Технология работы
материал по теме

Скрябина Ирина Георгиевна

Описание технологии работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_raboty.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                       Управление образованием администрации

                 Муниципального образования Тбилисский район

        

                                                                                                                                             

                       Иванова Ирина Георгиевна

                                  Педагог-психолог

                      МАДОУ ЦРР д/с №16 «Петушок»

           ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ

 Осуществляю профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения в учреждении.

 Приоритетными направлениями деятельности считаю диагностическую, психокоррекционную, консультативную, просветительскую и профилактическую, организационно-методическую.

       Для того, чтобы помочь воспитанникам, их родителям, лицам их заменяющим, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем, нужно выявить эти проблемы (для этого проводятся диагностические процедуры и консультации), найти оптимальные пути преодоления этих проблем (участвую в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся воспитанников;  индивидуальные и групповые занятия с воспитанниками, выдаю устные и письменные рекомендации по преодолению проблем воспитателям, родителям, лицам их заменяющим.

В целях профилактики проблем  воспитанников, педагогического коллектива, родителей, лиц их заменяющих выпускаю буклеты на различную тематику. Провожу индивидуальное консультирование родителей, лиц их заменяющих, педагогов по интересующим вопросам , консультирую педагогов и родителей, лиц их заменяющих по вопросам практического применения психологии в своей работе с воспитанниками и их семьями.

В целях мониторинга изменений, происходящих с воспитанниками, веду «Карты индивидуального развития» на детей старших групп.

     В работе с детьми использую здоровьесберегающие педагогические технологии: элементы сказкотерапии, игротерапии, технологии музыкального воздействия, психогимнастику, коммуникативные игры, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, релаксацию.

Для преодоления нарушения эмоционально-личностной сферы, сохранения психического здоровья, снятия психоэмоционального напряжения использую психогимнастику.

Цель психогимнастики: развитие и коррекция различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и личностной сферы).

  Задачи:

1.Обучение детей выразительным движениям;

2.Формирование у детей моральных представлений;

3.Коррекция поведения с помощью ролевых игр;

4.Снятие эмоционального напряжения.

На занятиях дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психологическое напряжение, дает возможность в саморасслаблении и самовыражении.

Структура комплекса психогимнастики:

1 фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных состояний, связанных с переживаниями телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств( гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений : мимикой, жестом, позой, походкой.

2фаза.Этюдыи игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой( жадность, доброта, честность и т.д.) их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетенции. При изображении эмоций внимание детей привлекается.

3фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

4фаза. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера. Специфика  организации занятий:

1. Каждое упражнение включает в деятельность фантазию (мысли, образы),

Чувства (эмоции), движения ребенка так, чтобы через механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады.

2. Все занятия строятся на сюжетно-ролевом содержании.

3.Все предметы и события воображаемые. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей.

В структуру занятия входят: разминка, эмоции, общение, поведение, завершение. Разминка состоит из игр и упражнений на внимание и подвижная игра. В сюжет каждого занятия обязательно включаю несколько упражнений на эмоциональный контакт. Проигрываю с воспитанниками психологические ситуации, ситуации из детских книг , мультфильмов, телепередач. Занятие заканчивается хоровым пением с элементами танца, хороводы, скандирование любимых веселых стихов с движениями.

Каждое занятие состоит из ряда этюдов. Этюды коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию. Используется концентрический метод: от простого- к сложному. В группе дошкольников – не более 6 человек. На занятиях каждый этюд выполняется несколько раз, чтобы в нем могли принять участие все дети группы.

Воспитанники, прошедшие цикл занятий по психогимнастике лучше адаптируются в коллективе сверстников. В процессе занятий у них формируется эмоциональная открытость, доброжелательность со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. У них вырабатываются положительные черты характера (честность, смелость, доброта), изживаются невротические проявления(страхи, различного рода опасения, неуверенность ). У них развиваются умения: ориентироваться в схеме собственного тела, изменять состояния мышц, копировать сложные движения, контролировать мимику и  пантомимику, определять место своего нахождения в знакомом пространстве, описывать свое состояние, создавать индивидуальный образ под заданную музыку, адекватно использовать язык жестов и мимики. 

                           

                                   

                                     Психологическое занятие

                                  Тема: «Давайте жить дружно!»

Цель: развивать способность видеть положительное в себе и других;

снизить проявление симптомов агрессивности, гиперактивности;

развивать способность к эмоционально-волевой регуляции;

развивать воображение;

снять мышечные зажимы, психоэмоциональное напряжение;

активизировать эмоциональное и моторное самовыражение.

Оборудование:  мягкая игрушка, мяч, краски, листы бумаги (по два на каждого ребенка), шапочки-снежинки, магнитофон, аудиозапись.

                                               Ход занятия:

Ритуал приветствия: В кабинете детей встречает психолог с котом Мохнушкой (мягкая игрушка). Дети здороваются с Мохнушкой.

- Ребята, какие ласковые слова вы можете сказать Мохнушке (дети называют ласковые слова и гладят кота).

- Спасибо, дети. Мохнушке было очень приятно. А вы хотите с ним поиграть? Попросите его. Дети просят: поиграй с нами, пожалуйста. Проводится игра «Щекотушки» (психолог хвостом мягкой игрушки щекочет детей).

- А сейчас наш котик хочет отдохнуть (Кладем игрушку на стол). А мы покажем ему какие игры знаем. (Психолог собирает детей в круг, напевая песенку из к/ф «Золушка»)

- «Встаньте дети, встаньте в круг,

  Встаньте в круг, встаньте в круг,

 Ты мой друг, и я твой друг,

  Самый верный друг»

- Ребята, вы говорили много хороших слов Мохнушке, как вы думаете, ему было приятно? («ДА»). Тогда сейчас,  передавая мяч по кругу, скажем добрые слова друг другу.

Игра «Добрые слова»

Добрые слова не лень

Повторять нам целый день.

Галя выглядит опрятно,

Разве это не приятно?

Сколько раз сегодня Настя

Друзьям сказала слово «здравствуй»?

А добряк наш Алексей

За все благодарил друзей.

Замечательный народ

В детсаду у нас живет!

(дети говорят друг другу комплименты)

- Ребята, как вы думаете, вам говорили  правду, когда передавали добрые слова?.......

Я уверена, что все это действительно про вас. И всем нам было приятно это услышать, поэтому давайте чаще говорить друг другу комплименты.

- А сейчас я бы хотела поиграть с вами в игру «Ласковые лапки»

- Посмотрите, у меня на столе лежат разные предметы: кусочек меха, кисточка, ватка, флакон, бусы, шарик. Я буду проводить по вашей руке разными предметами (показ), то есть по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке – отгадать  и назвать предмет».

- Молодцы, дети, хорошо отгадывали, чьи лапки вас касались. У Мохнушки тоже очень ласковые лапки. Кстати,  он приготовил вам сюрприз – разноцветные краски (психолог достает коробку с красками) и сейчас приглашает вас за столы (на столе лежат приготовленные листы бумаги).

Упражнение «Непослушные краски»

- Ой,  ребята, что-то в коробочке скребется, что там происходит (психолог смотрит в коробку и быстро ее закрывает). Ребята, там такие непослушные краски, выскакивают из баночек, я даже боюсь открывать коробку. Если они вдруг выпрыгнут к вам на листочек, то вы быстро ловите их, прикрыв вторым листком (показ), хорошо. (Психолог капает кляксы на листочки детей, дети прикрывают вторым листком, получается отпечаток кляксы)

- Посмотрите, какие интересные рисунки у нас получились, давайте постараемся понять, представить на кого или на что похожа ваша «клякса».

Моя клякса похожа на….. А ваши на что похожи, расскажите нам с Мохнушкой.

(дети рассказывают, педагог помогает)

- Спасибо ребята, очень интересно получилось. Давайте положим рисунки на стол, чтобы они высохли. Спасибо Мохнушке за такие интересные непослушные краски.

- А теперь, ребята, Мохнушка зовет нас на улицу (дети выходят на ковер).

- Кто мне подскажет, какое сейчас время года? Какие приметы зимы вы знаете? Правильно, зимой много снега. Давайте мы произнесем волшебные слова и превратимся в снежинки: «Кружись, кружись, кружись и в снежинку превратись» (психолог одевает шапочки «Снежинки»)

Игру «Снежные узоры» (звучит вальс к/ф «Мой ласковый, нежный зверь»)

- Представьте, что вы – летящие с неба снежинки. Раскиньте руки и  свободно передвигайтесь и кружитесь по комнате. Снежинки летают и сплетаются вместе  - по две снежинки в одном комочке, кружатся, взявшись за руки.

-  Подул ветерок и снежинки разлетелись по одной кто куда.

- А теперь снежинки опять встретились друг с другом  и сплелись по три снежинки, и опять кружатся вместе.

- Вновь подул легкий ветерок, снежинки летают медленно, плавно кружась.

- А теперь началась буря – снежинки летают стремительно, быстро, но стараются не сталкиваться друг с другом, чтобы не сломать свои лучики.

- Буря утихла, но собрала все снежинки в один большой сугроб, собираемся вместе, тесно прижимаясь друг к другу.

- Столько снега нападало пора опять в детишек превращаться: «Кружись, кружись, кружись и в ребенка превратись» (снять шапочки).

 Игра «Снеговик»

- Выпал снег, вышли ребята лепить снеговиков – легкими хлопками «лепим» на себе толстые ноги, руки, бока, шею. Голову, глаза, нос морковкой и улыбку.

-Вот он какой получился  (ставят ноги на ширину плеч, руки немного разводят в стороны, пальцы растопыривают и улыбаются).

-Солнышко пригрело, и снег начал таять – повисают руки, голова, спина, одновременно с ними медленно сгибаются колени.

-Растаял снеговик, осталась одна лужа – лежать на полу, все мышцы расслаблены.

(Звучит расслабляющая музыка, звуки природы)

- Скоро весна. Солнце согревает ваши руки, ваши ноги, ваше туловище. Вам стало тепло и приятно.

- Хорошо нам отдыхать,

 Но пора уже вставать,        

Потянулись, улыбнулись,

И опять к игре вернулись.(дети встают)

- Ребята сейчас у нас идет Масленая неделя, и я хочу предложить вам поиграть в новую игру «Блины».

Игра «Блины».

- Давайте печь блины – беремся за руки и встаем тесным кружком.

- Наливаем тесто – держась за руки, отходим назад максимально широко, (чтобы получился большой блин)

- Печем блин – держась за руки одновременно, слегка приседаем, при этом имитируют шипение блина звуком «ш-ш-ш».

- Мажем блин сметаной – расцепляем руки, и двигаем ими волнообразно вверх-вниз, кисти мягкие и пластичные.

- Скручиваем наш блин –делаем перед собой руками движение «моторчик».

- Раскрываем широко рот, вот так – раскидываем руки в стороны, и со звуком «а-а-ам»

сбегаемся к центру, соединяя ладошки с хлопком.

- Хотите еще блинчик спечь, с чем будет блинчик? (повторяем игру еще раз)

 Ритуал прощания

-Молодцы ребята. Мне сегодня очень понравилось с вами играть, было очень интересно. Мохнушка говорит, что вы дружные, веселые дети и большие фантазеры. До свидания ребята. Я вас люблю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы педагога-психолога Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №98 открытого акционерного общес

Технология работыпедагога-психолога Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №98 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»г. Тимашевска...

Планирование дополнительного образования старших дошкольников "Современные технологии работы с бумагой"

В рамках профессиональной деятельности воспитатель осуществляет также и дополнительное образование детей дошкольного возраста. Для детей старшего дошкольного возраста актуальной проблемой является раз...

Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения

Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...

Проект «Технология работы с авторским пособием «Игровое полотно» в коррекционной работе с детьми с ТНР»

Созданные игровые полотна содержат яркие иллюстрации, представляют собой карту путешествия различных загадочных мест. Их размер и вид зависит от того, где мы планируем их использовать: в музыкальном и...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Технология работы с опорными схемами, использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Технология работы с опорными схемами, использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)...

План работы по самообразованию, по теме: "Инновационные технологии работы с детьми аутистами"

Краткий план работы, о том, что и как необходимо работать учителю-логопеду с детьми аутистами.Цель, задачи сроки выполнения реализации....

Внедрение передовых методик и технологий работы со сказкой, способствующих развитию детей раннего возраста – из опыта работы с практическим применением

Внедрение передовых методик и технологий работы со сказкой, способствующих развитию детей раннего возраста – из опыта работы с практическим применением...