Из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с №12 г.Тимашевска Ващенко Эллы Евгеньевны по теме: «Воспитание нравственности у дошкольников средствами художественной литературы»
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ващенко Элла Евгеньевна

Из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 12 "Пчелка" г. Тимашевска Ващенко Э.Е.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с №12 г.Тимашевска Ващенко Эллы Евгеньевны по теме: «Воспитание нравственности у дошкольников средствами художественной литературы»

- Проблема воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы.

 - Исследование проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

 - Особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками.

- Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

 - Описание и анализ экспериментальной работы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.


В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Культура поведения - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества.

Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.

Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относится к себе и, чтобы другие так же относились к нему. К сожалению, не все родители и воспитатели дошкольных учреждений уделяют достаточно внимания воспитанию у детей навыков культурного поведения.

Я считаю, что проблема воспитания культуры поведения у дошкольников актуальна, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. Прививая ребенку навыки культурного поведения, мы вносим вклад в развитие общества.

Проблемой моего исследования является использование художественной литературы для воспитания культуры поведения у дошкольников.

Цель данной работы – выявить возможности художественной литературы как средства воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом является процесс воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является художественная литература как средство воспитания культуры поведения дошкольников.

При исследовании была выдвинута гипотеза: при использовании художественной литературы уровень культуры поведения у детей повысится.

Цель, предмет, объект и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

  1. Изучить сущность проблемы в научной и методической литературе.
  2. Определить значение художественной литературы в воспитании культуры поведения у дошкольников;
  3. Выявить уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе решения поставленных задач мною использовались такие методы, как: теоретический анализ литературы по теме исследования, наблюдение, беседы с воспитателем и детьми.

В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения, мало и несистематично используют художественную литературу в качестве средства воспитания культуры поведения.

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

Одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения.

Культура поведения – совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

По Петериной С.В., формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.

Культурно-гигиенические навыки включают опрятность, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви.

Я считаю, что применительно к старшему дошкольному возрасту культуру поведения следует рассматривать прежде всего, как культуру взаимоотношений – действенное проявление уважения к окружающим, скромность, внимание к просьбам старших, умение договариваться со сверстниками.

В старшем дошкольном возрасте деятельность педагога по воспитанию культуры поведения строится с учетом достигнутого детьми уровня воспитанности и направлена на то, чтобы закрепить и сделать привычными усвоенные положительные формы поведения, а также познакомить детей с новыми правилами культуры поведения, расширить «социальную зону» их применения, сформировать новые ценные привычки.

Известные правила детализируются и требуют от детей более гибкого, осознанного поведения: культура поведения по отношению к знакомым и незнакомым людям, малышам, престарелым и т. п. Повышаются требования к культуре общения: держаться естественно; разговаривая, смотреть в глаза собеседника; приветливо отвечать на вопросы; не уходить, если разговор не закончен. Я обращаю внимание детей на позу, жесты, мимику как показатели сдержанности, подтянутости.

Петерина С.В. утверждает, что у детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажам художественных произведений.

Исследования Бабаевой Т.И., Курочкиной И.Н. показали, что выполнение правил культурного поведения старшие дошкольники начинают мотивировать желанием учесть интересы окружающих, стремлением сохранить доброжелательную обстановку (в библиотеке надо вести себя тихо, спокойно, чтобы не мешать другим читать или выбирать нужную книгу). У детей складывается правильное отношение к нравственным качествам личности, углубляется понимание их содержания.

В своей работе я использую следующие методы воспитания культуры поведения у дошкольников: этическая беседа, различные виды игр (подвижные, музыкальные, со строительным материалом, театрализованные, народные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно печатные), чтение произведений художественной литературы, создание проблемных ситуаций.

Из них особенно выделяю сюжетно-ролевую игру и этические беседы как наиболее эффективные методы воспитания культуры поведения у детей.

Одним из наиболее эффективных методов воспитания культуры поведения я считаю этические беседы.

Одна из возможных основ этической беседы – художественная литература.

Таким образом, старший дошкольный возраст – благоприятный период для формирования у дошкольников культуры поведения.

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения. Для правильного ее использования в педагогическом процессе необходимо знать особенности восприятия старшими дошкольниками произведений художественной литературы. 

Воспринимая произведение на слух, ребенок, через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику проникает в содержание произведения.

Возрастная динамика понимания художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки.

 Под полноценным восприятием мы понимаем способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное содержание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. Самыми любимыми у детей старшего дошкольного возраста становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др.), с яркими, сильными характерами героев.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

В работе со старшими дошкольниками я продолжаю активно использоваться малые фольклорные жанры. Приговорки употребляю как педагогические приемы, для того, чтобы эмоционально окрасит значимость того или иного момента жизни ребенка. Пословицы и поговорки доступны пониманию ребенка старшего дошкольного возраста. Но поговорка – принадлежность речи взрослого, дети ею почти не могут пользоваться и только подводятся к этой форме фольклора. Однако обращенные к детям отдельные пословицы могут им внушить некоторые правила поведения.

Старший дошкольный возраст – качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.

Таким образом, художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у старших дошкольников.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, я обращаю особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Отбирая литературу для детей, я помню, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Я подбираю художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним.

Я использую повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли.

В своей работе я руководствуюсь следующими критериями:

- идейная направленность книги (например, моральный облик героя);

- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;

- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

- конкретные педагогические задачи.

Вопросы помогают мне понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.

Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого я подбираю близкие по содержанию художественные произведения, например, рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом — котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. Считаю, что на занятии целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом Н. Носова «Карасик» и, следовательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему?» меняется. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.

Таким образом, я убедилась, что беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Мною были поставлены следующие задачи:

- провести беседу с воспитателями;

- провести беседу с детьми;

- провести анкетирование родителей;

- понаблюдать за поведением детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Разработать критерии уровня сформированности навыков культурного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач мною была проведена беседа с воспитателями и детьми, анкетирование родителей, наблюдение за поведением детей, анализ методических рекомендаций по вопросам воспитания культуры поведения у дошкольников.

При проведении беседы с воспитателями я стремилась выяснить, используют ли они художественную литературу в работе по воспитанию у детей культуры поведения.

В беседе с воспитателями я выяснила, что они считают важной и необходимой работу по воспитанию культуры поведения у детей в детском саду. В числе средств воспитания культуры поведения называют и художественную литературу. Без труда привели примеры сказок, рассказов, поговорок, используемых для воспитания культуры поведения (например, «Волшебное слово» Осеевой, «Приключения Незнайки и его друзей» Носова и др.). Рекомендаций по улучшению работы по воспитанию культуры поведения не называют, указывая, что в детском саду созданы все необходимые условия.

Таким образом, на основе проведенной беседы можно сделать вывод о том, что воспитатели понимают смысл и значение воспитания культуры поведения у дошкольников, используют в своей работе произведения художественной литературы.

Я проводила анкетирование родителей. Анализ данных свидетельствует о том, что родители понимают культуру поведения узко – в основном как умение вести себя в общественных местах. Работа по воспитанию культуры поведения в семье ведется, но родители используют ограниченный набор средств. В частности, никто не назвал личный пример как средство воспитания культуры поведения. Все родители читают детям произведения художественной литературы, но некоторые не осознают их значимости для воспитания культуры поведения детей.

Беседа с детьми показала, что все дети считают себя культурными. Однако, по их мнению, быть культурным, значит здороваться при встрече, быть вежливым в общении со старшими. Только один ребенок сказал, что культурный человек, это тот, который вежливо разговаривает и со взрослыми, и со сверстниками, аккуратно выглядит, умеет вести себя в общественных местах, за столом. То есть дети не до конца осознают понятие «культурный» и в этом направлении следует продолжать работать.

Также я проводила наблюдение за поведением детей, а именно за их культурой общения, культурой деятельности, культурно-гигиеническими навыками и культурой взаимоотношений.

Все без исключения дети здороваются и прощаются с взрослыми, используют вежливые формы обращения, такие как «пожалуйста», «спасибо». Однако половина детей не использует эти навыки общения со сверстниками. Некоторые дети не считают нужным здороваться с детьми в группе, вежливо к ним обращаться. Следует отметить, что дети обращаются друг к другу по имени, не обзываются.

Культуру деятельности я наблюдала во время занятий, в играх, выполнения трудовых поручений.

Дети готовят к занятию необходимое оборудование – достают ручки, блокноты и др., убирают рабочее место после занятия. Кирилл П., Лиза С. и Даша П. с удовольствием помогают воспитателю навести порядок в группе после занятий, например, моют стаканчики и кисточки после рисования, чистят доски от пластилина и т. п. У детей наблюдается тяга к интересным, содержательным занятиям. Они умеют подбирать игровой материал в соответствии с игровым замыслом.

Дети приходят на помощь друг другу без напоминания воспитателя: подают руку, если кто-то упал, помогают застегнуть куртку, принести тяжелый предмет и др. Никто из детей не отказывает в помощи другому.

В результате исследования проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста я сделала следующие выводы:

  1. Старший дошкольный возраст – благоприятный период для формирования у детей навыков культурного поведения.
  2. Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения.
  3. Воспитателями и родителями недостаточно используется художественная литература для воспитания культуры поведения.

В связи с этим можно рекомендовать воспитателям чаще использовать художественную литературу для воспитания у детей привычек культурного поведения; провести с родителями беседу на тему воспитания культуры поведения у дошкольников, раскрыть средства и особенности их использования.

Список литературы:

1. Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С, Васильевой М.А.

2. Ушакова О.С.: «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"...

Из опыта работы воспитателя МБДОУ № 3 Мясоедовой А.И. "Художественное развитие дошкольников средствами разнообразных видов изобразительной деятельности"

У вас в руках "волшебный квадрат". Почему волшебный? Он может замечательным образом трансформироваться: становиться самолетом или корабликом, животным или рыбкой, а может расцвести прекрасным цветком ...

Сообщение на тему: “Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора”

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора....

Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...

Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...

План работы по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребёнка – детский сад № 5 г. РоссошиРоссошанского муниципального района Воронежской области...