Программа
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Терехова Юлия Михайловна

Рабочая программа по хореографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

    Дополнительная образовательная программа  имеет художественно-эстетическую направленность.

          Актуальность программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся посредством хореографии . В процессе занятий дети приучаются к сотворчеству, у них развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Дети осваивают музыкально – танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать характер музыки и содержание образа движениями. 

          Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия хореографией : укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей; развивают силу, гибкость, ловкость, быстроту и координацию движений; способствуют формированию интереса к занятиям спортом и физической культурой; формируют жизненно важные навыки : правильную походку, красивую осанку.

Программа предназначена для занятий по хореографии в детском саду, для детей 5-7 лет.

Предмет «Хореография» является профилирующей дисциплиной в цикле предметов по эстетике, введенных в дошкольном образовательном учреждении.

Цель программы: формирование знаний в области хореографической культуры, развитие исполнительских способностей детей.

Кроме того, приобщение детей к искусству танца позволяет не только постичь эстетику движения, но и способствует решению одной из важных проблем эстетического воспитания детей - приобщение их к богатству танцевального и музыкального народного творчества.

Дополнительная программа составлена на основе программы «Ладушки» 1998 года питерских авторов И. Каплуновой, И. Новооскольцевой ориентирована на возраст от трех лет. Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем .Каждое хореографическое  занятие имеет четкое построение: · музыкально-ритмическое движение;   развитие чувства ритма, музицирования;  пальчиковая гимнастика; пляски, игры, хороводы.

Содержание материала программы рассчитано на один год обучения. Занятие проводится два раза в неделю, с группой детей (до 15 до 20 человек.

В детском саду обучение танцу не является специальной задачей. Отправная точка в работе педагога – двигательная игра, в которой дети творчески познают возможности своего тела: покачивание, балансировку, повороты и кружение, бег и бег вприпрыжку, ползание, вращение, наклоны и многое другое. Повторяемые во множестве вариантов простые движения и должны составлять главную заботу педагога – хореографа, работающего с дошкольниками.

Жизненно важно поддерживать присущее детям удовольствие от возможности произвольного движения под музыку. Если в начале ребенок движется спонтанно, сам по себе, то затем постепенно вовлекается в стихию коллективного движения вместе со всеми участниками музицирования.

Новшеством является особая форма сочетания, взаимосвязи музыки и движения. Акцент, сделанный на импровизации не только музыки, но и движения, пробуждает спонтанные индивидуальные проявления двигательной активности, препятствует формированию штампов двигательных форм. Простейшие движения, доступные малышу: шаг, бег, наклоны, повороты, кружения и др., - становятся начальной ступенью для творческих упражнений. Любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, времени, скорости, траектории в пространстве, настроению, выразительности поз и жестов, сходству и различию с моделью. Постепенно двигательное мастерство и умения детей совершенствуются, расширяя и возможности для творческого применения движений.

Малыши обычно не закомплексованы единомыслием, если педагог дает им возможность на занятии самим попробовать и увидеть, как бесконечно разнообразны, могут быть даже обычные шаги. Детей необходимо побуждать находить индивидуальное решение и поощрять разномыслие, позволяющее найти огромное число верных и подходящих решений одной и той же задачи.  

Если на первоначальных стадиях обучения движения ребенка спонтанны, то позднее они становятся оправданными, превращаясь в элементарный танец. По мере развития детей внимание в двигательных упражнениях может быть концентрировано на специальных моментах (акцентированные и не акцентированные шаги в различных метрах, соединение различных видов шага, бега и т.д.). Шаг за шагом детям предоставляется возможность комбинировать известные движения, составлять из них простейшие танцевальные композиции, включать в них инструментальные части, мимические сценки, чередовать сольные и массовые части. Танец под одну и ту же музыку на каждом уроке может быть иным.

Основной задачей на начальном этапе становление и развитие чувства размерной метрической пульсации, которое нужно длительно формировать у детей, чтобы оно стало устойчивым навыком. Его неразвитость у ребенка закрывает ему возможность для самых элементарных форм совместного музицирования. Движение здесь является обязательным и незаменимым средством. Все его простейшие виды, вначале на одном месте, затем с продвижением в пространстве, соединенные с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, пригодны и полезны в этой работе. «Источником» двигательных идей являются сами дети, их способность бегать, прыгать, скакать, кружиться. Можно использовать любое движение, естественное для них.

Задачи программы:

Образовательные – обучить навыкам, знаниям, умениям танцевального искусства в рамках данной программы; познакомить с разными жанрами хореографического искусства (классический танец, русский народный танец)

Развивающие - развить музыкально-ритмическую координацию, осанку, стопу; музыкально-двигательную память; творческие и индивидуальные способности духовного мира ребенка.

Воспитательные – создать крепкий и дружный коллектив; адаптировать к современной жизни.

Таким образом, неотъемлемой частью элементарного музицирования, органически связанной с музыкой и речью;

  1.  способом  внутреннего раскрепощения, умения свободно владеть своим телом (от простейшего движения к элементарному танцу);
  2. средством естественного творческого самовыражения в пространстве; одним из главных способов формирования навыков импровизирования;
  3. основополагающим способом развития деятельности и мышления, тренировки нервно – психических процессов;
  4. основным средством развития чувства ритма;
  5. средством развития социально – коммуникативных навыков;

В объединение принимаются и мальчики и девочки 5-7лет, без специальной подготовки. Состав групп одновозрастной.

Форма организации деятельности детей на занятиях – групповая. При реализации программы используются разнообразные формы проведения занятий:  Утренник, мастер-класс, игра-путешествие, Развлечение и т.д..

К концу   1-го года обучения   ребенок будет знать и уметь:

  1. уметь точно воспроизводить, правильно выполнять преподаваемый материал;
  2. уметь различать динамические изменения в музыке; создавать музыкально-двигательный образ;
  3. научиться внимательно, слушать музыку.

Примерный репертуар

  1. «Русская плясовая» (музыка народная).
  2. «Карусель» (музыка Д. Кабалевского).
  3. «Барыня» (пляска с притопами, музыка народная).
  4. «Сударушка» - парный танец, построен на тройном ходе с ударом, боковых шагах, шаге-каблуке, «свеча»- положение рук.
  5. «Валенки» (русская народная песня «Валенки»).
  6. «Танец петухов» (русский народный танец «Трепак»).
  7. «Танец кукол и солдатиков» Вальс-шутка (фрагмент). Музыка Д. Шостаковича.
  8. «Танец Чарли» песня «Чудак». Музыка Р. Паулса.
  9. «Детский вальс» Вальс. Музыка Л. Делиба.
  10. «Менуэт»

       Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля на протяжении всех годов обучения:

Вид контроля

Сроки

Форма проведения

Начальный

октябрь

Утренник «День Доброты», «Праздник Осени»

Промежуточный

декабрь

Утренник «Новый год»

Промежуточный

февраль

Утренник «Наши папы могут все»

Промежуточный

март

Утренник «В подарок маме»

Итоговый

май

Мастер- Класс

Формами подведения итогов реализации образовательной программы является карта оценки результатов освоения программы, выставки детских работ, открытые занятия.

Для реализации   программы рекомендуется использовать технологию  развивающего обучения:

  1. развитие личности и ее способностей;
  2. ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ребенка и их реализацию;
  3. вовлечение обучающихся в различные виды деятельности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ № п/п



п/П

        ТЕМА

всего

часо

практика

1

Вводное занятие 

1

1

2

Развитие двигательных качеств и умений

10

10

3

Танцы-игры на развитие творческих способностей

11

11

4

Упражнения, этюды на развитие ориентации в пространстве.

11

11

5

 Элементы музыкальной грамоты и передача их в движении.

8

8

6

Формирование мужской и женской модели личности

8

8

7

Развитие танцевальной композиции

18

18

8

Итоговое занятие

5

5

                                            ИТОГО                      

72

72

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Инструктаж по технике безопасности

ТЕМА 2. Развитие двигательных качеств и умений

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений:

-Ходьба шагом с носка под музыку разного темпа, переменный шаг, пружинящий шаг с притопом, вальс и т.д.

-Прыжковые движения - боковой галоп по одному и в парах, поскоки под музыку в разных темпах по одному и в парах.

ТЕМА 3. Танцы-игры на развитие творческих способностей

«Встреча с любимыми героями мультфильмов». Движения в образах: Буратино, Кваки-Задаваки, Волка. Хороводы-игры. «Тимоня», «Как у наших, у ворот.

ТЕМА 4 Упражнения, этюды на развитие ориентации в пространстве.

Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом строиться в шеренгу и в колонну, в несколько кругов, в шахматном порядке, по диагонали, перестраиваться самостоятельно в танце, выполнять прочес и другие виды перестроений

ТЕМА 5 Элементы музыкальной грамоты и передача их в движении.

Определение характера мелодии, формы, сильных долей. Ритмическое разнообразие хлопков и притопов. Игры. «Рыбачек», «Сороконожка

ТЕМА 6. Формирование мужской и женской модели личности

Развитие чувства принадлежности к своему полу, умение налаживать отношения между полами.

-формировать у девочек: мягкость, нежность в движениях, стремление к красоте)

-У мальчиков: твердость, решительность в движениях ,«рыцарское отношение к представительницам женского пола)

ТЕМА 7. Развитие танцевальной композиции

Развитие и умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой

Развитие умения выражать настроения музыкального произведения в танце

ТЕМА 8. Итоговое занятие

Закрепление разученных  танцевальных композиций

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема

Формы занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие 

занятие


  беседа, игра, показ, упражнения, указание

Фонотека Музыкальный центр

 

2

Развитие двигательных качеств и умений

занятие

беседа, игра, показ, упражнения, указание

Фонотека Музыкальный центр

Утренник

3

Танцы-игры на развитие творческих способностей

занятие

беседа, игра, показ, упражнения, указание

Фонотека Музыкальный центр

Утренник

4

Упражнения, этюды на развитие ориентации в пространстве.

занятие

беседа, игра, показ, упражнения, указание

Фонотека Музыкальный центр

Утренник

5

Элементы музыкальной грамоты и передача их в движении.

занятие

беседа, игра, показ, упражнения, указание

Фонотека Музыкальный центр

Утренник

6

Формирование мужской и женской модели личности

занятие

беседа, игра, показ, упражнения, указание

Фонотека Музыкальный центр

Утренник

7

Развитие танцевальной композиции

занятие

беседа, игра, показ, упражнения, указание

Фонотека Музыкальный центр

Утренник

8

Итоговое занятие

Мастер- класс, утренник

Контроля и

самоконтроля

Фонотека Музыкальный центр

Мастер класс

   Для успешной реализации данной программы необходимы:

-Светлый и просторный зал, соответствующий нормам и требованиям гигиены;

-Пол с ковровым покрытием;

-Зеркальная стенка;

-Музыкальный инструмент;

-Аудиоаппаратура;

-Специальная хореографическая одежда;

-Сценические костюмы.  

Список литературы.

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии.  – М.: Рольф, 1999. –272с.
  2. Занятия, развлечения, праздники в детском саду. – Сост. Т.Н. Полушина. – Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу. 2001, 44с.
  3. Каплунова И., Новоскольцева И., Алексеева И.. Ладушки. Топ-топ каблучок. Танцы в детском саду.- С.-Петербург.: «Композитор», 2000. –83с.
  4. Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение. – Минск, 1971.
  5. Ритмика и танец. Программа. – М., 1980.
  6. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. – М.: Просвещение, 1972.
  7. Тютюнникова Т. Движение и музыка!/ Дошкольное воспитание. – 1997. - №8.
  8. Шушкина З. Ритмика. – М.: Музыка, 1976
  9. Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999. Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 - 160c., нот.
  10. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М.: Просвещение, 2004,. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
  11. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7
  12. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.

ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –
  2. Коренева, Т. Ф. «В мире музыкальной драматургии». – М., «Владос», 1999.
  3. Коренева, Т. Ф., «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты.
  4. Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. [Комарова, Т. С., Антонова, А. В., Зацепина, М. Б.], испр. и доп. М.,2002.
  5. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368с.: ил. – («Росинка»).ISBN 5-691-00920-6
  6. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. Пособие / О. А. Соломенникова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  7. Петрова, В. А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.-144 с.
  8. Петрова, В. А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...