Нетарадиционные методы рисования
методическая разработка (младшая группа) по теме

Дронова Елена Анатольевна

Выступление на методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rech.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление к презентации.

«Маленькие - художники».

Формирование навыков изодеятельности через использование нетрадиционных техник.

УМ РЕБЕНКА – НА КОНЧИКАХ ЕГО ПАЛЬЦЕВ.

В.И. СУХОМЛИНСКИЙ

   

     С детства я очень любила рисовать, это было моим любимым занятием. Рисование мне доставляло много радости. Став педагогом я смогла осуществить свою детскую мечту, воплощая ее в работе с детьми.

     Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

     Свою работу  по нетрадиционному рисованию  начинаю  постепенно, как принято «от простого к сложному». Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования начинаю  с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки.

        Развитие художественных способностей детей начинается в первой младшей группе и направленно на развитие  интереса к рисованию, лепке, аппликации, на выявление способностей видеть красивое в окружающем.

          Мною   создана   развивающая  среда, в которой находиться все необходимое для нетрадиционного рисования:

  1.  кусочки поролона разной формы;
  2. печатки из различного материала: пробки, ластики, спичечные коробки,

 пуговицы и т.д.

  1. пластиковые одноразовые тарелки;
  2. пластиковые одноразовые ножи и зубные щетки для набрызгов,
  3. соломинки для напитков или трубочки  для раздувания краски;
  4. засушенные растения для печатания,
  5. различные трафареты и лекала;
  6. бумага разного цвета и фактуры;
  7. различного вида карандаши, краски, пастель, тушь,
  8. ватные палочки, тампоны;
  9. различные по величине и качеству кисти;
  10. парафиновые свечи;
  11. гелиевые ручки, палочки для процарапывания, перья и многое другое,

что поможет ребенку творить, созидать и искать новое в своем творчестве.

  1. Разные по фактуре нитки.

          К сожалению, занятие по рисованию проводятся один раз в неделю, и только одно в мясяц нетрадиционное рисование. И моя задача  заключается в том, чтобы познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.

Эти способы очень полюбились детям, но не всегда десяти минут занятия хватает, для того, чтобы дети вдоволь насладились всем процессом. Поэтому дополнительно занимаюсь с детьми во второй половине дня. Устраивая выставки детского творчества, даю краткое объяснение, как и чем, была выполнена  работа. Это делается для того, чтобы родители дома могли помочь ребенку потренироваться в данном способе изображения.

           Перед собой я поставила цель:   формировать  у детей интерес к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники  рисования, развить в ребенке чувства красоты, чувства  ритма, художественного вкуса,  творческого воображения, фантазии.

  Поставленная передо мной  цель привела к решению следующих задач:

1. Развивать важнейшие для художественного творчества умения видеть мир глазами творца художника.

2.  Помочь детям почувствовать свойства изобразительного материала, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.

3. Учить детей цветом передавать настроение , состояние, к  изобразительным  экспериментам с красками.  

              Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а использование нетрадиционных техник изображения помогают ему в  этом.

         Работая в первой младшей группе на занятиях по рисованию, заметила, что дети нередко пытаются макнуть в краски пальчиком и, более того, нарисовать пальцем на листе.    Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом. Рисуя, малыш учиться строить «причинно-следственная» связи, учится логически мыслить. Так, он замечает, что после того, как провел  пальчиком по белому листу, на нем появляются интересные «загогулины», а если поставить кляксу и «развозюкать» ее ручкой, то получится очень забавное пятно. С помощью пальчиковых красок ребенок получает представление о том, что такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно получить совершенно новый цвет.

        Знакомство детей с нетрадиционными техниками  начинаю с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

        Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.

        Я стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком линию (ручеек или дождик).

        Позднее я учу детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию.

       Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому я стараюсь вовремя остановить малыша и переключаю его внимание на созданный образ, например: «Что ты нарисовал?», «Чьи это следы?», «Какая ягодка тебе нравится?», «Для кого эти ягодки?».

      В дальнейшем учу  рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге. Иногда «раскрашиваю» ладонь в разные цвета кисточкой. Интересно получились работы: «Солнышко», «Петушок», «Травка», «Рыбки», «Осминожки». Для развития воображения я предлагала детям отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. И создать новый образ. Дети рисовали с большим интересом, проявляли фантазию. В ладошке они увидели дерево, петуха, дракона.

       Еще мы рисуем пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки,  и т.д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.

      Мы рисовали: «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка», «Солнышко лучистое», «Маленькой елочке холодно зимой», «Мои рукавички», «Цветочек радуется солнышку».

      Рисование свечой – очень интересная техника рисования, но очень трудоемкая, т.к. требует особого внимания. Когда ребенок рисует свечой то нарисованное плохо видно, и поэтому нужно тщательно продумывать сюжет и формы предметов, наши дети слишком малы чтоб придумать сюжет, поэтому им даем уже с рисунком лист, затем они сами  раскрашивают красками. Особенно интересными и оригинальными получились рисунки на зимнюю тематику: «Снежинки», «Портрет зимы», «Елочные игрушки», «Зимние узоры».

      Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «А на что же это похоже?» дорисовывают недостающие детали.

      А еще мы ставим большую яркую кляксу, берем трубочку для коктейля и осторожно дуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы? Думайте…

Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке детского сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Бумага, на которой  собираемся оставить оттиск, может быть цветной или белой. Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным.

        Оттиск мятой бумагой,  ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

            Проведенная работа показала, что с помощью использования на занятиях по изодеятельности элементов нетрадиционного рисования, у детей младшей группы появился стойкий интерес к рисованию, дети стали проявлять инициативу – этот показатель является одним из критериев развития творческих способностей детей. Детские работы стали яркими, красочными, интересными, не похожими друг на друга. Использование нетрадиционных приемов и способов рисования вызвало интерес у родителей. Они стали больше уделять времени своим детям, начали дома заниматься нетрадиционными видами рисования, т.к. это интересно даже взрослому.

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы рисования :"Рисование свечой и акварелью".

Для развития интереса у детей к рисованию можно предложить нетрадиционные методы рисования:рисование свечой и акварелью....

КОНСПЕКТ МАСТЕР КЛАССА ПО ТЕМЕ: «РИСОВАНИЕ ТЫЧКОМ, КАК ОДИН ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РИСОВАНИЯ».

Одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия является рисование....

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных методов рисования (комментированное рисование, рисование солью (техника насыпка)) в старшей группе

Цель: познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – рисование солью.Задачи:1. Обучающие: продолжать учить детей рисовать дерево: ствол, ветви. Познакомить с новой...

План-конспект НОД «Дождь» по рисованию в первой младшей группе (нетрадиционный метод рисования)

Програмное содержание:- продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования (пальчиками);- побуждать детей давать ответы на вопросы воспитателя;- развивать умение располагать изображен...