Современные дети - современные игры
статья (старшая группа) по теме

Бондаренко Татьяна Ивановна

Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности.

Особое значение в дошкольных учреждениях придается игре, так игра является основным видом деятельности ребенка. Ее влияние на развитие личности трудно переоценить.

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_bondarenko.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические чтения

“Слово учителю – мастеру “

 «Современные дети – современные игры»

( из опыта работы)

        Воспитатель МБДОУ д\с № 31 Радуга"                

 Бондаренко Татьяна Ивановна

вторая  квалификационная категория

2010  г.

г. Усть-Илимск

Содержание.          Стр.

1.  Актуальность        3

2. Новизна        4

3. Теоретические основы организации игры        5

4. Цель и задачи        6

5. Оформление предметно-развивающей среды        6

6. Этапы работы по теме        7

7. Вывод        10

8. Результаты, диагностика        10

9. Перспективы        11

10. Используемая литература        12

11. Используемая литература для работы с детьми        13

12. Приложения        14

Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности.

Особое значение в дошкольных учреждениях придается игре, так игра является основным видом деятельности ребенка. Ее влияние на развитие личности трудно переоценить.

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

Исследования отечественных и зарубежных ученых – философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либше, Георг Клаус, К.Г. Юсупов, В.И. Истомин, В.И. Устименко, Д.Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре.

Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а так же указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и обучением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Проблеме игры  детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования, Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л.С.Выгодский, С.Д. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ф.И. Фрадкина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Т.Е. Конникова, Д.В. Менджерицкая, Р.М. Римбург, Р.И. Жуковская, А.В. Чернов, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванкова и т.д.). В других определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, В.Р. Беспалова, З.М. Богуславская, Б.И. Хачапуридзе, В.Н. Аванесова и т.д.). Третьи раскрывают значения игры в художественном воспитании детей (П.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Н.В.Артёмова ).

В период дошкольного детства, игра, вступает в пору своего расцвета. Появляются более сложные игры как по содержанию и средствам отображения реальной жизни, так и по организации. Это сюжетно-ролевые игры, которые продолжаются длительное время с постепенным развитием и усложнением содержания, игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей.

На современном этапе в педагогическом процессе игре уделяется недостаточно внимания, так как задача интеллектуального развития является приоритетной. Создавая предметно-игровую среду в ДОУ, воспитатели тем самым могут способствовать игровой деятельности ребенка, а значит, и влиять на развитие его личности.

Актуальность данной проблемы подтолкнуло меня  в выборе темы для самостоятельного, более глубокого изучения: «Современные дети – современные игры». Я поставила перед собой цель: создать условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр детей.

Если говорить о современных детях, то, прежде всего, нужно сказать: дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало.

Тем не менее, единственный язык, который дается детям, это язык игры. В игре дети узнают мир и систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях.

Современные дети, как правило, «играют» в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживая у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплескивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство.

Сегодня актуальными становятся игры, развивающие мелкую моторику  и способствующие развитию речи. Сюжетно-ролевые игры, входящие в жизнь

 с 3-х лет, перестают быть похожими на игры мам и пап.

Попробуйте поиграть с современными детьми в советский магазин с очередями, неэлектронными весами и подсчетом сдачи на деревянных счетах. Или предложить им обыгрывать работу портного в ателье, в котором они ни разу не были. Нельзя сказать и о том, насколько от наших с вами игрушек отличаются современные. Их много, поэтому зачастую ребенку трудно не только выбрать, во что он будет играть, но и помечтать о том, что ему так нравилось. Помимо мягких мишек и зайчиков, ребенок с огромным интересом разглядывает роботов, монстров, разнополых кукол, взрослых Барби и Кенов и другие сюжеты для игр с такими игрушками отличаются от традиционных игр в дочки-матери с куклами и кроватками! Поэтому менять необходимо все – уделять внимание тем играм, которые раньше возникали стихийно, помогать детям развивать сюжеты, которые им понятны, ориентироваться в мире игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребенка с пользой для него, помогать детям знакомиться с входящими в нашу жизнь техническими средствами коммуникации, обучения и развития (т.е. компьютерами). Да и концепция воспитания в современной жизни сильно изменилась – то, что прививалось детям 60 – 90 годов уже не работает. Нужно действовать другими методами, уважающими индивидуальность ребенка и принимающими его теоретические основы.

Воспитательно-образовательная система детского сада включает в себя развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, конструктивная деятельность с включением простейших трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, знания по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началом математики, и, наконец, ролевая игра.

А.П. Усова считает, что деятельность ребенка в игре развивается в направлении изображения различных действий («плавает», «стирает», «варит» и т.д.), изображается само действие. Деятельность детей принимает характер строительный – возникают строительно-конструктивные  игры (в них нет ролей). Наконец выделяются игры ролевые, где ребенок создает тот или иной образ. Игры эти идут по двум заметным руслам: игры режиссерские, когда ребенок управляет игрушкой (действует через нее), и игры, где роль выполнятся лично самим ребенком («мама», «продавец», «шофер», «врач» и т.д.).

А.П. Усова так же отмечает, что в процессе освоения предметных действий наблюдается постепенное изменение роли материала и игрушек в играх.

Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б, Эльконин доказали, что дошкольника привлекает в основном сфера социальной жизни. Сюжетно-ролевая игра является ведущей для детей, именно в ней успешнее развиваются и достигают более высокий уровень развития личности, психические процессы, разные виды деятельности.

Еще К.Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок не выражает интереса к играм, пассивен или играет стереотипно и примитивно для своего возраста – это серьезный сигнал для взрослого: такой ребенок требует особого внимания, это «особенный » ребенок может быть гений, а может неблагополучный.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом.
  2. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности.
  3. Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания об окружающей жизни,  впечатления производящие от прочитанной литературы, телепередач, мультфильмов.
  4. Способствовать возникновению в игре дружеских, партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам. Помогать детям самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли и самим в этнически приемлемой форме разрешать конфликты.
  5. Учить детей самостоятельно подбирать предметы и атрибуты для игр.
  6. Развивать у детей умение использовать в сюжетно - ролевой игре постройки из строительного материала.
  7. Воспитывать дружеские взаимоотношения, развивать умение считаться с интересами товарищей.
  8. Развивать активное речевое общение.

При проектировании предметно-игровой среды я, прежде всего,  ориентировалась на цели развития и воспитания детей, исходила из сущности требований современной педагогики, активной роли ребенка и взрослого в этом процессе. Предметно-игровая среда в нашей группе была организованна таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Оборудование размещалось по принципу не жесткого центрирования, что позволяло детям,  объединятся подгруппами по общности интересов. Учитывалось проявление интереса у детей к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Для многих сюжетно-ролевых игр вносилось оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей.

Большое внимание уделяла организации предметно-игровой среды для новых и современных тематик игр, а именно: «Телевидение», «Автосалон», «Супермаркет», «Редакция газеты», «ГИБДД», «Банк» и др. Было спланировано пополнение и обновление предметно-игровой среды для большинства запланированных игр.

Например, для игры «Экологи» детям предлагались карты, схемы местности, «Красная книга», экологические знаки.

Оборудование для сюжетно-ролевых игр комплектуем по коробкам с названием игры и картинка, обозначающая ее тематику. Таким образом, дети имеют возможность выбирать игру по своим интересам. Большое внимание удаляем  функциональной надежности  и безопасности среды. Современное оборудование и игровой материал соответствует эстетическим требованиям.

В начале своей работы составила перспективный план, изучила новинки методической литературы. Для каждой возрастной группы были поставлены задачи с постепенным усложнением:

Вторая младшая группа

  1. Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов);
  2. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить).
  3. Учить взаимодействиям в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер – пассажир, мама – дочка, врач - больной).
  4. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

Средняя группа.

  1. В совместных с воспитателем играх, содержащие две-три роли, совершенствовать умение объединятся в игре, распределять роли (мать, отец, дети).
  2. Учить подбирать предметы и атрибуты для игры. Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала.
  3. Учить договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал. Согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.
  4. Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов.
  5. Развивать социальные отношение играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.
  6. Развивать эмоционально-положительное отношение к игровому персонажу.

Старшая группа.

  1. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.
  2. Учить детей согласовывать тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий в совместной игре. Договариваться, мириться, уступать, убеждать, самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры.
  3. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимоотношения.
  4.  Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, увеличение количества объединяемых сюжетных линий.
  5. Создавать условия для творческого самовыражения детей, для возникновения новых игр и их развития.
  6. Учить детей коллективно возводить постройки необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.
  7. Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.

Подготовительная группа.

  1. Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы, детали.
  2. Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений от произведений художественной литературы, мультфильмов, телепередач, экскурсий, выставок, путешествий, походов.
  3. Обращать внимание детей на достоверность и качество исполняемых ролей, социальную значимость изображаемых в игре персонажей.
  4. Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
  5. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарища, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

Для успешного выполнения задач в работе с детьми были использованы методы и приемы:

  1. Организовывали встречи с интересными людьми, представителей военных профессий, пожарного, милиционера.
  2. Наблюдения за трудом взрослых.
  3. Экскурсии в магазин, на почту, в пожарную часть.
  4. Проводили беседы с детьми.
  5. Рассматривали иллюстрации
  6. Читали художественную литературу.
  7. Организовывала игры
  8. Проводила праздники, развлечения, в том числе совместно с родителями.
  9. Проводила занятия «Знакомство с профессией», в том числе доктора, продавца, повара, почтальона, модельера, парикмахера и др.

Разработала модели, схемы сюжетно-ролевых игр для каждой возрастной группы: «Скорая помощь», «Магазин детской косметики «Маленькая Фея», «Город встречает гостей», «Путешествие в Африку», «Морское путешествие», «Спасатели», «Конкурс красоты». Детям очень нравятся сюжетно-ролевые игры. К концу подготовительной группы ребята проявляли инициативу в создании игрового замысла, увлекали партнеров по игре его новизной и необычностью. Согласовывали свой замысел с замыслами сверстников. Отражали в содержании игры взаимоотношения людей, эмоционально передавали их внутреннее состояние.

Дети научились самостоятельно отбирать, придумывать разнообразные сюжеты для игры, выполнять одновременно несколько игровых ролей (водитель – диспетчер, конструктор - летчик); уделять внимание качественному и оригинальному исполнению; соотносить роль и свои реальные действия. Дети могут осуществлять поиск необходимой атрибутики, реквизита, пользоваться ими. Взаимодействовать с товарищем в игре, ведя диалогическое общение. Моделировать предметно-игровую среду, внося в нее многофункциональные материалы.

Большое значение уделяла работе с родителями, проводила тематические беседы на темы: «Как играть с детьми», «Ига в жизни ребенка», «Чем занять детей на природе», «Зачем нужна игра». Предлагала родителям консультации: «Осторожно! Антиигрушка», «Игры нашего детства», «Игрушки – ваши помощники», «Игрушки: как оценить их качество», «Игра – путь к познанию предметного мира». Проводила день семейного общения «Игрушки – океан детских желаний», конкурс красоты для мам «Весенняя капель».

Большую помощь родители оказали в приобретении игр, пособий, атрибутов и игрушек для группы, организовали экскурсии, встречи с интересными людьми,  посещали и участвовали в сюжетно-ролевых играх.

 В течении двух лет мы тесно взаимодействовали с культурно-образовательными учреждениями города: посещали цирковые посещения в ДК «Дружба», библиотеку семейного чтения, картинную галерею, краеведческий музей, а так же посещали спектакли  кукольного и драматического театра.

Углубленно работая над проблемой игры в детском саду, организовывая игры с детьми сделала следующие выводы: сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих взаимоотношений. В игре ребенок ориентируется в смыслах серьезной человеческой деятельности.

Руководя играми, взрослый не должен спешить подсказывать решение тех или иных задач. Гораздо эффективнее наблюдая за игрой установить, на что следует обратить внимание детей на занятиях. Обогатить ребенка разнообразными представлениями, системой знаний – значит дать обильную пищу для развития его воображения для создания образов, ситуаций, которые можно реализовать в игре.

Диагностируя игровую деятельность ребенка, учитывала мотивационный аспект, то есть предпочтение и уровень овладения сюжетно-ролевой игрой. Уровень развития игровой деятельности так же определяла в ходе наблюдения за свободной игровой деятельностью группы; отмечала наличие сюжетно-ролевой игры, и ее сюжет, содержание и некоторые качественные и количественные особенности.

Работая с детьми на протяжении четырех лет, каждый год отмечала положительную динамику в развитии игровой деятельности детей, стало заметно, как повышается уровень проявления самостоятельности детей в играх: знание правил, умение организовывать обстановку для игры; умение распределять роли и выполнять их; умение подчиняться установленным правилам; умение разрешать конфликтные ситуации; умение согласовывать свои действия друг с другом.

Дети принимали активное участие в игровой деятельности, сюжеты которой развивались на основе наблюдений из окружающей жизни.

Для того, чтобы можно было подвести итоги, свидетельствующие об эффективности проделанной мною работы по созданию предметно-игровой среды и развитию игровых умений у детей, была проведена диагностика уровня развития сюжетно-ролевой игры.

II младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий

20%

21%

37%

45%

51%

54%

55%

81%

Средний

54%

60%

50%

50%

46%

46%

45%

19%

низкий

26%

19%

13%

5%

3%

-

-

-

Таким, образом хочется отметить, что игровая деятельность является основным средством развития личности моих воспитанников и источником их знаний и социального опыта.

В перспективе планирую; обеспечивать и обогащать дальнейшее развитие у детей разносторонних представлений о действительности и умения использовать эти представления для создания новых инициативных сюжетов игр. Предоставлять детям возможность самостоятельно определять содержание сюжетно-ролевых игр, поддерживая при этом нравственно и познавательно ценные сюжетные линии. Создавать развивающую предметно-игровую среду для самодеятельных, обучающих и досуговых игр. Предоставлять для игры время и место.

Используемая литература.

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой;
  2. «Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я. Михайленко;
  3. «Как играть с детьми» Н.Я. Михайленко;
  4. Программа «Истоки: базис развития ребенка-дошкольника». Т.И. Алиева, Т.В.Антонова;
  5. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» Н.А. Виноградова;
  6. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В. Краснощекова;
  7. «Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова.
  8. Журналы «Дошкольное воспитание»;
  9. Журналы « Ребенок в детском саду»;
  10.  Журналы «Игра и дети».

Литература, используемая при работе с детьми.

  1. Русские народные сказки:
  1. «Репка»
  2. «Теремок»
  3. «Колобок»
  4. «Заюшкина избушка»
  1. К. Чуковский
  1. «Телефон»
  2. «Мойдодыр»
  3. «Айболит»
  4. «Муха-Цокотуха»
  1. Н.Носов
  1. «Живая шляпа»
  2. «Автомобиль»
  3. «Заплатка»
  4. «Я помогаю»
  5. «Прятки»
  1. Э.Машковская
  1. «Жадина»
  1. С.Маршак
  1. «Кошкин дом»
  2. «Вот какой рассеянный»
  3. «Почта»
  4. «Рассказ о неизвестном герое»
  1. В.Маяковский «Кем быть?»
  2. В.Н. Крупин «Отцовское поле»
  3. Б.Житков «Что я видел»
  4. Е.Пермяк «Как Маша стала большой»
  5. А.Митяев «Почему Армия родная»
  6. А.Барто «На заставе»
  7. Л.Кассиль «Твои защитники»
  8. М.Михеев «Лесная мастерская»
  9. Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Современные дети - современные игры"

Цель консультации - познакомить воспитателей с влиянием современных игрушек на развитие игрового сюжета дошкольников и выявить задачи по совершенствованию игровой деятельности детей...

Родительское собрание "Современные дети, современные игры"

В ходе собрания  родители знакомятся с ведущим видом деятельности современного ребенка-дошкольника – игрой....

«Современные дети – современные игры»: проблемы организации игровой деятельности в ДОУ и семье

Раздумья о том, каков же современный ребенок, как его воспитывать, как достигать с ним взаимопонимания, привели к тому, что у современного ребенка должен быть современный педагог. Мы начали прорисовыв...

Консультация для родителей "Современные дети, современные игры."

Консультация для родителей "Современные дети, современные игры."...

"Современные дети - современные игры" круглый стол для воспитателей

Игра – наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатления, знаний, эмоций.Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она способствует...

Консультация для воспитателей и родителей: «Современные дети, современные игры».

Консультация для воспитателей и родителей:«Современные дети, современные игры».Говоря о современных детях, то, прежде всего, нужно сказать: дети в наши дни либо совсем не играют, либо игра...