Формы и методы воспитательной работы, используемые в развитии творческих способностей.
методическая разработка по теме

Алхасова Татьяна Джеммовна

В статье автор постарался раскрыть формы воспитательной работы, направленные на раннее выявление и развитие творческих способностей. А также, попытался выявить методы, при помощи которых эти способности могут иметь развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alhasova_t.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Алхасова Т.Д.,

ДШИ, с.Святославка

      «ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Несмотря на то, что необходимость по-настоящему гуманистического воспитания определена «Законом об Образовании», его становление идет весьма болезненно. Практически каждое учебное заведение сегодня имеет собственную «концепцию гуманистического образования», где понятия «личность», «гуманистическое воспитание», «субъект воспитания» и т.д., понимаются по привычной схеме: только воздействуя на ученика можно сформировать из него «гуманную» личность. Поэтому в организации воспитательной работы возникает двойственность: новые средства и формы наполняются традиционным содержанием. Это приводит к возникновению парадоксов и противоречий, которые не продвигают воспитательную деятельность к гуманистическим ценностям, а возвращают её к традиции формирования « правильных» качеств личности. Происходит это из-за непонимания преподавателями различий между двумя основными подходами к воспитанию - формирующим и развивающим, различий между смыслами, заложенными в каждом из них. Однако, разновидность образованности, связанная с навыками поведения, во многих языках дополняется термином «культурный». Благодаря приобретению навыков поведения, человек становится культурно образованным, т.е. понимающим смысл своего существования и умеющим осмысленно (осознанно) реализовать его в своей жизни. Но процесс приобретения опыта такого воспитания направлен не на его осознание, а на его приучение к определенным действиям.

          Такой опыт воспитания с трудом можно отличить от опыта обучения. В нем также присутствуют знания и умения, которые надо передавать и формировать. Весьма схожи и средства, используемые как для обучения, так и для воспитания: изучение, объяснение, демонстрация, упражнение и т.д. Воспитание посредством научения- необходимый, но не единственный этап в младенческом возрасте как человечества , так и отдельного человека.

         Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов: цель воспитания; содержание и направленности воспитательных задач; возраст учащихся; уровень их воспитанности и личного социального опыта; особенности и традиции региона; технические и материальные возможности школы; уровень профессионализма преподавателя.

      Теоретически можно выявить пять условий развития творческих способностей. Итак, первое условие успешного развития творческих способностей — раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, т. е. с очень раннего, по современным представлениям, физического развития. Да и позже раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа с всякими инструментами и материалами тоже дают толчки развитию способностей, и самых разных.

Но когда именно начинать развитие самих творческих способностей? И как это делать?

      Второе - окружающая среда. Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят — со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется, ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент — произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены ЗАРАНЕЕ, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали его, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. Не по этой ли причине в семьях музыкантов, где ребенок с младенчества слышит музыку и очень рано пробует свои силы в этой области, дети, как правило, обладают высокоразвитыми музыкальными способностями? А в семьях художников — изобразительными способностями, математиков — математическими и т. д. А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит второе важное условие эффективного развития способностей.

        Третье условие - выше и выше. Это чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

       Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше. Это давно знают, например, шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или даже превосходящими их по силе соперниками.

    Четвертое -больше свободы. И здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать еще одно — четвертое — важное условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т. д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

            Пятое условие - умная помощь. Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых — вот немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь—в подсказку. Нельзя делать ЗА ребенка то, что он сам может сделать, думать ЗА него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка — распространенная форма «помощи» детям, но она только ВРЕДИТ делу! Мы не будем делать так.

          «Дедушка» космонавтики К.Э. Циолковский как-то сказал, что он сначала открывал истины известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, только потом он стал открывать истины, неизвестные никому. Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. И наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь.

           Методы воспитания иногда определяют как систему приемов и средств, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей, используемых для достижения цели. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному, Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, активности, прочности, индивидуального подхода.

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Игра - это вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными признаками творческих способностей.

1.Каждая игра представляет собой набор задач

2.Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности

3.Задачи имеют широкий диапазон трудностей

4.Постепенное возрастание трудности задач – способствует развитию творческих способностей.

    Для эффективности развития творческих способностей у детей нужно развивать способности с самого раннего детства. Творческие игры должны быть разнообразными по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Наряду с принципами используют и методы - практические, словесные и наглядные.

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно-исполнительские, творческие. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами. Моделирование - это процесс создания моделей и их использование.

     К наглядным методам относится наблюдение – это сбор информации путем непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях (рассматривание картин, рисунков, просмотр фильмов, слушание музыки).

   Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение.

    В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом. Ребенок в своем художественном развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного восприятия до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. При создании условий для свободного выбора занятий различными видами художественной деятельности (это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одаренности ребёнка посредством искусства) у детей воспитывается художественный вкус, чувство гармонии, формируется особая картина мира и складывается Я - концепция, в основе которой лежит творчество как ценность.

Подводя итог вышесказанному, сделаем вывод о том, что интеграция различных видов искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий обеспечивает оптимальные условия для развития творческой одаренности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Список литературы

Левин В.Н. «Воспитание творчества»,- Томск, Пеленг,- 1993,с.53;

Венгер Н.Ю. «Путь к развитию творчества»,- Дощкольное воспитание,-1982, №11 с. 32-38;

Педагогика ,- М.,Роспедагенство, 2010, с.123;

Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии,- М.,2009,с.41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Обзор современных методик и технологий, используемых для развития творческих способностей детей"

В данной статье раскрыт перечень современных техник и технологий, дано их краткое описание, которые может использовать педагог  в работе с детьми по развитию творческих способностей ....

Опыт работы: "Нетрадиционные методы изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира,  а живут в этом мире, входят в него, как ...

Консультация для педагогов "Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе"

Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива....

Формы и методы экологической работы используемые в ДОУ

Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспи...

Перспективный план работы на тему: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

Перспективный план работы на тему:Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности....

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования»

План работы по самообразованию«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования»...