Выступление на педагогическом совете "Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей".
методическая разработка по теме

Хромова Вера Александровна

"Дошкольный возраст"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doshkolnyy_vozrast.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 34 комбинированного вида

Выступление на педагогическом

совете на тему:

«ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:

проблемы развития

художественно – творческих

способностей».

Воспитатель:

Хромова В. А.

-2012-

р. п. Большие Вязёмы

Дошкольный возраст:

Проблемы развития

Художественно-творческих

Способностей

Каждый педагог знает: способность детей сочинять, придумывать, рисовать требует систематического и целенаправленного развития. Исследование авторов Э.Г.Пилюгиной. О.Г.Тихновой  убедительно доказывают: если не спешить с показом ребёнку способов рисования предметов в начальный период овладения деятельностью (т.е. до трёх, а то и до четырёх лет), но заботится при этом, чтобы накапливались у него сенсорный опыт, культура, развивалось восприятие. Тогда малыш значительно раньше начинает самостоятельно создавать изображения довольно сложных предметов.  

Однако ребёнок не рождается фантазёром. Его способность сочинять, придумывать основывается на развитии воображения. Воображение необходимо не только в деятельности изобретателя, но и в наиболее абстрактных областях науки. Ни в какой другой области воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанным с образным мышлением невозможна ни одна художественна - творческая деятельность. Следовательно, для изобразительной деятельности необходимо развивать у детей, во-первых, эстетическое восприятие, учить их видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков. Тогда накапливаемые образы создадут тот сенсорный опыт, который, развиваясь, вступает во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. Этому должна способствовать вся воспитательно-образовательная работа.

Во-вторых, образное мышление. Характеризуя мышление ребёнка, психологи выделяют стадии: наглядно-образное, логическое. Известно, наглядно-образное мышление опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи. Более того, как считают специалисты, с помощью образного мышления успешно осваиваются уже в зрелом возрасте такие творческие профессии, как конструктор, дизайнер, художник, писатель.

В-третьих, воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое, как мы сказали выше, развивается на основе комбинирования воспринимаемых образов. Воображение детей педагог развивает и средствами самой деятельности. Соответственно продумывая темы  рисунков, лепки, аппликации, и в процессе разнообразных игр-упражнений, непосредственно связанных с деятельностью.

В-четвёртых, владение способами деятельности. Исследования коллег (Н.Я.Михайленко), доказывают: только овладев способами деятельности, ребенок чувствует себя свободным и независимым в творческих проявлениях. Это положение подтверждают психологи и педагоги. На основе их работ можно говорить, что ребёнок развивается путём присвоения общественно-исторического опыта человечества. И усвоить этот опыт он может, как правило, только через взрослого – родителя, педагога, последовательно и систематически передающего приёмы той или иной деятельности. Разумеется, способы деятельности специфичны для каждого вида художественной деятельности, и овладение ими в одном виде деятельности не переносится на другие.

В-пятых, эмоциональное отношение к объектам эстетического характера (искусство, жизнь, природа). Эмоциональное отношение к художественной деятельности – это важнейший фактор формирования у детей художественно-творческих способностей и эстетического воспитания вообще. Эмоциональное положительное отношение – основа любой деятельности, тем более художественно-речевой, музыкальной, игровой – обеспечивается удовлетворение в деятельности тех или иных потребностей ребёнка. Одна из наиболее актуальных – интеллектуальная (стремление научится самому что-то создавать, исполнять, делать). Другая – коммуникативная: потребность содержательного общения со сверстниками и взрослыми. Значима для дошкольника и потребность в самоутверждении, реализуемая при успешной деятельности.

Все выделенные психические процессы – восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к художественной деятельности – составляют базу каждого вида художественной деятельности. Развитие их у детей в одной, какой либо творческой деятельности положительно сказывается на овладении другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Развитие психических процессов, таким образом, основа интеграции разных видов искусства, успешного освоения видов художественно-творческой деятельности и установления их взаимосвязи. Феномен интегрированного развития , проявления художественно-творческих способностей объясняется ещё и возможностью передавать образы объектов и явлений действительности в разных видах искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему"Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности"

Проект содержит актуальность, цель и задачи. В основу проекта легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.Проект включает план реализации и ожидаемый резул...

Педагогический совет на тему "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников"

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого ч...

Самоанализ педагогической деятельности по теме: « Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

Самоанализ педагогической деятельности по теме:« Развитие художественно - творческих способностей  детей  дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования....