Мастер - класс "Формирование грамматического строя речи"
материал на тему

Левен Татьяна Владимировна

В данной статье представлены методы и приемы формирования грамматически правильной речи, а также приведены примеры игр и упражнений с грамматическим содержанием по возрастам (младший, средний, старший, подготовительный).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Формирование грамматического строя речи»

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, уникальная способность, которую он получил от природы. На формирование этой способности природа отвела всего несколько лет. Дошкольный возраст является самым синтезивным периодом для развития речевой функции.

Именно в этом возрасте ребёнок должен увидеть словарное богатство русского языка, почувствовать его «вкус», развить своё лексическое чутьё.

Словарная работа тесно связана с овладением грамматическим строем речи.

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Она делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Она изучает свойства слов, изменения слов, соединения слов в словосочетания и предложения.

Пути формирования грамматической стороны речи у детей:

  1. Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых.
  2. Специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок.
  3. Формирование грамматических навыков в практике речевого общения.
  4. Исправление грамматических ошибок.

Задачи по формированию грамматической стороны речи у детей:

  1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
  2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
  3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Приемы формирования грамматически правильной речи:

  1. Создание проблемных ситуаций.
  2. Подсказ нужной формы.
  3. Исправление ошибок.
  4. Вопросы подсказывающего и оценочного характера.
  5. Привлечение детей к исправлению ошибок.
  6. Напоминание о том, как сказать правильно.

Приемы обучения грамматическим навыкам:

Образец.

Объяснение.

Напоминание.

Сравнение.

Повторение.

Методы формирования грамматически правильной речи:

Дидактические игры

Игры – драматизации

Словесные упражнения

Рассматривание картин

Пересказ коротких рассказов и сказок

Игры и упражнения с грамматическим содержанием

Младшая группа

«Чудесный мешочек»; «Разноцветный сундучок»; «Теремок»; «Чего не стало?»; «Где наши ручки?»; «Лото»; «Мишка, поезжай»; «Мишка, ляг»; «Прятки»; «Потерялись»; «Чей голос?»; «На прогулке»; «Поручения»; «Дружные ребята»; «Будут на зиму дрова»; «Качели»; «Волк и зайцы»; «Ёжик и мыши»; «Делай сам»; «Перепрыгни через ров»; «Ветер»; «Поезд»; «Бабушка Маланья»; «Где мы были, мы не скажем»; «Лохматый пёс»; «Курочка - Рябушечка»; «Молчанка»; «Сова»; «Молчок»; «Смешинка»; «Два брата»; «Добавь слово»; «Скажи наоборот»; «Невидимка»; «Олины помощники»; «Кто что делает?»; «Всё наоборот»; «Что сделал умейка?»; «Кто больше назовёт действий?»; «Кто больше скажет о профессии?»; «Сорока»; «Маша обедает»; «Кто как голос подает?»; «Не умеют читать»; «Оркестр»; «Подскажи словечко»; «Что было бы, если бы …»; «Вечер загадок»; «Шуточное письмо»; «Что ты слышал?»; «Путешествие Буратино»; «Как живёте? Что жуёте?»; «Летели кукушки»; «Гуси».

Средняя группа

«Угадай – ка»; «Узнай по описанию»; «Чего не стало?»; «Чего не хватает Мише для прогулки?»; «Кафетерий»; «Ателье»; «Петрушкины команды»; «Вы хотите? – Мы хотим»; «Зайка, сделай»; «Почтальон принес открытки»; «Огородник»; «Полетушки»; «Для чего?»; «Чьё, чьё? - Моё»; «Что изменилось?»; «Страшный зверь»; «День рождения Пуха»; «Крошка бегемот»; «Отгадайте, кто это?»; «Ослик в гостях у медвежонка»; «Чаепитие»; «Таня накрывает на стол»; «Магазин посуды»; «Заинька»; «Корчага»; «Смешинка»; «Холодно - тепло»; «Разбуди кота»; «Это вовсе не ребенок – это маленький телёнок»; «Для чего руки нужны»; «Есть в лесу под ёлкой хата, там уснули медвежата»; «Буратино в гостях у детей»; «Я весёлая игрушка, а зовут меня Петрушка»; «У кого какой дом»; «Прыг – скок, прыг – скок, длинноушка – Белый бок»; «Птичка школа».

Старшая группа

«Размытое письмо»; «Живые слова»; «Сочиняем рифмовки»; «Где я был?»; «Пиф считает»; «Три линейки»; «Разговор по телефону»; «Узнай по звуку»; «Мишка - музыкант»; «Киоск открыток»; «Музей игрушек»; «Про пана Трулялинского»; «Отгадай кличку»; «Горшки»; «Что ты делаешь?»; «Король»; «Коршун»; «Как тебя зовут?»; «Почта»; «Кузовок»; «Маковое зёрнышко»; «Земелюшка добра, вырасти гриба»; «Как цыплёнок потерялся»; «Мы - эрудиты»; «У реки росла рябина. А река текла, рябила»; «О спортсменах»; «Незнайкины игры»; «Спрашиваешь - отвечаем»; «Я садовником родился»; «Встретил ёжика бычок»; «Какой, какая, какое»; «Бычок уколол свой язычок»; «Радость»; «Муха - Цокотуха».

Подготовительная группа

«Какой, какая, какое»; «Слова – родственники»; «Хорошо - лучше»; «Домашние животные»; «Новенькая»; «Первая рыбка»; «Скажи наоборот»; «Профессии»; «Гуляла девочка в лесу»; «Щенок за обе щёки уплетает из щавеля щи»; «Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая»; «Дятел на дубе сидит»; «Чего не доставало белке»; «Мы - спортсмены»; «По деревьям бойко скачут, в зоопарке всех дурачат»; «Ехала деревня»; «Мы - эрудиты»; «Я по камешкам пошёл, шубу шёлкову нашёл»; «Есть у меня братишка»; «Про мишку, которого нашли»; «Там зяблики пели, клёсты там летали …»; «На машине»; «Рисуем кино»; «Все клёны стали рыжие, и ни один не дразнится …»; «Мне теперь не до игрушек».

Все эти игры можно взять в книге «Речь и речевое общение детей», автор – Арушанова Алла Генриховна, специалист по дошкольному воспитанию, кандидат педагогических наук, ведущий специалист Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца.

Занятие. Ознакомление с художественной литературой.

Тема. Русская народная сказка «Хаврошечка».

Задачи.

  1. Умение составлять предложения разных типов.
  2. Умение подбирать однокоренные слова и синонимы (Крошечка, корова, догляд, дивиться)
  3. Умение образовывать притяжательные прилагательные. «Чей хвост?»
  4. Умение образовывать трудные формы родительного падежа существительных (телят, жеребят, поросят, ягнят, щенят, и т. д.)
  5. Умение согласовывать существительные и прилагательные, существительные и числительные.

Материал к занятию.

Иллюстрированная книжка «Хаврошечка», картинка с силуэтом домашних животных, разрезные картинки с изображением домашних животных, картинка «Найди две одинаковые коровы», картинка с ветками плодовых деревьев, фишки.

Предварительная работа.

Чтение сказки «Хаврошечка», д/и «Домашние животные»: образование наименований детёнышей животных в родительном падеже мн. числа, образовывать относительные прилагательные.

Работа с родителями.

Прочитать сказку «Хаврошечка», объяснить детям смысл слов: спознать, схоронить, холсты, лихо, журить.

Ход.

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.

Вопрос. Какие люди есть на свете?

К каким людям попала Крошечка – Хаврошечка?

Задание. Кто больше подберёт других слов к слову «плохой» (с фишками).

Вопрос. Как по-другому можно сказать слово крошечка? Хозяйкины дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка – Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала, и слова доброго никогда не слыхала.

Вопрос. Что любили делать хозяйкины дочери, а что приходилось делать Хаврошечке?

Задание. Из чего шила Хаврошечка? Какая бывает ткань? Придумайте предложение со словом «ситец». Из чего ткала Хаврошечка?

Вопрос. Кто и как помогал Хаврошечка? Подберите слова – родственники к слову коровушка. Какой масти была корова? Как об этом говорится в сказке?

Задание. «Узнайте по силуэту». «Назови детёнышей».

Дивится старуха, зовёт своих дочерей: «Доглядитесь, что сироте помогает: и ткёт, и прядёт, и в трубы катает?

Задание. Скажите по-другому слово дивится. Доглядитесь.

Вопрос. Что придумала старуха, чтобы узнать, кто помогает Хаврошечке? Почему двум дочерям не удалось узнать, кто помогает Хаврошечке?

Старуха рассердилась и на третий раз послала третью дочь – Триглазку, а сироте ещё больше работы задала.

Вопрос. Как удалось узнать Триглазке, кто помогает Хаврошечке?

Задание. «Найдите две одинаковые коровы». Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу: «Режь рябовую корову!» ………..поливай.

Вопрос. Что коровушка сказала Хаврошечке?

Задание. «Чей хвост?»

Старик зарезал коровушку …….. Яблочки на ней наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные.  

Вопрос. Что выросло на том месте, где Хаврошечка зарыла косточки коровушки?

Задание. Назовите, ветки каких садовых деревьев здесь изображены.

Сосчитайте сколько плодов нарисовано на каждой ветке.

Много ли времени прошло, мало ли … И стала она в добре поживать, лиха не знать.

Вопрос. Как вы думаете, почему яблочки вдруг поднялись высоко и спрятались?

Что сёстры придумали, чтобы достать яблочки? Как им отмстили яблонька?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Формирование грамматического строя речи средствами устного народного творчества» Мастер-класс

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, уникальная способность, которую он получил от природы. На формирование этой способности природа отвела всего несколько лет. До...

Мастер-класс для педагогов "Формирование грамматического строя речи: дидактические игры и игровые упражнения."

               Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по использованию игр и игровых уп...

Мастер - класс для родителей: Приёмы развития грамматического строя речи дошкольника.

Цель: Довести до сведенья родителей об особенностях грамматического строя детей с ОНР и привести примеры приёмов его развития....

Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.

У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...