Описание опыта работы воспитателя МБДОУ № 175 Неживой И.В.
материал по теме

Неживая Инна Владиславовна

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx216.02 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

воспитателя МБДОУ № 175

Неживой Инны Владиславовны

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Веками человек был потребителем по отношению к природе, жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от ее уничтожения, загрязнения, воспитывать в детях бережное отношение к ней. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как дети воспринимают природу очень эмоционально. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами, заставляет задуматься.Главная цель  экологического воспитания – формирование правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе как части природы.

Планирую и осуществляю воспитательно-образовательную деятельность по примерной основной образовательной программе дошкольного образования « От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, использую парциальные программы « Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, «Юный эколог» С.Н.Николаевой, программе ТОЭБЦу «По ступенькам природы». В составе творческой группы разработала перспективный план по экологическому воспитанию детей; критерии оценки знаний и умений дошкольников.

Мною определены следующие задачи:

  1. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей
  2. Формировать осознанное, гуманное отношение к природе, ее явлениям,объектам
  3. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы
  4. Совершенствовать умения и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы

Свою работу я веду по 3 направлениям:

  1. Живая природа (многообразие живых организмов, влияние различных факторов на их рост и развитие)
  2. Неживая природа (воздух, вода, почва и т.д.)
  3. Человек и природа (через занятия «Правила поведения в природе», «Растения под нашей защитой» в сознании детей формируется понимание того, что в окружающем миревсе взаимосвязано.

Для успешной реализации поставленных мною задач разработала:

  1. Конспекты познавательных занятий
  2. Разработан перспективный план наблюдений за объектами и явлениями природы
  3. Оформлен уголок экспериментирования (опыты, наблюдения, эксперименты, дети выращивают огород на подоконнике)
  4. Созданы альбомы экологических сказок, загадок, стихотворений о природе
  5. Разработан план работы с родителями по экологическому воспитанию

По данному направлению разработала и апробировала ряд занятий по экологии: «Путешествие в зимний лес», «Знатоки зимующих птиц», «Живая и неживая природа», «дождливые дни», «Чудесное лукошко», «К природе с добротой» и др.

В социальной сети работников образования http://nsportal.ru  создала свой персональный мини-сайт и блог, где разместила мастер-класс «Кормушки для птиц», фоторепортаж участия в форуме образования 2012 года  «Веселый огород», презентацию проекта «Зимующие птицы» и др.

В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, благодаря своей наглядности, красочности позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий, систематизации знаний.

Дети подмечают многое, способность наблюдать – очень важное преимущество детства. Осуществление наблюдений создает у детей прочный фундаментконкретных знаний о природе ближайшего окружения, развивает умение взаимодействия с ней. Для реализации этой цели разработала перспективный план наблюдений за объектами, явлениями природы. Циклы наблюдений в уголке природы, на участке детского сада проводятся на протяжении всего учебного года. В процессе наблюдений дети учатся любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает любознательность, бережное отношение к природе. В содержание наблюдений  за объектами природы включаю следующие моменты:

  1. Определение строения растений и животных
  2. Разнообразные проявления живых существ (способы функционирования, для животных – разные формы поведения)
  3. Выделение компонентов внешней среды и качественных характеристик

Общение с природой не столько интеллектуальная, сколько этическаяформа взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая правильное отношение к природе. Я считаю полезными и интересными экскурсии на природу в ближайшее окружение (Щегловская засека), где растет много разных пород деревьев.Свои впечатления от экскурсий дети выражают в своих рисунках. Так у нас в группе появилась «Книга природы», где дети отображают, что своих питомцев, явления и объекты природы.Все это повышает интерес к наблюдениям.

Чтобы помочь детям выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую художественную литературу: стихи, загадки, потешки, пословицы, рассказы (В .Бианки, Сладков) и др. После чтения с детьми провожу беседы, задаю вопросы и вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание. В детях проявляется  забота и любовь к друзьям меньшим.

Каждый год мы готовимся к выставке поделок из природного материала, который заготавливается с детьми заранее. Это различные веточки, семена, шишки и др.

 Одним из эффективных средств экологического воспитания являются игры. Игры использую с целью уточнения, закрепления, систематизации знаний. Дидактические игры использую не только в свободной деятельности, но и включаю в занятия, прогулки. Д/и: «Времена года», «Чудесный мешочек», «Где чей домик?», «Жители Земли» и другие.Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Словесные игры: «Съедобное-несъедобное», «Какой, какая, какое?» и другие. Эти игры развивают внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. С целью привития практических навыков экологического поведения  провожу и сюжетно-ролевые игры: «Отдыхаем в лесу», «Малыши в зоопарке», «Айболит лечит зверей».

В своей работе провожу опытно-исследовательскую деятельность. Поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Моя задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Их я провожу как на занятиях, так и в свободно деятельности. Дети с удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком водой, воздухом… Например по теме «Волшебница-вода» проводим опыты: «Снежинка на ладошке», «Круговорот воды», «Превращаем воду в лед». Такие опыты похожи на фокусы, а главное – дети все проделывают сами.

Познакомить детей с природой, воспитывать к ней любовь помогает в первую очередь уголок природы в группе, где содержатся комнатные растения. Под моим руководством дети систематически ухаживают за ними, наблюдают. Труд в природе имеет большое значение. У детей формируется заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. Свои наблюдения дети фиксирую в дневниках наблюдений:календарь погоды, дневник наблюдений за ростом и развитием растений. В разгар зимней подкормки используем календарь наблюдений за птицами.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Мною разработаны проекты:

  1. Дизайн-проект «Экоогород у бабушки Лукерьи»
  2. Проект «Зимующие птицы»

Обоснованием необходимости разработки проекта «Экоогород у бабушки Лукерьи» стали недостаточные знания детей о разнообразии семян, способах их посадки, недостаточно развиты трудовые навыки. Все это позволило мне сформировать цели и задачи проекта.

Цель проекта: формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях; учить ставить перед собой цель, добиваться результатов,сделать проект сотворчеством воспитателя, детей, родителей.

Задачи проекта: обогащать знания детей о жизни растений, условиях необходимых для роста и развития растений, формирование определенных навыков и умений с возможностью закрепления их на практике.

Срок реализации: 3 месяца

Обоснованием необходимости разработки проекта «Зимующие птицы» стал недостаточный интерес к жизни птиц, желаниеузнавать новые факты их жизни, желание оказатьим помощь.

Цель проекта: развитие познавательных  и творческих способностей детей, формирование самооценки своих поступков, привлечь родителей к изготовление кормушек.

Задачи проекта: расширить представления детей о жизни зимующих птиц, роли человека в их жизни, провести наблюдения за поведение и питанием птиц, организовать «Птичью столовую»

Срок реализации: 1 месяц

Работа по проектам – уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

В своей работу я учу каждого ребенка любить природу, беречь окружающий мир, а достижение этой цели невозможно без поддержки семьи. Родители привлекаются к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Участие каждой семьи не остается без внимания: взрослые и дети награждаются благодарственными письмами, призами. У нас с родителями одна цель – воспитать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.

Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию детей винтересной, занимательной помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть ее тайны, законы, воспитывает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Усть-Лабинский район Корпусовой Варвары Алексеевны

Из опыта работы воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Усть-Лабинский район Корпусовой Варвары Алексеевны  КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮТЕМА: "ЕЖИКИ"Ц...

Из опыта работы воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Усть-Лабинский район Палий Анны Ивановны

Конспект  интегрированной организованной образовательной деятельности (занятия)по социально-личностному направлению для детей младшего дошкольного возраста . Тема: «Помощь солнышку»....

«Страхи у дошкольников». Из опыта работы воспитателя МБДОУ №41 г.Усть-Лабинска Насильновой Елены Владимировны.

Наличие страхов у дошкольников само по себе не является, как правило, какой-либо патологией, обычно носит возрастной, переходящий характер, но в, то, же время сигнализирует об определённом неблагополу...

Описание опыта работы воспитателя.

Описание результатов профессиональной педагогической деятельности в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения Нигматулиной Зульфии Мударисовны, воспитателя муниципального б...

Описание опыта работы воспитателя

В данной статье описывается опыт моей работы в ДОУ...

Описание опыта работы воспитателя МКДОУ «Новоисетский детский сад» Терентьевой Любовь Викторовны за 2018 - 2021 г.г.

Описание опыта работы воспитателя МКДОУ «Новоисетский детский сад» Терентьевой Любовь Викторовны за  2018 - 2021 г.г....

Описание опыта работы воспитателя за 2018 - 2021 г.г.

Описание опыта работывоспитателя МКДОУ «Новоисетский детский сад»Терентьевой Любовь Викторовныза  2018 - 2021 г.г.высшая квалификационная категория...