Доклад на педсовете на тему "Воспитание сенсорной культуры ребенка"
статья (младшая группа) по теме

Полякова Людмила Глебовна

 

   Что такое сенсорное развитие
 

Сенсорное развитие ребенка - это развитие

его восприятия и формирование представлений

о внешних свойствах предметов: их форме,

цвете, величине, положении в пространстве, а

также запахе, вкусе и т.п.

        Сенсорное    развитие,    с    одной    стороны,

составляет    фундамент    общего    умственного

развития ребенка,  с  другой  стороны,  имеет

самостоятельное значение, так как полноценное   восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания -    запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их

переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

 
         Сенсорные эталоны
 

         Большое значение в сенсорном воспитанииимеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов

спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы -геометрические фигуры,        величины -метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховое восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения),свои -во вкусовом, обонятельном восприятии.

  Усвоение сенсорных эталонов - длительный исложный процесс, не ограничивающийся рамками   дошкольного   детства   и   имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон

-  это  вовсе  не  значит  научиться  правильно

называть то или иное свойство (как иногда о,и считают не слишком искушенные педагоги).

Необходимо   иметь   четкие   представления   о

выделения свойств самых различных   предметов   в   самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных  эталонов – это использование  их в качестве

разновидностях каждого свойства и, главное, уметь  пользоваться  такими  представлениями для анализа   и     выделения    свойств    самых«единиц    измерения»    при    оценке    свойств веществ.   

 
Сенсорное развитие ребенка после трех лет
   

     Начиная с 3 лет основное место в сенсорном       

воспитании детей занимает ознакомление их с _общепринятыми 

сенсорными   эталонами   и способами их использования.

Сенсорными эталонами в области восприятия   цвета   служат   так  называемые хроматические   («цветные») цвета спектра(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета - белый, серый, черный.

Вначале у детей формируют представления о хроматических цветах, белом и черном цвете, создают условия, способствующие усвоению

названий цветов. На первых пор целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом (в быту и взрослые обычно путают синий и голубой цвета и называют голубыми светлые оттенки синего).