Консультация для учителей -дефектологов
методическая разработка по теме

Попова Ирина Валериевна

Информация для учителей - дефектологов работающих с детьми с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

“Основы цветовой грамоты”.

Работая с детьми с нарушением зрения, мы проводим коррекционное обучение во всех видах деятельности. Это  усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения полученных знаний. Одной из задач коррекционного обучения является – формирование и применение у детей   знаний о сенсорных эталонах, обучение аналитическому восприятию цвета, формы, величины.

Сегодня мы поговорим о формировании знаний о цвете.  Какие виды работы нам необходимо провести для того,  чтобы дети успешно усваивали  знания о сенсорных эталонах (цвет), как эти знания  реализовать в окружающем мире.

Цвет – это мощное средство эмоционального воздействия на человека.

Выделяют две основных функции цвета: различительную и выделительную.

  • Различительная – первичная функция цвета. Например, по цвету различают отдельные предметы или группы предметов: овощи и фрукты, предметы одежды и т. д.
  • Выделительная функция означает не только отличия предметов по цвету, но цветовые отношения с окружающими предметами или цветовой средой.

Все существующие цвета в природе принято делить на две группы: хроматические и ахроматические.

  • хроматические (цветные, окрашенные) – все цвета и оттенки цвета;
  • ахроматические (бесцветные) – белый, чёрный, все переходы серого.

Всем известно, что восприятие цвета зависит от освещения, так как свет и цвет неразделимы, без света нет и цвета; цвет есть ощущение, вызываемое светом. Благодаря свету человек различает форму и цвет предметов. На занятиях должны давать максимальную освещённость помещения.

Знание основ цветовой грамоты – обязательное условие при планировании занятий. Учёт этих знаний, а также особенностей цветового восприятия у детей с нарушением зрения позволит грамотно построить коррекционно-педагогическую работу, которая предполагает развитие точных, расчленённых цветовых эталонов; формирование способов обследования цветовых свойств предметов и изображений, представлений о цвете у наших детей.

Таким образом, можно выделить основные задачи в ознакомлении детей с цветом:

  1. Знакомство с цветовыми эталонами.

2.        Формирование способов обследования цветовых свойств предметов.

3.        Обучение действиям по использованию сенсорных цветовых эталонов:

  • обучение действиям идентификации, то есть установление тождества цвета воспринимаемого объекта эталону;
  • обучение действиям соотнесения предметных изображений, предметов по цвету;
  • обучение анализу и синтезу цветовых сочетаний.

4.        Развитие способности систематизировать эталоны цвета:

  • находить заданный цвет в классификационных и сериационных рядах;
  • составлять ряды из аналогичных по цвету предметов;
  •         находить лишний по цвету предмет в рядах;
  • составлять ряды из цветных предметов в ритмически заданной последовательности.

5.        Закрепление представлений о цвете в микро- и макропространственной ориентировке.

6.        Формирование представлений об изменяемости цветовых тонов по светлоте.

7.        Формирование представлений о тёплых и холодных цветах спектра.

8.        Обучение получению из основных цветов спектра красного, синего, жёлтого промежуточных оранжевого, зелёного, фиолетового и получению оттенков цветов.

9.        Развитие внимания, памяти, мышления с опорой на представление о цвете.

10.Формирование представлений о цвете на основе их взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой.

Кратко остановимся на каждой из этих задач.

1.        Знакомство с цветовыми эталонами.

Каждый воспитатель, должен знать, какие цвета необходимо усвоить ребёнку на определённом этапе обучения цвету в каждой возрастной группе:

А. Первый год обучения (3-4 лет) – учить жёлтый, красный, синий, зелёный цвета;

Б. Второй год обучения (4-5 лет) – закреплять представления об четырёх цветах спектра; учить оранжевый, голубой, фиолетовый, коричневый цвета;

С. Третий год обучения (5-6 лет) – закреплять представление о шести цветах спектра, также знание о последовательном расположении цветов в спектре; учить розовый, бордовый, малиновый цвета;

Д. Четвёртый год обучения (6-7 лет) – продолжать формировать представления об основных и промежуточном цвете; учить серый, сиреневый, лиловый цвета.

2.        Формирование способов обследования цветовых свойств  предметов.

Здесь необходимо учить детей подбирать нужный цвет как признак предмета, а при его описании уточнять его цветовую окраску.

Например, “Найди цветок для бабочки” - цветы и бабочки шести цветов спектра. Детям предлагается спрятать бабочек на цветках так, чтобы их не было видно. Дети совместно с педагогом рассматривают цветки и бабочек, отмечается, что их цвет должен совпадать. В конце дети называют цвет бабочек и цветков.

3.        Обучение действиям по использованию сенсорных цветовых эталонов.

На этом этапе проводится обучение действиям соотнесения предметных изображений, предметов по цвету.

Например, “Раскрась овощи и фрукты” - педагог ставит на стол тарелку с овощами и фруктами (апельсин, морковь, помидор, огурец, банан) просит назвать предметы и их цвет. Затем раскладывает перед детьми рисунки с контурным изображением овощей, фруктов. Дети раскрашивают их в нужный цвет.

   4.  Развитие способности систематизировать эталоны цвета.

Необходимо учить находить заданный цвет в рядах; находить лишний по цвету, предмет в рядах; составлять ряды из аналогичных по цвету предметов.

Например, игра:  “Какой цветок лишний?” - педагог предлагает детям рассмотреть карточку, на которой изображены четыре синих и один голубой цветок, ответить на вопрос: “Какой цветок лишний?”, дети объясняют своё решение.

5.        Закрепление представлений о цвете в микро- и макропространственной ориентировке.

На занятиях  следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми с зрительной патологией. Необходимо использовать сильные цветовые контрасты, например, контраст чёрного и белого, жёлтого и синего, красного и зелёного, белого и синего, оранжевого и зелёного, красного и серого.

       Таким образом, воспитатели должны учитывать, что для эффективного обучения ребенку необходимо предоставить наилучший вариант видимости (яркости, контрастности, освещенности). И наоборот, частичное и полное несоответствие цветовых характеристик и фонов приведут к возникновению ошибок в действии ребенка. Например, игра:  “Кто больше увидит?” - Педагог прост детей, найти в окружающем пространстве как можно больше предметов, которые имеют белую (черную) окраску (или такую окраску имеют их части). Каждый раз детям необходимо рассказывать, где расположен обнаруженный предмет.

6.        Формирование представлений об изменяемости цвета по светлоте.

Например, “Помоги Незнайки собрать букет”. – В гости к детям “приходит” Незнайка с букетом цветов. Педагог предлагает составить букет из оранжевых цветов. Дети по очереди выбирают из разноцветного букета оранжевые цветы. Затем внимание детей обращается на их оттенки. Педагог просит разложить цвета в ряд от темного к светлому  (темно-оранжевый, ярко-оранжевый, светло-оранжевый). Дети выкладывают ряд с помощью педагога. После этого задание дети выполняют самостоятельно.

  1. Формирование представления о теплых и холодных цветах спектра. 

Вначале необходимо уточнить знание детей о теплых и холодных цветах.

Например, игра: “Разложи карандаши” – На столе у педагога 2 стакана красного и синего цвета. Предлагает поставить в красный стакан карандаши теплых тонов, а в синий – холодных. Используются цветные карандаши разных оттенков красного, оранжевого, желтого, голубого, синего и фиолетового цвета – дети раскладывают по стаканам. У них остаются зеленые карандаши, педагог говорит - “Зеленый карандаш является промежуточным цветом, мы положим его между стаканчиками”.

8. Обучение детей,  получению из основных  цветов спектра красного, синего, жёлтого   промежуточных  оранжевого, зелёного, фиолетового  и  оттенков цветов.

Например, игра: “Колокольчики” - раскрасить цветы в голубой цвет. Педагог обращает внимание, что у детей нет голубой краски, и обучает способу получения голубого цвета.

9.        Развитие внимания, памяти, мышления с опорой на представления о цвете.

В процессе проведения игр и упражнений дети учатся выбирать заданный цвет из нескольких возможных; выслушивать задание до конца, побуждаются к активному запоминанию и воспроизведению зрительной информации о цвете.

Например, игра “Запомни и найди” (Цветные медальоны) – детям раздаются цветные медальоны, нужно найти свой цвет. Усложненный вариант, из предложенных цветов выбрать любой другой цвет, кроме «своего» – на запрещение.

10.        Формирование представлений о цвете на основе их взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой.

При таких  заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, особенно важным является восприятие ребёнком определенных цветов, таких как красного, желтого, оранжевого.   Их знание способствует закреплению результатов лечения, направленных на повышение остроты зрения.   В  детском саду  имеется  методический материал  Ремезовой Л. А.. «Развитие цветового восприятия». Он   помогает педагогам  качественно подготовиться к занятию. Это практическое пособие:  «Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников» (для младшей и средней группы). Методические рекомендации и рабочие тетради, где представлен демонстрационный и раздаточный материал, а также дан материал, направленный на овладение детьми системой эталонов цвета, на формирование способов обследования предметов и их изображений, цветовых сочетаний, на знакомство с оттенками цвета и т.д. Все игры и упражнения сгруппированы с учётом возрастных особенностей и закономерностей психического развития детей. Очень интересное методическое  пособие: “Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения”. В нём  представлены планы занятий, содержание которых соответствует основной Программе  для каждой возрастной группы.

Занятия по формированию у детей с нарушением зрения представлений о цвете лучше проводить утром, в полдень и близко к полудню с учётом функциональной мобильности сетчатки, повышения её цветочувствительности в дневные часы, чтобы они целесообразно вписывались в распорядок дня.

Таким образом, знание основ цветовой грамоты – является обязательным условием при планировании занятий. Учёт этих знаний, а также особенностей цветового восприятия у детей с нарушением зрения позволит педагогам грамотно построить коррекционно-педагогическую работу по формированию представлений о цвете, так как  цвет – одно из самых доступных детям средств художественной выразительности. Развитие цветовосприятия – важная педагогическая проблема, требующая решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Недостаточное внимание педагогов к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятия эмоциональной насыщенности цвета, является одним из факторов угасания интереса детей к изобразительному творчеству.  

                               

Консультация  для воспитателей

тема «Организация  внимания ребенка ».

«Ничто так не удивляет, не увлекает детей, ничто с такой силой не пробуждает желание стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и мудрый взрослый».

В.А.Сухомлинский

Одна из форм познавательной деятельности – это внимание. Наше поведение, жизненные успехи во многом зависят от свойств нашего внимания. Сколько раз приходится нашим детям смотреть на образец, чтобы выполнить задание. А мы взрослые, говорим, ты не внимателен, пропустил, не дорисовал… Что мы при этом имеем ввиду? Объем внимания, его концентрацию, возможность свободного переключения на другой объект.

Недостаток внимания в дошкольном возрасте не позволяет ребенку воспринять многое из окружающего мира, приобрести необходимые навыки, умения, усвоить понятия, доступные его возраста. В дальнейшем  у таких детей, помимо адаптационных трудностей, как правило, возникают сложности в овладении знаниями.

Именно из–за  недостатка концентрации и объема внимания ребенку трудно учиться в школе, он рассредоточен, рассеян; мозговые структуры, отвечающие за процессы внимания, не приучены работать. Ребенок словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах это особенно заметно, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна. Что же такое внимание? Это способность человека сосредоточится на определенных объектах или явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно производят воздействие самые разные источники информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и ненужно. Но выделить полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо.

Внимание можно охарактеризовать и как возможность человека регулировать собственную интеллектуальную активность, от уровня которой зависит способность к обучению. Основные свойства внимания:

Концентрация внимания – умение сосредоточится на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу.

Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек со слабой концентрацией внимания бывает рассеянным, несобранным.

Внимательный человек внимателен и к людям, он вдумчиво слушает собеседника, пытается его понять, «услышать». Невнимательный -часто импульсивен, скор на решения, допускает много ошибок, от которых страдает он сам и его окружение.

Объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 3-7 лет число таких объектов колеблется от3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать стремительные операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. У дошкольников устойчивость внимания считается хорошей, если ее продолжительность находится в пределах от десятка секунд до 1-3 минут.

       Внимание бывает трех видов.

Непроизвольное внимание, обычно фиксирует то, что ярко, эмоционально и преобладает у детей младшего возраста.

Произвольное – заставляет запоминать не то, Что хочется, а что необходимо.

Постпроизвольное – это внимание, связанное с увлеченностью и интересом к чему – либо.

Устойчивость внимания даже при самом интересном изложении материала, сохраняется только в течении определенного времени, у каждого ребенка по – разному. Поэтому, планируя занятия, необходимо учитывать это и планировать чередование  смены учебной деятельности.

Также как и другие составляющие познавательного развития (восприятие, мышление, память), внимание нуждается в тренинге. Для этого можно использовать ряд диагностических игр: «Пропусти число», «Сравни картинки», «Кто внимательней». Применяя в работе  игры на внимание можно изменить в лучшую сторону отношение к учебной деятельности.

В детском саду имеется методическое пособие Л.Я.Береславского «Интеллектуальная мастерская», в которой приведены тренинговые упражнения на «внимание» для детей 3, 4, 5 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО УТРЕННИКА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ЗПР «БУРАТИНО ИДЁТ В ШКОЛУ» АВТОРЫ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГУСНКОВА Н.И., УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЖУКОВА М.А., УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ДЬЯЧЕНКО Т.Т.

Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Консультация для учителей-дефектологов: Формирование темпа-ритма средствами логоритмических занятий у детей, страдающими заиканием.

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. В соответствии с определением, заикание - это нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным с...

Консультация для учителей – логопедов, учителей – дефектологов в рамках секции РМО

Тема: «Проектная деятельность в работе с дошкольниками»Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к ...

Дефектолог - это кто? В чем заключается работа учителя-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом?

Дефектолог - это кто? В чем заключается работа учителя-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом? Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И ...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""

Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....

Консультация "Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей в коррекционно-развивающей группе"

Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.Эффективность коррекционно-воспитатель...

Консультация "Взаимодействие учителя – дефектолога и воспитателей по формированию пространственных представлений у детей с ЗПР".

С какого возраста начинать работу по формированию пространственных ориентировок , роль педагогов в данном процессе....