Организация речевого общения дошкольников (сообщение из опыта работы)
статья по логопедии (старшая группа)

Бодюл Татьяна Александровна

Развитие речи детей является одной из важнейших задач коррекционной работы. Недостатки речи у детей с ТНР  проявляются  в  бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвития связной речи. Важнейшее место  в общей картине недоразвития речи у детей с ТНР занимает несформированность речевого общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад присмотра и оздоровления №13 «Солнышко»

         Организация  речевого общения дошкольников

                        (сообщение из опыта работы)

                                                           Подготовил:

                                                           Учитель-логопед : Бодюл Т.А.

                                 г.Губкин

                                    2019

Развитие речи детей является одной из важнейших задач коррекционной работы. Недостатки речи у детей с ТНР  проявляются  в  бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвития связной речи. Важнейшее место  в общей картине недоразвития речи у детей с ТНР занимает несформированность речевого общения. Коммуникативная функция речи служит основой для становления других её функций.  В  своей  работе  для обеспечения мотивационно- потребностного плана на занятиях по развитию речи моделируются ситуации общения: ребёнок ставится в условия, которые побуждают его  что-то сказать, спросить, сообщить о чём-то, обращаясь к определённому лицу – взрослому или ребёнку. Каждое обращение имеет конкретную практическую цель (совместно выполнить какое-то действие; просто сообщить   что-либо  приятное другу).

Первое условие, которое соблюдается  на всех занятиях  по  развитию общения, - это наличие собеседника, кому непосредственно  направлена речь.  Второе условие – это обеспечение результативности речи т.е. того, чтобы  в  результате  обращения  просьбы  осуществлялось желаемое: начиналась игра, оказывалась нужная услуга и т.д.  Выполнение этих условий создаёт основу  для  активизации речи  каждого ребёнка. Дети используют  в  основном формы 1-го и 2-го лица единственного числа с личными местоимениями  я   и  ты. Специальное внимание уделяется тому, чтобы научить детей задавать вопросы.  На  начальных этапах используются действия с реальными предметами. Одновременно дети учатся правильно отвечать, строя фразы- сообщения. Для упражнения детей в построении вопросов и ответов применяются такие игровые приёмы, как имитация действий с вооброжаемыми предметами. Имитируя действия идёт обращение ко всей группе детей или к одному из них., предлагается отгадать, что именно он делает. Затем определённые действия имитирует кто-либо из детей (о чём  педагог с ним заранее договаривается), а остальные наблюдают и пытаются объяснить их смысл.

Для того, чтобы  речь детей строилась на интересном для них материале, вначале используются игрушки. Затем включаются картинки, отражающие детский  игровой, бытовой  и трудовой опыт. Все персонажи  называются именами детей, входящих в группу.  Среди своих товарищей на картинке ребёнок   находит также и себя(«Это я»). Он рассказывает о себе, о своих друзьях, говорит от своего имени  и от имени товарища, используя  при  этом личные местоимения  1-го, 2-го  и 3-го  лица  в сочетании  с  соответствующими формами глагола.

Для обучения детей диалогической речи  проводятся занятия  по  темам: «Наши занятия  в детском саду», «У кого картинка  про  меня?», «Что я делаю?» и т.д.  Большой эффект имеет комментированное рисование. Это новый вид работы. Сущнось его  в  следующем. На глазах у детей создаются контурные изображения, содержание которых отражает конкретные события, игры, занятия детей в детском саду, т.е. их собственный опыт. В ходе этого вида работы  дети обучаются различным  видам коммуникативных высказываний(вопросы, побуждения, сообщения); учатся узнавать себя  в рисунке  и рассказывать  о  себе,  добиваясь полного оформления фразы  и повторения её детьми   в трёх лицах  (я- ты- он). Применяя комментированное рисование проводятся занятия  на  темы: «Наша прогулка», «Мы играем в «магазин», «Праздник ёлки» и др.

Существенные изменения внесённые в построение занятий улучшило речевую активность детей они  стали более общительными.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Музыка, общение, движение, игра" (сообщение из опыта работы)

Обобщение опыта работы за 2010-11 уч. год по теме "Развитие коммуникативных способностей детей средствами музыкального воспитания"...

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Сообщение из опыта работы на тему: “Играя с детьми, совершенствуем навыки общения”.

Слово «играть» применительно к ребёнку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребёнок говорит: «Я хочу с тобой играть! Или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности...

Сообщение из опыта работы: «Воспитание культуры поведения и речевого общения в подготовительной к школе группе»

Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают  в наши дни. Взрослые часто стараются дать детям большой объем знаний, забывая о душе, чувствах. "Ничто не обходится нам так де...

«Центр природы в группе – эффективное средство развития экологических представлений у дошкольников» (сообщение из опыта работы)

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях....

«Развитие математических представлений у младших дошкольников.» Сообщение из опыта работы .

Особенности развития математических представлений у младших дошкольников....

Сообщение из опыта работы «Речевая деятельность старших дошкольников, как проявление субъектной позиции ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками».

Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой, ре...