Организация речевого общения дошкольников (сообщение из опыта работы)
статья по логопедии (старшая группа)
Развитие речи детей является одной из важнейших задач коррекционной работы. Недостатки речи у детей с ТНР проявляются в бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвития связной речи. Важнейшее место в общей картине недоразвития речи у детей с ТНР занимает несформированность речевого общения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад присмотра и оздоровления №13 «Солнышко»
Организация речевого общения дошкольников
(сообщение из опыта работы)
Подготовил:
Учитель-логопед : Бодюл Т.А.
г.Губкин
2019
Развитие речи детей является одной из важнейших задач коррекционной работы. Недостатки речи у детей с ТНР проявляются в бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвития связной речи. Важнейшее место в общей картине недоразвития речи у детей с ТНР занимает несформированность речевого общения. Коммуникативная функция речи служит основой для становления других её функций. В своей работе для обеспечения мотивационно- потребностного плана на занятиях по развитию речи моделируются ситуации общения: ребёнок ставится в условия, которые побуждают его что-то сказать, спросить, сообщить о чём-то, обращаясь к определённому лицу – взрослому или ребёнку. Каждое обращение имеет конкретную практическую цель (совместно выполнить какое-то действие; просто сообщить что-либо приятное другу).
Первое условие, которое соблюдается на всех занятиях по развитию общения, - это наличие собеседника, кому непосредственно направлена речь. Второе условие – это обеспечение результативности речи т.е. того, чтобы в результате обращения просьбы осуществлялось желаемое: начиналась игра, оказывалась нужная услуга и т.д. Выполнение этих условий создаёт основу для активизации речи каждого ребёнка. Дети используют в основном формы 1-го и 2-го лица единственного числа с личными местоимениями я и ты. Специальное внимание уделяется тому, чтобы научить детей задавать вопросы. На начальных этапах используются действия с реальными предметами. Одновременно дети учатся правильно отвечать, строя фразы- сообщения. Для упражнения детей в построении вопросов и ответов применяются такие игровые приёмы, как имитация действий с вооброжаемыми предметами. Имитируя действия идёт обращение ко всей группе детей или к одному из них., предлагается отгадать, что именно он делает. Затем определённые действия имитирует кто-либо из детей (о чём педагог с ним заранее договаривается), а остальные наблюдают и пытаются объяснить их смысл.
Для того, чтобы речь детей строилась на интересном для них материале, вначале используются игрушки. Затем включаются картинки, отражающие детский игровой, бытовой и трудовой опыт. Все персонажи называются именами детей, входящих в группу. Среди своих товарищей на картинке ребёнок находит также и себя(«Это я»). Он рассказывает о себе, о своих друзьях, говорит от своего имени и от имени товарища, используя при этом личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица в сочетании с соответствующими формами глагола.
Для обучения детей диалогической речи проводятся занятия по темам: «Наши занятия в детском саду», «У кого картинка про меня?», «Что я делаю?» и т.д. Большой эффект имеет комментированное рисование. Это новый вид работы. Сущнось его в следующем. На глазах у детей создаются контурные изображения, содержание которых отражает конкретные события, игры, занятия детей в детском саду, т.е. их собственный опыт. В ходе этого вида работы дети обучаются различным видам коммуникативных высказываний(вопросы, побуждения, сообщения); учатся узнавать себя в рисунке и рассказывать о себе, добиваясь полного оформления фразы и повторения её детьми в трёх лицах (я- ты- он). Применяя комментированное рисование проводятся занятия на темы: «Наша прогулка», «Мы играем в «магазин», «Праздник ёлки» и др.
Существенные изменения внесённые в построение занятий улучшило речевую активность детей они стали более общительными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Музыка, общение, движение, игра" (сообщение из опыта работы)
Обобщение опыта работы за 2010-11 уч. год по теме "Развитие коммуникативных способностей детей средствами музыкального воспитания"...
Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....
Сообщение из опыта работы на тему: “Играя с детьми, совершенствуем навыки общения”.
Слово «играть» применительно к ребёнку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребёнок говорит: «Я хочу с тобой играть! Или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности...

«Центр природы в группе – эффективное средство развития экологических представлений у дошкольников» (сообщение из опыта работы)
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях....
«Развитие математических представлений у младших дошкольников.» Сообщение из опыта работы .
Особенности развития математических представлений у младших дошкольников....

Сообщение из опыта работы «Речевая деятельность старших дошкольников, как проявление субъектной позиции ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками».
Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой, ре...
«Формирование основ безопасности как условие успешной социализации дошкольника» Сообщение из опыта работы
Сообщение из опыта работы...
