Кружковая работа по театральной деятельности (старший дошкольный возраст)
методическая разработка на тему

Манжурина Наталья Викторовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наши любимые сказки Р ежиссёр спектаклей – музыкальный руководитель МБДОУ № 156 г. Владивостока Манжурина Наталья Викторовна В ролях – ребята театрального кружка «Непоседы»

Слайд 2

«Каша из топора», подготовительная группа

Слайд 3

«Друзья под грибом», старшая группа

Слайд 4

«Муха-цокотуха», средняя группа

Слайд 5

«Красная шапочка и её друзья», старшая группа

Слайд 6

«Лесная аптека», подготовительная группа

Слайд 7

«Репка», средняя группа

Слайд 8

« Заюшкина избушка», старшая группа

Слайд 9

«Доверчивый ёжик», старшая группа

Слайд 10

«Теремок», средняя группа

Слайд 11

«Сказка про внучку и собачку Жучку», средняя группа

Слайд 12

«Теремок на новый лад», средняя группа



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 156 г. Владивостока»

 

Музыкально-театральный кружок «Непоседы»

                                                                                                 Руководитель кружка  Манжурина Наталья Викторовна

 г. Владивосток

Пояснительная записка

      Театр – один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости и т.д. Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.                                                                                                                                                                      

      Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам оказывать позитивное влияние на детей.

      Игра в театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. Театрализованная деятельность помогает не только раскрыть творческие способности, но и развить их. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.

Средства выразительности,

используемые в разных возрастных группах:

  1. во второй младшей группе формирование у детей простейших образно-выразительных умений (имитация характерных движений сказочных животных);
  2. в средней группе обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме);
  3. в старшей группе совершенствование художественно-образных исполнительских умений;
  4. в подготовительной группе развитие творческой самостоятельности в передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий.

                                                               

Приёмы работы:

  1. выбор детьми роли по желанию;
  2. назначение на главные роли наиболее робких ребят;
  3. распределение ролей по карточкам;
  4. проигрывание ролей в парах.

Цель работы кружка:

      Развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

График работы кружка:

      Занятия по театрализованной деятельности проводятся один раз в неделю по 30 минут во второй половине дня.

Работа над спектаклем:

      Анализ произведения для постановки, распределение ролей, игровые упражнения, этюды, постановочная работа над целостным спектаклем. Привлечение детей, воспитателей, родителей к изготовлению костюмов и атрибутов.

      Большие спектакли ставятся два раза в год. Театрализованные игры (настольные, игры-драматизации, кукольные спектакли, пальчиковые театры и др.) вводятся в свободную деятельность детей, зрелищные развлечения, фрагментально в праздники и концерты.

Что должен знать ребёнок на занятиях кружка о театре?

      Театр – это особый волшебный мир. В нём всё необычно: вместо природы – декорации, нарисованные художником;

герои придуманы и сыграны артистами. Театр переносит нас в далёкое прошлое или будущее, в сказку. На сцене говорят животные и птицы.

      Артисты – главные волшебники театра. В оперном театре – поют, в балете – танцуют, в драматическом театре – разговаривают, в кукольном – куклы играют, а люди озвучивают их.

      Есть детские спектакли. В них ставят спектакли для детей. Над постановкой спектакля работают: режиссёры, композиторы, художники, постановщики танцев.

      В театре люди переговариваются негромко только в фойе, в буфете. Неприлично не только разговаривать, но и жевать, шуршать фантиком от конфеты и прочее. Перед началом спектакля необходимо познакомиться с его названием и содержанием (с программой).

Что должен уметь ребёнок на занятиях кружка?

  1. Передавать с помощью интонации, мимики и жестов характер и индивидуальные особенности персонажа данного произведения;
  2. Перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль;
  3. Чётко произносить предлагаемый текст для роли;
  4. Владеть куклой, игрушкой, и всеми доступными видами тетра (би-ба-бо, настольный, пальчиковый, варежковый, театр на фланелеграфе и другие);
  5. Участвовать в коллективных показах небольших театральных постановок.


Предварительный просмотр:

Программные задачи

Театральная игра

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размешаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в чётком произношение слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

Ритмопластика

Ритмопластика включает в себя комплексные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущений гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.

Культура и техника речи

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие ритмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать чёткое произношение согласных в конце слова. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять словарный запас ребёнка.

Основы театральной культуры

Обеспечить условия для обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства; основы актёрского мастерства. Культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхитительно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.п.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Предполагаемые умения и навыки детей

  1. Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.
  2. Запоминают заданные позы.
  3. Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
  4. Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шёпотом.
  5. Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
  6. Умеют выразительно прочитать заданный текст, правильно и чётко произнося слова с нужными интонациями.
  7. Умеют составлять предложения с заданными словами.
  8. Умеют сочинять этюды по сказкам.
  9. Умеют строить простейший диалог.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 156 г. Владивостока»

Перспективный план работы

музыкально-театрального кружка «Непоседы»

на 2011-2012 учебный год

Музыкальный руководитель Н. В. Манжурина

г. Владивосток

2011 г.

      Цель: развивать сценическое творчество детей средствами театрализованной деятельности. Учить современным танцам и песням. В совершенстве владеть пластикой движений тела, мимикой. Свободно и раскованно выступать на различных сценах.

      График работы:                  вторник

      Время занятий:                  15.30

      Длительность занятий:      30 минут

Сентябрь

      Отбор детей в кружок и проверка музыкально-театральных способностей (слух, вокальные данные, пластичность, артистичность).

Повторить знакомый репертуар:

  1. Песня «Манная каша» Абелян, а/к
  2. Танец на песню «Дождя не боимся» Минкова, а/к

Закрепить навыки выразительного исполнения.

        Познакомить детей со сказкой «Гости ходят в огород». Распределить роли по желанию детей. Учить пользоваться интонациями, строить диалоги. Развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность, характерную данному персонажу. Воспитывать выдержку, терпение.        

Октябрь

Продолжать разучивать сказку «Гости ходят в огород». Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию.

      Закрепить знания о театре, о видах театра (художественный, драматический, кукольный). Воспитывать устойчивый интерес к разным театральным жанрам. Показ иллюстраций, фотографий, афиш. Выслушать рассказы детей о посещении театра.

        Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Вспомнить вместе с детьми, какие профессии бывают в театре: актёр, режиссер, художник, композитор. Воспитывать желание узнавать новое.

Выступление детей со сказкой «Гости ходят в огород» на осенних праздниках.

Ноябрь

        Познакомить детей с сюжетом сказки «12 месяцев». Распределить роли по желанию детей. Разучить слова инсценировки, подобрать костюмы.

Активизировать познавательный интерес к театру. Театральный словарь: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублёр, актёр, зрители, билеты, афиша.      

Совершенствовать умение детей выразительно исполнять диалоги, двигаться в соответствии с характером персонажа.

Привлечь родителей к изготовлению костюмов, афиши.

Консультация для родителей «Кукольный театр – дошкольникам».

Декабрь

Продолжать работу над сказкой «12 месяцев». Учить детей произносить текст выразительно, с интонацией; передавать с помощью движений и голоса характерные особенности персонажей. Учить равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Развивать у детей находчивость, воображение, фантазию, воспитывать доброжелательность.

Выступление кружка на новогоднем утреннике.

Январь

 Закрепить ранее пройденный материал. Развивать творческую инициативу в музыкально-игровой и речевой деятельности.  Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты), воспитывать чувство уверенности в себе. Развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность.

Подготовить с детьми театрализованный праздник «Колядки». Разучить фольклорные песенки, потешки, игры.

Выступление кружка на развлечениях.

              Познакомить детей со сказкой «Мама для мамонтёнка». Учить пересказывать сюжет, запоминать развитие сюжета, последовательность действий. Разучить отдельные эпизоды. Начать отработку показа образов животных с помощью выразительных пластических движений. Развивать творчество, фантазию.

Февраль

Закреплять знания детьми текстов к сказке «Мама для мамонтёнка».

Распределить роли по желанию детей, подобрать соответствующие костюмы.

Развивать умение строить диалоги между героями, развивать связную речь детей. Расширять образный строй речи. Развивать чувство ритма, координацию движений, быстроту реакции, двигательную способность и пластическую выразительность.

Постановка танцев, разучивание песен, игр к сказке.

Работа над целостной постановкой спектакля с активным участием взрослых. Индивидуальная работа над отдельными сценами с элементами импровизации.

Ритмопластика. Танец на песню «Чучело-мяучело» муз. Чичкова.

Познакомить детей с танцем. Учить различать вступление, запев, припев, проигрыш. Разучить отдельные движения (плавные махи руками, выставление ноги на носок, кружение на носках, перестроение в круг и т.д.). Развивать чувство ритма, выразительность исполнения, точность и координацию движений.

        Консультация для родителей «Как играть в куклы»

Март

Закрепить знания детьми текстов, песен, танцев к сказке «Мама для мамонтёнка».

Выступление детей со сказкой «Мама для мамонтёнка» на утреннике 8 Марта.

Продолжать разучивать танец на песню «Чучело-мяучело».

Закрепить умение детей самостоятельно менять движения в соответствии с текстом песни, слышать и отмечать в движении музыкальные фразы, акценты. Выразительно выполнять движения. Двигаться легко и ритмично.

Выступление детей с танцем «Чучело-мяучело» на смотре-конкурсе «Весенняя капель».

Апрель

          Познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка».

Распределить роли по желанию детей. Разучить слова. Индивидуальная работа над отдельными сценами с элементами импровизации.

Учить детей произносить текст выразительно, с интонацией;

передавать с помощью движений и голоса характерные особенности персонажей. Донести основной смысл сказки: добро побеждает зло.

Разучить отдельные эпизоды.

Работать над целостной постановкой спектакля. Привлечь родителей к изготовлению костюмов и атрибутов.

Выступление детей на весеннем празднике.

Май

      Познакомить детей с танцем на песню «Маленькая страна» Николаева.

Учить различать вступление, запев, припев.

Разучить несколько элементов танца на данную песню: приставной шаг, кружение «лодочкой». Распределить детей на пары.

Закрепить умение детей самостоятельно менять движения в соответствии с текстом песни, слышать и отмечать в движении музыкальные фразы, акценты. Выразительно выполнять движения. Двигаться легко и ритмично.

Выступление детей на выпускном утреннике.

Консультация для родителей «Конусный театр – своими руками»



Предварительный просмотр:

Мониторинг детского развития в музыкально-театральном кружке «Непоседы»

Месяц: сентябрь/январь/май, 2011-2012 год

Руководитель кружка Н. В. Манжурина

Фамилия, имя ребёнка

Этюдный тренаж

Кукольные спектакли

Этюды с куклами

Игры-драматизации

Музыкально-ритмические движения

Итоговая уровневая оценка

1

Передельская Маша

2

Шадура Сева

3

Карманов Денис

4

Гайда Илья

5

Боц Лиза

6

Шушеначев Кирилл

7

Гончарук Аня

8

Сорокина Саша

9

Кочетова Вика

10

Капитонова Софья

11

Стовбун Даша

12

Толстогузов Паша

13

Абаринов Артём

14

Белоусов Миша

         - «отлично»

        - «хорошо»

        - «удовлетворительно»

        - «неудовлетворительно»

Оценка знаний, умений и навыков детей:

     «Отлично» – творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной и театральной деятельности).

     «Хорошо» – эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной и театральной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.

     «Удовлетворительно» – ребёнок малоэмоционален; ровно, спокойно относится к музыкальной и театральной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности.

     «Неудовлетворительно» – (редко встречаемая оценка) – негативное о ношение ребёнка к музыкальной и театральной деятельности, связанное, как правило, с отклонениями в его здоровье или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).

Условные обозначения:

                                                         - «отлично»;                                     - «удовлетворительно»;                                                  

                                                         - «хорошо»;                                      - «неудовлетворительно».

Театрально-игровая и музыкально-ритмическая деятельность детей

        Первая неделя посвящена основам драматического театра и музыкально-ритмическим движениям. Педагог даёт оценку дикции, жестам, мимике, движениям детей. Наблюдает и оценивает их участие в играх драматизациях.

        Вторая неделя отводится основам кукольного театра. Педагог оценивает умение детей управлять куклами различных систем, наблюдает, как дети исполняют роли в кукольном спектакле.

Этюдный тренаж. (Мастерство актёра).

  1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).
  2. Жесты (этюды на выразительность жеста, в том числе «Расскажи стихи руками»).
  3. Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера).
  4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

Кукольные спектакли.

  1. Желание участвовать в кукольном спектакле.
  2. Умение взаимодействовать с партнёром, используя кукол разных систем.
  3. Способность к созданию образа с помощью куклы определённой системы.

Этюды с куклами.

  1. Желание участвовать в игре-спектакле.
  2. Умение работать с партнёром.
  3. Умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения, кукол различных систем).

Игры-драматизации.

  1. Желание участвовать в играх-драматизациях.
  2. Умение общаться с партнёром.
  3. Способность к импровизации в создании образа.

Музыкально-ритмические движения.

  1. Умение двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами.
  2. Способность самостоятельно начинать движения после вступления, активно участвовать в выполнении творческих заданий.
  3. Желание выразительно и ритмично исполнять танцы.



Предварительный просмотр:

Табель посещаемости музыкально-театрального кружка «Непоседы» на 2011-2012 год

Руководитель кружка Н. В. Манжурина

Фамилия, имя ребёнка

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

1

Передельская Маша

2

Шадура Сева

3

Карманов Денис

4

Гайда Илья

5

Боц Лиза

6

Шушеначев Кирилл

7

Гончарук Аня

8

Сорокина Саша

9

Кочетова Вика

10

Капитонова Соня

11

Стовбун Даша

12

Толстогузов Паша

13

Абаринов Артём

14

Белоусов Миша


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное образование "теория и практика" Использование ИКТ в развитии театральной деятельности старшего дошкольного возраста.

Описанный мною педагогический опыт заключается в создании условий для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности с использованием современных информационно-коммуникационных...

Календарный план кружковой работы по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.

«Шахматная игра – не просто праздноеразвлечение.  С ее помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни». Бенджамин Франклин...

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЫМКОВСКИМИ ИГРУШКАМИ

Выявление начального уровня сформированности представлений у детей о дымковском промысле . Организация работы по формированию представленийу детей старшего дошкольного возраста о дымков...

Кружковая работа по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

В данном материале содержится перспективные планы, картотеки и сценарии по театрализованной деятельности...

Рабочая программа кружковой работы по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте

Содержит паспорт программы и перспективное планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи и преодоление недостатков в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. Данная программа определяет содерж...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (старший дошкольный возраст)

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важ...


 

Комментарии

Осташова Ольга Владимировна

Наталья, молодец! С удовольствием посмотрела вашу презентацию, очень понравилась! Да и остальной материал, мне тоже понравился, с Вашего разрешения возьму себе на заметку. Спасибо!!!

Манжурина Наталья Викторовна

Спасибо, Ольга. Я новичок на этом сайте. Очень переживала, что и как будет. Поддержка коллег очень нужна. Успехов в работе!