Влияние народного искусства на социализацию ребёнка дошкольника
статья по теме

Волкова Елена Александровна

Консультация для воспитателей  о влиянии народного искусства на социализацию докшкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_narodnogo_iskusstva_na_razvitie_rebenka.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Влияние народного искусства на социализацию ребенка»

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-другому, многое для себя открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

С уверенностью можно сказать, что большинство поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как  работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило, какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?

Ответить на эти  и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Итак, необходимо донести до сознания наших детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, которая отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Народную культуру можно поделить на следующие этапы:

  1. Создание атмосферы национального быта.

Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Поэтому ребят должны окружать предметы,  характерные для русского национального быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

  1. Широкое использование фольклора. ( сказок, песен, частушек, поговорок)

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского народного характера, только ему присущие  нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, народный фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

  1. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомыми, растениями. Эта народная мудрость, сохраненная в веках должна быть передана детям.

  1. Знакомство с народным искусством

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и в быту. Однако, в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

Рассматривая народное искусство, как основу национальной культуры очень важно знакомить с ними наших детей.

  1. Знакомство с русскими народными играми .

Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества. В  них заключается потенциал для физического развития ребенка, значит надо ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

Поставив задачу познакомить детей с устным народным творчеством и некоторыми видами народного искусства, мы понимаем, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа.

Уже первые шаги в данном направлении показывают, насколько велик к этому интерес детей. Кроме того, им будет интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить детям эту радость, мы решили собрать предметы старинного русского быта и воссоздать обстановку избы.

Все занятия по ознакомлению с народным творчеством будут  проходить в «избе» И от каждой новой встречи дети будут получать радость и удовольствие. Специально для изучения народного искусства оборудовали комнату, назвав ее «Светелка-рукодельница». Там собраны образцы городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписи, народные игрушки, разные виды народной вышивки. Здесь дети знакомятся с разнообразием народного искусства.

Традиционно, раз в месяц, в «избе» будут отмечаться именины. На них обязательно будут приглашаться родители именинников.

Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству. Приобщение малышей к творчеству русских умельцев надо начинать до знакомства с русским фольклором.

Знакомство детей с дымковской игрушкой начинаем с младшей группы. Освоить посильные элементы дымковского орнамента – посильная задача даже для самых маленьких. В старшей группе ребята осваивают технику  дымковской росписи и начальные этапы лепки игрушек. В подготовительной группе проводится лепка игрушек и роспись по типу дымковской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние синтеза искусств на развитие личности дошкольника»

Педагогический проект реализован в группе эстетического развития "Гармония". Рассчитан на детей 6-7 лет. Направлен на развитие творческих способностей дошкольника. В проекте разработаны блоки "Музыка"...

Влияние народного искусства на развитие детского творчества

В статье представлен опыт работы по развитию детского творчества в ДОУ....

Презентация "Влияние народного искусства на развитие детского творчества"

Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений....

Влияние народного искусства на развитие ребенка

Влияние народного искусства на развитие ребёнка...

Консультация «Влияние народного искусства на детское творчество»

Консультация: «Влияние народного искусства на детское творчество»Воспитатель Шапошникова Н.А.Изобразительная деятельность – это специфическая деятельность для детей, позволяющая пере...

«Влияние народной игры на социализацию ребёнка»

laquo;Влияние народной игры на социализацию ребёнка»...

«Влияние народной игры на социализацию ребёнка»

А.С.Макаренко. – Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…»...


 

Комментарии