Доклад на педсовете на тему "Воспитание сенсорной культуры ребенка"
статья (младшая группа) по теме
Опубликовано 12.01.2013 - 21:05 - Полякова Людмила Глебовна
Что такое сенсорное развитие
Сенсорное развитие ребенка - это развитие
его восприятия и формирование представлений
о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве, а
также запахе, вкусе и т.п.
Сенсорное развитие, с одной стороны,
составляет фундамент общего умственного
развития ребенка, с другой стороны, имеет
самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их
переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Сенсорные эталоны
Большое значение в сенсорном воспитанииимеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов
спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы -геометрические фигуры, величины -метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховое восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения),свои -во вкусовом, обонятельном восприятии.
Усвоение сенсорных эталонов - длительный исложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон
- это вовсе не значит научиться правильно
называть то или иное свойство (как иногда о,и считают не слишком искушенные педагоги).
Необходимо иметь четкие представления о
выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве
разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых«единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Сенсорное развитие ребенка после трех лет
Начиная с 3 лет основное место в сенсорном
воспитании детей занимает ознакомление их с _общепринятыми
сенсорными эталонами и способами их использования.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета - белый, серый, черный.
Вначале у детей формируют представления о хроматических цветах, белом и черном цвете, создают условия, способствующие усвоению
названий цветов. На первых пор целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом (в быту и взрослые обычно путают синий и голубой цвета и называют голубыми светлые оттенки синего).