«Использование комплекта лабораторного оборудования "Проростание" в работе с детьми» (из опыта работы)
статья на тему

Герасина Татьяна Юрьевна

  Для  развития интереса детей  к труду, познавательной, исследовательской и творческой активности я использую в своей работе современные средства обучения.  Комплект лабораторного оборудования «Прорастание» позволяет организовать экспериментальную деятельность детей, в ходе которой они наблюдают процесс выращивания растений и исследуют влияние на него света, тепла, воздуха и воды. Кроме того, оборудование предоставляет возможность изучать процессы жизнедеятельности мелких животных – движение, дыхание, питание и поведение.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_prorostanie.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

   Приоритетным направлением моей работы является экологическое воспитание дошкольников. Цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к окружающей природе, к себе и людям как части природы. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Оно  предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, и т.д. Таким образом, экологическое воспитание дошкольников тесно взаимосвязано с трудовым воспитанием. Наблюдение и труд в природе развивают наблюдательность детей,  воспитывают бережное отношение ко всему живому, любовь к родной природе, дают возможность создавать прекрасное в детском саду из природного материала.

  Для  развития интереса детей  к труду, познавательной, исследовательской и творческой активности я использую в своей работе современные средства обучения.  Комплект лабораторного оборудования «Прорастание» позволяет организовать экспериментальную деятельность детей, в ходе которой они наблюдают процесс выращивания растений и исследуют влияние на него света, тепла, воздуха и воды. Кроме того, оборудование предоставляет возможность изучать процессы жизнедеятельности мелких животных – движение, дыхание, питание и поведение.  Этот комплект лабораторного оборудования разработали специалисты Института новых технологий  (Москва).

Этот комплект я использую во всех возрастных группах, с увеличением возраста детей усложняются задачи. Комплект рассчитан на 12 рабочих групп, поэтому деятельность организую как индивидуальную, подгрупповую так и фронтальную.

В его состав входят:

 

В комплекте (для 12 рабочих групп):

  • Светонепроницаемый контейнер
  • Универсальный контейнер с крышкой
  • Лоток для замачивания семян
  • Вкладка контейнера
  • Хлопковая вата для выращивания растений
  • Крышка ячейки универсального контейнера
  • Пластинка из адсорбирующего картона
  • Пипетка
  • Опорная палочка
  • Соединительный кубик для опорных палочек

Основные темы исследований

- Прорастание семян

- Рост корней и стеблей растений в различных условиях
- Влияние окружающей среды на поведение растений
- Фототропизм (Фототропизмом называется способность движения растений в зависимости от направления лучей света. Положительным фототропизмом обладают стебли, а корни и усики – отрицательным. Листья располагаются обычно перпендикулярно к падающим лучам. Фототропизм имеет огромное значение в жизни растений, так как благодаря ему стебли и листья оказываются в положении наиболее выгодного освещения)

-Геотропизм ростков и корней (способность различных органов растения располагаться и расти в определённом направлении по отношению к центру земного шара. Если органы, как например, корень, растут по направлению действия силы земного притяжения, то есть к центру Земли, то говорят, что у них положительный геотропизм; геотропизм же органов, растущих в обратном направлении, например, стебля, называют отрицательным.)


- Поведение животных во время кормления

1) Используя лотки для замачивания семян, можно поставить простые эксперименты по проращиванию различных семян при разных внешних условиях. Для этого в лоток нужно уложить вату и смочить её водой с помощью пипетки. Поверх ваты распределить семена. Вата должна быть влажной в течении всего эксперимента. Лотки можно держать на свету или в темноте, на холоде или в тепле и при этом фиксировать различное протекание процесса прорастания. Можно усложнить эксперимент: заменив воду на смеси воды и соли, воды и сахара, воды и растительного масла. После прорастания, отсортировать хорошо проросшие семена и посадить их в подготовленные контейнеры с грунтом.

  • 2) крышки ячеек – на период прорастания семян можно закрыть крышками, для создания парникового эффекта. Эти крышки очень лёгкие, и ростки смогут их без труда сбросить.
  • 3)Светонепроницаемый контейнер для проращивания семян в темноте-  необходимо снять крышку с контейнера, насыпать туда грунт и положить семя, увлажнить грунт, закрыть крышку и поставить его в тёплое место. При этом солнечные лучи должны проникать внутрь контейнера через отверстие в боковой стенке. Контейнер может быть установлен либо вертикально, либо горизонтально.  В течении эксперимента снимаем крышку, увлажняем почву и наблюдаем за результатом.
  • 4)Универсальный контейнер-  во вкладках для выращивания растений можно наблюдать впитывание семенами воды, их набухание и прорастание, рост и развитие различных частей растений и их реакцию на разнообразные факторы окружающей среды. При проведении эксперимента дети обнаруживают, что корни растений прорастают через прорези в дне и растут вниз, а стебли и листья растут вверх.  При достаточно ярком свете листья и стебли поворачиваются к свету, а корни отворачиваются от света.

- Универсальный контейнер с воздухопроницаемой крышкой прекрасно подходит для использования в качестве аквариума или террариума для непродолжительного содержания небольших животных (мелких рыбок, жуков и червей) и наблюдения за ними.

Наблюдая за этими животными, дети знакомятся с особенностями их движений, дыхания, питания и поведения и ухода за ними.

Во время прогулки дети нашли улиток и решили за ними понаблюдать. Положив в - универсальный контейнер немного листьев салата, поместили несколько улиток. На боковых стенках контейнера были видны нижние части улиток и оставляемые ими следы.

- Универсальный контейнер с воздухопроницаемой крышкой прекрасно подходит для наблюдения за деятельностью дождевых червей. Вместе с детьми наполняем контейнер до половины почвой и песком и кладём дождевых червей, закрываем крышкой. Каждый день дети давали червям свежие листья салата. Дети очень скоро увидят, что слои почвы и песка перемешены и разрыхлены работающими червями - это наглядно демонстрирует, какую пользу приносят дождевые черви. После наблюдений отнесли землю с червями на огород- пусть они продолжают свою работу, принося пользу.

5)Пресс для сушки растений- можно использовать в следующих целях:

  • Создание гербария;
  • Высушивание под прессом растений для последующего сравнения;
  • Определение различий в форме листьев;
  • Наблюдение за процессом постепенного изменения окраски листьев растений при высушивании.
  • А также для ручного труда.

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Для того, чтобы детям легче было воспринимать и понимать информацию я использовала новые, современные технологии. Наши опыты и эксперименты, наши наблюдения я перевела в сказочное, мультипликационное путешествие. Детям очень понравилось, они снова и снова готовы просматривать и закреплять полученные знания.