Тренинг с педагогами ДОУ "Профессиональное саморазвитие педагога "Взрослый в мире детей"
рабочая программа по теме

Портнова Анна Алексеевна

Тренинг состоит из 12 встреч педагога-психолога с педагогами   ДОУ продолжительностью 60 мин. 

Направлен на активизацию стремления участников к познанию себя и самосовершенствованию, личностному и профессиональному развитию через приобретение, анализ и переоценку их собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon trening_s_pedagogami.zip48.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг с педагогами ДОУ «Профессиональное саморазвитие педагога «Взрослый в мире детей»

         Цели и задачи:

  1. Развитие коммуникативной компетенции.
  2. Развитие межличностной чувствительности.
  3. Развитие самосознания.
  4. Развитие профессионально - значимых качеств и психических процессов.
  5. Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья.
  6. Сплоченность коллектива и разрешение внутригрупповых конфликтов.
  7. Освоение социальных и профессиональных ролей.

Предполагаемый результат:

Активизация стремления участников к познанию себя и самосовершенствованию, личностному и профессиональному развитию через приобретение, анализ и переоценку их собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия.

Тренинг состоит из 12 занятий, продолжительностью 60 мин.

План занятий:

  1. «Я в этом мире» (Самопознание и саморазвитие.)

Цели:

- формирование адекватного представления о себе;

-снятие внутриличностных конфликтов и напряжений.

1) Ознакомление с целями работы и правилами группы.

1. Постоянство. Каждый участник работает от начала до конца работы группы и не опаздывает.

2.Конфиденциальность. Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы.

3. Активность. Каждый член группы постарается быть активным участником происходящего и будет стремиться участвовать во всех событиях и процедурах.

4. Искренность в общении и право сказать «нет». Каждый из группы постарается быть искренним, но имеет право сказать «нет».

5. Обращение по имени. В группе необходимо называть участников по имени и не говорить о присутствующих в третьем лице.

6. Доверительный стиль общения. Обращение ко всем членам группы одинаково, на «ты» или на «вы».

7. Персонификация высказываний. Участники говорят от себя лично: «Я считаю, что…..» , «Я думаю….» и т.п., вместо высказываний «Большинство моих друзей считает, что…..», «Некоторые думают….»  

8. Недопустимость непосредственных оценок человека. Следует оценивать не участников, а их действия(за исключением специально организованных процедур). Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься…..». Следует говорить: «Мне не нравится, когда ты говоришь… или поступаешь так- то…».

9. Обсуждение процедур по принципу «здесь и теперь». В группе полагается говорить только то, что происходит с самими участниками, и о том, что замечают они, при этом не игнорируя прежний  жизненный опыт, в том числе и эмоциональный.

2) Самопознание – что это? Для чего оно нужно и нужно ли вообще?

3) «Презентация товарища»

Первый участник представляется, называя свое имя, например – Ольга. Ведущий предлагает рассказать все, что участники о ней знают. Ольга молча слушает, не перебивая. При возникновении продолжительной паузы, демонстрирующей, что рассказать больше нечего, Ольге предоставляется слово для добавлений и поправок. По окончании Ольга говорит группе «Спасибо, что рассказали обо мне.» , и слово для представления переходит к следующему по кругу участнику.  

4)Какие чувства и эмоции вы испытали? Соответствуют ли описания вашей личности?

5)Заполнение следующей таблицы:

Другие

                                                                  Я

Знаю о себе

Не знаю о себе

Знают обо мне

Поведение, чувства и мотивы, которые известны и самому человеку и окружающим.

То, чего человек не замечает о себе, а другие считают неуместным говорить об этом.

Не знают обо мне

То, что осознает субъект, но не  знают другие.

То, что человек не знает, не открыл в себе, и чего о нем не предполагают другие.

Мы будем работать над расширением 4-ой области.

5)Обсуждение тренинга.

6)Д/З. Заполнение таблицы.

2.  Профессиональное самопознание и саморазвитие педагога.

  1. Таблица. Заполненные области.
  2. О собственной педагогической направленности.

  Ученые отмечают, что у педагога есть три возможности и три пути в определении перспектив своего развития:  путь адаптации, путь саморазвития и путь стагнации (распад деятельности, деградация личности) Знание собственной педагогической направленности, ее слабых и сильных сторон выступает в качестве условия определения перспективных линий самовоспитания. Профессиональное самопознание имеет объектом не личность, а профессионально значимые личностные характеристики.

  1. Диагностика.(Белянина с. 113)
  2. Педагогические позиции. (Справочник с. 156)
  3. Д/З. Чем отличается ваше самосознание от результатов диагностики и от видения вас коллегами?

  1. Общение.
  1. Обсуждение домашнего задания. Выяснение причин различий.
  2. Метафора общения. (Евтихов с. 148)
  3. Определение общения.
  4. Выделение проблем в общении:

- вежливый отказ;

- первый разговор;

- просьба;

- интонация.

                5) Упражнения.

«Техника вежливого отказа» Предположим, к вам пришел рекламный агент с целью вынудить вас что-нибудь купить. Вы торопитесь и , кроме того, совершенно не заинтересованы в этом. Иногда умение выгнать бывает просто очень полезно, но сейчас наша цель научиться другому опыту действия. Нужно решить эту проблему,причем: не потерять время, не выйти из себя, не поддаться на уговоры. (Евтихов с.194)

«Просьба»  Задача одного участника – попросить другого выполнить какую – либо его просьбу, для начала нужно попросить что – нибудь не очень значимое на время. Участнику необходимо проявить все свое мастерство, оригинальность и находчивость. Использовать различные приемы, например: начинать просьбу с комплимента, упомянуть некоторые заслуги, авторитет и значимость. Попробовать сразу за просьбой  высказывать косвенную признательность, благодарность за предстоящую услугу и т.п. Задача второго участника- внимательно выслушать просьбу, оценить, насколько эффективно действовал партнер, и в конечном итоге согласиться или не согласиться выполнить просьбу. В конце упражнения нужно выделить стратегии наиболее удачливых «просителей»

                6)           СИТУАЦИЯ:

                         - как вы ответили? (чувства)

                         - как вы хотели бы ответить? (чувства)

7) Д/З. Использовать на практике одно из упражнений.

  1. Жизнь по собственному выбору.

  1. Обсуждение домашнего задания.
  2. «Четвертый туннель» (Евтихов с.147)
  3. Можно ли выбрать прошлое? (Белянина с.121) Часто опыт влияет на наше общение с людьми в настоящем. Если ситуация чем – то напоминает прошлую неудачу, мы склонны к старым способам реагирования, к прежним чувствам. Когда человек вдруг начинает активно защищаться, даже если на него никто не нападает, он чаще всего сражается с призраками былого, сохранившимися в чувствах и путешествующими во времени. Но мы можем изменить свое отношение к событиям прошлого даже много лет спустя. Мы способны изменить прежнее отношение к воспоминаниям, отравляющим настоящее. Мы обретаем эту способность, когда понимаем и признаем ценную роль Минувших событий и их досрочных последствий в нашей жизни.
  4. Упражнение на осознание внутренних ресурсов человеческих сил. (Белянина с. 122)
  5. Д/З. Опишите событие из вашего жизненного опыта, которое помогает вам чувствовать уверенность в себе.

  1. Толерантность.

  1. Беседа о домашнем задании.
  2. Что такое толерантность? Толерантны ли вы? (Белянина с.32)

Толерантность – уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии, это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культа войны культурой мира. (тест Белянина с. 123)

  1. Упражнение «Увидеть хорошее в плохом» (Саенко с.160) Из людей, которых вы знаете выберите несколько человек: - кто вам просто не нравится;  - кого вы не любите; - кого вы ненавидите; - кого вы презираете..Найдите в этих людях положительные качества, которые вы могли бы полюбить. Вопросы для обсуждения: что вы чувствовали,когда выполняли это упражнение? Что вы ощущаете сейчас? С какими затруднениями вы столкнулись, выполняя это упражнение? Как вы преодолели эти трудности? Как можно использовать опыт, полученный в этом упражнении, в реальной жизни?
  2. Д/З. Для ситуации, которая произойдет на следующей неделе, будет вас раздражать, вызывать негативные эмоции. Чем она вам помогла? Что вы из нее извлекли? Постарайтесь извлечь положительные эмоции.

5,6  «Конфликты»

  1. Обсуждение ситуации из домашнего задания.  
  2. Что такое конфликт? Конфликт возникает  при наличии противоположных позиций сторон и рассматривается как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов субъектов взаимодействия. Для возникновения конфликта необходим инцидент, когда одна сторона начинает ущемлять другую. Если противоположная сторона начинает действовать, то конфликт из потенциального превращается в актуальный. Сигналом конфликта служит кризис отношений, напряжение, недоразумение, общий дискомфорт. Последствиями деструктивно решенного конфликта является: тревога, беспомощность, смятение, развал, отрицание, уход и т.д. и, наоборот, при конструктивно разрешенном конфликте, человек чувствует радость, успех, эффективность, энергичность и т.д.  
  3. Упражнение на выявление собственной стратегии поведения в конфликтной ситуации. (Белянина с.125) Посмотрите на результаты вашей работы. Теперь вы видите, как страдает ваше тело, когда приходит в действие механизм «Борьба или избегание»? Реакция такая, как будто вопрос стоит о жизни и смерти. Если эта реакция продолжается долго, может серьезно пострадать здоровье. Необходимо успокоиться, охладить себя, вернуть тело в равновесное состояние,  чтобы решить проблему. Дыхание – один из важных факторов, за которым нужно следить во время конфликта. Когда мы боимся, сердимся, раздражены, дыхание становится прерывистым и затрудненным. Чем спокойнее и ритмичнее мы дышим, тем в большей степени сохраняется наша способность к ясному мышлению, тем шире выбор самых разнообразных реакций для решения поставленных перед нами задач.
  4. Упражнение «Предупреждающие сигналы» (Белянина с.125)
  5. Д/З.Упражнение «Применение правил конструктивного выражения эмоций»

  1.  «Женственность»

  1. Различие женского и мужского начала. Составление таблицы:

Мужчины

Женщины

Продолжительность жизни на 5 лет дольше.

Хорошо ориентируются в пространстве, выбирают правильное направление.

Ориентируются по опознавательным знакам.

Медленно развиваются до пубертата, а далее прорыв, до 35-40 лет – творческий период.

Быстрое развитие в юности, затем задача «продолжение рода». Творческий процесс после 30 и до 70 лет.

Принятие речевой информации левым(логическим) полушарием.

Задействованы оба полушария.

Легко поддаются командам и муштре. Признают иерархию отношений.

Трудно поддаются командам, тяжело устанавливают связи подчинения.

Череп крупнее, ноздри больше, голос грубый(связано с нагрузками на охоте).

Лучше обоняние, черты лица мельче(занятие земледелием),голос высокий - подчеркивает беззащитность.

Отложение жира на средней части туловища. На руках и ногах мышцы.

Отложение жира на всем теле равномерно. Служит защитой и выполняет функцию горба верблюда.

  1. Нужно ли нам быть мужественными? Приспособлены ли мы?
  2. «Рекомендации для трудных взрослых» (Белянина с. 98)

! Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка, с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их нужно по-разному. Но обязательно очень любить.

! Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту, девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

! Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж конечно, не так, как мы, взрослые.

! Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

! Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

! Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них элемент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам раскрыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

! С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постоянно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетипичных заданий.

! Не забывайте не только рассказывать, но и показывать, особенно это важно для мальчиков.

! Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости(истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально - логического» полушария. Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

! Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

! Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней, бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

! Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

  1. Упражнение «Комплимент» (Саенко с.217)  Сидя в кругу, каждый участник должен посмотреть на партнера, сидящего слева, найти то, что нравится в его поведении, и сказать ему об этом. Тот, кому сделан комплимент, должен как минимум поблагодарить соседа. Надо сосредоточиться на конкретных особенностях человека, а не на абстрактных качествах.
  2. Д/З. Найти в себе признаки мужественности и обосновать их нужность или ненужность.

8,9   «Чувства.  Эмоции. »

  1. Эмоции – отражение отношения субъекта к социально – значимым объектам окружающего мира. Эмоции отражают отношение человека к миру и к самому себе, сообщают об удовлетворении или неудовлетворении потребностей, а так же о возможности/невозможности ее удовлетворения в будущем; они кратковременны, непосредственно переживаются в данный момент.

Чувства – в отличие от эмоций, выражающих отношение к ситуации, относятся к личностно значимым объектам; они характеризуются устойчивостью, длительностью, принадлежностью к чертам личности.

Эмоции и чувства могут не совпадать или даже противоречить друг другу: например, любимый человек может вызывать эмоцию неудовольствия или гнева.

Аффект – сильно выраженная эмоция. Характеризуется быстрым возникновением, очень большой интенсивностью  переживания, кратковременностью, бурным выражением, снижением сознательного контроля своих действий.

  1. Основные эмоции и их функции:

Эмоции, чувства

Отрицательные функции

Положительные функции

Страх

Сковывает движения в экстренной ситуации.

Организует поведение, направленное на устранение угрозы.

Печаль

Может привести к депрессии.

Направляет деятельность человека на построение новых  отношений, создание новых целей и ценностей.

Отвращение

Может привести к разрыву отношений.

Сигнализирует человеку, что он должен измениться.

Презрение

Вызывает высокомерие, гордыню по отношению к другим.

Укрепляет групповые нормы.

Гнев

Разрушает, подавляет конструктивное разрешение ситуации.

Мобилизует энергию самозащиты, уменьшает страх.

Стыд

Понижает самооценку.

Формирует умение учитывать социальные оценки и групповые нормы.

Удивление

Является показателем некомпетентности.

Подготавливает к эффективному взаимодействию с новым событием и его последствиями.

Интерес

Может являться праздным любопытством.

Стимулирует творчество и познание мира.

Радость

Может являться показателем беззащитности.

Закрепляет эффективные способы удовлетворения потребностей.

Вина

Приводит к стыду и к депрессии.

Направляет поведение на исправление и возмещение ущерба.

Симпатия

Привязанность

Дружба

Влюбленность

Любовь

Счастье

Гордость

Враждебность

Зависть

Ревность

       

  1. Упражнение «Выражение и отражение чувств» (Саенко с. 105)
  1. Выражение негативных эмоций. Вспомните ситуацию, в которой партнер доставил вам неприятные чувства. Объективно опишите ситуацию, назовите свои чувства, вызванные конкретным поступком партнера. Внимательно слушайте партнера, отражайте его чувства, но сохраняйте спокойствие и настойчивость. Поблагодарите партнера за то, что он вас выслушал.

Сообщение к партнеру начинается с местоимений (я, мне, меня), далее называются испытываемые эмоции(гнев, страх, тревога, вина, стыд, презрение, разочарование и др.), далее описывается поступок партнера, способствующий появлению названных эмоций, далее в позитивной форме(утверждения, а не отрицания) перечисляются просьбы, пожелания или требования к партнеру. ВОПРОСЫ : Выражены ли были желания в форме конкретного поведения? Были ли названы чувства? Удалось ли участнику не втянуть себя в дискуссию? Соответствовало ли невербальное поведение вербальному?

2.Выражение позитивных эмоций. Вспомните ситуацию,  которой близкий человек своим поведением вызывал бы у вас позитивные чувства. В ясной форме выразите позитивные чувства партнеру и укажите, каким конкретно поступком вызваны ваши чувства. Следите за соответствием вербального и невербального поведения. Если в ответ услышите отговорки – повторите несколько раз.

3. Отражение позитивных эмоций. Вспомните ситуацию, в которой близкий вам человек испытывал приятные чувства. Выслушайте партнера и максимально точно перескажите чувства, которые он испытал.

4. Отражение негативных эмоций. Вспомните ситуацию, в которой близкий вам человек испытывал неприятные чувства. Максимально точно перескажите чувства, которые испытывает партнер.

4) Иррациональные идеи. Выберите из прочитанного списка ваши иррациональные идеи.

Список иррациональных идей (убеждений).

  1. Я ничего не умею.
  2. Я всегда во всем виноват.
  3. Я несу ответственность за поступки других людей.
  4. Я должен быть вежливым.
  5. Я причастен к проблемам других людей.
  6. Я никому не нужен.
  7. Во всем виноваты другие.
  8. Я не должен быть агрессивным.
  9. Я не достоин хорошего отношения.
  10. Я не нравлюсь себе.
  11. У меня нет качеств, чтобы преуспеть.
  12. Мой удел-страдать.
  13. У меня ничего не получится.
  14. Меня никто не любит.
  15. Все родители плохие.
  16. Со мной всегда все происходит плохое.
  17. Никому нельзя доверять.
  18. Надо быть настороже.
  19. Я недостаточно хорош.
  20. Я одинок в этой жизни.
  21. Нельзя расслабляться.
  22. Я предпочитаю ничего не менять.
  23. Я должен всем нравиться.
  24. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось.
  25. Я должен все знать и уметь и во всем добиваться успеха.
  26. Я не властен над своими эмоциями и не могу не испытывать их.
  27. Люди не должны испытывать гнев.
  28. Будет ужасно, если я не успею сделать то, что запланировано.

 Д/З. Подберите для каждой из них контраргумент - рациональную идею

7) Рациональные идеи (составить список). Использовать следующие способы переформулирования иррациональных убеждений:

-все люди свободны, и я хочу…, я предпочитаю…, я ожидаю…

-все люди сами отвечают за свою жизнь, не меня обидели, а я обиделась, потому что…, или я сама не сумела отказаться сделать это…

-все люди автономны,имеют право на различающиеся взгляды, желания и чувства…Человек не может принуждать кого-то, за исключение юридической ответственности за поведение другого человека, или тот нарушает его автономию и права.

8) Использование совладающих  образов. (Саенко с. 180)

1. «Образы изменения сознательного контекста». Позволяют рассмотреть ситуацию с разных сторон. (Для кого из других данное событие может быть положительным? Могу ли я пережить все это ради него?)

2. «Образы изменения восприятия намерения». Используются для того,чтобы убедить себя в отсутствии у оппонента злого умысла и найти у него более одобряемые мотивы. (Представьте, что ваш муж не был на вас рассержен, просто у него были неприятности на работе.)

3. «Образы успеха». Помогают почувствовать себя успешно справляющимся со сложными ситуациями или выполняющим какое-либо задание в совершенстве. (Представьте, что у вас самый счастливый брак.)

4. «Расслабляющие образы». Сцены природы и чувственные визуализации используются для противопоставления мыслям, вызывающим страх или тревогу.

5. «Неприязненные образы». Используется для того, чтобы вызвать отвращение и избежать нежелательного поведения. (Представьте, что ваша привычка курить вызывает у ваших детей эмфизему. Представьте, что ваша сигарета набита сушеным навозом.)

6. «Образы будущего».Используются для прояснения целей и ценностей. Заставляют оглянуться на настоящее из будущего. (Представьте, что вам 85 лет, и вы оглядываетесь на прожитую жизнь. Что вы теперь сочтете важным и что-ничего не значащим?)

7. «Превентивные образы». Помогают справиться с проблемами, с которыми человек может столкнуться в будущем. Например, смерть, болезнь, бедность и т. д.

8. «Образы вознаграждения». Способствуют успешному завершению дел посредством представления о вознаграждении.

9. «Уничтожающие образы». Уменьшают негативные эффекты неприятных,  устрашающих визуализаций. (Представьте своего начальника в костюме утки, крякающего.)

10. «Корректирующие образы». Помогают исправить ошибки, допущенные в прошлом. (Представьте, что бы вы сделали, если бы пришлось сделать это снова).

11. «Аварийные образы». Помогают справляться с худшими возможными последствиями события.(Представь, что может произойти самого плохого, если вы потеряете работу.)

12. «Маловероятные образы». Представление всех возможных «ужасных событий», помогает перестать контролировать все вокруг. (Что ужасного может произойти, когда вы лежите в постели?)

13. «Эмпатические образы». Используются для того, чтобы научиться воспринимать мир с точки зрения другого человека. (Как к вам относится человек, которого вы обидели?)

14. «Катарсические образы». Помогают отреагировать непроявленные прежде эмоции, такие как гнев, любовь, ревность и т. д. (Представьте, что вы кричите в ответ на грубость.)

15. «Нулевые образы». Помогают нейтрализовать воображаемые неприятные последствия пугающих ситуаций. (Представьте, что вы встали перед всеми собравшимися и вышли. Представьте, что никто не заметил и никому до этого не было дела.)

16. «Образы безопасности». Дают чувство уверенности в пугающей ситуации. (Когда вы находитесь в самолете, представьте, что мама держит вас в теплом розовом одеяльце.)

17. «Фантастические образы». Разрешают в воображении такие проблемы, которые необходимо решить в реальности. (Представьте, что ваша умершая бабушка явилась сейчас перед вами. Какой она вам даст совет?)

18. «Пресыщающие образы». Помогают избавиться от навязчивых идей с помощью воспроизведения одной и той же ситуации снова и снова, пока не надоест. (В течение следующих двух дней по 50 раз в день представляйте себе, что ваш муж занимается любовью с каждой женщиной, которую вы встречаете.)

19. «Альтернативные образы». Используются, когда нужно определиться между двумя линиями поведения. (Представьте, на что будет похожа ваша жизнь в Москве и в глухой деревне. Сопоставьте эти два образа.)

20. «Образы негативных последствий». Позволяют выявить неприятные последствия того, что кажется позитивным. (Представьте, что вы разбогатели и вашу дочь похитили бандиты.)

 

10, 11, 12. Психологические техники и способы конструктивного  решения проблемных ситуаций.

  1. Конструктивная реакция на гнев партнера.
  1. Вербализация своих чувств. Открыто сказать о своих чувствах, которые возникли после выслушивания критики в свой адрес, это помогает критикуемому партнеру снять эмоциональное напряжение.
  2. Юмор. Удачная шутка по поводу сути конфликта, которую может понять партнер,- лучший ответ на гнев. Но партнер не должен становиться объектом шутки, только ситуация или обстоятельства. Важно уметь найти ироничность ситуации.
  3. Вербализация чувств партнера. Если партнер испытывает сильный гнев, полезно поставить себя на его место и подумать, насколько обоснованно возникновение гнева. Необходимо отразить чувства партнера и поделиться своими.
  4. Тайм-аут. Выйти из комнаты или дома, оставить гневающегося партнера одного, уход от конфликта содержит следующее послание: «Я не позволю тебе относиться ко мне таким образом. Я должен тебя покинуть, пока твое настроение не станет лучше».
  1. Конструктивное противостояние агрессии. Агрессия может проявляться в виде открытого нападения или манипулирования и принимать формы высказывания пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека, грубого осуждения, поношения или осмеяния его дел, поступков, напоминания о постыдных или прискорбных фактах его биографии, навязывание непрошенных советов, нравоучения и т.д.

Конструктивное противостояние агрессии выражает уважение и признание партнеру и адресовано к его разуму. Оно осуществляется с помощью техник психологического самбо – вербальных и невербальных средств, позволяющих контролировать свое поведение и мышление, не допускать возникновение аффекта и эскалацию гнева.

  1. Техники психологического самбо.

Требования:

- четкие речевые конструкции;

- спокойная, задумчивая или грустная интонация;

- пауза перед ответом, сопровождаемая задумчивым выражением лица и внимательным взглядом в лицо собеседнику;

-неторопливость ответа.

Ошибки:

- самооправдание;

- встречное нападение («Да на себя посмотри!»);

- высказывание вопроса вопроса о мнении третьих лиц( «Да, и что они об этом говорят?»);

- высказывание вопроса о «зачинщиках» ( «Кто первый начал?»);

- лживые и неискренние высказывания;

- грубые формулировки вопросов и ответов («А тебе-то что?»);

- высказывания о психологических правах и обязанностях (« Я имею право не отвечать! Я не обязан отчитываться»);

- высказывание вопроса  об отношении (« Вы мне не доверяете? Ты что, завидуешь?»).

Техники психологического самбо

  1. Бесконечное уточнение.

Подробное и точное выяснение того, что является объектом нападающего. Например: «Что бы вы посоветовали мне изменить?», «Позволь, я тебе объясню. Каждый понедельник я составляю подробный план, включающий от 3 до 10 пунктов…..», « Видишь ли, меня действительно легко задеть, причем по трем причинам, во-первых, я стараюсь стремиться к совершенству, любые промахи и неудачи вводят меня в состояние необычайной тоски. Вот, например,  в прошлом году…».

  1. Внешнее согласие (наведение тумана).

Выражение согласия с какой-либо частью высказывания партнера или с тем, на что он обратил внимание. Например: «И действительно! А мне и невдомек! Какая неожиданная мысль! Надо будет ее обдумать….». Эта техника особенно эффективна против несправедливой критики или откровенной грубости.

  1. Испорченная пластинка.

Многократное повторение одной и той же емкой фразы, содержащей в себе важное сообщение нападающему или манипулятору, с одной и той же интонацией. Например: « Я готов еще раз тебя выслушать».

  1. Английский профессор.

Корректное выражение сомнения по поводу того, что невыполнение чьих-либо требований действительно нарушает права адресата. Например: «Понимаете, я не могу этого не сделать, т. к. делать это- часть моей личности, и если я сделаю по другому- это буду уже не я .Это не согласуется с моим представлением о себе. Я ценю некоторые свои странности и предрассудки, они помогают мне находить неординарные решения»). Ответ дается вежливо, твердо, с некоторой долей юмора.

  1. Медитативно – релаксационные упражнения. (Евтихов, с. 236)
  1. Храм тишины.
  2. Маяк.
  3. Дом моей души.

  1. Обсуждение прошедшей тренинговой работы. Пожелания.

Литература:

  1. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. – СПб.:Издательство «Речь», 2007. – 256 с.
  2.  «Психолого – педагогическое сопровождение детей в дошкольном образовательном учреждении». – Новосибирск,ООО «Альфа-Виста»,2008. – 144 с.
  3. Саенко Ю. В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями. – СПб.:Речь, 2010. – 232 с.
  4. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д :Феникс, 2008. – 382 с. – (Справочник).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тренинг для педагогов "Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"

Игровой тренинг учителя-логопеда для педагогов ДОУ "Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения"...

Программа саморазвития на тему: «Ознакомление детей раннего и дошкольного возраста с окружающим миром природы»

Программа саморазвития на тему: «Ознакомление детей раннего и дошкольного возраста с окружающим миром природы»...

Тренинг "МАК: познание и саморазвитие"

Тренинг для педагогов детского сада по метафорическим ассоциативным картам: теория, игры, упражнения......

Тренинг "Музыкотерапия: познание и саморазвитие"

Тренинг для педагогов детского сада по музыкотерапии: теория, игры, упражнения......

Тренинг "Цветотерапия: познание и саморазвитие"

Тренинг для педагогов детского сада по цветотерапии: теория, игры, упражнения......

Тренинг "Изотерапия: познание и саморазвитие"

Тренинг для педагогов детского сада по изотерапии: теория, игры, упражнения......

Тренинг для педагогов «Инновационная деятельность как путь саморазвития педагога»

Упражнение «Ожидания» — каждый участник должен назвать свое имя и качество своего характера, первая буква которого совпадает с первой буквой имени. После этого нужно озвучить свои ож...