План работы по теме самообразования: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
консультация (старшая, подготовительная группа)
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад № 5 г. Россоши
Россошанского муниципального района Воронежской области
План работы по теме самообразования:
«Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
на 2019 – 2020 гг.
Воспитатель: Белоконова Е.В.
2019г.
Актуальность выбранной темы:
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности.
Повышение интереса к опыту нравственного воспитания - следствие трех взаимосвязанных причин.
Во-первых, в образовании происходит смена ведущих концепций воспитания современной молодежи и благодаря плюрализму позиций вырабатываются разнообразные подходы, как в самой педагогике, так и в образовательных системах. Причем, такая эволюция совершается на основе накопленного педагогического опыта, потому что именно воспитание дает почву для развития и укрепления многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех ее элементов.
Во-вторых, смена социально-экономических ориентаций заставляет педагогов обратиться к базовым ценностям педагогики, для того чтобы осознать новые педагогические цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося общества.
В-третьих, субъекты образовательных систем: педагоги, родители, дети, а так же общество в целом как потребитель результатов педагогической деятельности - начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса компонентами веками накопленного народного опыта воспитания. Стало ясно, что именно общечеловеческие нравственно - воспитательные ценности могут обеспечить новые социально - педагогические процессы.
Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. Воспитание нравственных качеств необходимо начинать с раннего детства, чтобы такие моральные ценности, как долг, честь, достоинство, стали внутренними стимулами человека. Вопросам нравственности в истории отечественной и зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. По мнению выдающегося швейцарского педагога И.Г. Песталоцци, нравственное воспитание формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Л.Н. Толстой считал, что «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Старший дошкольный возраст – важный период в нравственном развитии детей. В это время у детей активно формируются первые представления о хорошем и плохом, навыки поведения. А.И. Герцен утверждал, что дети начинают рано чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.
«Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали», - это определение дал педагог И.П. Харламов.
Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литература, которая своей яркой образной формой, смысловым содержанием раскрывает внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, сопереживать.
В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему работы по нравственному воспитанию детей подготовительной группы, средствами художественной литературы.
Цель:
- воспитание социально нравственных качеств детей дошкольного возраста, через формирование устойчивого интереса к художественной литературе;
- повысить своё профессиональное мастерство.
Задачи:
- Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
- Формировать представления у детей о нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
- Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
- Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
- Составить картотеку игр - драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Этапы работы по самообразованию:
- Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
- Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
- Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.
- Представление опыта работы по теме: май 2020 г.
Ожидаемые результаты для детей:
- у детей сформируется представление о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев литературных произведений;
- разовьется позитивная самооценка у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;
- у детей повысится интерес к чтению художественной литературе;
- разовьются творческие способности, через ознакомление произведениями художественной литературы;
- умение бережно относится к книге и доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
- повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
- повышение уровня знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками, мотивации к учению художественной литературой;
- воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Организация детской деятельности.
- Образовательная деятельность
- Совместная деятельность взрослого и детей;
- Самостоятельная деятельность детей.
Формы предоставления результатов:
Оценка эффективности освоения курса программы проводится на основе:
- данных планового мониторинга детей в ДОУ (сентябрь,май).
- Работы с родителями (консультации, совместные занятия);
- отчета по теме самообразования воспитателя-руководителя на итоговом педсовете
Срок реализации: 1 год (2019-2020 учебный год)
План работы с детьми
Сентябрь
«Я и моя семья»
В.Осеева «Волшебное слово»
-подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения;
-развитие умений делать выводы;
-воспитание чувства гордости за свои поступки
«Дары осени»
Ю. Тувим «Овощи»;
Т. Егорова «Редиска. Тыква. Морковка»
- ознакомление детей с видами овощей;
-развитие памяти;
- содействование трудовому воспитанию.
«Золотая осень»
С. Михалков «Веселый турист»;
«Осень в лесу»
-ознакомление детей с описанием красоты природы через прозу;
-развитие воображения детей;
-воспитание желания оберегать окружающую природу
Октябрь
«Родная земля – кормилица – хлеб»
Сказка «Колосок»;
А. Мусатов «Откуда хлеб пришел»;
Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом»
-ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции;
-способствование развития положительных эмоций путем сопоставления произведений с реальностью.
-воспитание желания трудиться
«В гостях у бабушки Ульяны»
Сказка «Жихарка»;
Ш. Перро «Красная Шапочка»;
-ознакомление с русскими народными и авторскими сказками;
-развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;
-воспитание культуры поведения с незнакомцами
«Наш город»
С. Михалков «Овощи»;
Ш. Галиев «Три копейки на покупку»;
Сказка «Лисичка со скалочкой»
-развитие воображения детей;
-воспитание ответственности и порядочности
«Домашние животные»
Сказка «Три поросенка»,
Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»,
М. Пришвин «Журка»,
К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка»
-ознакомление детей с рассказами о животных;
- развитие памяти;
-воспитание желания заботиться о братьях наших меньших
Ноябрь
«Труд взрослых в детском саду»
А. Карандашова «Большая стирка»,
Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;
А. Фомин «Подружки»
-ознакомление детей с трудом взрослых;
- развитие умения делать выводы;
-содействование трудовому воспитанию
«Уголок природы»
Л. Толстой «О людях больших и маленьких»,
Т. Шорыгина «Рыбы», «Как карасик в пруд попал», Сладков «Карась»
-расширение представлений о нравственных качествах;
- развитие воображения детей;
-воспитание умения вести себя в обществе
«Поздняя осень (живая и неживая природа)»
С. Воронин «Трусишка»
-углубление представлений о жизни животных;
-развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;
-воспитание в детях единства слова и дела
«Уроки Здоровейки»
К. Чуковский «Айболит»,
Е. Зайцев «Уроки Айболита»
-продолжение ознакомления детей с произведениями К. Чуковский;
-развитие памяти;
-воспитание желания помогать другим
Декабрь
«Начало зимы (неживая природа, растительный мир)»
Л. Воронкова «Хитрый снеговик»,
И. Суриков «Зима»,
А. Барто «Елка»,
Н. Некрасов «Мороз – воевода»,
З. Александрова «Птичья елка», А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»,
Я. Аким «Первый снег»,
И.С. Никитин «Встреча зимы»
-продолжение формирования у детей понятий смены времен года;
-способствование развитию произвольного внимания;
-воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности
«Бытовая техника»
К. Чуковский «Федорино горе», «Телефон»
-ознакомление детей с произведениями К. Чуковского;
-развитие эмоционального отношения детей к персонажам;
-воспитание желания делать работу самостоятельно и своевременно
«В мире сказок»
«Лисичка – сестричка и серый волк»,
«Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка»,
С. Козлов «Зимняя сказка»
А, И. Одоевский «Мороз Иванович»
-углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках;
-способствование развитию положительных эмоций путем сопереживания сказочным персонажам;
-разъяснение сущности моральных норм
«Новый год в городе»
С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз»
-расширение представлений детей о праздновании Нового года;
-развитие эмоционального отношения детей к наступающим праздникам;
-обеспечение нравственного воспитания
Январь
«Дикие животные зимой»
С. Маршак «Детки в клетке»,
«Где обедал воробей»,
Е. И. Чарушин «Что за зверь»
-обучение детей слушанию стихотворного текста;
-способствование развитию произвольного внимания;
-воспитание желания бережно относиться к живым существам
«Предметы быта: посуда»
С. Могилевская «Поваренок Люли»,
Е. Благинина «То-то горе наше», «Почему они серые», «Обедать»;
С. Капутикян «Маша обедает»
-выявление специфики работы с посудой;
-развитие умения логически излагать мысли;
-содействие трудовому воспитанию
«Зимующие птицы»
М. Пришвин «Лесные хоромы»,
В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький «Воробьишко»,
З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили»
-подвести воспитанников к пониманию необходимости подкормки птиц зимой;
-развитие эмоционального отношения к проблемам нехватки корма в зимнее время года;
-воспитание чувства сопереживания пернатым, желания помочь им в трудную минуту
Февраль
«Транспорт»
Б. Житков «Что я видел»,
З. Александрова «Светофорчик»,
«Маша и медведь"
-обучение детей внимательности и аккуратности через произведения;
-развитие самостоятельности мышления;
-воспитание культуры поведения
«Наша армия»
В. Маяковский «Вот какой рассеянный»,
З. Александрова «Дозор»,
А. Барто «На заставе»
-ознакомление детей с произведениями на военную тематику;
-развитие воображения детей с помощью иллюстраций по теме недели;
-воспитание чувства гордости за свою страну
«Наши папы»
А. Барто «Есть такие мальчишки»,
С. Сахарнов «Самый лучший пароход»
-Ознакомление с проявлениями мужества у людей разного возраста;
-развитие умения слушать не перебивая;
-воспитание патриотизма и ответственности за себя и других
«Зимние развлечения, забавы»
А. Барто «Девочка чумазая»,
К. Чуковский «Мойдодыр»
-обучение детей быть опрятными с раннего возраста;
-развивать у детей желание всегда иметь аккуратный внешний вид;
-воспитание умения слушать других, не перебивая
Март
«Праздник мам»
Л. Квитко «Бабушкины руки»,
С. Михалков «А что у вас?»,
Е. Благинина «Вот какая мама»,
М. Карим «Эту песню мама пела»
А. Аким «Кто кому кто?»
Г. Бойко «Март»,
С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
-расширение представления детей о празднике 8 марта;
-развитие желания помогать своим мамам;
-воспитание чувства гордости за свою маму
«Наши добрые дела»
В. Осеева «Хорошее»,
А. Барто «Медвежонок – невежа»,
«Два жадных медвежонка»
-продолжение формирования у детей нравственных представлений о хорошем и плохом;
-развитие умений детей выражать свои эмоции;
-воспитание чувства коллективизма
«Вежливость»
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,
А. Барто «Младший брат»,
К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»
-обучение детей понятиям вежливости и гуманизма;
-развивать у воспитанников желание помогать другим в сложных ситуациях;
-воспитывать желание поступать в соответствии с нормами морали
«Ранняя весна и ее признаки»
И. Соколова – Микитина «Весна – красна»
-ознакомление детей с описанием природных явлений в произведениях российских авторов;
-развитие фантазии воспитанников;
-воспитание желания оберегать природу
Апрель
«Уроки Здоровейки»
Р. Ротенберг «Расти здоровым»,
В. И. Мирясова «Таня и мячик»
- продолжать знакомить детей с необходимостью ведения здорового образа жизни;
-развитие желания заниматься спортом;
-воспитание чувства ответственности за свое здоровье
«Космос»
И. Левитан «Малышам о звездах и планетах»,
Е. Баруздин «Как мы на ракете летали»,
Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»,
«Жил был звездочет»
-продолжение ознакомления детей с космосом;
-развитие желания узнать побольше о других планетах;
-воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина
«Домашние животные»
Т. Шорыгина «Моя корова»,
Е. Чарушин «Собака»,
Е. Благинина «Щенок»,
Л. Толстой «Котенок»,
В. А. Сухомлинский «Старый пес»,
С. Маршак «Усатый – полосатый»
- ознакомление детей с жизнью животных;
-развитие желания помогать и защищать домашних животных;
-воспитание бережного отношения ко всему живому
Май
Мониторинг
- выявить уровень развития детей
Алгоритм работы с книгой
1. Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций.
2. Чтение
3. Беседа и рассматривание иллюстраций.
4. Игра-драматизация или рисование иллюстраций к произведению.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад № 5 г. Россоши
Россошанского муниципального района Воронежской области
План работы по теме самообразования:
«Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
на 2019 – 2020 гг.
Воспитатель: Белоконова Е.В.
2019г.
Актуальность выбранной темы:
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности.
Повышение интереса к опыту нравственного воспитания - следствие трех взаимосвязанных причин.
Во-первых, в образовании происходит смена ведущих концепций воспитания современной молодежи и благодаря плюрализму позиций вырабатываются разнообразные подходы, как в самой педагогике, так и в образовательных системах. Причем, такая эволюция совершается на основе накопленного педагогического опыта, потому что именно воспитание дает почву для развития и укрепления многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех ее элементов.
Во-вторых, смена социально-экономических ориентаций заставляет педагогов обратиться к базовым ценностям педагогики, для того чтобы осознать новые педагогические цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося общества.
В-третьих, субъекты образовательных систем: педагоги, родители, дети, а так же общество в целом как потребитель результатов педагогической деятельности - начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса компонентами веками накопленного народного опыта воспитания. Стало ясно, что именно общечеловеческие нравственно - воспитательные ценности могут обеспечить новые социально - педагогические процессы.
Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. Воспитание нравственных качеств необходимо начинать с раннего детства, чтобы такие моральные ценности, как долг, честь, достоинство, стали внутренними стимулами человека. Вопросам нравственности в истории отечественной и зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. По мнению выдающегося швейцарского педагога И.Г. Песталоцци, нравственное воспитание формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Л.Н. Толстой считал, что «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Старший дошкольный возраст – важный период в нравственном развитии детей. В это время у детей активно формируются первые представления о хорошем и плохом, навыки поведения. А.И. Герцен утверждал, что дети начинают рано чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.
«Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали», - это определение дал педагог И.П. Харламов.
Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литература, которая своей яркой образной формой, смысловым содержанием раскрывает внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, сопереживать.
В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему работы по нравственному воспитанию детей подготовительной группы, средствами художественной литературы.
Цель:
- воспитание социально нравственных качеств детей дошкольного возраста, через формирование устойчивого интереса к художественной литературе;
- повысить своё профессиональное мастерство.
Задачи:
- Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
- Формировать представления у детей о нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
- Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
- Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
- Составить картотеку игр - драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Этапы работы по самообразованию:
- Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
- Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
- Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.
- Представление опыта работы по теме: май 2020 г.
Ожидаемые результаты для детей:
- у детей сформируется представление о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев литературных произведений;
- разовьется позитивная самооценка у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;
- у детей повысится интерес к чтению художественной литературе;
- разовьются творческие способности, через ознакомление произведениями художественной литературы;
- умение бережно относится к книге и доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
- повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
- повышение уровня знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками, мотивации к учению художественной литературой;
- воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Организация детской деятельности.
- Образовательная деятельность
- Совместная деятельность взрослого и детей;
- Самостоятельная деятельность детей.
Формы предоставления результатов:
Оценка эффективности освоения курса программы проводится на основе:
- данных планового мониторинга детей в ДОУ (сентябрь,май).
- Работы с родителями (консультации, совместные занятия);
- отчета по теме самообразования воспитателя-руководителя на итоговом педсовете
Срок реализации: 1 год (2019-2020 учебный год)
План работы с детьми
Сентябрь
«Я и моя семья»
В.Осеева «Волшебное слово»
-подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения;
-развитие умений делать выводы;
-воспитание чувства гордости за свои поступки
«Дары осени»
Ю. Тувим «Овощи»;
Т. Егорова «Редиска. Тыква. Морковка»
- ознакомление детей с видами овощей;
-развитие памяти;
- содействование трудовому воспитанию.
«Золотая осень»
С. Михалков «Веселый турист»;
«Осень в лесу»
-ознакомление детей с описанием красоты природы через прозу;
-развитие воображения детей;
-воспитание желания оберегать окружающую природу
Октябрь
«Родная земля – кормилица – хлеб»
Сказка «Колосок»;
А. Мусатов «Откуда хлеб пришел»;
Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом»
-ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции;
-способствование развития положительных эмоций путем сопоставления произведений с реальностью.
-воспитание желания трудиться
«В гостях у бабушки Ульяны»
Сказка «Жихарка»;
Ш. Перро «Красная Шапочка»;
-ознакомление с русскими народными и авторскими сказками;
-развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;
-воспитание культуры поведения с незнакомцами
«Наш город»
С. Михалков «Овощи»;
Ш. Галиев «Три копейки на покупку»;
Сказка «Лисичка со скалочкой»
-развитие воображения детей;
-воспитание ответственности и порядочности
«Домашние животные»
Сказка «Три поросенка»,
Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»,
М. Пришвин «Журка»,
К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка»
-ознакомление детей с рассказами о животных;
- развитие памяти;
-воспитание желания заботиться о братьях наших меньших
Ноябрь
«Труд взрослых в детском саду»
А. Карандашова «Большая стирка»,
Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;
А. Фомин «Подружки»
-ознакомление детей с трудом взрослых;
- развитие умения делать выводы;
-содействование трудовому воспитанию
«Уголок природы»
Л. Толстой «О людях больших и маленьких»,
Т. Шорыгина «Рыбы», «Как карасик в пруд попал», Сладков «Карась»
-расширение представлений о нравственных качествах;
- развитие воображения детей;
-воспитание умения вести себя в обществе
«Поздняя осень (живая и неживая природа)»
С. Воронин «Трусишка»
-углубление представлений о жизни животных;
-развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;
-воспитание в детях единства слова и дела
«Уроки Здоровейки»
К. Чуковский «Айболит»,
Е. Зайцев «Уроки Айболита»
-продолжение ознакомления детей с произведениями К. Чуковский;
-развитие памяти;
-воспитание желания помогать другим
Декабрь
«Начало зимы (неживая природа, растительный мир)»
Л. Воронкова «Хитрый снеговик»,
И. Суриков «Зима»,
А. Барто «Елка»,
Н. Некрасов «Мороз – воевода»,
З. Александрова «Птичья елка», А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»,
Я. Аким «Первый снег»,
И.С. Никитин «Встреча зимы»
-продолжение формирования у детей понятий смены времен года;
-способствование развитию произвольного внимания;
-воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности
«Бытовая техника»
К. Чуковский «Федорино горе», «Телефон»
-ознакомление детей с произведениями К. Чуковского;
-развитие эмоционального отношения детей к персонажам;
-воспитание желания делать работу самостоятельно и своевременно
«В мире сказок»
«Лисичка – сестричка и серый волк»,
«Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка»,
С. Козлов «Зимняя сказка»
А, И. Одоевский «Мороз Иванович»
-углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках;
-способствование развитию положительных эмоций путем сопереживания сказочным персонажам;
-разъяснение сущности моральных норм
«Новый год в городе»
С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз»
-расширение представлений детей о праздновании Нового года;
-развитие эмоционального отношения детей к наступающим праздникам;
-обеспечение нравственного воспитания
Январь
«Дикие животные зимой»
С. Маршак «Детки в клетке»,
«Где обедал воробей»,
Е. И. Чарушин «Что за зверь»
-обучение детей слушанию стихотворного текста;
-способствование развитию произвольного внимания;
-воспитание желания бережно относиться к живым существам
«Предметы быта: посуда»
С. Могилевская «Поваренок Люли»,
Е. Благинина «То-то горе наше», «Почему они серые», «Обедать»;
С. Капутикян «Маша обедает»
-выявление специфики работы с посудой;
-развитие умения логически излагать мысли;
-содействие трудовому воспитанию
«Зимующие птицы»
М. Пришвин «Лесные хоромы»,
В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький «Воробьишко»,
З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили»
-подвести воспитанников к пониманию необходимости подкормки птиц зимой;
-развитие эмоционального отношения к проблемам нехватки корма в зимнее время года;
-воспитание чувства сопереживания пернатым, желания помочь им в трудную минуту
Февраль
«Транспорт»
Б. Житков «Что я видел»,
З. Александрова «Светофорчик»,
«Маша и медведь"
-обучение детей внимательности и аккуратности через произведения;
-развитие самостоятельности мышления;
-воспитание культуры поведения
«Наша армия»
В. Маяковский «Вот какой рассеянный»,
З. Александрова «Дозор»,
А. Барто «На заставе»
-ознакомление детей с произведениями на военную тематику;
-развитие воображения детей с помощью иллюстраций по теме недели;
-воспитание чувства гордости за свою страну
«Наши папы»
А. Барто «Есть такие мальчишки»,
С. Сахарнов «Самый лучший пароход»
-Ознакомление с проявлениями мужества у людей разного возраста;
-развитие умения слушать не перебивая;
-воспитание патриотизма и ответственности за себя и других
«Зимние развлечения, забавы»
А. Барто «Девочка чумазая»,
К. Чуковский «Мойдодыр»
-обучение детей быть опрятными с раннего возраста;
-развивать у детей желание всегда иметь аккуратный внешний вид;
-воспитание умения слушать других, не перебивая
Март
«Праздник мам»
Л. Квитко «Бабушкины руки»,
С. Михалков «А что у вас?»,
Е. Благинина «Вот какая мама»,
М. Карим «Эту песню мама пела»
А. Аким «Кто кому кто?»
Г. Бойко «Март»,
С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
-расширение представления детей о празднике 8 марта;
-развитие желания помогать своим мамам;
-воспитание чувства гордости за свою маму
«Наши добрые дела»
В. Осеева «Хорошее»,
А. Барто «Медвежонок – невежа»,
«Два жадных медвежонка»
-продолжение формирования у детей нравственных представлений о хорошем и плохом;
-развитие умений детей выражать свои эмоции;
-воспитание чувства коллективизма
«Вежливость»
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,
А. Барто «Младший брат»,
К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»
-обучение детей понятиям вежливости и гуманизма;
-развивать у воспитанников желание помогать другим в сложных ситуациях;
-воспитывать желание поступать в соответствии с нормами морали
«Ранняя весна и ее признаки»
И. Соколова – Микитина «Весна – красна»
-ознакомление детей с описанием природных явлений в произведениях российских авторов;
-развитие фантазии воспитанников;
-воспитание желания оберегать природу
Апрель
«Уроки Здоровейки»
Р. Ротенберг «Расти здоровым»,
В. И. Мирясова «Таня и мячик»
- продолжать знакомить детей с необходимостью ведения здорового образа жизни;
-развитие желания заниматься спортом;
-воспитание чувства ответственности за свое здоровье
«Космос»
И. Левитан «Малышам о звездах и планетах»,
Е. Баруздин «Как мы на ракете летали»,
Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»,
«Жил был звездочет»
-продолжение ознакомления детей с космосом;
-развитие желания узнать побольше о других планетах;
-воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина
«Домашние животные»
Т. Шорыгина «Моя корова»,
Е. Чарушин «Собака»,
Е. Благинина «Щенок»,
Л. Толстой «Котенок»,
В. А. Сухомлинский «Старый пес»,
С. Маршак «Усатый – полосатый»
- ознакомление детей с жизнью животных;
-развитие желания помогать и защищать домашних животных;
-воспитание бережного отношения ко всему живому
Май
Мониторинг
- выявить уровень развития детей
Алгоритм работы с книгой
1. Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций.
2. Чтение
3. Беседа и рассматривание иллюстраций.
4. Игра-драматизация или рисование иллюстраций к произведению.
План работы
1. Изучение литературы по данной теме.
-разработка перспективного плана на сентябрь – май в подготовительной группе.
2. «Роль книги в нравственном воспитании детей»,
Октябрь
Консультация для родителей
3.«Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Ноябрь
Консультация для воспитателей
4. Выставка книг.
Декабрь
Оформление выставки для родителей
5. «Чтобы дети росли добрыми»;
Январь
совместная творческая деятельность родителей и детей
6. Картотека игр
Февраль
Март
Создание картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов
7. «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка»
Апрель
Консультация для родителей
8. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете
Май
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"
Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"...

Отчёт по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литер...

Презентация отчёт в средней группе по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкол...

Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...

Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...

План по самообразованию: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
План по самообразованию: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы» на 2024 – 2025 гг.Актуальность выбранной темы:Современный мир...

Самообразования «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Цель:Воспитание социально нравственных качеств детей дошкольного возраста, через формирование устойчивого интереса к художественной литературе; повысить своё профессиональное мастерство....
