«Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста через реализацию программы «Творческая мастерская ткачества»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Федотова Татьяна Геннадьевна

Эта работа представляет собой обобщение опыта работы по данной теме. Она содержит новизну, актуальность, цель, задачи, практические наработки , а так же теоретические предпосылки. представлена результативность опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx63.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста через реализацию программы «Творческая мастерская ткачества»

                                                          Выполнил:

                                                          Федотова Татьяна Геннадьевна

                                                          воспитатель

                                                          МАДОУ ДСКВ №1

Боровичи

2010

Актуальность        

   Сохранение культуры, создаваемой поколениями людей, играет большую роль в нравственном становлении личности. Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни требует активного и творческого труда.

            Народное искусство отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры

В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 г.г.» предметом приоритетного внимания является выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и достижения ими необходимого и достаточного уровня подготовки к школе. В качестве ключевого решения рассматривается введение «предшкольного» образования детей с 5 лет до 7 лет, в так называемый сензитивный период, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную  функцию подготовке детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеем большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах:

  1. в связи с развитием познавательных способностей;
  2. в связи с развитием речи;
  3. развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма

         «Мелкая моторика пальцев, развивающаяся   посредством кропотливого ручного труда вроде,   работы на ткацком станке,    напрямую влияет на работу мозга, - сказал кандидат биологических  наук, заместитель директора НИИ  инновационных технологий обучения Николай  Хвалько. - На кончиках пальцев расположены  миллионы рецепторов, через которые в мозг  поступают нервные сигналы. И чем тоньше  будет ручная работа, тем быстрее будут  проходить нервные импульсы, что как бы    тренирует мозг. Кроме того, именно последовательные занятия физическим и умственным трудом позволяют избежать нервных перегрузок, которые всегда влекут за собой снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, нервные срывы и нежелание учиться.

. Эти аспекты послужили основой для написания программы дополнительного образования «Творческая мастерская ткачества».   Уникальность данной программы заключается в том, что предполагается комплексный подход в ходе изучения ткачества. Во время освоения данного ремесла, воспитанник узнает историю народной культуры и основы рисунка и композиции, приобщается к обрядам и обычаям, обучается технологии ремесла, развивает нравственно-эстетическое мировоззрения, усваивает эколого-охранительные принципы отношения к природе, формирует гражданские качества, любовь к малой Родине.

   Программа способствует становлению творческой личности воспитанника посредством трудового, экологического, эстетического воспитания в процессе приобщения к русским народным ремеслам.

             На  одном из собраний родители группы старшего дошкольного возраста высказали свое мнение по поводу недостаточного развития мелкой моторики руки у их детей. Объективно это подтвердилось результатами диагностики. Средний балл выполнения движений составлял 2,3.

           Поэтому было принято решение развивать мелкую моторику рук детей старшего дошкольного возраста через реализацию программы дополнительного образования «Творческая мастерская ткачества»

Теоретические предпосылки.

Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом.

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно  о влиянии действий руками на развитие головного  мозга человека. Древние китайцы утверждали, что  упражнения с участием рук и пальцев  гармонизируют тело и разум, положительно влияют  на деятельность мозга. Японская акупунктура —  еще одно тому подтверждение. На кистях рук  расположено множество рефлекторных точек, от  которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. И наши предки, несомненно, владели такими знаниями. Ведь хорошо знакомые нам народные традиционные ремёсла, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект. Стимуляция мыслительных функций и речи. Кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции.

Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь

И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.

Известный британский психолог Арик Сигмэн провел исследование, в котором в течение нескольких лет велось наблюдение за освобожденными от ручного труда подростками. Оказалось, что у участников экспериментов уровень IQ, способность к концентрации и схематизации были ниже, чем у их сверстников, занимающихся в кружках  ткачества, вышивания, лепки и работы по дереву. При этом интеллектуальный разрыв не уменьшался и по прошествии времени - став взрослыми людьми, "лентяи" показывали худшие результаты интеллектуальных тестов, нежели "трудолюбивые". В связи с этим доктор Сигмэн уверился в необходимости введения в британских школах обязательных уроков труда. И эти выводы получили горячую поддержку со стороны Национального союза учителей Великобритании.

Мелкая моторика - это координированные  движения  мелких мышц пальцев и кистей рук. Они  важны не только для выполнения различных  повседневных действий, но и для стимуляции  развития  мозга. Развитие мелкой моторики  способствует развитию речи, памяти, внимания.

                 “Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”  - писал В.А. Сухомлинский

           Таким образом возникла необходимость развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста через реализацию программы дополнительного образования «Творческая мастерская ткачества»

Сущность

Программа дополнительного образования «Творческая мастерская ткачества» была создана на основе изучения и освоения бытовавших традиций ткачества на Руси. Необходимость ее появления было обусловлена рядом причин:

  1. - самобытность и уникальность традиций ткачества на Руси;
  2. - возвращение к истокам традиционной народной культуры;
  3. - развитие ткачества в системе передачи опыта старых мастеров к подрастающему поколению;
  4. - создание условий для социальной адаптации дошкольников в современном российском обществе.

         - в связи социальным заказом, то есть заказом родителей -  развитие мелкой моторики рук, как способ  повышения когнитивных способностей дошкольников.

Самобытность программы «Творческая мастерская ткачества» состоит в сохранении и развитии русского ткачества.

Программа способствует становлению творческой личности воспитанника посредством трудового, экологического, эстетического воспитания в процессе приобщения к русским народным ремеслам.

Принятые программой ценности традиционной народной культуры позволяют использовать личностно-ориентированный подход в обучении ремеслу.

Цель программы – духовно-нравственное воспитание, развитие общей культуры дошкольников, путем изучения, сохранения и развития традиционного русского ткачества в современных условиях. Формирование мировоззрения дошкольников на основе народного искусства и изучения ткачества как части культурного наследия русского народа. Саморазвитие и самоопределение детей как важные факторы социальной адаптации в современном обществе. Развитие мелкой моторики рук как неотъемлемая часть подготовке детей к школе.

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решать следующие задачи;

Образовательные:

  1. • Дать теоретические знания о народной культуре;
  2. • Сформировать представление о народном мастере, как творческой личности, носителя традиций коллективного опыта;
  3. • Формировать практические навыки и приемы традиционного русского ткачества;
  4. • Познакомить с основами рисунка и построения композиции;
  5. • Научить применять полученные знания, умения, навыки на практике;

Воспитательные:

  1. • Духовно-нравственное воспитание путем приобщения воспитанников к традиционной народной культуре;
  2. • Способствовать эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства;
  3. • Через систему и последовательность занятий воспитывать трудолюбие, терпение в работе, целеустремленность;
  4. • Воспитание гражданственности и любви к Родине, формирование чувства патриотизма
  5. • Через уважительное отношение и терпимость друг к другу воспитывать человеческое достоинство, чувство коллективизма и справедливости;

• Воспитание у дошкольников уважения и бережного отношения к традиционной  народной культуре, к народным традициям, творчеству народных мастеров, уму,   таланту, и мудрости своего народа;

  1. • Воспитание бережливости и аккуратности при работе с материалами и инструментами, расходовании природных ресурсов, как важных составляющих экологического воспитания;

Развивающие:

  1. • Выявление и развитие художественно-творческих и индивидуальных способностей детей;
  2. • Развитие творческой активности, творческого воображения средствами декоративно-прикладного искусства;
  3. • Развитие познавательной активности как важного составляющего фактора интеллектуального роста личности;
  1. Развитие мелкой моторики рук детей через работу на ткацком станке
  1. • Развитие эстетического художественного вкуса, художественного воображения, образного мышления, фантазии и расширение духовных потребностей.
  1. В одной группе могут заниматься дети разного возраста и стоящие на разных этапах обучения.

Осваивать программу могут мальчики и девочки возрастом 5-7 лет. Занятие проводится в группах по 5-8 человек, т. к. обучение ведется индивидуально с каждым ребенком с учетом его способностей и возможностей один раз в неделю. Программа рассчитана на 2 года обучения.

Содержание программы составляют практические работы, которые проводятся на каждом занятии вслед за объяснением теоретического материала. В то же время  программой предусмотрены посещения выставок в краеведческом музее, экскурсии на фабрику, занимающуюся ткачеством, встреча с мастерицами.

Особое внимание при освоении программы уделяется работе с семьей. В связи с чем, предусмотрены следующие мероприятия: знакомство с родителями; родительские собрания; индивидуальные беседы; консультации.

Так как работа при изготовлении тканых изделий чаще сидячая и неподвижная, требующая большого внимания и напряжения глаз особое место отводится заботе о здоровье детей. Для этого проводятся физкультминутки, пальчиковые гимнастики, экскурсии.

Таким образом позволяет организовать творческую деятельность дошкольников, которая служит хорошим средством подготовки их к труду , к школе и адаптации в обществе, а так же позволяет детям знать корни и историю своего народа; видеть прекрасное в быту, других сферах человеческой жизни; понимать природную ситуацию, стремиться к тому, чтобы труд ремесленника приносил радость и пользу людям, чтобы рос престиж мастерового человека

  1.       Программа предполагает проведение одного комплексного занятия в неделю, продолжительностью 20 минут. Комплексное занятие включает такие виды деятельности как, практическое освоение приемами ткачества, пальчиковая гимнастика, разучивание  песен, стихов по теме.  

           Для реализации поставленной цели разработано тематическое планирование. В основе обучения детей лежат развивающие технологии, которые направлены на развитие мыслительной активности, формирование элементарных представлений о народном промысле. Большое внимание уделено практической работе совместно  с педагогом так и самостоятельной В качестве ведущей деятельности педагога с детьми используется игра и практическая работа.

          Включение игровых ситуаций  мотивируют деятельность детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности.  Работа  строится последовательно, постепенно, учитывая особенности и способности каждого ребенка. Используются различные методы: словесные, наглядные, игровые. Используются  игры в таких формах, при которых сохраняются и синтезируются элементы познавательного, учебного, игрового общения

            Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.

              Для того чтобы переключить активность детей ( умственную, речевую, деятельностную), не выходя из учебной ситуации, на занятиях проводятся физкультминутки. Каждое занятие включает пальчиковую гимнастику.

Например, включаю такие упражнения , как  «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

  1. Прямыми ладонями, пальцы зафиксированы, имитируем движения топора, вверх, вниз - движения повторяющиеся, ритмичные;
  2. поочередное поглаживание подушечек пальцев, пальцы собраны в щепоть - имитация соления;
  3. потирание кулачка о кулачок - движения вертикальные, вверх - вниз;
  4. энергично сжимаем пальцы в кулак, сжимаем и разжимаем - движения ритмичные, одновременные.

Сама работа на ткацком станке направлена на развитие моторики рук: натягивание нитей основы, постановка ремизки в нужное положение путем прокручивания, пропускание челнока в зев между нитями.

              Навыки самооценки формируются при проведении итогов занятия. В течении 2-3 минут внимание детей сконцентрировано на основных идеях занятия. Дети высказывают свое мнение по отношению к занятию, к возникшим трудностям, к тому, что им понравилось. Это помогает педагогу скорректировать дальнейшую деятельность. Программой предусмотрены экскурсии, и мастер –классы мастериц.

             Таким образом система занятий , предусмотренная программой дополнительного образования  отвечает социальному заказу и способствует развитию мелкой моторки рук

Результативность

               Эффективность воздействия на детей разработанной программы можно отследить по анализу диагностических результатов на начало  и конец учебного года.

                Для диагностики используется наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности, беседа, а так же тест

 Н. Озерецкого

 Диагностируется ребенок по трехбалльной оценочной шкале. Успешное выполнение ребенком движений оценивается в баллах.

1 балл - отсутствие основных элементов в структуре движения.

2 балла - основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

3 балла - точное воспроизведение движений.

Таким образом, определялись уровни развития мелкой моторики каждого ребенка.

Низкий уровень - 0-1,4 балла

Средний уровень - 1,5-2,4 балла

Высокий уровень -2,5-3 балла

Уровень развития мелкой моторики детей на начало года

Движение

Настя Е.

Вероника Г.

Маша А.

Артем Ш.

Никита П.

Полина К.

Виолетта М.

Коля К.

Загибание пальчиков

3

3

3

3

3

3

3

3

Лепка

3

3

3

3

3

3

3

2

Подзывание гостей

3

3

3

3

3

3

3

3

Радуга

2

3

2

3

2

2

2

3

Махи от тебя

3

2

2

3

3

2

3

3

Махи к себе

3

3

3

3

3

3

3

3

Шагать (пальцами)

2

2

3

3

3

3

3

3

«скакать»

2

2

2

2

2

2

1

1

Круг (ладонями)

2

3

2

2

1

2

1

2

Колокольчик

2

2

2

2

2

2

2

2

Рубка

2

2

2

2

2

2

1

2

Соление

2

2

2

2

2

2

2

2

Трение кулачков (гориз.)

3

2

2

2

2

2

2

2

Сжимание – разжимание (пальцев)

2

3

3

3

3

3

2

3

Трение кулачков (вертикальное)

2

2

2

3

2

2

2

2

Полоскание

3

3

3

2

3

2

2

2

Отжим

2

2

2

2

2

2

2

2

"фонарики"

3

3

3

2

2

2

2

2

кулак-ладонь

3

2

2

2

2

2

2

3

ладонь-кулак

3

2

2

2

2

2

2

2

щепоть-ладонь

2

2

2

2

2

2

2

2

ладонь-щепоть

2

2

2

2

2

2

2

2

средний балл выполнения движения

2,4

2,4

2,3

2,4

2,3

2,3

2

2,3

         Основная трудность у всех детей состояла в переносе движения с одной руки на другую. В этот момент они приостанавливали движение и зрительно контролировали перестройку положения с начало одной кисти из «щепоти-ладонь», а потом другой руки «ладонь-щепоть», и после этого продолжали движения. Затруднения наблюдались в искажении кисти, независимо от образца. Для детей сложными оказались движения, поочередное загибание пальцев при помощи другой руки, с фиксацией ладони в определенном заданном положении. Кроме того, одно и то же движение, выполненное с разных рук, может отличаться по точности: на доминирующей руке оно выполняется легче и точнее.

         Исходя из данных диагностики выводятся уровни развития моторики рук у каждого из детей, отслеживается динамика развития, выявляются индивидуальные различия между  обучаемыми и особенности индивидуального подхода к ним.

После работы над поставленной проблемой, проведена повторная диагностика. Ее цель выявление динамики роста развития мелкой моторики рук.

Уровень развития мелкой моторики детей на конец года

Движение

Настя Е.

Вероника Г.

Маша А.

Артем Ш.

Никита П.

Полина К.

Виолетта М.

Коля К.

Загибание пальчиков

3

3

3

3

3

3

3

3

Лепка

3

3

3

3

3

3

3

3

Подзывание гостей

3

3

3

3

3

3

3

3

Радуга

3

3

3

3

2

2

3

3

Махи от тебя

3

2

2

3

3

2

3

3

Махи к себе

3

3

3

3

3

3

3

3

Шагать (пальцами)

2

2

3

3

3

3

3

3

«скакать»

3

3

3

3

3

3

3

3

Круг (ладонями)

2

3

2

3

2

3

2

2

Колокольчик

2

2

3

3

3

3

2

2

Рубка

2

2

2

2

2

3

2

3

Соление

3

3

3

3

3

2

2

2

Трение кулачков (гориз.)

3

3

2

3

2

3

3

3

Сжимание – разжимание (пальцев)

3

3

3

3

3

3

3

3

Трение кулачков (вертикальное)

3

3

3

3

3

3

3

2

Полоскание

3

3

3

2

3

3

2

3

Отжим

2

2

2

2

3

3

3

2

"фонарики"

3

3

3

2

2

3

2

2

кулак-ладонь

3

2

2

2

2

2

3

3

ладонь-кулак

3

2

3

3

3

2

2

2

щепоть-ладонь

3

3

3

2

3

2

2

2

ладонь-щепоть

2

2

2

2

3

2

2

3

средний балл выполнения движения

2,7

2,6

2,6

2,6

2,7

2,6

2,5

2,5

 

Практическая значимость

                Мой опыт был обсужден на педагогическом совете в детском саду. Транслировался на Третьем  конкурсе  мастерства  педагогов дошкольных образовательных учреждений России – 2010,

проводимом в рамках  Международного Молодежного Форума

«Молодежная Волна” в программе «Жить и работать в России» по

проекту «В будущее с мамой  и папой», где получил много положительных откликов. Я,  как участница третьего итогового этапа (очного) демонстрировала работу с детьми и  родителями 26-28 ноября на международном форуме в Санкт-Петербурге «Молодежная Волна» в программе «В будущее вместе  с папой и мамой» в помещении ЛенЭкспо.  Показывала мастер-класс  (открытое занятие) для коллег и экспертов в форме открытого интерактивного процесса с посетителями Форума: детьми и взрослыми.

              Мой опыт по работе с детьми в мастерской ткачества можно рекомендовать педагогам дополнительного образования, воспитателям, так как он даст возможность многогранного, обогащенного развития детей.

            Данная программа может быть использована при планировании воспитательно-образовательного  процесса.  

Успешная работа по данной программе возможна только там, где создана соответствующая развивающая среда, включающая наличие необходимых учебных пособий, игр и игровых материалов, условий для наблюдения и экспериментирования, а также спокойной доброжелательной атмосферы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М., 1991

2. Бурлачук, Морозов С.М. Словарь-справочник по психо диагностике. 1989

3. Гуревич М., Озирецкий Н. Психомоторика. М.-Л., 1930, с. 72-87

6. Запорожец Н.А. Избранные психологические труды. 2 т, М., 1986

7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М., 1973, с. 98-108, 165-169.

8. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма-Пресс», 2001

9. Кудрявцев В. Двигательное воображение.// Дошкольное воспитание. № 3, 1989, с. 44-49

10. Леонтьев "Проблемы развития психики" М., 1981 г., стр. 168-169.

11. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Москва-Воронеж, 2001

12. Павлова Л. Значение развития действий рук.// Дошкольное воспитание. 1984, №1

13. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001

14. Фонарев A.M. (Развитие ориентировочных реакций у детей). М., 1977

        15.  Константиновский «Как ткани ткут и нити прядут», М., Малыш, 1981

       16.  Руководство по ткачеству на бердо

        

        17. Аксессуары для ткацкого станка

    18. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Спб, 1999.