Встреча с родителями "Развиваем пальчики - стимулируем речь ребенка"
консультация (младшая группа)

Встреча с родителями "Развиваем пальчики - стимулируем речь ребенка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Встреча с родителями:

«Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»

(вторая младшая группа)

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

«Движения руки всегда тесно связаны с речью

и способствуют ее развитию» В.М.Бехтерев

Цель: расширение знаний и навыков родителей в игровом общении с детьми; построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Задачи:

  • Познакомить родителей с разными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков;
  • Обучить игровым приемам: сопровождение действий словами в игре; повторение звукосочетаний;
  • Познакомить с методикой пальцевого массажа.

Повестка:

1.        Вступление

2. Пальчиковые игры

3. Игры-потешки по развитию мелкой моторики рук и речи

4. Пальчиковые игры в быту

5. Правила проведения пальчиковых игр

6. Знакомство с методикой пальцевого массажа.

7. Меры предосторожности и профилактика короновирусной инфекции.

Тема нашей встречи «Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка» - важная составляющая семейного общения и воспитания. Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Почему же развитие мелкой моторики так важно? В исследованиях М.Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки. На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития, речи детей первых лет жизни. Он состоит в следующем: ребенка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три ("сделай вот так" - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Умение работать пальчиками приходит к ребенку не сразу, поэтому задача родителей - превратить обучение в увлекательную игру, выбрав те занятия, которые понравятся именно вашему ребенку! Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и  сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка. Многие родители хотели бы иметь какой –то универсальный «волшебный» рецепт воспитания умных , общительных детей. Однако такого рецепта нет  и не может быть. А есть несложные игры и упражнения способствующие развитию ребенка, в которые дети играют с удовольствием. Мы сегодня вас познакомим с  некоторыми играми. Пальчиковые игры - один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе с взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все.

Теремок

Стоит в поле теремок. (Ладони домиком)

На двери висит замок (Руки в замок)

Пришел кот- коток, (Перекатываем руки змейкой)

И открыл замок. (Расцепляем пальчики);

Тук – тук, тук – тук – тук,

Что за странный перестук?

Это пальчики стучат

Поиграть они хотят

С Сашенькой (назовите имя ребенка). Это не просто развлечение, но и полезная зарядка. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Можно использовать следующие стихи:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише, не шумите.

Пальчики не разбудите!

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Пальчиковые игры в быту

• Предложите ребенку превратиться в Золушку и разложить в две разные миски фасоль и горох, которые Вы перемешали в одной чашке.

• Проведите игру - соревнование между папой и ребенком, кто быстрее разложит по контейнерам болты и гайки.

• Покажите, как можно складывать забавные фигурки из счетных палочек.

• Выкладываете с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.

• Лепите с ребенком из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.

• Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков. 

• Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

• Очень хороши книжки - раскраски (для большей эффективности пусть ребенок разукрашивает цветными карандашами).

Только партнерство и сотрудничество родителя с ребенком в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.

Правила проведения пальчиковых игр:

 •Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик — они самые ленивые).

•Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие; расжатие; расслабление.

• Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

• Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично , особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми;

• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре;

• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

 • Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Знакомство с методикой пальцевого массажа.

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом - работа рук способствует психическому успокоению - предотвращает развитие утомления в мозговых центрах - способствует возникновению успокаивающего эффекта. Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

И в заключении: Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия её с нижележащими структурами. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Мы надеемся, что наша встреча подарила вам приятные и полезные минуты общения с вашими детьми. Впереди у ребенка новые открытия, а у нас новые заботы. Будем решать их вместе.

Меры предосторожности и профилактика короновирусной инфекции

Самое важное, что можно сделать, чтобы защитить себя, — это поддерживать чистоту рук и поверхностей.

Держите руки в чистоте, часто мойте их водой с мылом или используйте дезинфицирующее средство.

Носите с собой дезинфицирующее средство для рук, чтобы в любой обстановке вы могли очистить руки.

Будьте особенно осторожны, когда находитесь в людных местах, в системах общественного транспорта. Максимально сократите прикосновения к находящимся в таких местах поверхностям и предметам, и не касайтесь лица.

Носите с собой одноразовые салфетки и всегда прикрывайте нос и рот, когда вы кашляете или чихаете, и обязательно утилизируйте их после использования.

Избегайте приветственных рукопожатий и поцелуев в щеку.

- аккуратно закройте нос и рот маской и закрепите ее, чтобы уменьшить зазор между лицом и маской.

- не прикасайтесь к маске во время использования. После прикосновения к использованной маске, например, чтобы снять ее, вымойте руки.

- после того, как маска станет влажной или загрязненной, наденьте новую чистую и сухую маску.

- не используйте повторно одноразовые маски. Их следует выбрасывать после каждого использования и утилизировать сразу после снятия.

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей и воспитателей «Развиваем пальчики – стимулируем речь»

Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных заняти...

Мастер-класс «Развиваем пальчики – стимулируем речь».

Традиционные  и нетрадиционные пальчиковые игры на практике...

«Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»

«Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»...

Семинар – практикум для родителей по теме «Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»

Для знакомства родителей с пальчиковыми играми, развития умений по изготовлению пособий для развития речи, обучения игровым приёмам был проведён семинар-практикум "Развиваем пальчики - стимулируе...

Семинар – практикум для родителей в младшей группе «Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»

Материал является авторской разработкой и предназначен для работы с родителями на собрании. Данный материал призван познакомить родителей с пальчиковыми играми, с методикой пальцевого массажа....

Семинар – практикум для родителей в 1 младшей группе «Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»

      Тема сегодняшнего семинара-практикума «Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие». Взаимосвязь мелкой моторики и речевого развития известна у...