Нравственное воспитание детей
презентация к занятию (средняя группа) по теме

Особая роль отводится в воспитании личности привитие детям нравственных качеств

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

Тема: Эстетическое развитие ребенка в ДОУ

Подготовил воспитатель

 2 квалификационной категории

Щербакова  Г.В.

МКДОУ Новохоперский детский сад

Общеразвивающего вида №3

« Солнышко»

20012г.

1

Содержание:

Введение

1. Эстетическое воспитание: значение и основные задачи.

1.1. Принципы и особенности эстетического воспитания дошкольников.

1.2. Особенности эстетического восприятия действительности детьми дошкольного возраста.

1.3. Игровая деятельность, как форма эстетического воспитания детей.

1.4. Эстетическое восприятие действительности детьми старшего дошкольного возраста.

2. Игровые приемы, как один из способов формирования эстетического отношения к миру у старших дошкольников.

2.1. Игровой прием «Мои сокровища»

2.2. Игровой прием «Съемки передачи» («Красивое вокруг нас»)

2.3. Игровой прием «Я — волшебник»

Список использованной литературы

2

Введение

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности во времена Платона и Аристотеля. Термин «эстетика» происходит от греческого -воспринимаемый чувством. Философы - материалисты (Дидро, Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

Д.Б. Лихачев так определил, что такое эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в дошкольном и даже раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, природу, сами стремятся рисовать, лепить, танцевать, сочинять стихи.

В кратком словаре по эстетике: эстетическое воспитание - система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и в искусстве.

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

АКТУАЛЬНОСТЬ исследования вытекает из необходимости формирования нравственных чувств дошкольников к окружающему миру, поскольку данный

3

аспект дошкольного образования определяет будущее отношение ребенка ко многим явлениям в мире, учит формировать собственный вкус, развивать образное мышление, формирует необходимые предпосылки для развития творческих способностей детей, а также учит культуре общения со сверстниками, взрослыми и т.д.

ЦЕЛЬ - изучение особенностей, влияющих на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели нам нужно решить следующие ЗАДАЧИ:

  1. Рассмотреть принципы и особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
  2. Выявить особенности восприятия действительности детьми дошкольного возраста;
  3. Определить, в каких формах восприятие действительности детьми дошкольного возраста является наиболее эффективным;
  4. Рассмотреть конкретные игровые приемы, оказывающие влияние на формирование эстетического отношения к окружающему миру у детей СТАРШЕГО дошкольного возраста.

Потом нужно сказать, что в связи с выдвигаемыми задачами ОБЪЕКТОМ исследования выступают особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста, при этом ПРЕДМЕТОМ  исследования в данной квалификационной работе будут способы формирования эстетического отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

 

 

  1. 4



Принципы и особенности эстетического воспитания дошкольников.

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

5

Особенности эстетического восприятия действительности детьми дошкольного возраста.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.
Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.
Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.
Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.
Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на

6

такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

Игровая деятельность как форма эстетического воспитания детей

Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он еще неустойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.
Для сюжетно-ролевой творческой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определении темы, сюжета, но и творческого воображения в их осуществлении. «Пусть поезд, — писала Н. К. Крупская, — на котором они едут, построен из стульев, пусть дом построен из щепок. В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения».
Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. Другими словами, они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое. Нередко дошкольники изображают в игре то, чего нет в действительности. Например, играя в одну из любимейших игр — в космонавтов, они отправляются на Венеру, Марс и другие планеты. Искренность детей в игре находит самое яркое выражение. Недаром великий русский режиссер К. С. Станиславский говорил актерам, что они должны учиться искренности, правдивости в искусстве у играющих детей.
Так же как и в игре, творчество детей проявляется и в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения

7

его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных нроизведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.
Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.
Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности. Вот стихотворение трехлетней Наташи, сочиненное ею для своей подруги:
Настя, одевайся!
Светит солнышко с утра.
В детский сад идти пора.
Так, осваивая те или иные навыки художественной деятельности, ребенок использует их, внося свою, пусть маленькую лепту в украшение жизни семьи, детского сада, своих сверстников.
В развитии художественно-творческих способностей детей особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченности.
Есть в Ленинграде за Невской заставой детский сад № 29. Рисунки его воспитанников известны во многих странах мира: Индии, Японии, США, Польше, ГДР, Швеции и т. д., куда они отправлялись на международные

8

конкурсы детского творчества. Работы эти получили 17 золотых и множество серебряных медалей, десятки дипломов и ценных подарков.
В чем причина такого успеха? Это самый обычный детский сад, и дети здесь обыкновенные, только педагоги работают тут увлеченно, успешно развивают художественно-творческие способности малышей.
Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус — понятие широкое; он включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства, но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды.
В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства.
Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, К. И. Чуковского, слушая произведения П. И. Чайковского, Д. Б. Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.
Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так, в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.

9

Эстетическое восприятие действительности детьми старшего дошкольного возраста

Восприятие красоты действительности старшим дошкольником носит ярко выраженный действенный характер. ребенок стремится дотронуться, погладить, повернуть, даже подбросить привлекший внимание предмет. Восприятие ребенка — это эмоция-действие, то есть эстетическая эмоция оказывает не только отсроченное влияние на поведенческую установку, но и выражается в мимике, жесте, действии мгновенно.
Еще одной характерной чертой эстетического отношения старших дошкольников является высокая эмоциональность восприятия, восприимчивость к чувственны.м свойствам действительности (А. А. Адаскина). По мнению ряда исследователей (А. А. Мелик-Пашаев и 3. Н. Новлянская, А. А. Ада-скина, Н. Ф. Чубук), ребенок старшего дошкольного возраста — заведомо художник: «свежесть восприятия», «острота взгляда», «непредвзятость», «яркость впечатлений» — вот те присущие детской природе особенности, определяющие эстетическое отношение дошкольника в первую очередь как высокую эмоциональную отзывчивость на чувственные характеристики действительности.
Данные психологии позволяют установить, что наглядное, предметное, яркое, воспринимается ребенком прежде всего как прекрасное, вызывает у ребенка интерес, он испытывает радость и удовольствие при взаимодействии с
ним (Н. А. Ветлугина). Наиболее привлекательными современные дошкольники считают игрушки, объекты и явления природы. Представляется очевидным, что эстетическое удовольствие ребенок получает за счет подключения фантазии (легко увидеть в растении, в кукле одухотворенное существо, обладающее судьбой, настроением, особым характером). Отметим, что игрушка никогда не остается для ребенка просто вещью, близким предметом, она становится символом детских мечтаний и фантазий.
Эстетическая эмоция требует мгновенного выхода — как в действии (мы

10

говорили об этом выше), так и в суждении. С одной стороны, это обусловливает необходимость постоянной эмоциональной включенности взрослого, его готовности к контактам, с другой — объясняет появление в речи детей слов-меток, описывающих сиюминутные переживания, ощущения. Дети дошкольного возраста внимательны к внешним характеристикам предмета, явления, опора на них дает возможность создавать образы. Дошкольники склонны к тому, чтобы одушевлять тот или иной предмет, наделять его знакомыми чертами характера, поступками, приключениями. Примечательно то, что дети готовы фантазировать о многом: и о карандашах, и об опавших листьях, о распускающихся почках, об игрушках, предметах одежды.

Игровые приемы, как один из способов формирования  эстетического развития детей дошкольного возраста

Представленные особенности эстетического отношения старших дошкольников к миру позволили разработать и применить на практике приемы- привлечения внимания детей к красоте окружающей действительности и развития эстетического отношения к миру у детей 5—7 лет (разработка приемов, их апробация производились в процессе работы с детьми старших групп ДОУ № 61 Колпинского района Санкт-Петербурга).
Прежде чем перейти к описанию игровых приемов, необходимо сформулировать несколько правил, следование которым обеспечит радостный совместный поиск красивого, позволит увидеть и взрослому, и ребенку за привычными объектами действительности удивительное, прекрасное и доброе.
1. Поскольку обмен эстетическими оценками происходит в процессе общения, следует уделить внимание установлению или развитию дружеского контакта с воспитанниками, думается, что рождение суждений происходит в диалоге (напомним, что диалог возможен при условии равноправноти партнеров общения).

11

2. Важно снять барьер «Так не говорят, так нельзя...», радоваться пусть и «новому», но точно передающему отношение, эмоцию слову.
3. Лучше, если эмоциональная реакция взрослого будет опережающей: «Какие красивые цветы!»
4. Не нужно бояться задействовать фантазию детей.
5. Необходимы активные действия ребенка с объектом окружающего мира. Самой природе детства свойственно проявление эмоции через действие, поэтому так важно предоставить ребенку возможность потрогать, погладить, даже побегать вокруг того или иного объекта. Если привлекшие внимание предмет, явление труднодосягаемы или же тактильное взаимодействие с объектом нежелательно (например, ребенка привлекла красота крыльев бабочки), всегда остается возможность обыграть ситуацию, используя стихи, песни, подражая движениям.

Игровой прием « Мои сокровища»
Цель — помочь детям старшего дошкольного возраста увидеть и оценить красоту окружающего мира.
Воспитатель предлагает детям начать «коллекционировать красоту» — различные предметы, являющиеся, по мнению детей, красивыми,
Для этого заготавливаются небольшие яркие коробки по числу детей (оформить их, превратив в «сказочные сундучки», можно вместе с детьми). Начать коллекционирование можно вместе. Воспитатель предлагает ребятам различные предметы: ленточки, перышки, кусочки бархатной бумаги, необычные камешки, открытки и т.д.
Назначить время, в которое будет происходить просматривание коллекций, нужно вместе с детьми (2—3 разг в неделю). Обсуждать появляющиеся «сокровища» можно группой 5—6 человек или с каждым ребенком отдельно. Узнав о направленности эстетического отношения ребенка, воспитата"ъ может помогать обогащать коллекцию.
При обсуждении коллекции важнс спросить у ребенка, почему он считает тот

12

или иной предмет красивым почему он ему нравится.
Данный прием является очень интересным для ребят: в самой субкультуре детства существуют игры в «тайники», в которых прячутся интересные привлекательные для ребенка вещи.

Игровой прием « Съемка передачи»( « Красивое вокруг нас»)

Цель — помочь детям старшего дошкольного возраста увидеть и оценить красоту окружающего мира.
Реализация данного приема возможна в свободное время (вторая половина дня) с небольшой группой детей.
Предварительная работа: беседа с детьми на тему «Телевидение». В ходе беседы взрослый, обращаясь к опыту просмотра телепередач каждого ребенка, демонстрирует фрагмент^ передачи «Новости», рассказывает с профессиях диктора, репортера, оператора. Ребятам предлагается устроить свою студию «Новостей», снимать передачу «Красивое вокруг нас». Важно, чтобы был достигнут результат работы (получившаяся передача). Если детя>/ понравится участвовать в съемках, возможно создание нескольких «выпусков» а значит, каждый сможет попробовать себя в желанной роли.
Материалы: камера (фотоаппарат с встроенной камерой), компьютера для обработки видеофайлов (программа Windows Movie Maker), небольшое пространство, которое можно совместно с детьми оформить как телевизионную студию (стол, стульчики, «логотип» передачи — рисунок или аппл/-кация, созданные ребятами и размещенные на стене), несколько игрушечных микрофонов, значки — определители «профессии» участника съемки:
Ведущий «Новостей»,
Оператор,
Репортер,
Гость передачи.
День первый — подготовка студии. Воспитатель собирает ребят, желающих

13

участвовать в игре, и вместе с ними оформляет «студию»: придумывают символ передачи, изображают его на листе ватмана и помещают на стене; расставляют мебель: стол и два стула для ведущих.
Затем взрослый и дети распределяют роли (важно заранее оговорить возможность выполнения нескольких ролей). Воспитатель выполняет роль оператора: ему предстоит работать с техникой — снимать передачу. Договариваясь о распределении ролей ведущих (2 человека), репортеров (5—6 играющих) и гостей, следует раздать значки и отметить, что:
ведущие приветствуют зрителей (взрослый подсказывает фразы: «Добрый день! В эфире передача "Красивое вокруг нас"»);
репортеры находят красивые объекты в группе или на участке детского сада, берут интервью у гостей (им понадобятся игрушечные микрофоны); фраза для репортеров: «Здравствуйте, я веду репортаж из...»;
гости, которые будут давать интервью, должны будут подготовиться заранее.
Поскольку этап подготовки к игре довольно продолжителен, «съемку передачи» начинают на следующий день. Задание для всех ребят (особенно для будущих гостей передачи): по пути домой, а наутро — по пути в детский сад постараться заметить что-либо красивое и запомнить.
Взрослый и ребята прощаются, значки дети могут забрать домой — рассказать об игре родителям, обдумать свои роли.
День второй — съемки. В свободное время воспитатель напоминает о том, что сегодня состоятся съемки передачи. Участвующие в игре собираются у «студии».
Первыми в «съемках» участвуют ведущие «Новостей» — ребята усаживаются за стол и начинают «эфир». Взрослый подсказывает нужные слова, но не ограничивает и самостоятельные высказывания детей: «Здравствуйте. В эфире передача "Красивое вокруг нас". В студии... (ведущие называют свои имена). Сегодня мы расскажем о том, что вокруг много красивого. Что же это?»
Далее в съемках участвуют репортеры (каждый снимается отдельно) — ребята

14

берут интервью у гостей передачи: «Здравствуйте. Как вас зовут? Скажите, вы видели что-нибудь красивое за последнее время? Расскажите поподробнее. Спасибо. Интервью брал...»
По желанию ребят можно устроить экскурсию по группе, сопровождающуюся рассказом о красивых предметах.
«Съемки» завершаются на «студии» с участием ведущих. Их задача — попрощаться со зрителями, по желанию — высказать свое мнение об увиденном.
День третий — просмотр передачи Взрослый подготавливает отснятый материал, стараясь оформить его по аналогии с передачей «Новости» и включить в передачу все выступления ребят.
Просмотр передачи следует осуществлять вместе со всеми ребятами, похвалить их за хорошую работу. Дети будут рады увидеть себя и своих товарищей на экране.

По окончании просмотра воспитатель обсуждает с ребятами созданный проект: что им понравилось, что нет, понравилось ли выполнять выбранные роли, что было бы лучше изменить, есть ли желание сделать второй выпуск передачи.
Скорее всего, ребята с энтузиазмом согласятся на повторные съемки. Следует перераспределить игровые роли, а также разнести первый и второй опыты съемки передачи во времени: помимо того что данный прием является интересным и содержательным наполнением досуга ребята в детском саду, он также может выступать в роли диагностики направленности эстетического отношения к действительности старших дошкольников, развития их эстетических суждений.

Игровой прием « Я волшебник»

Цель — способствовать становлению эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру, помочь увидеть за чувственным

15

обликом предметов и явлений действительности настроение, характер.
Особенностью данного приема является возможность совместного с ребятами фантазирования. Самое подходящее время — это конец дня, когда нет занятий. Воспитатель и ребята выбирают объект для игры. Лучше, если это недавно принесенный в среду группы предмет.
Рассмотрим ход проведения игрового приема на примере.
«Воздушный шарик»
Любой ребенок любит играть с воздушными шарами. Принесем в группу большой, хорошо надутый воздушный шарик, сядем вместе с ребятами в круг.
Воспитатель говорит: «Ребята, посмотрите, какой красивый воздушный шар. Давайте поиграем в волшебников, заставим заговорить шарик! Пусть он нам расскажет, какой он!»
Воспитателю предстоит «стать волшебником» первым — выглядывая из-за шара, меняя голос, педагог дает характеристику, «оживляющую» предмет: «Здравствуйте, я воздушный шар! Я добрый и веселый».
Затем шар передается от одного ребенка другому. Вот каким может оказаться большой воздушный шар: «приветливым», «боится щекотки», «любит, когда вокруг смеются», «мечтает найти друга», «мечтает увидеть облако близко-близко».
Отталкиваясь от придуманных детьми описаний, можно сочинить целую сказку с интересным сюжетом, счастливым и добрым концом.
Детские высказывания можно направлять с помощью вопросов:
Какое у шарика настроение?
Как его зовут?
Что он любит больше всего?
Что он не любит больше всего?
О чем он мечтает?
С кем он дружит?Нравится ли ему гулять на улице?

16

Он добрый или злой?
Где он живет?
Воспитатель может задавать и другие вопросы, ориентируясь только на то, насколько они могут способствовать «оживлению», наделению характером, настроением выбранного для игры предмета.

Если у ребят возникают затруднения при описании предмета (в данном случае воздушного шара), воспитатель может начать рассказывать сказку «Путешествие воздушного шарика» от лица будущего героя:

«Я воздушный шарик. Появился я в магазине. В магазине мне очень нравилось. Там было много игрушек, других разноцветных шариков. Только сначала я был ненадутый. Ма-а-аленький! Я лежал в коробке с другими шарами и боялся, что меня никто никогда не заметит. Но однажды продавец выбрал именно меня! В меня попал воздух. Это щекотно, должен я вам сказать! Ух и большой же я получился!.. Прыгучий! С блестящими боками!»
Воспитатель прерывает свой рассказ и просит ребят пофантазировать о том, что же случилось с шариком.
Размышления ребят можно направлять вопросами, ответы на которые составят целостный сюжет:
Кто купил шарик?
Подружился ли шарик со своим хозяином?
Что шарик увидел на улице?
Что он увидел дома у хозяина?
Что они делали?
Отличным окончанием работы с выбранным предметом может стать задание нарисовать продолжение сказки или приключения данного предмета, непосредственно игра с ним. Например, в приведенном случае можно отдать ребятам шар для совместной подвижной игры или заготовить разноцветные

17

шары по количеству детей (3—4 запасных). Поскольку игра (сочинение сказки) происходит в конце дня, довольные ребята заберут шарики с собой.
«Оживить» подобным образом можно любой предмет:
• маленькое домашнее растение в горшочке (ребята могут пофантазировать о том, как уютно живется растению, как складываются его взаимоотношения с соседом кактусом);
• пару детских варежек (можно придумать целую серию приключений сестричек-близнецов варежек);
• елочную игрушку (интересна судьба любой елочной игрушки: весь год просиживает она в вате, спит в темной коробке с другими игрушками, только раз в год достают ее на несколько дней, но что только не происходит за эти часы!).

Игровая ситуация «В чудной стране»
Цель — способствовать становлению эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру, помочь увидеть за чувственным обликом предметов и явлений действительности настроение, характер.
Ребятам предлагается прослушать стихотворение русской детской писательницы Ирины Петровны Токмаковой «В чудной стране»:
В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка,
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,

18

А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чудной стране...
Ты почему не веришь мне?
Писательница придумала жителей своей необыкновенной страны, опираясь на их внешние характеристики (у ботинка есть язычок — значит, он может лакать молочко). Воспитатель просит детей представить, будто они попали в страну, где все предметы живые. Как они будут себя вести? Какой у них будет характер?
Например, можно начать путешествие по «волшебной» стране с кухни: «У чайника есть носик (носик вздернутый, гордый). Он этим носиком сопит громко, когда сердится. А кто его сердит? Кастрюлька — ручки в бока упирает». Когда ребята устанут изобретать своих необычных героев, можно разложить на столе большой лист бумаги, предложить совместно нарисовать придуманную страну, придумать ей название, подписать рисунок и поместить на стену. Ребят еще долго будут радовать воспоминания о необычном время препровождении.

19

Литература.

  1. Аксарина Н.М. “Воспитание детей” М., изд-во “Медицина” 1992 г.
    2. Борев Ю. “Эстетика” М., изд-во политической лит-ры 1988 г.
    3. Запорожец И Д. “Воспитание эмоций и чувств у дошкольника” М 1985 г.
    4. Ковалев С.М. “ Воспитание и самовоспитание” М., Изд-во “Мысль” 1986 г.
    5. Крутецкий В.А. “ Психология ” М., Изд-во “Просвещение” 1980 г.
    6. Логинова В.И. “Дошкольная педагогика” М., изд-во “Просвещение” 1983 г.
    7. Обухова Л.Г. “Психология детства” М 1992 г.
    8. Чуковский К. “От двух до пяти” М, изд-во “Просвещение” 1977 г.
    9. Титаренко В.Я. “Семья и формирование личности” М., изд-во “Мысль” 1992 г.
    8. Ушинский К.Д. “Избранные педагогические сочинения” М 1974 г.

9.Эстетическое воспитание в детском саду под редакцией Ветлугина Н.А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций....

Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

"В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...