Путешествие в Африку
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Леконцева Наталья Алексеевна

Конспект комплексного занятия для подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_afriku.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 111» г. Владивостока

Путешествие в Африку

Конспект комплексного занятия для подготовительной группы

Составитель:

Музыкальный руководитель МДОУ № 111

Леконцева Наталья Алексеевна

Владивосток 2012

Цели занятия:

Знакомить детей с животными в непосредственной связи с местом обитания данных видов: слон, лев, жираф,  зебра – обитатели Африки.

Задачи:

Учить детей различать изобразительность музыки, тембры музыкальных инструментов, создающие образ.

Закрепить знание инструментов струнно-смычковой группы симфонического оркестра (виолончель, контрабас).

Закрепить понятия «глобус», «материк».

Дать понятие «млекопитающие».

Совершенствовать навыки работы с ножницами, клеем.

Материал:

Глобус, физическая карта Африки, иллюстрации с изображением африканского слона, льва, жирафа, зебры.

Аудиозаписи музыкальных пьес «Слоны», «Королевский марш льва» из цикла К. Сен-Санса «Карнавал животных. Большая зоологическая фантазия».

Для аппликации: синий (голубой) картон формата А4, цветная бумага (жёлтая), шаблоны – «Африка», «Слон», «Лев», «Жираф», «Зебра» (белого цвета), ножницы, клей, салфетки. Цветные карандаши.

Предварительная работа:

Познакомить детей с глобусом – моделью планеты Земля. Познакомить с понятием «материк».

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал, садятся на стульчики. 

Музыкальный руководитель:

Ребята, вы знаете, что это такое? (показывает глобус). Да, этот шар – глобус, это модель планеты, на которой мы живём – Земли. Коричневым, жёлтым, зелёным цветами изображена суша, синим – вода, белым – лёд.

Большие участки суши, окружённые со всех сторон водой – это материки. Мы с вами живём на материке Евразия. Вот он. (Показывает Евразию на глобусе).

Я предлагаю сегодня отправиться в путешествие на материк, который находится по соседству с Евразией – это Африка. Вот она (показывает Африку). 

А на каком виде транспорта мы отправимся в Африку, вы сейчас угадаете.

Смело в небе пролетает, обгоняя птиц полёт,

Человек им управляет, что такое? (самолёт)

Итак, занимаем наши места.

Дети выстраиваются друг за другом.

«Самолёт»

 упражнение на координацию речи и движения (М. Картушиной)


Руки в стороны – в полёт

Полетит наш самолёт.

Сделал правый поворот,


Сделал левый поворот,


Крыльями покачал,

Загудел и задрожал.


Начинается полёт,

Полетел наш самолёт.

Вот закончился полёт,

Приземлился самолёт.


Дети поднимают прямые руки в стороны.


Поворачиваются вокруг себя через правое плечо, подняв правую руку.

Поворачиваются через левое плечо, подняв левую руку.

Покачивают прямыми руками.

Поднимаются на носки и опускаются на всю ступню и гудят «у-у-у…»

Бегут по кругу, расставив руки в стороны.


Замедляют бег.

Опускаются на одно колено.

Музыкальный руководитель:

Ну, вот  и Африка на горизонте.

Дети садятся на стульчики, перед ними - карта Африки.

Ребята, сейчас мы познакомимся с самым крупным обитателем Африки. Вы, наверно, знаете, что языком музыки можно изобразить различных животных. Попробуйте угадать, чей портрет рисует музыка?

Звучит аудиозапись «Слоны» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса.

Какой инструмент солирует? (контрабас).  К какой группе инструментов он относится? (к струнно-смычковой)

А какой по размеру контрабас, маленький или большой? (большой)

А по звучанию: это высокий или низкий инструмент струнно-смычковой группы?

Да, контрабас самый крупный инструмент струнно-смычковой группы, и у него самый низкий голос. Как вы думаете, какое животное может изображать звучание контрабаса?

(Дети отвечают)

Давайте познакомимся с другим обитателем Африки.

Звучит пьеса «Королевский марш льва»

Как вы думаете, что делает зверь, изображённый в этой пьесе?

(идёт, марширует).

А как он марширует, быстро или медленно? (медленно, важно шагает)

Да, это важно шагает царь зверей. Кого называют царём зверей? (льва)

В музыке слышно, что шагает лев – чувствуется царственная, горделивая поступь, не случайно пьеса названа маршем: музыка отчётливая, торжественная. А что ещё слышится в музыке, чем прерывается маршевая поступь льва?

Звучит фрагмент.

Музыкальный руководитель:

Как вы думаете, что делает лев? (Дети отвечают)

Правильно. Царь зверей приветствует всех грозным рычанием и продолжает важно вышагивать, нагоняя страх на окружающих. Два рояля вместе с оркестром передают угрожающее, мощное рычание. (Звучит фрагмент).

Низкие струнные инструменты – виолончели и контрабасы вместе с фортепиано изображают его поступь.

А на каком материке живёт царь зверей – лев? (лев живёт в Африке). 

Самое крупное животное из всех, кто живёт на суше – африканский слон, тоже обитатель Африки. В Африке живёт и самое высокое животное в мире. Вы знаете, какое животное самое высокое на Земле? (Дети отвечают)

Правильно, жираф – самое высокое животное в мире. Он ростом с двухэтажный дом. Благодаря своей длинной шее жираф без труда срывает листья с высоких деревьев.

По соседству с жирафами живут родственники лошади интересной окраски. (Показывает иллюстрацию с изображением зебры).

Кто это? (Дети отвечают)

Да, это – дикая африканская лошадка – зебра. Зебра – основная пища львов, поэтому очень часто ей приходится спасаться от них бегством. Здесь-то и выручает зебру её необычная окраска. Лев, наблюдая за стадом пасущихся зебр, намечает одну из них себе в жертву. Но стоит ему выскочить из засады, как зебры бросаются наутёк, и в мелькании чёрно-белых полос хищнику трудно отыскать взглядом выбранную зебру. По рисунку на шкуре животные узнают друг друга, отличая своих от чужих. Маленький зебрёнок в первые дни жизни запоминает мамины полоски и потом легко отличает маму от других зебр. А чтобы зебрёнок лучше запомнил мамины полоски, мама-зебра в первое время не подпускает к малышу других зебр, чтобы он не перепутал её окраску с чужой.

И слоны, и львы, и жирафы, и зебры – млекопитающие. Детеныши этих животных питаются молоком своей матери, поэтому их и называют млекопитающими.

А вы знает песню про этих животных? (Дети отвечают)

Дети исполняют песню-игру Е. Железновой «У жирафов»

Во время 1-го куплета - хлопают ладошками по всему телу (пятна). Во время 2-го - "собирают складки" - щипают себя. Во время 3-го - поглаживают всё тело (шёрстка). Во время 4-го - проводят пальцами или ребром ладони по телу (полоски). Во время припева дети показывают пальчиками на соответствующие части тела.

1. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (2 раза)

Припев:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

2. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза)

Припев:

3. А у львят есть шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.(2 раза)

Припев.

4. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза)

Припев:

Музыкальный руководитель:

А теперь я предлагаю вам изготовить свою собственную карту Африки и разместить наших животных – слона, льва, жирафа и зебру –  на вашей карте.

Физкультминутка по окончании работы

Отправляемся в полёт.


Правое крыло вперёд,    Левое крыло вперёд.  

Раз, два, три, четыре –  

Полетел наш самолет.  

Вперёд руками завертели,

А потом наоборот –  

Назад помчался самолёт.

                                          

Встать прямо около своих мест, руки в стороны.

Поворот туловища с правой рукой вперёд.

Поворот туловища с левой рукой вперёд.

Наклоны туловища влево-вправо, руки в стороны.

Вращение рук вперёд, перед грудью.

Вращение рук назад, перед грудью.


 (Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки.)

Музыкальный руководитель:

Ну, вот, закончен наш полёт. Ребята, на каком материке мы сегодня с вами побывали? (Дети отвечают)

С какими обитателями Африки мы познакомились? (Дети отвечают)

Вам понравилось наше путешествие? (Дети отвечают)

Наше путешествие закончилось. Пора нам прощаться.

Дети прощаются и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с детьми и родителями: "Путешествие в Африку."

                            Интегрированное занятие с детьми и родителями:                                              Путешествие в Африку.  Цель. Помочь детям ощутить ра­дость от совместной ...

Интегрированное физкультурно-речевое занятие "Путешествие в Африку"

«Путешествие в Африку»Обобщать и уточнять знания детей о животных жарких стран; учить узнавать животных по внешним признакам; упражнять в согласовании существительных с прилагательными; упражнят...

"Путешествие в Африку" (игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ)

Игры-путешествия с познавательной направленностью  вызывают большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Они помогают закрепить усвоенные ранее знания, расширить представления  дошкольников ...

"Путешествие в Африку"

Познавательно-математическое занятие с использованием новационных технологий способствует развитию внимания, памяти, воображения и логического мышления у дошкольников....

игра-путешествие "Путешествие в Африку"

Детям предлагается совершить увлекательное путешествие в Африку....

"Путешествие в Африку с Доктором Айболитом" сценарий развлечения к тематической недели "Здравствуй Африка!"

спортивное развлечение для дошкольников по мотивам произведения К. Чуковского "Доктор Айболит"...

Осеннее развлечение для подготовительной группы «Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка»

Осеннее развлечение для подготовительной группы«Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка»  Ведущий произносит вступительное слово....