Инновационно – экспериментальный проект: «Технологический подход к интегрированному воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии»
методическая разработка по теме

Наговицына Лариса Борисовна

 

Содержание проекта:

 

   Проект является частичным использованием имеющегося в образовании опыта (инновацией) интегративного детского сада.

 

Приоритетное направление проекта:

разработка и использование методов, форм, средств и технологий интегрированного воспитания и обучения дошкольников с нарушениями развития.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 88»

Инновационно – экспериментальный проект:

«Технологический подход к интегрированному воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии»

Каменск – Уральский

2007

Структура проекта:

1. Анализ противоречий и проблем развития образовательной практики.

2. Обоснование актуальности планируемой экспериментальной деятельности.

3. Цель и задачи  экспериментальной деятельности.

4. Концептуальные идеи преобразований и прогнозируемые пути их     реализации.

5.Ожидаемые результаты и критерии их достижения.

6.Прогноз возможных последствий инновационно-экспериментальной деятельности и план компенсирующих мероприятий.

7. Систематизированная модель инновационного эксперимента.

Содержание проекта:

   Проект является частичным использованием имеющегося в образовании опыта (инновацией) интегративного детского сада  / Департамент образования г. Москвы. Центральное окружное управление образования /.

Приоритетное направление проекта: 

разработка и использование методов, форм, средств и технологий интегрированного воспитания и обучения дошкольников с нарушениями развития.

Исполнители инновационного проекта:

1. Нерода М. В. – заведующий

2. Тебенева Т. Н. – заместитель заведующего по ВМР

3. Анисимова Ж.В. – педагог - психолог

4. Смелик Л.А. – учитель – дефектолог

5. Токарева Г. И. – учитель – дефектолог

6. Сенченкова Т. Н. – музыкальный руководитель

7. Симонова Г. П. – инструктор по физической культуре

8. Якименко В. И. – воспитатель группы для детей с нарушением интеллекта

9. Горелкина Е. И. – воспитатель группы для детей с задержкой психического развития

10. Дубровина Н. С. – воспитатель общеразвивающей группы

11. Погорелая Ю. И. -  воспитатель общеразвивающей группы

Сроки проведения инновационно-экспериментальной деятельности:

1. Анализ противоречий и проблем развития образовательной политики

         Поиск эффективных форм коррекционной помощи детям, имеющим отклонения в развитии, связан с проведением целенаправленной работы по интеграции их в детское сообщество.

        Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения – это мировой процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни множеством причин различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ общества и государства с определенным  уровнем экономического, культурного, правового развития.

        Интеграция – это закономерный этап развития системы специального образования, связанный в любой стране мира, в том числе и в России, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам,  признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.

        Интеграция – не новая для Российской Федерации проблема. Это связано, прежде всего, с тем, что процессы интеграции тормозятся. Именно поэтому, в настоящее время интеграция как процесс обучения детей с отклонениями в развитии находится в центре внимания. Это связано и с особой актуальностью проблемы, и с тем, что интегрированное обучение расширяется в России, но процесс идет стихийно.

2. Обоснование актуальности планируемой инновационно-экспериментальной деятельности

        Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику МДОУ «Центра развития ребенка – детского сада № 88» идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в здоровье совместно с нормально-развивающимися сверстниками. Однако, необходимо придать данному процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему отклонения, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции.

        Актуальность планируемой инновационно-экспериментальной деятельности обосновывается тем, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников. Дети  с недостатками развития, также как и нормально – развивающиеся их сверстники, должны иметь право быть принятыми в коллектив, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал.

3. Цель и задачи инновационно - экспериментальной деятельности

        Цель: 

Обеспечение благоприятных условий для интеграции (социализации, адаптации и коррекции) дошкольников с нарушениями развития в обычном социуме.

        Задачи:

* Выбрать наиболее эффективные и разработать новые модели организации работы по абилитации детей с нарушениями развития в интегративной среде дошкольного учреждения.

* Организация помощи семьям, имеющим детей с нарушениями развития, психолого-педагогической работы с родителями в процессе интеграции.

* Оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, влияющие на социальную активность дошкольников, накопление ими положительного опыта межличностного общения, толерантности.

        Субъекты исследования:

*дошкольники без выраженных особенностей;

* дети с выраженной патологией;

* дети с атипиями развития;

* родители

        Предмет исследования:

педагогические условия для интеграции дошкольников с нарушениями  развития  в обычном социуме.

        Гипотеза:

Если создать благоприятные условия для интеграции дошкольников с нарушениями развития,  то это обеспечит более раннюю социализацию их социализацию в окружающей среде, сформирует у детей социально-нравственный опыт.

        Методы исследования:

* наблюдения;

* мониторинговые процедуры;

* беседы, игры, развивающие эмоционально – чувственную сферу ребенка; словесно – коммуникативные игры;

* личностное общение педагога с ребенком;

* психологические тренинги, занятия;

* консультации,  анкетирование родителей;

* проведение совместных мероприятий: досугов, развлечений, праздников.

        Предполагаемые к применению технологии:

* технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки,  выравнивания);

* виктимологические технологии (олигофренопедагогика);

* технологии работы с отклоняющимися детьми (задержкой психического развития).

4. Концептуальные идеи преобразований и прогнозируемые пути их реализации

        Предлагаемая нами авторская Концепция интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии позволит расширить охват дошкольников квалифицированной коррекционно – педагогической помощью, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также повысить уровень морально – нравственной культуры в принятии человека с ограниченными возможностями здоровья. В МДОУ «Центре развития ребенка – детский саде № 88» имеются адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интеграции проблемных детей, в которых возможно эффективно осуществлять абилитацию с учетом уровня развития каждого ребенка, имеющего нарушение интеллекта, задержку психического развития, выбирая полезную и возможную для него «долю».

        Целесообразным будет являться реализация следующих моделей:

* частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии, не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы лишь на часть дня (например, на его вторую половину, по 1 – 2 человека);

* временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы  (дети с нарушением интеллекта, задержкой психического развития) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются не реже 2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера (например, на праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях и т.п.).

        Принципы построения воспитательно – образовательного процесса

* принцип личностного подхода (позиция педагогов основана на уважении к личности ребенка и его потребностям; их работа направлена на увеличение социальной активности воспитанников с учетом их желаний и предпочтений);

* принцип сопровождающей работы:  выработка индивидуальной стратегии и тактики, динамики сопровождения конкретного ребенка; системное взаимодействие профессионалов разных профилей: учителей – дефектологов. инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога – психолога;

* принцип социального творчества (психолого – педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка; игровая деятельность способствует дошкольникам успешно адаптироваться в сложном окружающем мире, максимально раскрыть свои возможности).

        Особенности  воспитательно- образовательной работы

При подборе средств и форм работы с детьми учитываются, с одной стороны, их коррекционно – терапевтическая направленность, и, с другой стороны, направленность занятий на постоянное творчество детей, пробуждение собственной активности.

         Предполагается широкое использование методов арттерапии:

* изотерапия (работа с глиной красками);

* музыкотерапия;

* игротерапия;

* тестопластика, а также других методик и педагогических технологий:

* Монтессори – педагогика;

* сенсорная интеграция;

* эмоционально – стимулирующая гимнастика;

* межличностное общение.

        Анализ имеющегося в МДОУ «Центре развития ребенка – детском саде» практического опыта показывает, что формула соотношения нормы и различной патологии детского развития в ходе экспериментальной деятельности может быть следующим:

* 50% - обычные дети (20 детей без выраженных особенностей развития);

* 25% - особые дети (10 детей с выраженной патологией. В нашем случае, это дети с умственной отсталостью, синдромом Дауна, аутизмом);

* 25% - 10 детей с атипиями развития ( в нашем случае, это дети с задержкой психического развития).

        Направления развития детей

* когнитивное (умственное) развитие;

* развитие начальных математических представлений;

* физическое развитие;

* музыкальные занятия;

* психолого- педагогическая работа;

* специально - структурированные комплексные занятия

5. Ожидаемые результаты и критерии их достижения

        Результатом планируемой инновационно-экспериментальной деятельности может стать:

* В системе начальных компетентностей дошкольников без выраженных особенностей развития предполагается постепенное овладевание ценностно- – ориентационной составляющей образованности: воспитанность у детей эмпатии  и толерантности к окружающим в условиях общения с необычными сверстниками.

* Овладение ребенком с отклонениями в развитии (в нашем случае, это дети с атипиями развития, то есть, имеющие задержку психического развития)  общеобразовательным стандартом в те же сроки (или близкие), что и нормально – развивающиеся дети. Интегрированное воспитание и обучение детей с задержкой психического развития позволит максимально рано влиться в обычный социум и эффективно поднять их психофизический уровень, который может соответствовать возрасту или быть близким к нему.

* В качестве целевого ориентира показателя результативности можно рассматривать качественные перемены в эмоционально – психическом статусе дошкольников (в нашем случае, это дети с выраженной патологией: умственной отсталостью, синдромом Дауна, аутизмом). Именно поэтому, усвоение навыков поведения, принятого в обществе, рассматривается нами, как главное условие, обеспечивающее этим детям возможность вписаться в окружающую среду.

        Исходя из Концепции нашего учреждения «Интегрированное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии», критериями прогнозируемого результата инновационно – экспериментальной деятельности становится набор ключевых компетентностей, обеспечивающих успешную адаптацию выпускников, определяющих их способность к решению доступных задач жизнедеятельности (Приложение

№ 1, стр. 3).

        Таким образом, технологический подход к интегрированному воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии, мы рассматриваем как средство обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций в коррекционно – образовательном процессе.

6. Прогноз возможных негативных последствий инновационно – экспериментальной деятельности и план компенсирующих мероприятий

        Возможные негативные последствия

Одним из условий предполагаемой инновационно – экспериментальной деятельности является информационное обеспечение. При анализе и систематизации зарубежного и российского опыта по интеграции детей с выраженной патологией и атипиями в развитии, педагоги учреждения продемонстрировали открытость и поддержку идеи равенства и защиты прав всех детей, независимо от наличия или отсутствия особенностей. Основные положения таких документов, как:

* Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;

* Конвенция ООН о правах ребенка;

* Декларация ЮНЕСКО в том или ином виде стали составной частью законодательств многих стран (Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы. М.: 2000).

        На современном этапе Российское законодательство не предусматривает должных мер по финансовой поддержке дошкольников с особыми образовательными потребностями, хотя интеграционные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции в начале 90-х годов. Именно поэтому, все предполагаемые участники проекта отметили, что самыми большими трудностями на пути к интеграции, которые могут негативно отразиться на результатах инновационно - экспериментальной деятельности останутся:

* Недостаток финансовых средств (качественная интеграция  - дорогостоящий процесс);

* Негативное отношение общества к идеи интеграции, включая родителей «обычных» детей (преобладание устаревших стереотипов);

* Неотработанность четкого механизма интеграции детей с выраженными отклонениями (например, с глубокими нарушениями интеллекта, синдромом Дауна и аутизмом)

        План компенсирующих мероприятий

        

Проблема возможного негативного последствия

Задачи, предполагаемые

к решению

Компенсирующие мероприятия

* Недостаток финансовых средств

* Привлечение внебюджетных средств


* Привлечение бюджетных средств

* Поиск спонсорской помощи


* Ходатайство в ОМС «Управление образования»

о финансовой поддержке

* Негативное отношение общества к идеи интеграции, включая родителей «обычных» детей

* Улучшить отношение общества к детям с особыми образовательными потребностями

* Организация и проведение интерактивных форм работы с родителями


*Вовлечение детей с особыми образовательными потребностями и «обычных» детей в игры и некоторые виды познавательной деятельности


* Использование СМИ (просветительская деятельность) о преимуществах интеграции

* Неотработанность четкого механизма интеграции детей с выраженными отклонениями

* Развить условия предполагаемой инновационно – экспериментальной деятельности:

а) информационное обеспечение




б) социально – психологический климат


в) уровень преобразовательных и проектировочных умений участников инновационного процесса


г) уровень организационно – деятельностных умений организаторов инновационного процесса






* расширить банк научно – методических материалов по теме проекта


* проведение тестов, опросов, анкетирование,



* разработка, апробация и внедрение психолого – педагогических проектов




* применение методов активного обучения педагогов и персонала в различных формах


* самоанализ, самооценка профессиональной компетентности

        7. Систематизированная модель инновационного эксперимента  

Этапы

Сроки

Содержание деятельности

Ответственные

1. Концептуально-проектный

*Разработка экспериментального учебного плана;

* Определение критериев, показателей, оценки,  измерителей этих показателей;

* Проблемно-резервный анализ предполагаемых к применению педагогических технологи;

* Планирование сетки занятий.

завуч





все предполагаемые

участники



завуч

2. Исходно – диагностический

(констатирующий эксперимент работы с детьми, родителями)

* Оценка развития и освоения детьми социального опыта;

* Разработка способов организации жизнедеятельности взросло-детского сообщества в условиях интеграции: перспективных планов, индивидуальных программ сопровождающей деятельности воспитанников.

все предполагаемые участники

3.Коррекционно-технологический

*Формирующий эксперимент (технологический процесс):

- развитие партнерства с родителями и обучение персонала

- организация досугов

- вовлечение детей с ограниченными образовательными потребностями и «обычных» детей в игры и некоторые виды познавательной деятельности

- проведение праздников для всех категорий и их семей








все предполагаемые участники

4. Прогностически-уточняющий

* Анализ результатов коррекционно-развивающей работы (промежуточная диагностика);

* Внесение корректив в воспитательно-образовательный процесс: изменение технологического подхода к отдельным воспитанникам и их семьям.

завуч,  педагоги

5. Деятельностно-технологический

*Реализация технологического подхода, как средства обобщения и систематизации опыта применяемых педагогических технологий в  

коррекционно-образовательном процессе.

все предполагаемые участники

6. Итогово - диагностический

* Заключительная оценка развития и освоения детьми социального опыта в процессе интеграции;

* Оценка отношения родителей «обычных» детей к идеи интеграции;

* Оценка эффективности деятельности педагогов сопровождения интегративных процессов.

завуч, педагоги

7. Заключительный

* Сбор и обработка аналитических материалов

все педагоги

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонения-ми в развитии и подготовка их к школе. Инновационный проект

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и подготовка их к школе ...

Контрольная работа по дисциплине: «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии»

План контрольной работыпо дисциплине«Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии»  Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости. П...

КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Теоретические и практические вопросы оказания помощи детям с отклонениями в умственном разви­тии в последние годы привлекают внимание специалистов различных областей знаний....

Реализация воспитания и обучения детей с задержкой психического развития в детском саду

Практика и опыт показывает, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии необходимо проводить специальное, коррекционное обучение и воспитание, учитывая их ...