Сообщение из опыта работы на тему: “Играя с детьми, совершенствуем навыки общения”.
статья (старшая группа) на тему

Слово «играть» применительно к ребёнку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребёнок говорит: «Я хочу с тобой играть! Или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ № 99

«ДЕТСКИЙ САД  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ТОП-ТОП»

663300, Красноярский край, г. Норильск, ул. Хантайская, д.25, тел. (3919) 43-34-60

Сообщение

из опыта работы на тему:

“Играя с детьми, совершенствуем навыки общения”.

                                                                                                     Подготовила воспитатель  

                                                                                                     первой квалификационной категории                                                                                                    

                                                                              Балдина С.В.

                                                         

     

                                     

                                                                                                     

Норильск

“Играя с детьми, совершенствуем навыки общения”.

    Слово «играть» применительно к ребёнку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребёнок говорит: «Я хочу с тобой играть! Или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»

    Когда малыш появляется на свет, он учится общаться с взрослыми. Так, к 6-ти месяцам малыш овладевает практически всеми навыками общения, кроме речи.

    На рубеже 2-3-х лет у ребёнка появляется первая форма игры и постепенно, к 5-ти годам возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры.

    Примерно до 5-ти лет ребёнок играет в сюжетно-ролевые игры с кем-то из взрослых, но потом у него появляется желание играть со сверстниками, с теми, кто его понимает с полуслова. Для него становится необходимым общение с коллективом.

    Характер складывающихся в коллективе отношений, интеллектуально-морального климата коллектива, эффективность совместной деятельности и её влияние на личность обусловлены тем, насколько в коллективе развито межролевое и межличностное общение, каково его содержание.

    В старшей и подготовительной группах контакты детей со взрослыми теряют простоту и наивность, теперь они отражаются в доверительных мечтах, планах на будущее.

    У старших дошкольников особенно ярко проявляется притягательность отношений со сверстниками. Сверстник для старшего дошкольника выступает как партнёр по практическому взаимодействию и как равное существо, используемое для познаний и оценки по разнообразным качествам: деловым, личностным и чуть менее – познавательным. В подготовительной к школе группе дети всё чаще проявляют внимание и интерес к своим партнёрам по общению.

    Т.А.Маркова изучала вопрос об особенностях той стороны детских отношений, которые можно характеризовать как дружеские, имеющие гуманное содержание, необходимое как при избирательном общении одного ребёнка с другим, так и со всеми детьми группы. Показатели формирующихся гуманных, дружеских качеств является выражение их детьми по собственному побуждению, независимо от непосредственного воздействия воспитателя и его присутствия в группе.

    В исследовании Мустафиной установлено, что дошкольники значительно чаще оказывают помощь сверстникам в игровых отношениях, чем в реальных партнёрских по поводу игры. Было выявлено, что дети, характеризующиеся высоким уровнем развития игровой деятельности, чаще выполняют моральную норму взаимопомощи по отношению как и к привлекательному, так и к непривлекательному сверстнику.

    Также было выяснено, что специальная организация сюжетно-ролевой игры детей оказала положительное влияние на процесс присвоения ими доброжелательных взаимоотношений и взаимопомощи.

    Рекомендуется использовать следующие приёмы организации игровых отношений:

    - последовательная смена ролевых позиций ребёнка в игре (смена ролей);

    - создание игрового сотрудничества между партнёрами (переход от игры «рядом» к игре «вместе» с акцентированием игрового взаимодействия персонажей);

    - создание средствами игры повышенной напряжённости ролевых отношений с целью усиления эмоционального компонента восприятия детьми проигрываемого сюжета.

    Приёмы организации реальных (партнёрских) доброжелательных отношений:

    - совместное обсуждение сюжета и содержания игры с целью обеспечения её совместного планирования;

    - обсуждение начального замысла игры и распределение ролей (т.о., чтобы каждый ребёнок мог поочерёдно побывать во всех ролях – как основных, так и второстепенных);

    - знакомство с игровым материалом и распределение игрушек;

    - совместная подготовка игровой площадки и оформление игрового пространства.

    Таким образом, сюжетно-ролевая игра, будучи основой и источником различных творческих актов, развивает продуктивное воображение детей, формирует доброжелательные отношения.

    В методическом пособии Максимовой «Учим общаться детей 6 - 10 лет» представлен банк сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных умений.

    В пособии В.А.Недоспасовой «Растём, играя» подобраны игры, направленные на саморегуляци, на преодолении агрессии и страха, на сплочение детей.

                                             

Литература:

  1.  С.С.Бычкова «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников», - М., 2003г.
  2. Т.Н.Доронова и др. «Игра в дошкольном возрасте», - М., 2002г.
  3. А.В.Каличенко и др. «развитие игровой деятельности дошкольников», - М., 2004г.
  4. А.А.Максимова «Учим общаться детей 6 – 10 лет», - М., 2005г.
  5. В.А.Недоспасова «Растём играя», - М., Просвещение, 2003г.
  6. О.А.Скоролупова «Играем?... Играем!!!», - М., 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Сообщение из опыта работы на тему:"Развитие коммуникативных умений и навыков ансамблевого исполнения при игре на шумовых инструментах"

В данном материале говорится об одном из видов исполнительской деятельности - игра на инструментах, с  опорой на прогамму Т.Э.Тютюнниковой "Элементарное музицирование с дошкольниками". Эту програ...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СООБЩЕНИЕИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ФОРМИРОВАНИЕ КГН У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие и усвоение навыков полного звукового анализа в играх и упражнениях»

Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие и усвоение навыков полного звукового анализа в играх и упражнениях»...

Сообщение из опыта работы по теме: «Игры и творческие задания, направленные на развитие познавательных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

Цель: создание условий для формирования познавательно-речевой активности детей.   Задачи: развивать речь детей и все ее компоненты, активизировать  словарный запас, речевое  творче...

Сообщение из опыта работы на тему: "Создание условий для налаживания эмоционально – практического общения с взрослыми и сверстниками через организацию речевой деятельности»

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на...