Сохранение психологического здоровья детей 1-3 лет через образовательную деятельность «коммуникация».
методическая разработка (младшая группа) по теме

Борисова Марина Владимировна

Сохранение психологического здоровья ребенка является актуальной проблемой современного общества, то есть это способность к адекватному поведению и деятельности, умение справляться с психотравмирующими факторами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сохранение психологического здоровья детей 1-3 лет  

через образовательную деятельность «коммуникация».

            Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Содержание образовательной области

«Здоровье» направлено:

на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

        сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

        воспитание культурно-гигиенических навыков;

        формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Содержание образовательной области

«Коммуникация» направлено:

на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

        развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

        развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

        практическое овладение воспитанниками нормами речи.              

                  С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Сохранение психологического здоровья ребенка является актуальной проблемой современного общества, то есть это способность к адекватному поведению и деятельности, умение справляться с психотравмирующими факторами.

Мозговой штурм: «Признаки психоэмоционального напряжения»:

  1. Трудности засыпания и беспокойный сон;
  2. Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла;
  3. Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность;
  4. Рассеянность, невнимательность;
  5. Отсутствие уверенности в себе (ребенок чаще обычного ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним);
  6. Проявления упрямства;
  7. Вредные привычки (сосет палец, грызет ногти), плохой аппетит;
  8. Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх других.

Игра "Эхо". (Цель этого упражнения - настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.)

Тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: "Вася, Вася", а мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Васина соседка справа Ира, а мы снова повторяем. Таким образом все по очереди назовут и прохлопают свое имя.

Игра: «Подари ласковушку»

Источник: Г.Б. Монина, Е.В. Ларечина «Игры для детей от  года до трех лет». – СПб.: Речь, 2008. Стр.

Описание: Ребенок, родитель и педагог сидят в кругу. Педагог рассказывает историю про ласковушку. Это приятные, добрые прикосновения. Затем показывает, как можно подарить ласковушку соседу, и предлагает ребенку подарить приятные прикосновения, кому захочет.

Игра:«Шумелка»Предложите детям поиграть в «Волка и поро-Цсят», «Волка и козлят», «Волка и зайчиков»,«Лису и курочек», «Пчелок и медведя», «Кота и мышей» — в зависимости от того, какую сказку им недавно читали или рассказывали. Игра заключается в том, что дети, изображающие поросят, козлят, курочек, пчел или мышей, шумом отпугивают непрошенного гостя (волка, лису, медведя или кота, которого изображает воспитатель).Например, воспитатель говорит: «Давайте вы будете курочки, а я — лиса. Курочки гуляют по двору, а лиса подкрадывается, чтобы поймать курочку. Чтобы прогнать лису, курочки шумят, хлопают крыльями, кудахчут, стучат лапками — вот так», — и показывает детям, как шумят курочки. Затем объявляет: «Курочки гуляют», — дети спокойно ходят по группе. Далее воспитатель изображает крадущуюся лису и говорит: «Вот крадется лиса», — и добавляет от имени лисы: «Сейчас я поймаю курочку!» Дети начинают шуметь, и «лиса» с испуганными возгласами убегает.В зависимости от выбранного сюжета дети изображают разных животных: козлята бодаются, зайчики могут барабанить ладошками, кулачками, кубиками, формочками по столу или по полу, пчелки жужжат и летают, — и все громко кричат.

Игры с водой. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей.

Игры с песком, сыпучими материалами. Эти игры также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

  1. при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние;
  2. развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;
  3. с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Таким образом, что игры на снятие психоэмоционального напряжения могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды и «аурой радости» в группах раннего возраста. Такие игры оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.



Предварительный просмотр:

Примерный список игр

Игры с водой

Игры с песком

Игры с сыпучими материалами

переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой, спринцовкой) и способами (губкой, резиновой перчаткой, воронкой);

наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку, водяные мельницы…);

веселая рыбалка (вылавливание рыб удочкой с магнитом);

тонет – не тонет (игры на экспериментирование);

игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с помощью соломинки, воронки; взбивание пены венчиком). “Поймай пузырь на ладошку”, “Чей пузырь больше?”, “Чей пузырь улетит выше, дальше…”;

игры с заводными плавающими игрушками, мельницей;

игра “Море” (разноцветные большие и маленькие камушки, ситечко, игрушки – обитатели моря).

Игры- эксперименты ( «поймай льдинку», «что как плавает» (набор предметов из разных материалов – резиновая уточка, пластмассовый кораблик, бумажная лодочка, фигурки из пенопласта, деревянная палочка)

Сюжетно-отобразительные игры (купание игрушек, стираем-маме помогаем, разливаем суп…)

по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны; скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после — одновременно (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец — мизинчиком);

Строительство пирамидок

Рисуем палочками на песке

Пересыпание песка из ладошки в ладошку

Пересыпание с мельницы

Сырой – печем печенье

Игры с палочками 

Закапывание, раскапывание игрушки в песке

Строительство дорожки, горки

Укладывание дорожек из камушков на песке


просеивание (горох, манка, сито);

пересыпание круп (из миски в миску, из чашки в чашку, из стаканчика в стаканчик);

перекладывание круп (ложкой, рукой, стаканом);

перебирание (например, смешаны горох и фасоль);

прятанье и поиск игрушек в крупе (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема);

поднос с манкой:

– рисование разных дорожек; зигзагообразные и круговые движения ладошками по манке – едет машинка, ползет жук, крутится карусель…

– нажимать на манку кулачками костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток;

– оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать кто оставил следы;

-использование коллажей (форма, цвет, овощи, фрукты, животные).

«Как сохранить психологическое здоровье детей?»

Сохранение психологического здоровья ребенка является актуальной проблемой современного общества, то есть это способность к адекватному поведению и деятельности, умение справляться с психотравмирующими факторами.

 Психотравмирующие факторы:

  1. Частое использование в лексике приказных фраз, повелительного наклонения, оскорблений в общении с ребенком;
  2. Постоянные замечания, особенно мелочные;
  3. Ругань, крик, раздражительность в присутствии ребенка;
  4. Непоследовательные требования взрослых (один разрешает, другой запрещает);
  5. Частые  или длительные «отлучки» родителей;
  6. Частая неблагоприятная оценка взрослыми какого-либо вида деятельности ребенка (маме не понравился рисунок, а ребенок ждал одобрения);
  7. Когда неблагоприятная оценка со стороны значимого взрослого переноситься на оценку личности ребенка («Из тебя никогда не выйдет художник, потому что ты бездарь!»);
  8. Частое сравнение ребенка с другими не в его пользу («Смотри, Маша умеет застегивать сандалики, а ты?! Все дети, как дети, а ты?!»);
  9. Завышенные требования к ребенку.

     Признаки психоэмоционального напряжения:

  1. Трудности засыпания и беспокойный сон;
  2. Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла;
  3. Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность;
  4. Рассеянность, невнимательность;
  5. Отсутствие уверенности в себе (ребенок чаще обычного ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним);
  6. Проявления упрямства;
  7. Вредные привычки (сосет палец, грызет ногти), плохой аппетит;
  8. Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх других.

  Профилактика психоэмоционального напряжения:

  1. Доброжелательное, теплое, приветливое общение с ребенком;
  2. В лексике чаще использовать сослагательное наклонение, местоимение МЫ;
  3. Бережное отношение к любым проявлениям эмоциональности ребенка;
  4. Чаще хвалите ребенка за любые проявления самостоятельности и правильного поведения;
  5. Создайте в семье спокойную, дружественную атмосферу;
  6. Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в них;
  7. Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно;
  8. Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: рисуйте, лепите, конструируйте;
  9. Хвалите и ругайте один раз  за один поступок;

Игры для детей раннего возраста по физической релаксации и снижение мышечного тонуса

  1. Разговаривайте с ребенком ласковым тихим голосом, поглаживая его по головке, приговаривая потешку.
    Для девочек:

Ах,ты моя, девочка.
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.

            Для мальчиков:

Ой, ты мой, сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.

  1. Легко и ритмично потрясите поочередно ручки ребенка. Можно поднести к ним трясущийся мяч «бам-бол-бол» (пусть ребенок почувствует вибрацию мяча). При этом приговаривайте:

Под ладонями горячих,
Озорных ребячьих рук,
Непоседа, резвый мячик,
Заплясал, запрыгал вдруг.

  1. Легким похлопыванием ладонью ребенка о свою ладонь, расслабьте ручку малыша, приговаривая:

Дай ладошечки, моя крошечка,
Мы похлопаем по ладошечкам!
На, ладошечку, моя крошечка,
Мы похлопаем по ладошечке.

Или

Лады-ладуси
Были у бабуси,
Ели кренделек,
Пили киселек,
Взяли на закуску
Хлеб да капустку,
Взяли на дорожку
Пышную лепешку,
Да в придачу из печи
Маковые калачи.
Не хотите калачей?
 

  1. «Поехали-поехали». Посадите малыша к себе на колени, покачивая его и приговаривая:

Мы ехали, ехали
В лес за орехами.
По кочкам, по кочкам
В ямку бу-у-у-х!

Затем медленно раздвиньте ноги, чтобы малыш слегка провалился между ними.

  1. Поочередно разгибайте пальчики малыша, приговаривая:

Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья!

  1. «Зайка»

Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашел,
Капустку нашел.
Сидит, грызет.
Иди прочь — хозяин идет!
Игры должны вызывать у ребенка эмоционально-радостное настроение. Желательно использовать невербалику: гримасы, смешные позы, жесты.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 34 «Теремок»

Города Димитровграда Ульяновской области

Копилка игр

для снятие психоэмоционального

напряжения у детей раннего возраста

Материал подготовил:

Педагог-психолог

Борисова М. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Решение вопросов сохранения психологического здоровья детей в процессе первичной адаптации к дошкольному образовательному учреждению"

Методическая разработка родительского собрания в форме презентации для родителей будущих дошкольников....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....

Семинар для воспитателей «Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников.

Современная  ситуация  в  образовании  предполагает  активное  участие  родителей  в  педагогическом  процессе.  Сегодня  они  выступаю...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...

Сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников.

формирование здорового образа жизни у родителей, как ценности. Выступление на педсовете....

«Формирование семейных ценностях у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей, их физического развития через совместную деятельность с семьями»

Игра с педагогами через решение кроссворда по теме "Физкультурно - оздоровительная работа в режиме дня"...