа. Например: «Я собрал игрушки! Я принесла книжку!»

Итак, общение с детьми происходит в течении всего дня. Я стараюсь поддерживать каждое инициативное обращение ребёнка к воспитателю, потребность и желание ребёнка говорить. На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения детей со сверстниками. Совместные игры всё больше и больше привлекают детей. Я учу их, как обратиться к другому ребёнку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, никого не обижать.

     К концу года дети моей группы становятся общительными, охотно идут на контакт со взрослыми детского сада и с другими детьми, они с удовольствием слушают мои рассказы, с удовольствием играют в предложенные игры, радуются встрече со мной, а я радуюсь каждой новой встрече с ними!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые самомассажи, как здоровье сберегающий фактор в работе с детьми». (из опыта работы)

С целью повышения интереса детей к выполнению,  использовала сюжетно-игровые формы организации, например, «не боимся мы мороза», «весёлые хозяюшки», «салон красоты»...

Пальчиковая гимнастика в работе с детьми (из опыта работы)

Пальчиковая гимнастика для детей – это пассивные или активные движения пальцами рук. Этот метод развития детей может быть представлен несколькими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и ...

Приоритетность каузального типа коррекции в работе учителя — логопеда с неговорящими детьми (из опыта работы)

За последние десятилетия специалисты, работающие в области коррекционной педагогики, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития детей. В коррекционной педагогике, в зависимости от цели и н...

Рисуем стихи с детьми (из опыта работы) Обучение детей с ОВЗ алгоритму работы со стихотворением с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ - РТВ

Основная идея работы – создание педагогического сопровождения усвоения детьми способов работы с рифмованным текстом. Основана на технологии ОТСМ – ТРИЗ – РТВ для решения задач дошкол...

«Использование комплекта лабораторного оборудования "Проростание" в работе с детьми» (из опыта работы)

Для  развития интереса детей  к труду, познавательной, исследовательской и творческой активности я использую в своей работе современные средства обучения.  Комплект лабораторного...

Организация речевого общения дошкольников (сообщение из опыта работы)

Развитие речи детей является одной из важнейших задач коррекционной работы. Недостатки речи у детей с ТНР  проявляются  в  бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвития ...