Роль воспитателя в воспитании интереса у дошкольников к художественной литературе
методическая разработка по теме

Макодзеба Людмила Васильевна

В последнее десятилетие сформировалось поколение, имеющее собственное отношение к книге и процессу чтения. Для этого поколения книга как продукт полиграфии, источник информации, явление художественной культуры и тем более как источник знаний перестала быть единственной и безусловной ценностью. Фактом жизни стали аудиовизуальные средства получения информации и приобщения к художественной культуре, что ведет к изменению  в сознании человека. Поэтому уровень читательского развития взрослых низок, времени для  наблюдения за детьми, выявления особенностей их общения с книгой нет, культура общения с ребенком с помощью фольклора утеряна. И взрослый, желающий сделать ребенка читателем, нуждается в грамотной методической помощи. Особое место методика приобщения детей к чтению должна занять в деятельности воспитателя дошкольного учреждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vospitatelya.docx46.88 КБ
Microsoft Office document icon tezisy_makodzeba.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль воспитателя

в воспитании интересов у дошкольников

к художественной литературе»

Актуальность

     В последнее десятилетие сформировалось поколение, имеющее собственное отношение к книге и процессу чтения. Для этого поколения книга как продукт полиграфии, источник информации, явление художественной культуры и тем более как источник знаний перестала быть единственной и безусловной ценностью. Фактом жизни стали аудиовизуальные средства получения информации и приобщения к художественной культуре, что ведет к изменению  в сознании человека. Поэтому уровень читательского развития взрослых низок, времени для  наблюдения за детьми, выявления особенностей их общения с книгой нет, культура общения с ребенком с помощью фольклора утеряна. И взрослый, желающий сделать ребенка читателем, нуждается в грамотной методической помощи. Особое место методика приобщения детей к чтению должна занять в деятельности воспитателя дошкольного учреждения.

Постановка проблемы

     Растущий технический прогресс, наличие и быстрота модификации технических средств, которые позволяют читать книгу нетрадиционной формы, вызвали появление и совершенствование аудиовизуальной книги. Изменившийся ритм жизни, перегрузки, не оставляющие взрослым времени для полноценного общение с детьми, требуют от них поиска новых путей детского развития, при которых как-то учитывался бы прежний социальный и педагогический опыт и накапливался новый.

Обоснование проблемы

     -большинство родителей не желают читать, не хотят видеть пользу от чтения, отказываются понимать то, что касается их непосредственного состояния, как духовного, так и душевного;

     -среди родителей появились разные типы читателей. Одни предпочитают зрительное восприятие текста, другие аудиальное, одни читают традиционную книгу, другие – компьютерный текст;

     -взрослые не проявляют интерес к книге, не понимают ее роль в жизни ребенка, не знают тех книг, которые будут важны малышу, не следят за новинками литературы, не умеют интересно беседовать с малышом, не могут быть искренним в выражении своих чувств;

     -отсутствует жизненный опыт детей.

     «Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду»

К.Д. Ушинский

     Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является оформление «Книжных уголков» в группах детского сада. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент.

Основные требования к оформлению книжных уголков:

1.Рациональное размещение в группе.

2.Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы.

3.Соответствие интересам детей.

4.Постоянная сменяемость.

5.Эстетическое оформление.

6.Востребованность.

     Примерный список произведений, разбитый по темам и возрастам – это рекомендация, на основе которой каждая семья создаст свою, уникальную детскую библиотеку.

Список произведений детской литературы:

 Младший школьный возраст

Нерукотворный мир (живая и неживая природа)

  1. Аким Я. Первый снег.
  2. Барто А. Солнышко.
  3. Благинина Е. Снег.
  4. Есенин С. Воробышки.
  5. Ивенсен И. падают, падают листья.
  6. Капутикян С. Все спят. Хлюп-хлюп.
  7. Колыбельные песенки.
  8. Коскимиес П. Зайчишка-пушишка на ферме. Зайчишка-пушишка в зоопарке.
  9. Ладыжец В. Гром.
  10. Лермонтов М. Колыбельная.
  11. Маршак С. Где обедал воробей? Загадка о дожде. Сказка о глупом мышонке. Колыбельная. Сыплет, сыплет снег… Зимой. Зеленая страница.
  12. Михалков С. Если. Голос в лесу.
  13. Мошковская Э. Нос, умойся! Спокойной ночи.
  14. Некрасов Н. перед дождем
  15. Плещеев А. Осень наступила.
  16. Погорельский С. Если солнышко проснулось.
  17. Потешки, загадки, прибаутки о диких и домашних животных.
  18. Потешки, прибаутки, загадки о воде, снеге, дожде, солнце, состоянии погоды, временах года и суток.
  19. Родина М. Снежинки.
  20. Сладков М. Пересмешник.
  21. Стихи русских поэтов о временах года. (А. Плещеев, И. Бунин, А.Толстой, А. Пушкин, Ф.Тютчев и др.)
  22. Сутеев В. Кто сказал «Мяу»?
  23. Токмакова И. Весна.
  24. Ушинский К. Васька. Петушок в семье. Уточки.
  25. Фет А. Чудная картина.
  26. Чарушин Е. На нашем дворе. Бобровый пруд. Еж. Яшка. Про зайчат. Что за зверь?
  27. Черный С. Воробей. Слон.
  28. Шим Э. Камень, ручей, сосулька и солнце.

Мир людей и человеческих отношений.

  1. Барто А. Игрушки.
  2. Заходер Б. Строители.
  3. Братья Гримм Горшочек каши.
  4. Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо.
  5. Сутеев В. Кораблик.
  6. Родари Дж. Чем пахнут ремесла?
  7. Благинина Е. Вот какая мама. Паровоз. Не мешайте мне трудиться.
  8. Александрова З. Что взяла – клади на место. Плохая девочка.
  9. Ивенсен И. Маму свою очень люблю.
  10. Токиакова И. Поиграем.
  11. Чуковский К. Тараканище. Путаница. Телефон. Муха – цокотуха. Федорино горе.
  12. Квитко Л. Бабушкины руки.
  13. Выготская О. в марте есть такой денек.
  14. Русские народные сказки: Волк и семеро козлят.  Теремок.
  15. Капутикян С. Маша плачет. Кто скорее допьет.
  16. Маршак С.  Маленький Тим. Хороший день.
  17. Мошковская Э. Я – машина. Митя сам. Не буду бояться. Пусть он сидит. Митя приехал.
  18. Аким Я. Жадина.

Представления о себе.

  1. Барто А. и Барто Б. Девочка – ревушка. Девочка чумазая.
  2. Маршак С. О девочках и мальчиках.
  3. Потешки.
  4. Саконская Н. Мой пальчик.
  5. Сеф Р. Я сам.
  6. Успенский Э. Если б я девочкой был.
  7. Чарушин Е. Как мальчик Женя научился говорить букву «Р».
  8. Чуковский К. Мойдодыр.

Средний дошкольный возраст.

Нерукотворный мир (живая и неживая природа)

  1. Берестов В. Веселое лето.
  2. Бианки В. Мышонок Пик (выборочно).
  3. Блок А. Ветхая избушка.
  4. Дмитриев Ю. Цыплята и воробьята. Утята и цыплята.
  5. Есенин С. Черемуха.
  6. Зимовье зверей (русская народная сказк).
  7. Маршак С. Будущий лес. Песня о желуде. Дети всякие бывают. Детки в клетке. Дремота и зевота. Ночь.
  8. Пришвин М. Разговор деревьев.
  9. Пушкин а. Месяц. Месяц. Мой дружок…
  10. Скребицкий Г. на лесной полянке.
  11. Соколов - Микитов И. Листопадничек.
  12. Стихи русских поэтов о временах года. (А. Плещеев, И. Бунин, А. Толстой,  А. Пушкин, Ф. тб\ютчев и др.)
  13. Суриков И. Зима.
  14. Твардовский А. лес осенью.
  15. Толстой А. дуб и орешник.
  16. Тютчев Ф. Зима недаром злится…
  17. Ушинский К. утренние лучи.
  18. Чуковский К. Доктор Айболит.

Мир людей и человеческих отношений, рукотворный мир.

  1. Аким А. Неумейка.
  2. Барто А. помощница. Разлука. В театре.
  3. Биссет Л. Забытый день рождения.
  4. Благинина Е. Посидим в тишине.
  5. Вангели С. Подснежник.
  6. Гостомыслов А. Берестяной туесок.
  7. Два жадных медвежонка (венгерская народная сказка).
  8. Житков Б. Что я видел (главы «Москва»).
  9. Заходер Б. Строители (продолжение).
  10. Калинина Н. Как ребята переходили улицу (из книги «Малыш»).
  11. Капутикян С. Моя бабушка.
  12. Катаев В. Дудочка и кувшин.
  13. Колосок (украинская народная сказка).
  14. Маршак С. Хороший день. Почта. Вот какой рассеянный! Книжка про книжку. Если вы вежливы. Урок вежливости. В театре для детей. Цирк.
  15. Мурр М. Крошка Енот и Тот, Кто сидит в пруду.
  16. Остер Г. Меня нет дома. Вредные советы.
  17. Родари Дж. Чем пахнут ремесла? (продолжение) Какого цвета ремесла?
  18. Смородина (венгерская народная сказка).
  19. Толстой Л. Яблоки. Кто не работает, то не ест.
  20. Успенский Э. День рождение Крокодила Гены.
  21. Ушинский К. Умей обождать. Вместе тесто, а врозь скучно.
  22. Храбрый мальчик (дагестанская народная сказка).

Представления о себе.

  1. Барто А. Я расту.
  2. Детская энциклопедия здоровья.
  3. Маршак с. Про мальчиков и девочек. Четыре глаза.
  4. Петушок и бобовое зернышко (русская народная сказка).
  5. Семенова И. Как стать Неболейкой? Кто ты такой? Я – человек, ты – человек.
  6. Сеф Р. Я сам (продолжение).
  7. Успенский Э.Если бы я девчонкой был.

Старший дошкольный возраст.

Нерукотворный мир (живая и неживая природа)

  1. Аким Я. Осень.
  2. Барто А. В защиту Деда Мороза.
  3. Бианки В. Синичкин календарь. Декабрь, январь, февраль. Март, апрель, май. Сентябрь, октябрь, ноябрь. Лесные домишки.
  4. Друз О. Семицветная страна. Как сделать это утро волшебным. Птичьи ватрушки. Волшебные тени. Ветер-ветерок. Цирк. Игра. Горячий привет. На что похож павлиний хвост.
  5. Маршак С. Круглый год.
  6. Некрасов Н. Зеленый шум. Не ветер бушует над морем.
  7. Окнин Л. Зима.
  8. Осеева В. Синие листья.
  9. Пришвин М. ребята и утята. Еж.
  10. Пушкин А. Уж небо осенью дышало. Зимний вечер. Зимнее утро. Гонимы вешними лучами… Румяной зарею… Зима! Крестьянин торжествуя…
  11. Сапгир Г. Ночь и день. Тень – олень. Тучи. Про овечку и человечка. Сны.
  12. Скребицкий Г. Ворона. Галка. Грач. Скворец. Ласточка. Сорока. Воробей. Синица.
  13. Сутеев В. Что за птица?
  14. Толстой А. К. Колокольчики мои…
  15. Трутнева е. осень.
  16. Тютчев Ф. весенние воды. Весенняя гроза. Фонтан. Есть в осени первоначальной…
  17. Фет А. Уж верба вся пушистая…
  18. Чарушин Е. Яшка. Глупые обезьянки. Захочешь есть – говорить научишься. Щур. Волчишко. Что за зверь? Хитрая мама. Свинья. Гаяр.
  19. Чуковский К. Елка.

Мир людей и человеческих отношений.

Рукотворный мир.

  1. Аксаков С. Аленький цветочек.
  2. Андерсен Г.Х. Принцесса на горошине. Стойкий оловянный солдатик. Гадкий утенок. Дюймовочка. Снежная королева.
  3. Бажов П. Серебряное копытце.
  4. Берестов В. Восьмое марта.
  5. Братья Гримм. Храбрый портняжка. Король Дроздобород.
  6. Былина «Добрыня Никитич и Алеша Попович».
  7. Гауф В. Калиф – аист. Маленький Мук. Холодное сердце.
  8. Детская энциклопедия.
  9. Заходер Б. Повара.
  10. Квитко Л. Бабушкины руки. Из Бемби в Дрембу.
  11. Киплинг Р. Маугли. Слоненок.
  12. Крылов И. Лебедь, рак и щука. Стрекоза и муравей. Ворона и лисица.
  13. Лермонтов М. Бородино.
  14. Линдгрен А. Три повести о малыше и Карлсоне. Мио, мой Мио.
  15. Миллн А. Винни – Пух и все, все, все.
  16. Мориц Ю. Это – да! Это – нет» Любимый пони.
  17. Носов Н. Фантазеры.
  18. Одоевский И. Мороз Иванович.
  19. Перро Ш. Кот в сапогах. Красная шапочка. Золушка.
  20. Пивоварова И. Волшебная палочка. Хочу летать. Про шляпу. Сосчитать не мог…
  21. Пушкин А. Сказка о золотом петушке. Сказка о мертвой царевне. Сказка о рыбаке и рыбке.
  22. Русская народная сказка «Волк и лиса»
  23. Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».
  24. Русская народная сказка «Перышко Финиста – Ясна Сокола».
  25. Русская народная сказка «По щучьему велению».
  26. Русская народная сказка «Хаврошечка».
  27. Сапгир Г. Лошарик.
  28. Сегель Я. Как я был мамой.
  29. Суслов В. Твое дело.
  30. Успенские В. И Л. Мифы Древней Греции. Золотое руно. Двенадцать подвигов Геракла.
  31. Хармс Г. Миллион Врун. Веселые чижи. Бульдог и таксик.

Представления о себе.

  1. Братья Гримм. Розочка и Беляночка.
  2. Детская энциклопедия здоровья.
  3. Маршак С. Вот такой рассеянный.
  4. Шварц Е. Сказка о потерянном времени.

     В детской литературе можно выделить два направления.

Первое - художественно-познавательная литература. Такие книги знакомят ребенка с явлениями живой и неживой природы, произведениями искусства, социальными явлениями, историей и географией.

Второе – художественные произведения, которые малыш может понять, как бы проживая их.

     Это происходит, прежде всего, в игре. Он разыгрывает историю с тремя поросятами, повизгивая от ужаса перед волком; выстраивает игрушечных зверей перед теремком.

     В детском саду большое внимание уделяется знакомству с народным творчеством и самому любимому занятию детей – драматизации русских народных сказок.

     Разные виды театров можно делать своими руками: пальчиковый, деревянные ложки, настольный, би-ба-бо. Дети любят наряжаться. Это также способствует перевоплощению, развитию творческих способностей.

     Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога. И это неслучайно, поскольку именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности, приобщает их к культуре устного высказывания, т.е. оказывает огромное влияние на все стороны речи.

     Речь педагога дошкольного образовательного учреждения имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество ее языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.

     Роль педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития, важная часть профессиональной культуры, которая является культурой общечеловеческой.

     Перечислим основные качества речи педагога дошкольного образования:

1. правильность, т.е. соответствие речи языковым нормам, является образовательным качествам любой речи, и речи педагога особенно. Слушая его, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения слов или нестандартно построенной фразы.

2. Точность, т.е. соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначается словом то, что должно быть сказано. Существует проблема точного соответствия мысли отражаемой действительности. Речь точна, если она представляет собой именно то, что должно быть сказано для адекватного отражения действительности.

3. Логичность, т.е. смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Логичность речи предполагает в первую очередь наличие в высказываниях трех смыслообразующих компонентов (начало, основная часть и конец высказывания). Не менее важное значение имеет умение говорящего правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания. Педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, необходимо в совершенстве владеть различными способами внутритекстовой связи, чтобы научить этому дошкольников.

4. Чистота, иначе говоря, отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Чистая речь – это речь, в который нет чуждых литературному языку элементов. Затрудняет восприятие речи педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, а также диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

5. Выразительность, особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительная речь обладает такими свойствами, которые вызывают и поддерживают внимание и интерес слушателей. Выразительно все, что задевает внимание, все необычное, неожиданное, то, что выделяется на привычном речевом фоне.

6.Богатство, иначе говоря, умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатство речи каждого человека определяется тем, как он использует богатство языка. Можно говорить о лексическом богатстве речи в том случае, если слова, не несущие специального коммуникативного намерения, применяются как можно реже. О богатстве языка судят и по количеству слов, по их смысловой насыщенности.

     Наряду с лексическим и семантическим богатством выделяется еще один аспект богатства речи – синтаксический. Для выражения одной и той же мысли говорящий может использовать то многообразие синтаксических структур, которое представляет грамматическая система русского языка  (предложения простые и сложные, полные и неполные, сложносочиненные и сложно подчиненные, бессоюзные и т.д.). Различия в стилистически уместных конструкций.

     Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Так. Выразительная, богатая, правильная речь потеряет все вышеперечисленные достоинства, если будет неуместной. В уместной речи языковые средства выбираются в соответствии с целями и адекватны ситуации общения. Уместность требует от педагога гибкости и речевого поведения: умеет ли определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.

Сейчас книги имеют разный вид: печатный, электронный, звуковой. Однако, носителем человеческой культуры для ребенка является взрослый, и только в непосредственном общении с ним дети могут полноценно овладеть ею. В

связи с этим не менее важным, чем выбор содержания произведения, являются взаимоотношения между ребенком и значимым взрослым (членом семьи, воспитателем), которые выстраиваются в процессе чтения, поэтому, давайте подумает о том, как читать ребенку.

Памятка для родителей:

  1. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 мин. в день.
  2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
  3. Если ребенок устал. Проведите физкультминутку.
  4. Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
  5. Беседуйте о прочитанном: о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.
  6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
  7. Предлагайте ребенку для самостоятельного чтения специальную литературу из серии «Читаем сами».

Памятка для родителей

по приобщению дошкольников к чтению:

  1. Подавайте ребенку личный пример, читая книги, газеты, журналы.
  2. Учите малыша слушать и слышать: пойте колыбельные, играйте в потешки, рассказывайте сказки.
  3. Первые книги малыша должны быть достаточно прочными. Хороший тренажер перед началом серьезного чтения – семейный альбом.
  4. Подбирайте книги по возрасту ребенка, чтобы они были понятны ему: про животных, об игрушках.
  5. Выбирая книгу, обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть крупными, без большого количества деталей, яркими и реалистичными.
  6. Не заставляйте малыша в период чтения все время сидеть рядом. Пусть он подходит и отходит.
  7. Маленькому ребенку трудно воспринимать чтение всего текста сразу, поэтому лучше пересказывайте сюжет, обращая внимание малыша на картинки.
  8. Чаще читайте малышу книжки- считалки, потешки, детские стихи с повторяющимися фразами, поощряя заканчивать знакомые из них. Это поможет развитию речи и памяти.
  9. Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение с родителями. Во время чтения беседуйте с ребенком, задавайте вопросы, размышляйте вместе.
  10. Сопровождайте чтение элементами театрализации и игры.
  11. Сочиняйте вместе с ребенком свои истории и сказки, делайте по ним маленькие книжки.
  12. Познакомьте ребенка с библиотекой задолго до школы: располагающая атмосфера и возможность самому выбирать книгу будут способствовать воспитанию маленького читателя.

Правила дошкольнику «Как обращаться с книгой»

  1. Книги надо брать чистыми руками.
  2. Книги нельзя рвать.
  3. Книги нельзя мять.
  4. Нельзя рисовать на книгах.
  5. Нельзя загибать углы.
  6. При чтении книги пользоваться закладкой.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.

  1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

-несколько книжных полок

-книжный шкаф

-стеллаж с книгами

-другое ____________________

  1. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

-да

-нет

  1. Часто ли вы читаете ребенку книги?

-каждый день

-каждый вечер перед сном

-когда попросит

-иногда

  1. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка:

_________________________________________________________

     _________________________________________________________

  1. Назовите, пожалуйста, недавно прочитанные ребенку произведения:

_________________________________________________________

     _________________________________________________________

  1. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном

-да

-нет

-иногда

  1. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

-да

-нет

-не знаю

  1. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок? _______________

___________________________________________________________

  1. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

-да

-нет

-не знаю

  1. Выписываете ли вы детские журналы? Какие? ____________________

___________________________________________________________

  1. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

_________________________________________________________

  1. Умеет ли читать (и понимать прочитанное) ваш ребенок? __________

  1. Читает или рассматривает ваш ребенок книги самостоятельно?_______

     Дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка будит воображение ребенка, дает образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого.

     Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше.

     Выбор сказки зависит от возраста ребенка. Первые книжки должны быть с картинками – желательно с большими, реалистичными, красивыми. Картинки помогают малышу лучше представить содержание текста и понять его. Так что, картина – это своего рода средство проживания текста.

     Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз текстов, событий дают детям чувство своей осведомленности и устойчивости окружающего помогают запоминанию и проживанию. Повторы создают поэтику народных сказок и помогают проникнуть в их художественный смысл.

     В младшем возрасте преимущественно традиционное отношение к сказочному материалу. Одна из главных задач – познакомить ребенка с содержанием сказки, побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать.

      Для подготовительного возраста наиболее подходит нетрадиционное использование сказочного материала.

     Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

     Существует поговорка: «Сказка – ложь. Да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок – вот главная задача нетрадиционного подхода к сказкам.

     Нетрадиционный подход дает воспитателю и ребенку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало. Зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

     Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должно стать творческим девизом для ребенка.

     Для нетрадиционного направления работы со сказкой я прилагаю пособие «Приемы фантазирования в коммуникативной деятельности и ознакомлении с художественной литературой старших дошкольников», взяв за основу рекомендации авторов ТРИЗ (г. Альтшуллер, М. Шустерман и др.)

     



Предварительный просмотр:

Макодзеба Людмила Васильевна, воспитатель, МБДОУ Детский сад №123.

«Типовые приемы фантазирования»

Задачи воспитания:

  1. Формировать овладение лексической грамотностью.
  2. Учить свободно вести беседы на интересующие ребенка темы, анализировать события произошедшие в детском саду и дома.
  3. Учить формулированию противоречий с небольшой помощью воспитателя, приемам их разрешений (прием «наоборот»).
  4. Учить представлять события или предмет в последовательности его развития (прием «смещение во времени»).
  5. За счет использования приемов фантазирования создавать новый образ, планировать его действие, жизненные этапы:

-увеличение – уменьшение;

- ускорение – замедление;

- дробление – объединение;

- оживление – окаменение;

- квантование – непрерывность;

- универсализация – ограничение;

- смещение во времени.

  1. Учить самостоятельно составлять сказки, рассказы, используя приемы фантазирования.
  2. Закреплять умение решать сказочные и жизненные задачи по возможности самостоятельно, или с помощью сверстников, взрослого.

Простые приемы фантазирования.

Увеличение –

Уменьшение

Дробление –

Объединение

Оживление –

Окаменение

(Динамика -

Статика)

Квантование -

Непрерывность

Простые приемы фантазирования

Универсализация

Специализация

(Ограничение)

Смещение во времени

Ускорение - замедление

Прием наоборот

Волшебники типовых простых приемов фантазирования.

Гулливер – (великан)

Дюймовочка (гномик)

Волшебник Дроби –

Волшебник объединяй

Оживленок – камень

Колобок –

Горшочек каши

Волшебники

ТПФ

Волшебник МОГУ ВСЕ

(универсал) – Волшебник МОГУ ТОЛЬКО (Специал)

Часы времени

Волшебник Быстрых Минут – Волшебник Медленных Минут

Перевертыш (рассеянный)

Простой прием фантазирования получается, если взять конкретный параметр – любое свойство объекта, ситуации, взаимоотношения и изменять в большую или меньшую сторону, т.е. рассмотреть два противоположных количественных состояния этих характеристик: «мало» или «много».

Детям показать, что все предметы, объекты имеют свои признаки – запах, звук, цвет, размер. Можно показать детям их относительность, сравнительным анализом похожих, но в то же время в чем-то разных предметов. Показать, что любой предмет может меняться – быть сначала большим, потом маленьким; двигаться быстро или медленно, дробиться на части или объединяться в одно и т.д. Показать детям как изменяются предметы и что при этом получается, лучше всего, используя знакомые сказки. Начальный этап - это изменение героев знакомой сказки и придумывание своей, новой сказки с уже измененным героем.

Следующий этап - это изменение с детьми предметов, природных явлений в знакомых сказках, и анализ того, что получилось при этом изменении. Хорошо при этом пользоваться методом «снежного кома». Потом можно придумать самостоятельно целую сказку, изменяя героев и предметы.

Не торопитесь использовать много приемов фантазирования. Самое небольшое изменение уже вызывает отклонение от привычного сюжета и вызывает интерес у детей.

Следующий этап – рассмотреть вещи, которые окружают детей, попробовать их изменить и подумать, как это отразится на нашей с вами жизни. Описать жизнь и действия детей, взрослых при этих изменениях. Изменять этими приемами, можно не только систему, которую вы рассматриваете, но и ее подсистему и надсистему.

  1. Прием «увеличение – уменьшение».

«ВОЛШЕБНИК БОЛЬШОГО РАЗМЕРА», «ВОЛШЕБНИК МАЛЕНЬКОГО РАЗМЕРА».

Объект или свойство уменьшают или увеличивают до тех пор, пока не появится необходимое или новое качество. Широкое применение данного приема способствует формированию диалектического мышления, и развитию чувства юмора.

  1. Прием «дробление - объединение».

Служит в целях фантастического преобразования предмета в процессе деления его над- и подсистемы на части, а также объединения, но уже в другой последовательности или с другими системами. Волшебники дроби и объединяй способны делить и соединять самые невообразимые предметы. Этот прием способствует развитию конструктивных идей ребенка, его фантазии, воображения, умения анализировать строение, особенности прежнего и нового объекта, его ресурсов.

  1. Прием «оживление – окаменение (динамика – статика)».

Выполняет следующие фантастические преобразования: при встрече с волшебником оживления («Оживленком») все неживое становится живым, живые организмы при этом начинают обладать свойствами человека, а человек становится максимально подвижным. Волшебник окаменения («Камень») действует в обратном направлении – живое лишает возможности двигаться, а неживое при этом вообще невозможно сдвинуть с места.

Этот прием способствует развитию фантазии, образного мышления, изменению представлений о некоторых особенностях предмета, снятию стереотипов сознания, развитию речи и обогащению словаря.

  1. Прием «квантование – непрерывность».

Этим приемом непрерывные процессы превращаются в прерывные и наоборот. Этот прием хорошо прослеживается в сказках, т.к. основная масса сказок построена по принципу квантования – действие идет, идет останавливается потом дальше идет. Колобок катится, катится, потом остановится, поговорит и дальше катится. Непрерывное действие – «горшочек каши» братьев Гримм. Данным приемом лучше рассматривать действия из жизни детей и окружающего мира. Например: обед, который идет прерывисто – первое блюдо поели, сбегали на прогулку, погуляли. Пришли, поели второе. Поиграли в уголке, потом третье выпили. Сколько будет длиться такой обед и когда дети лягут спать – отдыхать?

А может обед будет непрерывным – как пришли утром, начали кушать, так до вечера кушаем. По сколько надо брать в рот, чтоб не было плохо, чтоб не объесться? А играть, гулять когда? Добиваться чтобы у детей развивался сюжет, развивалась речь и активизировался словарь. Придуманную идею обязательно рассматривайте по системному оператору.

  1. Прием «универсализация - специализация».

С помощью волшебников «Могу все» (универсал) и «Могу только» (специал) рассматриваемый объект выполняет либо множество функций и даже ему не свойственных, либо имеет в рамках только его функций. Например: утюг гладит все – одежду, собаку, траву во дворе, выравнивает поверхности земли, выравнивает овраги и холмы. При этом дети должны объяснить как выглядит этот фантастический утюг, какого он размера, какие у него приспособления, полезность и вред такой многофункциональности.

Либо введя ограничение, утюг работает только ночью, заряжаясь от лунного света. Дети объясняют, как он выглядит, кто из сказочных персонажей будет им пользоваться, каковы плюсы и минусы.

Данный прием развивает воображение, аналитико-синтетическое мышление, способность выстраивать логически последовательную цепь рассуждений, выстраивать сказочные сюжеты с фантастическими объектами и персонажами.

  1. Прием «ускорение - замедление».

Волшебник БЫСТРЫХ МИНУТ ускоряет процессы, происходящие в самом объекте, его частях и вокруг него, а ВОЛШЕБНИК МЕДЛЕННЫХ МИНУТ делает все наоборот.

Например: На картинке изображена ранняя весна. Прилет птиц. Что будет, если весна длится день, час, минуту?

Таким образом, использование данного приема формирует начальные представления о философской категории – время, и его относительности, учит ценить свое и чужое время, делать свою жизнь содержательной

  1. Прием смещение во времени.

5.

Будущее

4.

Новое время

1.

Современность

2.

Древность

3.

Средневековье

Волшебник «Часы времени» состоит из 5 экранов.

1 экран с часами – это современность (XX-XXI в.в.)

2 экран – древность, включает в себя первобытнообщинный строй и древний мир

3 экран – средневековье VI –XV вв.

4 экран – новое время XVI – XIX вв.

5 экран – будущее.

Волшебник «часы времени» поможет перенестись на дальние относительно человека отрезки времени (в разные эпохи). Познакомит детей с образом жизни человека в древности («дома, машины, электричество были не всегда», «древние люди жили в пещерах, затем научились добывать огонь, строить хижины»); с усовершенствованием средств передвижения (от лошади и пирог до совершенных кораблей и пр.); с изменением условий быта человека (о водопроводе, электричестве, отоплении, бытовых приборах и пр.); с развитием средств коммуникации (о письменности и книгопечатании, почте, телеграфе, телефоне, телевидении, компьютерах).

          Развивают у детей элементарные представления о техническом прогрессе, об истории цивилизации.

Данный прием учит перемещать во времени какой-либо предмет или ситуацию, прогнозируя изменение самого предмета или его окружения. А так же способствует развитию воображения, фантазии, расширению представлений о прошлом, настоящем и будущем. Например: как бы использовали древние люди попавшую им в руки библиотеку?

Книга может пригодиться как подставка или как молоток, груз или оружие. Листы книги – хорошая растопка, из переплетов можно сделать одежду или головной убор. Из множества книг можно построить хижину, при этом использовать замоченную бумагу для затыкания щелей и др.

  1. Прием «наоборот». – способствует выделению определенной функции или свойства объекта и замены их на противоположные. Предложить детям охарактеризовать время суток, погоду, персонажей, их действия. Затем ввести волшебника «перевертыша» (наоборот), в следствие чего все резко меняется на противоположные свойства и функции. Возникающие при этом проблемные ситуации и способы их решения обязательно обсуждаются с детьми. Данный прием развивает диалектическое мышление, учит детей поиску противоположных качеств, помогает сочинять сказки на новый лад.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно построить еще целый ряд простых приемов фантазирования, но для активизации логического мышления, развития воображения необходимо не только расширение количества приемов, но и уверенное владение уже знакомыми и изученными.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой»

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстра...

Консультация для воспитателей на тему: «Задачи ознакомления дошкольников с художественной литературой в старшем дошкольном возрасте»

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего общества.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid"...

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу...

Методические рекомендации для педагогов "Воспитание интереса у детей к художественной литературе"

Перспективный план работы с детьми по воспитанию интереса к художественной литературыНеделя/деньРежимОДСамостоятельная деятельность1 неделяПятницаПервая половина дняТематическая выставка «Моя лю...

Консультация для воспитателей на тему "Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой"

редварительный просмотр: Консультация для воспитателей на тему: «Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой» Актуальная проблема современного общества — приобщение детей ...