Встреча с родителями "Развиваем речь ребенка"
материал (младшая группа) по теме

Встреча с родителями во 2 младшей группе на тему "Развиваем речь ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivaem_rech.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЕНКА

 /ВСТРЕЧА С РОДИТЕЛЯМИ  ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ/

     Добрый вечер, уважаемые родители!

    Мы рады, что вы нашли время, чтобы прийти на нашу встречу. Сегодня мы с вами поговорим о развитие речи наших детей. Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

     Об особенностях развития речи у детей 3-4 лет нам расскажет логопед –   Людмила Владимировна.

(Предоставляется слово логопеду.)

Логопед –Людмила Владимировна

 Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитие речи ребенка.

    Дети должны уже свободно пользоваться речью, легко вступать в контакт со взрослыми, со знакомыми и не знакомыми людьми. Потребность в общении побуждает задавать много вопросов, они проявляют инициативу, могут сами начать разговор. Детей интересуют явления природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы.

Надо поддерживать этот интерес, т.к. он лежит в основе дальнейшего развития речи.

   Словарный запас достигает около 2000 слов. Увеличивается число не только глаголов и существительных, но и прилагательных, наречий (рано, поздно, сзади, скоро), числительных (1 яблоко, два яблока), местоимений (мой, твой). Начинают появляться слова – понятия: одежда, фрукты, овощи и т.д.

     Дети связывают предмет с характерным для него цветом (голубое небо, белый снег). Одновременно с обогащением словаря ребенок овладевает грамматическим строем.

     На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами (чашки стоят на столе). Используют простые предложения. (иду в детский сад, собака бежит). Дети этого возраста еще часто допускают грамматические ошибки: мама моет окны, много ручков, ухов, лисин хвост.

    Ребенок в этом возрасте не способен последовательно логично и понятно для окружающих рассказать о событиях свидетелем которого он был, не может толково пересказать содержание прочитанной сказки, рассказа. Так же ребенок не может самостоятельно описать сюжетную картину, он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия.

     Имея хорошую произвольную память ребенок может запомнить и воспроизвести небольшое стихотворение, содержание короткой сказки.

     К концу 4 года жизни произношение детей  значительно увеличивается. Появляются свистящие, шипящие, у некоторых «р», «л».

     Однако к большинства детей отмечаются различные несовершенства, шипящие меняются на свистящие (жаба – заба, шуба – суба, щенок – сенок); «ч» на «ц» (цасы), «рл» на «иль» или «и» (йак, ляк, йодка).

Дети пропускают или переставляют звуки, слоги (пожаста, тематура).

Рекомендации родителям.

     Развивать словарный запас детей лучше всего во время игр «Больница», «Парикмахерская» «Магазин». Взяв на себя роль доктора малыш лечит своих пациентов, употребляет в речи названия принадлежностей, действий (поставлю укол, перебинтую)

     С помощью телефона можно развивать диалог. Разговаривать по телефону можно на разные темы (о погоде, об одежде и т.д.)

     Очень хороший развивающий эффект дают настольные игры:

  1. Зоологическое лото,
  2. Кто как передвигается? (прыгает, бегает, летает)
  3. Кто как голос подает?
  4. Домашние и дикие,
  5. Угадай по описанию
  6. Кто что делает?
  7. Разрезные картинки
  8. Загадки на узнавание целого предмета по его частям. (кузов, кабина, колеса, руль – машина)
  9. Назови круглый предмет, овальный, квадратный, сладкий, горький, соленый и т.п.
  1. Для закрепления в речи предлогов можно действовать с любимой игрушкой (положи в шкаф, на шкаф, за шкаф и т.д.)
  2. Больше учите с детьми наизусть, очень хорошо когда он декламирует стихи родителям, гостям, выступает на детских праздниках. Это воспитывает в нем уверенность в себе.
  3. Больше читайте, беседуйте о прочитанном, не раздражайтесь, если ребенок просит прочитать книгу еще раз. Рассматривайте картинки, обращайте внимание на каждую мелочь.
  4. Сопровождайте свои действия и действия ребенка речью.
  5. Введите в свою семью традицию ежедневного обмена информацией (идя с д/с, спросите, как прошел день, что нового узнал, что делал, что ел и т.д.)
  6. Поощряйте любопытство ребенка, стремление задавать вопросы. Для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
  7. Следите, чтобы ваша речь и речь окружающих была образцом. Говорить надо четко, короткими фразами. И не в коем случае не переходить на детский язык и не разрешайте этого делать другим
  8. Больше работайте по развитию мелкой моторики.

     Для тренировки мышц языка существует специальная гимнастика – артикуляционная. Она помогает укрепить мышцы органов речи и готовит базу для чистого звукопроизношения. Гимнастика является подготовительным этапом для постановки звуков у ребенка. (показ гимнастики)

    Упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом до 10-15 раз каждодневно, можно привлечь любимую игрушку, дети любят сказки об язычке.

     Речь ребенка – важная черта его личности. От ее развития зависит каким вырастет ваш ребенок.

     И пусть речь вашего малыша будет правильной, красивой и совершенной.  

Воспитатель:

      Одним из основных средств речевого развития является обучение. В группе проходят занятия по развитию речи, ознакомление с художественной литературой. На этих занятиях ставятся и целенаправленно решаются определенные задачи речевого развития. Воспитание звуковой культуры речи  - ведущая задача речевого развития в младшем возрасте. Наряду с работой над правильным звукопроизношением работаем над всеми элементами звуковой стороны речи – темпом, дикцией, силой голоса, интонацией. В младшем дошкольном возрасте необходимо учить детей слышать, различать и произносить звуки в словах. Для этого можно использовать небольшие стихотворения:

     Ри-ри-ри, скрипачи,

Ры-ры-ры, барабаны,

Ру-ру-ру, вижу трубу,

Ра-ра-ра, высокая гора,

Ро-ро-ро, новое перо,

Ру-ру-ру, коза грызет кору,

     Ры-ры-ры, летят комары.

Играть в игры «Что звучит?» дудочка «ду-ду», колокольчик «динь-динь», «Кто как кричит?» или «Кто так кричит?»

    У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитие движений пальцев рук, т.к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

   Ученые, которые изучают деятельность детского головного мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

   Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

    Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

     В этом нам очень помогают занятия по продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование.

   Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Взрослые на себе все демонстрируют.

   «Пальчики здороваются» – кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

   «Человечек» – указательный и средний пальцы руки «бегают» по столу.

   «Слоненок» – средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. «Слоненок» идет по столу.

   «Игры с карандашами» - зажать карандаш между двумя ладонями и потереть, послушать как он шумит. Массаж ладоней. Положить руку на стол, ладонью верх, а другой рукой покатать карандаш по лежащей руке.

     «Сокровища гномов» – в контейнер с песком (гречневой крупой, горохом, пшеном, остатках шерстяной пряжи или ниток) закопаны бусины. Предложить ребенку помочь гному найти клад. Бусины можно нанизывать потом на нитку.

    «Игра с фольгой» – предложить ребенку смять кусок фольги «постирать платье» и осторожно разгладить его, пользуясь всеми пальцами рук.

   Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи. Но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

     Нужно добиться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

(показ игрушек на развитие мелкой моторики – «Черепахи», «Коровки», «Мозаика «Полянка» и др.)

    Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью.

     Если на просьбу ребенка, выраженную жестом, взрослые не проявляют обратной реакции, то ребенок скорее начнет делать попытки выразить просьбу словесно, т.е. будет проявлять речевую активность, не смотря на испытываемые при этом трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская встреча. Тема: «Развитие речи детей 2-3 лет в условиях семьи и детского сада».

Об условиях и факторах , способствующих развитию речи малышей....

Конспект встречи с родителями детей младшего возраста : «Воздействие малых форм фольклора на развитие речи ребенка».

Форма: «Фольклорные посиделки».Педагоги и родители ответили на важный вопрос: Как же влияет на развитие речи детей применение малых форм фольклора в повседневной жизни?...

Встречаем Новый год с ребенком

Новый год с ребенком...

Выписка из протокола родительской встречи "Какие недостатки речи ребенка должны беспокоить родителей"

Выписка из протокола родительской встречи "Какие недостатки речи ребенка должны беспокоить родителей"...

Родительская встреча. Тема: «Развитие речи детей 2-3 лет в условиях семьи и детского сада».

Приветствие. Игра « Мы похожи тем, что у нас…..».Сообщение по результатам анкетирования.Игра-диалог «Цветик- семицветик».Презентация игр, применяемых в образовательной д...

Встреча с родителями "Развиваем пальчики - стимулируем речь ребенка"

Встреча с родителями "Развиваем пальчики - стимулируем речь ребенка"...

"Встречаем Новый год с ребенком"

Рекомендации для родителей...