Предания старины глубокой.
материал (подготовительная группа) на тему

Шаталина Ирина Николаевна

1.Вход Сказителя, беседа с ним.

2.Стихи о богатырях.

3.Составление кратких рассказов о богатырях.

4.Физминутка "Дубок".

5.Слушание отрезков из музыкальных произведений.

6.Игра "Собери богатыря в дорогу и запряги коня"

7.Украшение доспехов аппликацией.

8.Игра "Будь внимателен".

9.Пословицы,поговорки о богатырях.

10.Заветы богатырей.

11.Вручение сувениров.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_iriny_nik.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

      «Утверждено»  

   Заведующий МДОУ

  «Детский сад № 191»

_____________________.

«____» _________2012 г.

КОНСПЕКТ

НОД «Преданья старины глубокой»

в подготовительной группе

МДОУ «Детский сад №191»

                                                                Воспитатель:  Шаталина И.Н.

Программное содержание:

  1. Дать элементарные сведения о русских богатырях, защитниках родной земли.
  2. Сформировать понятие о том, как служили богатыри, какими качествами они обладали.
  3. Познакомить с оружием богатырей, упряжью их лошадей, как украшались богатырские доспехи.
  4. Закреплять знания о творчестве В.М. Васнецова по картине «Богатыри»
  5. Учить понимать образный строй картины, дать понятия: передний и задний планы.
  6. Формировать умение видеть художественные средства создания образа, чувствовать настроение.
  7. Дать представление о происхождении былин, их авторстве, содержании.
  8. Воспитывать интерес к живописи, музыке, русскому народному творчеству.
  9. Развивать эмоциональное восприятие живописных, музыкальных и художественных произведений.
  10. Воспитывать чувство гордости за богатырей России, уважения к ним, интереса к прошлому страны.

Активизация словаря:

Богатырь, былина, сказитель, гусли, копье, палица, меч, лук, стрелы, шлем, кольчуга, щит, уздечка, седло, стремена.

Методы:

словесные: художественное слово (отрывки из былин, стихи), беседа, составление рассказов детьми.

игровые: игры «Будь внимателен», «Собери богатыря в дорогу и запряги коня», «Подарки богатырям».

Форма организации: подгруппа.

Предварительная работа:

Рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри». Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей»; рассматривание иллюстраций. Изодеятельность на темы «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».

Средства:

1.Гусли – игрушка.

2.Картина В.Васнецова «Богатыри».

3.Отрывки из музыкальных произведений:

        а) Римский – Корсаков «Садко»

        б) П.И.Чайковский «Вальс цветов»

        в) А.Бородин «Богатырская симфония»

        г) А.Вивальди «Времена года»

        д) А.Пахмутова «Богатырская наша сила»

4. Сундучок.

5. Книга «Былины»

   Дети входят в зал под музыку Римского-Корсакого из оперы «Садко».    Сказитель стоит с гуслями, встречает детей. Здоровается

- Здравствуйте! Кто же вы такой будете? Откуда вы к нам пожаловали?

Сказитель. Я, ребята, сказитель былин. Попал к вам из далекого прошлого. Если вы покажите свои знания о далеких временах, о былинах, о богатырях земли русской, то я смогу вернуться обратно. Ведь каждый народ должен знать прошлое своей страны.

- Дети, поможем Сказителю?

- Как раньше называлась земля русская? (Русь).

- Откуда мы узнаем о временах далеких? (из литературы, музыки, живописи).

- Какую вы знаете самую известную картину о богатырях? (показываю картину «Богатыри»).

- Какой художник написал эту картину? (Виктор Васнецов).

- Как бы вы назвали эту картину? Почему?

-Почему художнику захотелось написать эту картину? (Он очень любил былины)

- От какого слова произошло слово «былина»? (от слова быль, было).

- Как же былины дошли до наших дней? (они передавались из уст в уста, от деда к внуку, от отца к сыну).

- Кто слагал былины о богатырях? (сказитель).

Сказитель: - Да, ребята, былины слагал сказитель. Ходил из селения в селение, играл на гуслях и рассказывал былины.

                        Рассказывал про дела старые.

                        Да про старые, про бывалые.

                        Да про битвы, да про сражения,

                        Да про подвиги богатырские!

- Кто является героями былин? (богатыри).

- Кто же такие богатыри? (это герои русских былин, совершающие воинские подвиги. Защитники Русской земли, отличающиеся особой силой).

                        

1.Силен, как вольный ветер,

                        Могуч, как ураган,

                        Он защищает землю

                        От злобных басурман.

                        2.Он из лука стрелял,

                        Метко палицу бросал,

                        На границе стоял,

                        Зорко-зорко наблюдал.

                        3.Он силой доброю богат,

                        Он защищает стольный град.

                        Спасает бедных и детей,

                        И стариков, и матерей!

- Как художник подчеркнул силу богатырей? (на переднем плане – маленькие деревца: елочки, сосенки. На заднем плане – низкие холмы).

- Какое настроение картины? (грозное, тревожное, настороженное)

- Какими средствами художник это передал? (Главные тона здесь темные: серые, зеленые. По небу плывут темные тучи, трава недобро стелется по полю от ветра. Лица у богатырей серьёзные. Они настороженно вглядываются вдаль – не появился ли враг).

- В былинах рассказывается о многих богатырях, но у Виктора Васнецова вот эти богатыри были самыми любимыми. Давайте расскажем о них Сказителю.

1.Илья Муромец -  самый старший и могучий богатырь. Он из крестьянской семьи. Илья уверенно сидит на своем могучем вороном коне. В одной руке держит копьё наперевес, в другой – палицу и зорко смотрит вдаль из-под ладони – не видно ли врагов.

                        На заставе был богатырь Илья,

                        Илья Муромец сын Иванович,

                        А и конь под Ильей словно лютый зверь,

                        А и сам на коне, как ясен сокол!

2.Добрыня Никитич – из княжеского рода. Одет и вооружен по-княжески. На нем шлем и кольчуга, которые защищают богатырей от ударов меча и копья. Он внимательно смотрит вдаль и уже готов отразить нападение врага, вынимая меч из ножен.

                        А и был на заставе Добрыня Никитич сын.

                        И мог его конь добрый богатырский

                        С горы на гору перескакивать,

                        С холма на холм перемахивать.

3. Алеша Попович – сын попа. Он самый молодой богатырь, ловкий и догадливый. У него лук и колчан со стрелами. Алеша умеет не только сражаться, но и песни петь. В руке у него гусли.

                        А и был там Алеша млад,

                        Что из красна города Ростова.

                        А Алешенька, он наровчат был,

                        Он наровчат был, да увертлив ведь.

- Какой богатырь вам больше нравится? Почему?

Сказитель: - Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой его лист и горсть родной земли.

- За что так почитали дуб на Руси? (за его могучесть, жизнестойкость).

- Богатыри верили, что лист дуба придаст им силы и жизнестойкости. А горсть родной земли поможет им одолеть врага.

        Предлагаю встать в круг и сделать хороводный обряд – поклонение дубу.

  1. У нас рос дубок – вот таков! (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх)
  2. Корень да его – вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)
  3. Листья да его – вот так широки! (развести руки в стороны)
  4. Ветки да его – вот так высоки! (руки вверх)
  5. Ах ты, дуб-дубок, ты могуч. (медленно поднимают сцепленные руки вверх)
  6. На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)
  7. Дай мне силы, отваги, добра. (протягивают руки)
  8. Чтобы землю родную
  9. Защитить от врага! (правая рука на сердце).

- Художники выражают свои эмоции в картинах. А композиторы в чём? (в музыке). Давайте послушаем отрывки из музыкальных произведений и определим, какое произведение подходит к этой картине?

1. П.И. Чайковский «Вальс цветов».

2.А.Бородин «Богатырская симфония» (музыка грозная, тяжелая, тревожная, воинственная).

3.А.Вивальди «Времена года».

- А сейчас давайте поможем богатырям собраться в дорогу и запрячь коней.

Игра «Собери богатыря в дорогу и запряги коня» (бумажные формы, собирают на магнитной доске).

- Зачем нужны были шлемы и кольчуга? (они защищали богатырей от ударов меча и копья)

- Какое оружие было у богатырей? (меч, ножны, колчан со стрелами, лук, палица, копье).

- Для чего нужен щит?

- Что такое упряжь? (седло, уздечка, стремена).

Сказитель хвалит детей.

Сказитель:- Раньше доспехи богатырей украшались различными элементами. А вы знаете какими?

  1. Знак солнца был призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь.
  2. Знаки растительности: трава, поле, дерево, колосья, зерна. Доспехи, украшенные этими знаками, должны быть как живыми, сильными, помогать в бою.
  3. Эти знаки были еще и оберегами для богатырей.

Предлагаю детям украсить доспехи в подарок богатырям (щиты, шлемы) аппликацией. Дети украшают доспехи под музыку Римского-Корсакова. Передаем работы Сказителю.

- Богатыри все разные. Но у них много общего. Что у них общее, самое главное?

(Готовность защищать Родину от врагов).

- А сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть разные качества. Если они подходят богатырям, то вы хлопаете в ладоши, если не подходят, не хлопаете.

 Игра «Будь внимателен». 

(храбрый, трусливый, сильный, мужественный, скромный, справедливый).

Сказитель: - Какие пословицы, поговорки о богатырях вы знаете?

        1.Не родом богатырь славен, а подвигом.

        2.Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

        3.Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

        4.В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.

- Какие заветы нам оставили богатыри?

        1.Защищать свою Родину, беречь её.

        2.Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

        3.Быть сильным, храбрым, мужественным, отважным.

        4.Любить свою родную землю, свой народ, свою страну, свою Родину.

- Богатырь не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли, - тоже богатырь. А как вы думаете, в наше время есть такие люди, которых можно назвать богатырями? (Это те, кто защищает нашу Родину. Солдаты и офицеры, смелые и отважные. Это олимпийские чемпионы: у них есть и сила, и воля к победе).

                

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

                Не скакать врагам по нашей земле,

                Не топтать их коням землю русскую,

                Не затмить им солнце наше красное!

                Век стоит Русь – не шатается!

                И века простоит – не шелохнется!

Сказитель:- Я верю в то, что когда вы вырастите, то про вас тоже можно будет сказать – богатыри.

Вы знаете, что такое былина, кто такие русские богатыри, какая у них была одежда и оружие, как они защищали свою Родину. И, конечно, я смогу вернуться в свое время, в далекое прошлое. Спасибо вам за подарок. А для вас вот в этом сундучке лежит подарок. До свидания. Мне пора идти.

Открываем сундучок, там лежит книга « Былины».

                        А преданья старины

                        Забывать мы не должны.

                        Слава – русской старине!

                        Слава – русской стороне!

Дарим гостям сувениры (гусли).

Уходим под песню А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭССЕ на тему "ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ"

мои  рассуждения  по  поводу.......

Презинтация годовой работы по патриотическому воспитанию "Русь - преданья старины глубокой"

Презинтация годовой работы по патриотическому воспитанию "Русь - преданья старины глубокой"Цель:  Познакомить детей с образом жизни людей древней  Руси , с их обрядами; с орудиями труда, исп...

Предания старины глубокой

Занятие в подготовительной группе по истории Отчизны на примере Отечественной Войны 1812 года...

к конкурсу «ПРЕДАНЬЕ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ» номинация "Святки"

Представлена презентация из 2 частей с детскими работами и описаниями Рождественских традиций, обычаев. примет.Материал создан совместно с воспитателем по ФЭМП Андрияненковой А.В....

Презентация (часть первая и часть вторая) к конкурсу "Преданье старины глубокой" - номинация "Святки""

Материалы презентации подготовлены совместно с педагогом Гореликовой Т.В. содержат детские работы по теме "Рождество встречаем, песнями, колядками славим...", Рождественские обычаи, традиции, приметы....

Конспект НОД с детьми подготовительной группы по теме: «Преданья старины глубокой»

Цель: создание педагогических условий для становления нравственно- патриотических качеств личности ребенка дошкольника через ознакомление детей с традициями и обычаями народов родного края. Задач...

Проект на тему «Преданья старины глубокой»

Детство – каждодневное открытие мира. И поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.(В. А. Сухомлинский)...