Терапевтические сказки в ДОУ
методическая разработка (средняя группа) по теме

Белая Ольга Анатольевна

 

     Работая над развитием речи посредством театрализованной деятельности, я познакомилась с терапевтическими сказками. Это такие сказочные истории,      которые помогают детям находить доступ к своим внутренним ресурсам.Основная мысль сказки представлена не в прямой назидательной, а в скрытой метафорической форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_terapevticheskih_skazok.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

      Искусство существовало с древних времён. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться мудростью, красотой и гармонией заложена в человеке самой Природой. Именно поэтому искусство не устаревает. Созданные сотни и тысячи лет назад произведения, сказки, картины, здания, волнуют нас и сегодня.

      Знакомя детей с различными видами искусства: театральным, поэтическим, искусством живописи, я учу детей воспринимать прекрасное и доброе, закладываю основы эстетического воспитания.

     Работая над развитием речи посредством театрализованной деятельности, я познакомилась с терапевтическими сказками. Это такие сказочные истории, которые помогают детям находить доступ к своим внутренним ресурсам.

     Основная мысль сказки представлена не в прямой назидательной, а в скрытой метафорической форме. Кроме того, уже в самой структуре метафоры заложено обращение к ресурсам, внутренним силам, возможностям дошколят.

    В терапевтической сказке выделяются следующие компоненты:

- метафорический конфликт или появление ситуации, в которой герою становится плохо из-за имеющейся у него проблемы (непохожести на других, наличия страхов…)

-  метафорический кризис – наступление невыносимой для героя ситуации.

- поиск и нахождение ресурсов внутри себя – открытие героем в себе новых возможностей, необходимых для решения кризиса.

- торжество и праздник – наступление ситуации успеха, признания со стороны окружающих.

      Из этой структуры видно, что герой сказочной истории не ждёт помощи, не просит её у окружающих. Он находит в себе новые возможности, действует и обязательно побеждает.

      Работая с дошколятами и видя проблемы, которые существуют у ребят (трудности в освоении навыков самообслуживания, неуверенность в себе, страх, трудности во взаимоотношениях и др.), я решила перевести терапевтические сказки на сценарии и вместе с детьми не просто слушать, а обыгрывать каждую сложную ситуацию и обсуждать её. Моя работа, дала свои плоды, у детей стал формироваться механизм самопомощи, т.е  стремление в трудной ситуации искать силы в себе, верить в успех, стремиться и обязательно добиваться цели. Все сказки разные, в каждую сказку вложен кусочек души людей, которые их сочиняли. Составляя сценарии, я поняла, что работать со сказками можно по-разному, не только слушать и обыгрывать их, но и зарисовывать понравившиеся эпизоды и полюбившихся героев. После прослушивания или просматривания сказок можно задавать детям вопросы направленные на осмысление сказки, высказывания своего отношения к поступкам героев. После того, как дети выполнят свои рисунки, они показывают их и объясняют сюжет.

Терапевтическая сказка «Мишка – грязнуля »  (С 4 до 5 лет)

Проблема – трудности в освоении навыков самообслуживания.

Цель воспитание культурно – гигиенических навыков.

Задачи: учить детей находить новые возможности, действовать и побеждать, развивать логическое мышление, память, речь, воспитывать аккуратность, желание следить за собой.

                                         Ход совместной образовательной деятельности:

Ведущий: В кукольном домике жил маленький медвежонок, который очень не любил мыться. Из-за этого другие жители домика часто смеялись над ним.

Игрушки (зайка, кукла Даша): – Ты грязнуля!  Ты поросёнок, а не медведь.

Ведущий: Однажды, когда все пошли купаться, Мишка спрятался за диван.

Мишка: Вода мокрая, а мыло лезет в глаза и в уши! Нет уж не пойду с ними, мне и так хорошо.

Вед.: Ворчал он, сидя в пыли. А, вечером когда все снова собрались вместе никто не захотел играть с Мишкой.

Зайка:  Ой, какой ты грязный. (отпрыгивает от него Зайка).

Кукла Даша:  Какой ты неряха, ты всех нас испачкаешь своими грязными лапами. Мишка- Мишка: Ну и не надо, я найду себе других друзей!

Вед.: С этими словами Мишка повернулся и пошёл в сторону леса. Но лесные зверюшки даже разговаривать с ним не стали и разбежались по своим норкам. Тогда Мишка пошёл на поле, где жил крот.

Мишка: Ты ведь роешься в земле, значит тебе всё равно, чистые у меня лапы или нет. Давай с тобой дружить.

Крот: (рассержено) Я работаю в земле, а не вожусь в грязи. А после работы я всегда умываюсь. Не нужен мне такой грязнуля как ты.

Вед.: Мишка приуныл и поплёлся дальше. Тем временем уже стемнело, и пошёл дождь. Медвежонок искал, где бы ему провести ночь. Но ведь он никому не нравился, поэтому его никто бы не пустил в норку или в домик. Мишка решил переночевать в канаве, накрывшись от дождя большим лопухом. Ему было мокро, холодно и одиноко. И со слезами на глазах, он уснул. Утром дождя уже не было и приветливо светило солнце. Мишка выбрался из канавы, где за ночь образовалась целая лужа. Когда он проходил мимо пруда, то заметил, как громко смеются над ним лягушки.

Мишка: Вот я вам сейчас покажу!

Вед.:  Пригрозил Мишка и побежал к воде. Но тут же испуганно отшатнулся. Из пруда на него смотрел кто-то страшный, весь облепленный грязью, со свалявшейся шерстью.

Лягушки:  Ква – ква, он такой грязный, что даже сам себя не узнал.

Мишка: Неужели это и правда я? Такой грязный, противный и страшный? Теперь я понимаю, почему со мной никто не хочет играть! Но если таким остаться, то скоро я превращусь в огромную кучу грязи и меня все будут обходить стороной.

Вед.:  И Мишка решил помыться.

Лягушки: На тебе мыло, а мы  обольем тебя водой.

Вед.: Мишка вымылся, вытерся большим мягким листом и пошёл обратно в кукольный домик.

Игрушки:  Смотрите, смотрите какой Мишка чистый и красивый. Иди скорее к нам играть1

Вед.: Все пожимали Мишке лапу, обнимали его, а красивая кукла Даша подарила ему свою любимую ленточку.

Кукла:  На , я тебе дарю свою любимую ленточку.

Вед.: Мишка пообещал своим друзьям, что теперь он всегда будет мыться.

Мишка: Я теперь никогда не буду ходить грязным.

Вед.: И они устроили праздник чистоты и веселились до самого вечера.

                                           

                                    ВОПРОСЫ:

-Ребята, почему с Мишкой никто не хотел дружить?

-Что Мишке ответил крот?

-Почему Мишка побежал к пруду и чего испугался?

- Почему Мишка решил помыться?

-Как встретили его игрушки и почему?

- Что вам больше всего понравилось в нашей сказке?

А теперь давайте нарисуем нашего чистого Мишутку.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Терапевтические сказки для будущих дошкольников

Поступления вашего ребенка в детский сад – очень важный для вас и вашего малыша этап. И он сопряжен с возможным появлением детских страхов (одиночества, общения, новых знакомств, отрыва от привычной ж...

КАК СОСТАВИТЬ ТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ ДЛЯ РЕБЕНКА?

КАК СОСТАВИТЬ ТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ ДЛЯ РЕБЕНКА?(Конструктор сказок)В мире существует огромное количество сказок. Однако, читая книгу за книгой вы, вероятно, уже заметили, что сюжеты некоторых из них...

Терапевтические сказки

Консультация для родителей...

арт-терапевтическая сказка

Тимошка и ТемнотаВ одном городе не очень большом, но и не очень маленьком, очень похожем на тот, где живёшь ты, жил-был мальчик. Звали его Тимофей, а родители и друзья называли его Тимошка. Был Тимошк...

Терапевтические сказки: Сказка о двух братьях и сильной воле.

Терапевтические сказки: Сказка о двух братьях и сильной воле...

Терапевтические сказки: Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться

Терапевтические сказки: Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться ...

Терапевтическая сказка "Сказка о глупенькой маме" Продолжение сказки о Зайчике, который обиделся на маму..

Сказкотерапия возникла в качестве направления психотерапии и зарекомендовала себя как очень эффективный метод....